Опишите творчество есенина после революции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Трагический характер образа послереволюционной России

в творчестве С. А. Есенина

Поэт не мог примириться со смертью привычной и милой ему патриархальной культуры, как и самой деревни, но не мог и предотвратить их умирания, происходившего на его глазах. Отсюда – неразрешимая раздвоенность сознания и жизни лирического героя Есенина, его бросание из одной крайности в другую. Отсюда – перепады от эйфории к отчаянию, от надежды к ужасу, от нежности к показной грубости, от аполитичности к наивной политизации окружающей жизни, свойственных данному периоду его творчества.

Список использованных источников

Базанов, В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В. Г. Базанов. – Л. : Советский писатель, 1982. – 302 с.

Есенин, С. А. Собрание сочинений : в 2-х т. / С. А. Есенин. – М. : Современник, 1990. – Т. 1. – 480 с. ; т. 2. – 498 с.

Сергей Есенин : подлинные воспоминания современников / под ред. Е. Таран. – М. : АСТ, 2017. – 560 с.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Революцию 1917 года Есенин встретил восторжен­но. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему, в первую очередь для крестьянст­ва. Поэт верил, что пришло время для мужицкого сча­стья, для сытой, вольной жизни. Такое новое отноше­ние к жизни нашло свое отражение непосредственно и в творчестве Есенина.

Я иное узрел пришествие —

Где не пляшет над правдой смерть.

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Говорю тебе — будет время,

Отплещут уста громов;

Проводят голубое темя

Колосья твоих хлебов.

Нет, не рожь! Скачет по полю стужа,

Окна выбиты, настежь двери.

Даже солнце мерзнет, как лужа,

Которую напрудил мерин.

Поэт чувствует, что приходит конец всему, чем он так дорожил, к чему испытывал глубокую привязан­ность. Приходит конец прежнему старинному укладу жизни, родному сельскому краю:

Трубит, трубит погибельный рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

На место тонконогого жеребенка приходит на кре­стьянские поля железный конь, с которым уже беспо­лезно тягаться:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В этой железной схватке с городом Есенин осознает бессилие деревни, она обречена. И поэт, полный от­чаяния, шлет проклятия железному коню:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы.

Герой нарочно пытается выглядеть в глазах людей хуже, чем на самом деле. Но в душе он по-прежнему остается таким же деревенским озорником, до боли любящим свой край, свою природу:

Я очень люблю родину.

Сердцем я все такой же.

. постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

В стране советской многое изменилось, и поэт для себя делает много открытий. Изменился бедный и не­приглядный деревенский быт, сняты кресты с коло­колен:

С горы идет крестьянский комсомол,

И под гармонику, наяривая рьяно,

Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю.

Поэт приносит своеобразную присягу своей обнов­ленной стране:

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Куда несет нас рок событий.

Но теперь все стало на свои места, стало все иначе, но уже понятно — поэт осознает и принимает обнов­ленную Россию:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Цветы сражалися друг с другом,

И красный цвет был всех бойчей.

Их больше падало под вьюгой,

Но все же мощностью упругой

Они сразили палачей.

Поэту жаль, что пришлось заплатить жизнью мно­гих людей за ожидаемую новую, светлую жизнь:

Мне страшно жаль

Те красные цветы, что пали.

Идет время и с новой действительностью не все ла­дится у лирического героя, с новой властью он далеко не во всем согласен:

Я из Москвы надолго убежал:

С милицией я ладить не в сноровке.

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Вот так страна! Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но Есенин находит в себе силы не стать на путь гне­ва и обиды за невостребованность, он завещает судьбу своей страны молодым, не обремененным грузом гре­хов и ошибок:

Цветите юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Он приветствует и благословляет новую жизнь, счастье других:

Каждый труд благослови, удача!

История успеха

Поэтические сборники

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Язык и стиль

Образ Есенина в лирике

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

По поводу личности Сергея Есенина спорят как маститые литературоведы, так и просто любители хорошей поэзии. Одни считают его непризнанным гением, бунтарем против устоявшихся догм, романтиком, так и не нашедшим себя в сложные времена прихода к власти большевиков. Другие утверждают, что Есенин – неуравновешенный, хотя и самобытный, поэт, предпочевший практически пропить свой талант, пустившись во все тяжкие. Таким критикам загадочная смерть автора множества знаменитых стихотворений кажется вполне закономерной.

Сделать выводы каждый ценитель задушевной лирики сможет самостоятельно. Для этого необходимо ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Есенина.

Детские годы


Будущий литературный гений появился на свет 3 октября 1895 года в деревеньке Константиново Рязанского края. Его родители – Александр и Татьяна – происходили из крестьянских семей. К тому же в 1905 и 1911 годах у Есенина родились младшие сестры, так что возможности для получения хорошего образования казались довольно призрачными.

Однако семья будущего поэта все же отправила его учиться. С 9 до 17 лет он посещал два учебных заведения:

  • в 1904 – 1909 годах – земское училище в родном селе;
  • в 1909 – 1912 годах – в учебном заведении для подготовки учителей церковно-приходского типа, расположенном в Спас-Клепиках в 30 км от Константиново.


Родители мечтали о том, чтобы сын выбрал учительскую стезю. Однако юный Сережа был совсем не в восторге от подобных планов. Еще в училище он практически забросил учебу, а за хулиганские выходки его и вовсе оставили на второй год.

После поступления в церковно-приходскую школу Есенин начал осознавать, что призвание его жизни – поэзия. Об этом свидетельствуют первые стихотворения, некоторые из которых найдены в записной книжке его друга – Гриши Панфилова. Последний сыграл особую роль в становлении Сергея как поэта, всячески поддерживая его в занятиях литературой.

Бурная юность


Завершив учебу в 1912 году, Есенин категорически отказался искать место преподавателя, покинул родной дом и отправился в столицу. Здесь в мясной лавке служил его отец. Он устроил сына в общежитие и похлопотал о предоставлении ему места в конторе той же лавки, но уже вскоре непокорный и ветреный юноша оставил должность. В душе Есенину хотелось более интеллектуальной и творческой работы. В процессе ее поисков поэту удалось устроиться в известную типографию И. Сытина на должность подчитчика. В его обязанности входило помогать корректору вычитывать книги.

Через год после приезда Сергей начал регулярно посещать занятия на историко-философском факультете местного народного университета, проучившись на нем до 1915 года. Одновременно он попал под влияние Суриковского литературно-музыкального объединения, члены которого серьезно повлияли на формирование его поэтического мировоззрения. Не чурался молодой человек и общения с революционерами, которые вели пропаганду как раз в рабочей среде. Именно в этот период он даже попал в поле зрения полиции.

Гой ты, Русь, моя родная…

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Литературное признание

Интересно, что с 1915 по 1917 год поэт-лирик был очень дружен со своим коллегой по писательскому цеху Леонидом Каннегисером. Последний впоследствии прославился жестоким убийством председателя Петроградской чрезвычайной комиссии Урицкого.

Не жалею, не зову, не плачу…

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Жизнь и творчество после Октябрьского переворота


В 1921 году поэт всецело отдался тяге к путешествиям. Вместе с преданным другом Блюмкиным он побывал на Урале, в Оренбургской области и в Средней Азии. В последнюю Есенин просто влюбился. Согласно мемуарам современников, поэт с удовольствием читал свои произведения в домах образованных жителей Ташкента, регулярно посещал чайханы и старый город и ездил на осмотр древних достопримечательностей в Самарканд. Ему очень нравились живописная восточная природа, особое мировоззрение местных жителей, узбекская поэзия и мелодии.

Вернувшись из путешествия, в том же году молодой человек познакомился с музой всей своей жизни – балериной из США Айседорой Дункан. Вместе с ней тонко чувствующий лирик посетил многие европейские страны: Италию, Германию, Бельгию, Францию, а также северноамерианский континент. Однако после возвращения в СССР брак двух оригинальных людей быстро распался.

Удивительно, но Есенин, несмотря на любовь к чтению и неплохое самостоятельно полученное образование, совершенно не знал иностранных языков. Поэтому с супругой Айседорой им приходилось объясняться через переводчика: Сергей не знал английского, а Дункан были известны всего лишь несколько слов на русском.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Шаганэтымоя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Последние годы перед гибелью


Однако тучи вокруг гения русской лирики постепенно сгущаются. В его творчестве появляются отчетливые нотки разочарования советской властью. Это приводит к постоянным нападкам на Есенина в советской прессе: его обвиняют в пьянстве, распущенности, агрессивности и т. п.

Таинственная смерть поэта

  • На лбу Есенина была найдена небольшая вмятина, якобы представлявшая собой след от удара рукояткой оружия по лбу. Однако результаты экспертизы не подтверждают наличия серьезных травм на теле. Отметина же на лбу легко объясняется тем, что лицо поэта длительное время соприкасалось с трубой после повешения.
  • Некоторые исследователи считают, что высота потолка в номере Есенина не позволила бы ему повеситься самостоятельно. Но специально проведенная реконструкция комнаты по сохранившимся данным о размере номеров доказала, что высота потолка в помещении была не более 3,5 м. Так что поэт, рост которого составлял 168 см, вполне мог покончить с собой, используя тумбу высотой около 150 см (она и была найдена рядом с телом).
  • Иногда можно услышать мнение, что Есенину сначала перерезали вены, приведя в полуобморочное состояние, а затем имитировали самоубийство. Однако в номере и на самом трупе не нашли ни малейших следов крови или настолько глубоких порезов.

Последнее стихотворение поэта, написанное кровью

Графологическая экспертиза подтвердила, что произведение написано самим Есениным. Неровные строки, прыгающие то вверх, то вниз, свидетельствуют о глубокой подавленности его автора. Стихотворение считается последним прощанием гениального лирика с миром, так разочаровавшим его. В нем нет ни боли, ни отчаяния, лишь практически христианское смирение, тихая грусть и надежда на встречу в будущей жизни.

До свиданья, друг мой, до свиданья…

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Творчество Есенина

Тематика и настроение есенинских стихотворений неоднократно менялись в течение его жизни. Формально его лирику можно разделить на несколько периодов:


Любовные увлечения Есенина

Поэт обладал довольно симпатичной внешностью, а наличие у него лирического таланта делало его еще более привлекательным в глазах женщин. Ключевыми фигурами в его личной жизни были:

  1. Анна Изряднова. Первая неофициальная супруга Есенина была старше него и работала в типографии, где они и познакомились. После того как Анна забеременела, около 2 лет они прожили вместе. Однако после отъезда поэта в Петроград в 1915 году девушка осталась в Москве и одна воспитывала их общего сына Юрия.
  2. Зинаида Райх. С 1917 по 1921 год официальной женой Есенина была скромная секретарша петроградской газеты, впоследствии ставшая известной актрисой и спутницей жизни знаменитого режиссера Мейерхольда. Зинаида вспоминала, что жизнь с поэтом оказалась невыносимой: он много пил, дико ревновал ее и даже избивал, когда она была беременна. Райх сбежала от него к родителям с 2 детьми: дочерью Таней и сыном Костей.
  3. Айседора Дункан. В 1921 –1923 годах рядом с поэтом была эта известная американская танцовщица. Некоторые биографы утверждают, что именно ее Есенин любил больше всего, но их брак распался достаточно быстро из-за языкового барьера и разницы в менталитете.
  4. Галина Бениславская. С ней Сергей познакомился за год до встречи с Айседорой, после чего они почти сразу стали близки, но ненадолго. После расставания с Дункан Есенин вернулся к ней, но продолжал относиться к Галине как к другу. Он продолжал пить, водил в ее комнату женщин, а в 1925 году и вовсе женился на внучке Льва Толстого.
  5. Софья Толстая. С этой юной аристократкой поэту также не удалось стать счастливым. Она была его супругой всего лишь несколько месяцев перед самоубийством, но их нельзя было назвать счастливыми. Стремление Есенина к простоте, душевному теплу, родству душ плохо сочеталось с чопорностью и некоторым деспотизмом Софьи, воспитанной в соответствии с правилами строгого этикета.

Жизнь Есенина была хоть и непродолжительной, но очень яркой как в плане творчества, так и личных отношений. Многие его произведения и по сей день остаются непревзойденными шедеврами русской поэзии.

Ермак: Сибирь и её покорение

Один из важнейших этапов становления русской государственности – покорение Сибири. Освоение этих земель заняло почти 400 лет и за это время произошло множество событий. Первым русским покорителем Сибири стал Ермак. Ермак Тимофеевич Идея и цели .

Открытие Америки Колумбом

В истории много случайных открытий, когда первооткрыватели стремились совсем у другой цели. Самый яркий пример – открытие Америки Колумбом, совершенное во время поисков морского пути в Индию. Первая экспедиция Вторая экспедиция Третья экспедиция .

Читайте также: