Опричнина и страшный суд юрганов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Опричнина – личный удел Ивана IV с особым управлением и особой организацией войска.

Причины поворота внутренней политики Ивана IV к опричнине:

Ø Стремление к неограниченному самодержавию;

Ø Недовольство темпами централизации и результатами преобразований;

Ø Стремление подавить растущее недовольство народа непопулярной Ливонской войной;

Ø Психологические особенности личности.

Сущность опричнины (точки зрения):

Стремление таким образом утвердить государственное начало, противостоявшее родовым отношениям. Жестокость ─ порождение суровой эпохи (С.М. Соловьев).

Антиудельная и антибоярская политика (борьба с сепаратизмом князей и бояр ─ противников централизации), способствовала укреплению самодержавия (С.Ф. Платонов).

Возникла вследствие тяжелого душевного расстройства и особых черт характера (Н.М. Карамзин).

Опричнина как средство подавления в стране недовольства непопулярной Ливонской войной (А.Л. Хорошкевич).

Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины (А.А. Зимин, В.Б. Кобрин).

Направлена на укрепление царской (самодержавной) власти (современная историография).


Значение и общие итоги царствования Ивана IV

Опричнина – личный удел Ивана IV с особым управлением и особой организацией войска.

Причины поворота внутренней политики Ивана IV к опричнине:

Ø Стремление к неограниченному самодержавию;

Ø Недовольство темпами централизации и результатами преобразований;

Ø Стремление подавить растущее недовольство народа непопулярной Ливонской войной;

Ø Психологические особенности личности.

Сущность опричнины (точки зрения):

Стремление таким образом утвердить государственное начало, противостоявшее родовым отношениям. Жестокость ─ порождение суровой эпохи (С.М. Соловьев).

Антиудельная и антибоярская политика (борьба с сепаратизмом князей и бояр ─ противников централизации), способствовала укреплению самодержавия (С.Ф. Платонов).

Возникла вследствие тяжелого душевного расстройства и особых черт характера (Н.М. Карамзин).

Опричнина как средство подавления в стране недовольства непопулярной Ливонской войной (А.Л. Хорошкевич).

Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины (А.А. Зимин, В.Б. Кобрин).

Направлена на укрепление царской (самодержавной) власти (современная историография).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока в 10 классе на тему:

Опричнина как репетиция Страшного Суда

Аннотация к уроку : В рамках данного урока предлагается рассмотреть ори гинальный взгляд на опричнину как на явление, порожденное своеобразными ду ховно-религиозными исканиями царя в ожидании Конца Света и Страшного Суда. Материал излагается с привлечением исторических источников.

Цель : ознакомление учащихся с возможными причинами введения опричнины и характером этого явления.

актуализировать знания по темам, связанным с правлением Ивана IV;

рассмотреть представления государя о природе царской власти и взаи моотношениях подданных с государем;

показать как эсхатологические представления и ожидания царя по влияли на введение политики опричного террора.

Тип урока : комбинированный.

Время урока : 45 минут.

Оборудование : компьютер, проектор.

Этапы урока

1 . Приветствие . Актуализация знаний по теме урока (5 минут):

1 . 2 . Вопрос классу : О каком правителе идет речь?

Ожидаемый ответ : Иван IV Грозный.

Вопрос классу : Какие исторические события произошли в период его царствования и чем он вам более всего известен?

2 . Постановка проблемы (7 минут).

2 . 1 . Слово учителя: Личность Ивана IV Грозного ставит перед исследова телями множество вопросов. С одной стороны, перед нами один из образо ванных людей эпохи, написавший целый ряд посланий, в том числе к иностранным монархам, основатель Печатного двора, автор богослужебных песнопений (стихир), покровитель русских распевщиков (музыкальных мастеров) 2 и вообще глубоко религиозный человек, с другой стороны, это необычайно жесто кий даже для своего времени правитель, с именем которого связаны изо щренные казни, пытки и насилия в отношении подданных; человек, охотно прибегавший к услугам знахарок и ведуний, натура сладострастная и распутная.

Одним из самых загадочных явлений во внутренней политике Ивана IV является опричнина. Её последствия, по словам В.Б. Кобрина, были таковы, как будто страна испытала опустошительное вражеское нашествие.

2.2. Вопрос к классу : Попробуйте ответить на вопрос о сущности опричнины? Что это за явление и для чего она была введена?

3 . Религиозное мировоззрение (3 минуты ).

3.1 . Слово учителя: Представление русских людей XVI в. о го сударстве, о церкви и о царе крепко стояли на фундаменте православной веры и были про никнуты сверху донизу религиозными мотивами. Согласно легенде, рождению самого Ивана IV предшествовала очень нехорошая история, которая не могла не отразиться на будущем царе и, как следствие, на его государстве.

3.2 . Вопрос к классу : Назовите родителей Ивана Грозного?

Ожидаемый ответ : Василий III и Елена Глинская.

4 . Представления государя о власти и благочестии (15 минут).

4.1 . Слово учителя: Как вам известно, начало опричнины связано со странным и неожиданным отъездом царя из столицы в Александрову слободу 3 декабря 1564 г. О тправившись как будто на богомолье, он взял с собой жену, казну и пропал, а через некоторое время сообщил подданным, что, раздраженный бо ярским своеволием, изменами бояр, воевод и приказных людей, он решил отой ти от дел. В итоге под давлением простых москвичей Боярская дума отпра вила к царю делегацию во главе с архиепископом Пименом с просьбой вернуться. Иван IV выставил странное условие, которое и было принято: он разделил все земли на две части – земщину, где будут управлять бояре, и опричнину, где царь сам переберет людей. Те, кого царь не желал видеть в составе опричного двора, насильно выселялись на территорию земщины.

4.2 . Чтение и анализ исторического источника (извлечения из первого послания к Андрею Курбскому):

Далее Иван Грозный приводит в пример Курбскому его слугу Василия Шибанова, который помог ему бежать в Литву и затем доставил его письмо царю. По приказу Ивана IV Шибанова подвергли страшным пыткам, но он сохранил верность господину:

Ожидаемый ответ : Верность господину, происте кающая из непротивления воле Господа (возможны любые близкие по смыслу ответы).

4.3 . Слово учителя : Оправдано ли, с точки зрения царя, проявление жесто кости к подданным? Читаем послание далее:

4.4 . Вопрос к классу : Что примечательного было в облике опричника?

Ожидаемый ответ : метла, песья голова, черные кафтаны.

4.5 . Слово учителя : Действительно, внешние атрибуты и одеяния оприч ников очень приметны. Иностранные послы (Иоганн Таубе и Элерт Крузе) описывают их в таких выражениях:

5 . Опричный двор на основании исторических источников (10 минут).

5.1 . Слово учителя : Порядки, заведенные Иваном Грозным в опричном дворе, также напоминали (или пародировали) монашеские. Вот что пишет Альберт Шлихтинг, состоявший переводчиком при царском враче:

Эти сведения дополняют Таубе и Крузе:

«Сам он [царь] был игуменом, кн. Афанасий Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими распределяли службы монастырской жизни. В колокола звонил он сам вместе с обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в церкви… В этом собрании поет он сам со своими братьями и подчиненными попами с четырех до семи. Когда пробивает восемь часов, идет он снова в церковь, и каждый должен тотчас же появиться. Там он снова занимается пением, пока не пробьет десять. К этому времени уже бывает готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам остается стоять, пока те едят… Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу.

И все это в сочетании с пытками и казнями:

5.2 . Слово учителя : Символика, связанная со Страшным судом, видна в архитектуре опричного дворца. Его описание дает Генрих Штаден:

Это описание, как заметил А.Л. Юрганов, соответствует описанию Храма Божьего в книге пророка Иезекииля, хорошо известной Ивану Грозному и его современникам. Отсюда, очевидно, черпались идеи при создании дворца:

5.3 . Слово учителя : Опричный дворец был уничтожен во время страш ного набега крымского хана Девлет-Гирея на Москву, в котором современ ники усмотрели проявление гнева Божьего. Штаден писал:

В уничтожении опричного дворца, который олицетворял Град Божий, царь, по всей видимости, увидел знак, что Бог не благословляет опричнину. Это стало одной из причин (возможно, главной) отмены опричнины.

7 . Домашнее задание (2 минуты).


— Какое сознание делало возможной и понятной опричнину?

— С начала XVI века в русском обществе укрепляется представление, что царь не просто мирской владыка, а пастырь. Для европейского сознания это нечто странное: даже сегодня, пытаясь объяснить эту черту национального менталитета, я сталкиваюсь с удивлением зарубежных коллег. В теме опричнины это принципиально: верховный правитель для нас — это правитель вообще, который отвечает за все. В XVI веке он отвечает за все православие, за весь Божий люд — и непосредственно перед Богом. На одного человека в таком случае падает невероятный по своей грандиозности груз. И вот теперь представьте себе весьма одаренного, впечатлительного, талантливого и прекрасно образованного великого князя из рода Калитичей — Ивана IV, который понимает, что он ответственен за все и всех, грядет Страшный суд, и Бог, которого он представляет исключительно грозным судьей-владыкой, заставит его держать ответ. Что делать, раз на тебя такое упало? Когда мы говорим про апокалиптические настроения русского Средневековья, мы часто думаем о них как о страхе за свою жизнь, за существование мира. Но этот страх неспецифичен: в XXI веке за мир можно переживать не меньше, пусть и по другим причинам. Главное в апокалиптике — груз ответственности, который давит, который невозможно с себя снять и который заставляет совершать странные, на первый взгляд нелогичные поступки.

— В учебниках все же настаивают, что Грозный задумал опричнину с целью устранить боярскую оппозицию…

— У нас с планированием по сей день плохо. Сознание XVI века ушло, но какие-то характерные отпечатки остались?

— Что за бояре были при Грозном? Он ведь подозревал их в изменах, натравливал на них посадских людей и опричников… Безосновательно?

— О, достойных людей было много! Они ведь не канули в бездну и, несмотря на казни, о них хранилась память. Вот, я бы вспомнил Ивана Петровича Федорова — русского гуманиста XVI века. Много ли слышали о нем? А ведь это был богатейший человек своего времени, и одновременно — благотворитель и просветитель. Царь, как водится, заподозрил его в измене, отнял все имущество и отправил на войну против татар. Уже без денег, благодаря своему доброму имени, Федоров достал и коня, и амуницию — исполнил приказ. В 1568 году вернулся из похода, ну а Грозный устроил известное представление: усадил его на свой трон, воздал почести, а потом всадил нож в сердце. Это образ боярина. А вот образ князя, двоюродного брата царя — Владимира Старицкого. Когда царь вызвал его к себе в Александровскую слободу и велел и ему, и его супруге, и дочке выпить яд (обвинил их в заговоре), он тоже не испугался и не унизился. И видя это, слуги удельного князя стали обличать царя, зная, чем это закончится. Образ средневекового чиновника — это, например, дьяк Иван Михайлович Висковатый, глава Посольского приказа: человек, способный вести переписку со всеми зарубежными дворами и при этом явно не казнокрад…

Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд

Смотри также

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории

М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т "Открытое общество", 2004 . — 701 с. — ISBN 5-7281-0090-2. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям. Учебное пособие отвечает новому статусу источниковедения в современной.

  • 10,24 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 17.02.2017 18:59

Зимин А.А. Опричнина

  • 6,31 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.02.2021 16:02

Хорошкевич А.Л. Царский титул Ивана IV и боярский "мятеж" 1553 г

  • 417,87 КБ
  • добавлен 29.08.2011 19:18
  • изменен 29.08.2011 19:18

Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв

М.: Наука, 1978. - 420 с. Содержание: Введение Историография и источники. Методология и методика: Предварительные замечания 50-60-е годы XIX в. 70-80-е годы XIX в. 90-е годы XIX - начало XX в. (до 1917 г. ) Советская историография Зарубежная историография Источники. Методология и методика источниковедения От политической раздробленности к сословной монархии.

  • 18,37 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 22.03.2011 22:08

Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси

М.: Соцэкгиз, 1960. — 901 с. Монография Л.В. Черепнина представляет собой исследование, посвященное одному из важнейших, но недостаточно изученных вопросов истории России феодального периода - проблеме ликвидации феодальной раздробленности и образования единого Русского государства. Ее основная задача - показать с позиций марксистско-ленинской теории на примере России общие.

  • 5,29 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 27.08.2018 01:28

Юрганов А.Л. У истоков деспотизма

// История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991. Каким же образом монголы смогли изменить облик Руси? И только ли они были виноваты в том, что неизмеримо большей, чем в Европе, оказалась в России роль государства? Попробуем найти ответы на эти вопросы, волновавшие умы не одного поколения историков.

Читайте также: