Литература потерянного поколения это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Есть вещи, которые очень трудно понять, если они не являются частью собственного опыта. Трудно понять, как в Средние века человек был одержим религией, сжигал заживо людей на кострах и жил в беспросветной грязи. Трудно понять, как себя чувствовали путешественники, впервые ступив на неизведанную землю. Трудно понять, как солдат возвращался живым из мясорубки первой за историю мировой войны и находил силы жить дальше. Надо иметь более чем богатую фантазию и, скажем так, способность переселяться в чужую жизнь в пространстве и времени.

В школьной программе по истории не принято слишком много внимания уделять Первой мировой войне. Причина лежит на поверхности: в те годы Россия была вывернута наизнанку Революцией и большевиками. В силу этого наша страна даже вынуждена была выйти из войны до ее окончания. Поэтому на уроках больше говорят о внутренних потрясениях тех лет, а не о войне. Если же проявить должный интерес к этой теме, то можно обнаружить огромную важность и значимость Первой мировой для человечества. Включаем воображение. Да, войны существовали всегда. В них всегда страдали и гибли люди. Но никогда прежде в войну не был вовлечен весь мир. Никогда прежде в войне не использовалось такое чудовищное оружие, как танки, огнеметы, пулеметы, подводные лодки, химическое оружие, геноцид. Никогда прежде после войны карты не перекраивались так радикально. Никогда прежде в войне не погибало более 10 млн. солдат и 12 млн. мирных жителей. Никогда прежде после войны не возвращалось столько изуродованных и искалеченных физически и морально.

В тот раз те, кто выжил и вернулся, чувствовали себя разорванными на части. Состояние потерянности, разочарование в навязываемых обществом идеалах и обреченность на самое страшное – память – начали формировать у людей новое мышление и мировоззрение. Патриотические лозунги потеряли привлекательность, ведь какая разница кто задыхается рядом с тобой в мясорубке, немец или англичанин, одно ясно – задыхается человек. Место воинствующего патриотизма заняло желание не повторять войны больше никогда. Все прежние обещания, ценности и условности стали вызывать презрение, ведь те, кто все это придумал, не видели тонкой прозрачной завесы, которая отделяет жизнь от смерти. Цену имели только жизнь, дружба и любовь в самых абсолютных своих смыслах.

Потерянное поколение – поколение, которое возмужало на войне, кто остался жив, но не смог, после войны найти достойной работы.

1. Возникла через 10-11 лет после Первой мировой войны (за это время уже произошла переоценка ценностей)

2. Все авторы литературы прошли через эту войну

3. Все произведения этой литературы относятся к лиро-эпическому роду литературы (включает рассказ о событии, окрашенный эмоциями)

4. Один и тот же жанр: роман (позволяет и рассказать и эмоционально окрасить)Авторы разработали специальную композицию романа. Центростремительный способ построения композиции.

5. Особая мотивная структура.

Мотив – это и тема и образ и компонент содержания и прием в литературе. Может быть и настроением.

· Мотив войны - мотив гибели - мотив первого боя

· Мотив фронтового братства

"Звездный час" литературы потерянного поколения это 1929 год. После войны прошло 10 лет, когда появились самое знаменитые произведения о ней, это "На западном фронте без перемен" Ремарка, "Смерть героя" Олдингтона и "Прощая оружие" Хемингуэя. Необходима дистанция, необходимо время для того, чтобы этот опыт был пережит и воплощен в художественно, и высококачественном произведении, а не каких-то зарисовках, рассказах и публицистических произведениях.

К концу десятилетия (1920-е гг.) основная мысль произведения потерянных заключалась в том, что человек постоянно находится в состоянии военных действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия.

Каждый искал свои художественные средства и приемы.

Эти писатели показывали как изменяется психология, отношение человека к своей жизни. Мы не найдем у них пространных описаний сражений, только отдельные черты, эпизоды, штрихи, в основном они описывают быт войны. И это самое сложное для человека - война как быт, как повседневность, а быт плавно перерастает в бытие.

Ремарк. Его произведения проникнуты прежде всего рассказами о фронтовом братстве, о том, как хрупкие слабые связи это единственное, что помогает человеку выжить в этой жестокой реальности, о том, как уязвимо фронтовое братство, и в этом оно похоже на любовь, которая чаще всего обречена на гибель.




Это наиболее обстоятельный рассказ о том, что такое вообще война с точки зрения потерянного поколения, о том, как формируется это потерянное поколение. Это произведение отличается от произведений Ремарка и Хемингуэя своей масштабностью. Повествование начинается уже в конце 19 века, показывая, что война это только итог того, что начиналось гораздо раньше, это итог политики, Поэтому роман имеет колоссальное значение в литературе потерянного поколения, это обличительно критический пафос. С другой стороны, это рассказ о том, как человек теряет себя на войне. Он прослеживает своего героя с детства до самой его смерти. Ричард Винтерборн оказывается экстремумом, в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном мире, который ничему не научился и ничего не понял. Существование его настолько бессмысленно, что он кончает жизнь самоубийством в последний день войны, в первый день перемирия. Суть мироощущения человека потерянного поколения это не только потрясение войной, это еще и потрясение тем, что мир прошел мимо нее. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали. Их фронтовое братство не может сравниться ни с какими приятельскими отношениями. Война это трагедия, ужас, но оказавшись внутри трагедии, человек теряет возможность врать, он раскрывается, ты знаешь, кто чего стоит. Мирная действительность не знает ни трагедий, ни побед, ни искренности. То есть у потерянного поколения не только ужас перед войной, но и привязанность к войне.

Потерянное поколение – поколение, которое возмужало на войне, кто остался жив, но не смог, после войны найти достойной работы.

1. Возникла через 10-11 лет после Первой мировой войны (за это время уже произошла переоценка ценностей)

2. Все авторы литературы прошли через эту войну

3. Все произведения этой литературы относятся к лиро-эпическому роду литературы (включает рассказ о событии, окрашенный эмоциями)

4. Один и тот же жанр: роман (позволяет и рассказать и эмоционально окрасить)Авторы разработали специальную композицию романа. Центростремительный способ построения композиции.

5. Особая мотивная структура.

Мотив – это и тема и образ и компонент содержания и прием в литературе. Может быть и настроением.

· Мотив войны - мотив гибели - мотив первого боя

· Мотив фронтового братства

"Звездный час" литературы потерянного поколения это 1929 год. После войны прошло 10 лет, когда появились самое знаменитые произведения о ней, это "На западном фронте без перемен" Ремарка, "Смерть героя" Олдингтона и "Прощая оружие" Хемингуэя. Необходима дистанция, необходимо время для того, чтобы этот опыт был пережит и воплощен в художественно, и высококачественном произведении, а не каких-то зарисовках, рассказах и публицистических произведениях.

К концу десятилетия (1920-е гг.) основная мысль произведения потерянных заключалась в том, что человек постоянно находится в состоянии военных действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого — армия, бюрократия.

Каждый искал свои художественные средства и приемы.

Эти писатели показывали как изменяется психология, отношение человека к своей жизни. Мы не найдем у них пространных описаний сражений, только отдельные черты, эпизоды, штрихи, в основном они описывают быт войны. И это самое сложное для человека - война как быт, как повседневность, а быт плавно перерастает в бытие.

Ремарк. Его произведения проникнуты прежде всего рассказами о фронтовом братстве, о том, как хрупкие слабые связи это единственное, что помогает человеку выжить в этой жестокой реальности, о том, как уязвимо фронтовое братство, и в этом оно похоже на любовь, которая чаще всего обречена на гибель.

Это наиболее обстоятельный рассказ о том, что такое вообще война с точки зрения потерянного поколения, о том, как формируется это потерянное поколение. Это произведение отличается от произведений Ремарка и Хемингуэя своей масштабностью. Повествование начинается уже в конце 19 века, показывая, что война это только итог того, что начиналось гораздо раньше, это итог политики, Поэтому роман имеет колоссальное значение в литературе потерянного поколения, это обличительно критический пафос. С другой стороны, это рассказ о том, как человек теряет себя на войне. Он прослеживает своего героя с детства до самой его смерти. Ричард Винтерборн оказывается экстремумом, в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном мире, который ничему не научился и ничего не понял. Существование его настолько бессмысленно, что он кончает жизнь самоубийством в последний день войны, в первый день перемирия. Суть мироощущения человека потерянного поколения это не только потрясение войной, это еще и потрясение тем, что мир прошел мимо нее. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали. Их фронтовое братство не может сравниться ни с какими приятельскими отношениями. Война это трагедия, ужас, но оказавшись внутри трагедии, человек теряет возможность врать, он раскрывается, ты знаешь, кто чего стоит. Мирная действительность не знает ни трагедий, ни побед, ни искренности. То есть у потерянного поколения не только ужас перед войной, но и привязанность к войне.

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Первая мировая война изменила судьбы нескольких поколений и поставила под сомнения моральные устои целых стран. Вернувшись с фронта, истощённые физически и морально молодые солдаты разочаровались в навязанных обществом идеалах. Патриотические лозунги потеряли свою привлекательность, а страна, которую они считали своим домом, стала для них чужой.

Упаднические настроения 1920-х годов нашли отражение в литературе. Прежние формы письма изжили себя и оказались неуместными. Авторы, сами прошедшие через военные действия, не только писали о жизни на линии фронта, но и сами стали частью потерянного поколения.


После войны они часто не могли адаптироваться к мирной жизни: спивались, сходили с ума, имели посттравматическое расстройство, заканчивали жизнь самоубийством.

Пройдя через кошмары войны, они не придавали значения капиталистическим ценностям. Эти люди признавали только высшие человеческие категории — жизнь, дружба, творчество и любовь. Они не чувствовали себя частью социума, так как ни они его, ни он их не принимали.


Среди главных представителей потерянного поколения числятся: Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон, Джон Дос Пасос, Торнтон Уайлдер и поэт Томас Элиот.

Так Гертруда Стайн позаимствовала фразу у автомеханика и добавила:

Вот кто вы такие! И все вы такие! Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.

Гертруда Стайн — покровительница потерянного поколения


После войны многие молодые и пока непризнанные американские писатели, переехав в Париж, стали посещать салон Стайн. Её мнения старался узнать каждый гость, она обладала способностью предугадать тенденции, своей критикой могла возвысить или разрушить карьеру любого автора.

Гостями её салона были Эрнест Хемингуэй, Шервуд Андерсон, Скотт Фицджеральд, Джон Пассос, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон.

Семья Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй были особенно почитаемыми гостями. Последний в знак крепкой дружбы сделал Гертруду крёстной матерью своего сына.

Эрих Мария Ремарк — не женщина и даже не брат с сестрой

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, урождённый Эрих Пауль Ремарк, оказался на итало-австрийском фронте в 18 лет, был тяжело ранен и остаток войны провёл в военных госпиталях Германии.

В послевоенные годы сменил множество профессий: был учителем в школе, продавцом надгробных памятников, воскресным органистом в доме для умалишённых, торговым служащим, а позже профессиональным журналистом.

В 1917 году от рака скончалась мать писателя Анна Мария Ремарк. В память о ней он сменил своё второе имя Пауль на Мария, впоследствии романы автора выходили под этим именем.

Его творчество стало одним из ярких примеров антифашисткой литературы, за что вскоре власти Германии лишили его гражданства, а позже писатель был вынужден эмигрировать.

Персонажи Ремарка сдержанные, но чувственные герои, с травматичным фронтовым прошлым, немного циничные и скупые на эмоции, но благородные и возвышенные. Несмотря на разрушенные надежды, они всё же стараются сохранить те идеалы, которые окончательно не унесла с собой война.

Нередко герои напоминают эпизоды из жизни самого писателя, на страницах романов Ремарка литрами льётся кальвадос — его любимый напиток, а главные женские персонажи являются прообразами возлюбленных писателя, к концу романов чаще всего умирающих от туберкулёза.


Эрнест Хемингуэй — мем про спор

Американский писатель и журналист Эрнест Хемингуэй не был призван на службу для участия в Первой мировой войне из-за травмы глаз, полученной в отрочестве.

В 1918 году он уехал добровольцем в отряд Красного Креста в Европе, где был шофёром на итало-австрийском фронте, там же и получил ранения, после чего был удостоен итальянской награды за воинскую доблесть. Позже Хемингуэй побывает на фронте во время Гражданской войны в Испании и Второй мировой в качестве военного корреспондента.


Хемингуэй известен благодаря своему нетипичному стилистическому способу письма. Скупой на красноречия он отказался от описательной прозы и для передачи эмоций предпочитал использовать диалоги и молчание в качестве литературных приёмов.

Герои романов Хемингуэя прежде всего преданы жизни и самим себе, сражаются не только за страну, но и за право быть свободными, за право на любовь и дружбу.

Однако достоверных доказательств, что писатель действительно придумывал этот рассказ нет. Тем не менее инициатива нашла продолжение в соцсетях в качестве целых флешмобов.


Фрэнсис Скотт Фицджеральд — создатель джазового века

Не окончив Принстон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд ушёл добровольцем в армию в 1917 году и дослужился до адъютанта генерала Райана, выполняя обязанности его секретаря. Во время службы он познакомился с Зельдой Сейр – дочерью судьи в штате Алабама. Она стала музой писателя и прототипом героинь его романов.


Гедонизм стал для героев Фицджеральда методом облегчить боль и скрыть от окружающего мира своё бессилие. Послевоенная действительность оказалась сильнее людей, дала им почву для чёрствости и цинизма. Герой, как правило, либо богат, либо ставит богатство во главу, чтобы сотворить собственный мир, полный роскоши и вечеринок.

Ему кажется, что лоск и богатство спасёт его от мрачной действительности, но в финале эта действительность оставляет человека наедине с его слабостью.

Домашка по литре


Что читать у писателей потерянного поколения, чтобы разбираться в линиях фронта, но не спиться окончательно:

По мнению американского писателя Майкла Коули, это поколение стало потерянным, так как его готовили к иной жизни, совершенно отличавшейся от мирной.

  • Эрнест Хемингуэй
  • Эрих Мария Ремарк
  • Луи-Фердинанд Селин
  • Анри Барбюс
  • Ричард Олдингтон
  • Эзра Паунд
  • Джон Дос Пассос
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд
  • Шервуд Андерсон
  • Томас Вулф
  • Натаниэль Уэст
  • Джон О'Хара и др.

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961)

Готовые работы на аналогичную тему

Барнс влюблен в Брет Эшли, Брет отвечает ему взаимностью, однако вместе они быть не могут по причине увечий, которые Джейк получил во время войны. Брет имеет множество романов.

Однажды большой компанией Джейк, его друзья Билл Гортон, Роберт Кон, Брет вместе со своим очередным возлюбленным едут в Памлону, смотреть бои быков. В Памлоне Брет знакомится с молодым матадором Педро Ромеро. Мужчины претендуют на сердце Брет. Однако постепенно все разъезжаются, и Берт остается с Ромеро. Вскоре Джейк получает телеграмму от Берт, она просит о помощи, она осталось одна в чужой странеи без денег. В конце романа между Берт и Джейком происходит откровенная беседа, они рассуждают о том, как могла бы сложиться их жизнь, если бы не вмешалась война.

Ричард Олдингтон (1892 —1962)

Читайте также: