История возникновения субкультур кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие субкультуры как системы ценностей, принадлежащей социальной группе людей объединённых по интересам, не противоречащим ценностям традиционной культуры, а дополняют её. История и причины ее появления. Социальный механизм образования субкультур.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.04.2015
Размер файла 30,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по социальной психологии

Выполнила: Студентка 4 курса

Содержание

2. История возникновения субкультур

3. Причины появления субкультур

4. Виды субкультур

Список используемых источников

Введение

субкультура социальный ценности

Современное общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих людей похожие интересы и запросы, и чтобы удовлетворить их, необходимо объединиться друг с другом, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века [8]. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Объект изучения: субкультура.

Предмет изучения: причины появления и виды субкультур.

Актуальность: Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся представителями различных субкультурных направлений. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как социально-психологический феномен.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие субкультуры, историю ее возникновения.

2) Выяснить причины формирования современных субкультур.

3) Ознакомиться с классификацией субкультур.

Методы: анализ продуктов деятельности.

Впервые данный термин появился в научной литературе только в 30-х годах XX века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые годы XX века за рубежом и восьмидесятые годы в нашей стране [13]. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи.

Субкультура - это система ценностей, принадлежащая некоторой социальной группе. Разновидности субкультур не ограниченны, пока существует человечество, развивается наука и социальная инфраструктура, будут возникать сообщества связанные одними интересами, профессиональными навыками и просто условиями жизни. Внутри каждой такой ячейки, как следствие, возникают свои правила, нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между людьми данного "подвида" субкультуры. Существует такая точка зрения, что субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения [8]. Символы субкультур - это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов - это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Таким образом, субкультура в социологии и культурологии - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры.

2. История возникновения субкультур

Молодежная субкультура, в том виде, в котором мы наблюдаем ее сейчас - возникла двадцатом веке, на определенном этапе жизни общества, а соответственно, связана с теми изменениями, которые произошли в жизни общества в последнем столетии, а конкретней во второй его половине [2, с.14-15]. К первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране можно отнести стиляг. Второй всплеск субкультур пришелся на 70-е годы. Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, но и в научной.

Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контркультуры как таковой. С середины и до конца 90-х гг. молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

Конец двадцатого века это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. [16].В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения

3. Причины появления субкультур

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором - привлекательность качеств в подростках из субкультур - смелость, независимость, умение отстоять себя.

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны [12]. Так Р. Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом “шок-протесте”.

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре [12]. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации [12]. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения).

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка, по мнению многих исследователей, в частности Я. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей [14].

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам и, таким образом, решается на эксперимент, чтобы ответить на вопрос: существует ли он как человек, как социальное существо?

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институтами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д..

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

4. Виды субкультур

Выделяют два вида молодежных субкультур: - ингруппы -- группы, с которыми молодой человек себя отождествляет; - аутгруппы -- группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущая свое отличие от принадлежащих к этим группам.

По специфике поведения членов группы выделяют [3, с. 15].:

- просоциальные -- группы, которые не несут угрозу обществу, а, наоборот, демонстрируют позитивность и готовность помогать;

- асоциальные -- группы, демонстрирующие критичность по отношению к каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

- антисоциальные -- группы, в которых не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить

А. В. Толстых предложил следующую типологию молодежных субкультур [7, с. 16]:

2) эколого-этические субкультуры -- занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду (зеленые);

3) нетрадиционные религиозные субкультуры -- в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4) радикальные молодежные субкультуры -- отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5) субкультуры образа жизни -- группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки, эмо);

6) субкультуры по интересам -- молодые люди, объединенные общностью интересов -- музыкальных, спортивных и др.

В то же время С. С. Фролов предложил свою типологию субкультур [5, с. 59]:

1) романтико-эскапистские субкультуры -- ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры);

2) анархо-нигилистические группы -- отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки);

4) криминальная субкультура -- ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

- альтернативная -- характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;

- социальная -- нацелена на решение конкретных социальных задач (экологическое движение, этнокультурное движение, движение милосердия);

- политическая -- направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы. Существует классификация субкультур по ведущим ценностям [10]:

2) гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы), направленные на получение удовольствий, поиск развлечений;

4) радикально-деструктивные (анархисты, панки), направленные на переустройство общества, отрицание существующих норм.

Однако наиболее современной и понятной является классификация, разработанная Верной А. [10]:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.

- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

1) В ходе работы было рассмотрено понятие субкультура, а также история ее возникновения. Существует множество понятий данного термина, наиболее общее из которых определяет субкультуру как часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей, в более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры. История субкультур насчитвыет не более столетия, в нашей стране пик развития субкультур пришелся на 70-80е гг. XX века, однако и в наши дни продолжается активное появление новых субкультур и развитие уже существующих.

2) Далее были изучены причины формирования молодежных субкультур. Разные авторы указывают на различные причины ухода молодежи в субкультурные группировки, однако, обобщив, можно выделить следующие наиболее встречающиеся причины: удовлетворение возрастных актуальных потребностей в самоактуализации, самоидентификации, автономности от взрослых, в принадлежности к референтной группе и признание оной.

3) Также были проанализированы классификации субкультур. Несмотря на многообразие представленных классификаций, можно сделать вывод, что субкультурные феномены легко поддаются описанию, однако их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков.

В заключении нужно отметить, что молодежь очень часто выстраивает свою социокультурную реальность, приобщаясь к нормам и ценностям определённой субкультуры, принимая её модели поведения, стилистические особенности, ценностные ориентиры, которые впоследствии будут формировать цели, мотивы выбора того или иного жизненного пути, следования тем или иным идеалам. Принимая ценности агрессии, нетерпимости в процессе выстраивания взаимоотношений с людьми, обществом молодые люди обрекают себя на путь разрушения, способствуют формированию асоциальных моделей поведения, в то же время, приобщаясь к ценностям взаимоуважения, толерантности, принятия самоценности каждого человека, молодёжь выстраивает социокультурную реальность на постулатах гармонии и созидания, что является основным условием формирования общества постиндустриального типа.

Субкультура и контркультура являются частью одного целого, между ними много общего и переход из субкультуры в контркультуру вполне возможен. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Список используемых источников

2. Бабахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бабахо //Общественные науки и современность, 1996г. №3.

5. Психология развития, Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2008г

9. Советский энциклопедический словарь (СЭС) [Текст] / Под ред. А.М. Прохорова. - 4-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1987. - 554c 16

Подобные документы

Сущность субкультуры как проявление потребности в самовыражении, её элементы. История и причины появления молодёжных субкультур, их особенности и классификация. Социальные условия и социальные последствия формирования современных молодежных субкультур.

курсовая работа [81,9 K], добавлен 24.09.2013

Социологическое понятие и системы ценностей субкультур. История создания и типы субкультур, молодёжные субкультуры XXI века. Влияние субкультур на формирование молодого поколения России и на общество в целом. Особенности психологии неформальности.

презентация [3,3 M], добавлен 13.05.2013

Основные понятия и история возникновения субкультур. Деятельность, мировоззрение, внешняя атрибутика наиболее популярных молодежных субкультур. Причины вступления молодых людей в неформальные объединения. Эмпирическое исследование молодежных субкультур.

курсовая работа [165,1 K], добавлен 05.08.2010

История появления молодежной субкультуры - части общественной культуры, отличной от той, которая существует в обществе на данном этапе развития. Виды субкультур и их основные признаки, гендерный состав. Имидж эмо, одежда и атрибутика, характерные жесты.

реферат [26,0 K], добавлен 21.05.2016

Понятие молодежной субкультуры, причины появления. Изучение различных видов неформальных молодежных объединений, их отличия друг от друга, основные идеи, формы организации, элементы субкультуры. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России.

Хиппи лежат в траве

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

История появления советских субкультур

1950-е годы

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Металлисты

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

1986 год

Основные виды субкультур молодежи

Хиппи

Хиппи

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Растаманы

Растаман

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Девушки готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

Золотая молодежь

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Юноши яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.


Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами [1] [2] . Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы [3] . Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Содержание

История термина

Фэндом и возникновение молодежных субкультур



Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.




Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Примеры субкультур

Музыкальные субкультуры

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо-киды и киберпанки. Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

Также в последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К спортивным субкультурам можно отнести футбольных фанатов.

Контркультуры

Еще один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы.

Розовые волосы

Людям свойственно перенимать моральные ценности, привычки и манеры поведения у своего окружения. Кроме того, они объединяются в группы, обосабливаются, стараясь проводить больше времени с теми, чьи взгляды на жизнь им наиболее близки. Благодаря этому формируются субкультуры – обширные группы людей, объединенных общими вкусами, ценностями, интересами, взглядами, стремлениями или идеями. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой субкультуры, какими признаками они обладают и какими бывают, а также рассмотрим несколько примеров.

Что такое субкультура?

Субкультура – это обособленная часть основной (доминирующей) культуры, сильно выделяющаяся на общем фоне. Она может формироваться на основании моральных ценностей, религиозных взглядов, традиций, обычаев и прочих социокультурных особенностей. В качестве наиболее очевидного примера субкультуры можно привести молодежные течения, объединяющие фанатов некоторых стилей музыки или значимого культурного явления (например, произведений Толкиена или Лавкрафта).

Большинство современных субкультур являются молодёжными, поскольку подростки и молодые люди отличаются низким уровнем конформизма (что это такое?) и толерантности к моральным ценностям, которые навязывает общество.

Как появился термин?

Данное понятие ввёл американский социолог Дэвид Рисмен. Он дал ему следующее определение: субкультура – это некоторая социальная группа, демонстративно выбирающая моральные ценности, стиль внешности и манеры, не соответствующие общепринятым. Позже данное явление изучал британский социолог Дик Хэбдидж. Он отмечал, что к субкультурам примыкают люди, объединенные общими вкусами и при этом недовольные нормами, принятыми в их обществе.

Признаки субкультуры

В большинстве случаев представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению. Это проявляется в их привычках, манере поведения, особенностях речи и внешнего вида. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.

Большинству подкультур свойственно наличие таких элементов как:

  • особый стиль жизни и поведения;
  • собственный набор моральных ценностей и взглядов;
  • характерные особенности внешнего вида;
  • нонконформизм;
  • низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.

Обычно субкультуры аполитичны, и их представители подчеркивают свою аполитичность. Но бывает и так, что они придерживаются определенных политических взглядов, которые высказывают в довольно жёсткой форме. Субкультура может быть замкнутой и стремиться максимально изолироваться от общества, а может вести себя вызывающе, демонстрируя протест против принятых в обществе норм или каких-то значимых событий. Многие субкультуры имеют собственную прессу и общественные организации.

Молодёжные субкультуры

Подростки и молодые люди всегда демонстрируют нонконформизм по отношению к старшему поколению – это заложено в человеческой природе. Поэтому именно в молодёжной среде обычно возникают новые культурные течения, на примере которых удобнее всего объяснять, что такое субкультура. Важно понимать, что современная молодёжь не воспринимает работу как центральную часть своей жизни. Гораздо большее значение для них имеет то, как они проводят досуг.

Для молодёжных субкультур характерны такие особенности как:

Молодёжным субкультурам свойственен суррогатный характер. Их представители наполняют свою жизнь заменителями реальных ценностей. К примеру, они протестуют против воли родителей, изображая самостоятельность, хотя к самостоятельной жизни ещё не готовы. Довольно часто протест против норм старшего поколения выражается в курении, употреблении алкоголя и наркотиков.

Примеры субкультур

Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.

Панки

Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.

Хиппи

Скинхеды

Это ультраправое молодёжное движение, сторонники которого придерживались националистических или даже откровенно нацистских взглядов. Скинхеды появились в Великобритании в 1980-х. К данной субкультуре обычно примыкали агрессивные молодые люди, склонные к ксенофобии и нетерпимые вообще ко всем, кто чем-то отличается от них. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире.

Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Они нападали на представителей национальных или сексуальных меньшинств и вообще всех, кто чем-то от них отличался. При таких нападениях они не раздумывая пускали в ход холодное оружие и часто наносили своим жертвам смертельные ранения. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.

Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определенной сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками. Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства.

Заключение

Взрослые, особенно родители современных подростков, смотрят на молодёжные движения с опаской и осуждением. Но им стоит понять, что для молодых людей субкультура – это средство самовыражения, способ найти и сформировать собственную индивидуальность. Субкультуры постоянно возникают как ответ на текущие реалии. А молодёжь всегда примыкает к этим движениям в силу своего нонконформизма и стремления принимать самостоятельные решения. При этом большинство субкультур не несёт в себе никакой опасности и лишь помогает молодым людям проявлять свою индивидуальность.

Читайте также: