Опишите понравившееся вам скульптурное произведение воплотившее идеал человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Именно в скульптуре, ярче всего, реализовывался принцип калокага́тии (калос – прекрасный, агат(ф)ос – хороший, добрый), присущий всей древнегреческой культуре. Изображая прекрасное тело, мастера стремились показать идеального человека, дух которого, соответствовал бы внешней оболочке.

Для того, чтобы научится реалистично изображать человека, древнегреческие мастера совершенствовали своё мастерство в течение нескольких веков (о периодизации древнегреческой культуры вы сможете прочитать в этой статье ).

Архаическая скульптура.

Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это изображения обнажённых юношей – ку́росов , и задрапированных в длинные одежды девушек – кор . Глядя на них становиться ясно, что греки учились у древнеегипетских мастеров (о древнеегипесткой скульптуре читайте здесь ).

Однако вследствие иных религиозных воззрений и другой эстетической установки, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от образцов египетского искусства:

- во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться правдоподобно изображать человеческое тело , поэтому куросы – обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);

- во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый образ Человека ;

- в-четвертых, скульптурные изображения греческие мастера ярко раскрашивали , но в отличие от египетских канонов, правил здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза – красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.

Скульптура классического периода.

После того как в период архаики скульпторами было достигнуто умение передавать в изваяниях достаточно правильно телесный облик человека, эпоха классики поставила перед мастерами новую задачу.

Ряд замечательных скульпторов, имена которых сохранила история, добились в этом такого успеха, что их создания до сих пор считаются лучшими творениями, образцами, на которых учились и учатся многие поколения ваятелей всех последующих веков (и даже тысячелетий).

Фидий (с учениками) считается и создателем всех скульптурных украшений Афинского Акрополя, о котором подробнее я расскажу в одной из будущих статей. К сожалению, ни одна из скульптур работы Фидия не сохранилась до нашего времени.

Среди великих скульпторов классической Греции назовём также Пракси́теля. Его герои – боги и богини, как правило, изображались в очень естественных, свободных позах, в них было больше утонченности и изысканности, чем силы и мужества.

Праксителю приписывают создание первой скульптуры в греческом искусстве, показывающей обнажённое женское тело. Эта статуя изображала богиню Афродиту (в римском варианте - Венера ), приготовившуюся к купанию. (О создании этой скульптуры есть очень забавная легенда, о которой когда-нибудь я ещё напишу). Красота, и мастерство исполнения этой скульптуры были настолько поразительными, что поэты даже посвящали ей стихи и писали на неё эпиграммы.

И хотя Афродита Праксителя тоже не сохранилась до сегодняшнего дня, у мастера оказалось множество последователей, благодаря чему в разных музеях мира мы можем увидеть эти пленительные женские образы.

Пожалуй, самая известная из греческих статуй изображающая эту богиню - так называемая Венера Милосская (авторство приписывают некоему Агеса́ндру ), сегодня хранится в музее Лувр в Париже. Хотя время её создания относится уже к следующему этапу древнегреческой культуры.

Эллинистическая скульптура.

Новые черты приобрела греческая скульптура в период эллини́зма. Завоевание греческих земель и утрата территориальной целостности в период военных походов Александра Македонского изменили мироощущение греков.

Из спокойно-созерцательного оно стало драматическим. Это нашло отражение в скульптурных образах – они стали наделяться чувствами и эмоциями .

Более того, эллинистические образы теперь могут быть даже далеки от классического идеала , принципа калокагатии.

В греческой скульптуре вдруг начинает ценится острая индивидуальность и даже странность, необычность образа.

Появляются изображения стариков, детей , странных мифических существ и, даже, калек .

Идеал гармонично развитого человека, здорового телом и духом.

Ми́рон (греч. Μύρων) — греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.) . Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы.

Мирон любил изображать свои статуи в движении. Статуя "Дискобол" (V в. до н. э. ; Музей Терм. Рим) . Скульптор изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.

Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном.

Здесь цель не просто показать движение само по себе, а показать его причастность к прекрасному. Возможно, именно поэтому лицо и голова Дискобола лишены индивидуальных черт и вообще малоподвижны: скульптор стремится изобразить не конкретного атлета – а идеального человека.

Скульптор придает большое значение пропорциональным соотношениям частей фигуры спортсмена, все в этой скульптуре соразмерно и гармонично.
Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена.
Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку.

Недавно найденный египетский папирус сообщает, что Мирон создал статуи атлета Тиманта, победителя Олимпиады в 456 г. до н. э. , и Лициния, победителя в 448 и 444 гг. до н. э. Это помогло установить время жизни скульптора. Мирон был современником Фидия и Поликлета, учителем его считается Агелад.

Директор Государственного Эрмитажа рассказал, что в музей поступил официальный запрос, касающийся обнаженной скульптуры. Если в борьбе за мнимую нравственность кто-то забыл про уроки мировой художественной культуры, рассказываем какой смысл вкладывали древние греки, изображая своих богов обнаженными.

Древнегреческие статуи – это классическая и основная форма искусства Древней Греции. Главным способом художественного обобщения в древнегреческой скульптуре стала идеализация. Гармонично развитое тело подразумевало для древних греков и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела. Основные скульпторы древнегреческих статуй: Поликлет, Дорифор, Мирон, Пракситель, Скопас.

Идеализация давала возможность воплотить грекам-ваятелям совершенные формы, в которых они представляли своих богов. Боги всегда изображались обнаженными, их совершенная телесность была образом для подражания гражданам античных полисов.

Искусство Древней Греции отличается радостным, светлым, любопытным отношением к жизни. Мир искусства был радостным светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы.

Древнегреческие статуи

Древнегреческие статуи, вопреки распространенному мнению были цветными

В ходе 25-летнего исследования проведенного командой международных ученых были применены различные технологии и ультрафиолетовый свет к статуям, чтобы проанализировать мельчайшие следы краски на них, а затем воссоздать полихромные версии. Мрамор считался холстом, а не готовым продуктом для скульптуры. Он тщательно отбирался, а затем часто окрашивался в золотой, красный, зеленый, черный, белый и коричневый, и другие цвета. В глаза древнегреческих статуй вставлялись зрачки. Сами статуи раскрашивали в светлые и радостные тона. На фоне голубого неба Эллады все это выглядело очень празднично.

Плутарх говорит, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Изваяния богов первоначально находились внутри храмов им посвященным, позднее их место нахождение не было столь канонизировано.


Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию. Ок.410/400 гг. до н.э.

Несмотря на огромное количество статуй в Греции, они лишь частично уцелели до нашего времени. Древнегреческие статуи известны нам по римским копиям, которые исполнялись в множестве вариаций, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли, переводили из бронзы в мрамор уродовали неуклюжими подпорками. Мрамор, который использовали римляне был белый, а греки использовали желтоватый, дающий тающие переходы светотени, создающие эффект, что скульптуры действительно живые.

В многочисленных статуях, сохранившихся до наших дней, неважно изображается ли там герой мифа, воин, атлет, художник изображает человека. Через человеческое тело постигали меру, открывали ритм и закономерность пропорций. Человек был прообразом мерилом всего сущего, созданного и создаваемого.


Пракситель. Гермес и Дионис середина IV в. до н.э.

Человеческий облик возведенный к прекрасной форме – был единственной темой искусства. Мало интересовала среда или обстановка, сюжетность могла отсутствовать вовсе, запечатленное движение могло быть самоценно.

Хотя основы перспективы были известны греческим художникам, они никогда не растворят человека в толпе или пейзаже, не покажут его в случайном аспекте и не погрузят в тень. Преклонение греков перед красотой и устройством телесного облика человека было настолько велико, что скульпторы мыслили его не иначе как в статуарной законченности, завершенности, позволяющих оценить величавость осанки, гармонию телодвижений.

древнегреческие статуи

В основе греческих статуй классический облик:

  • Правильный нежный овал;
  • Волнистые волосы отведены от лица, обнажая округлую форму черепа.
  • Прямой лицевой угол — прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха;
  • Продолговатый разрез довольно глубоко посаженных глаз;
  • Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез;
  • Подбородок крупный и круглый

Но для современного человека в древнегреческих статуях отсутствует нечто очень привычное – красота неправильного, ассиметричного, придающего индивидуальность, нет преобладания духовного над телесным. Этого не могло быть в древнегреческом искусстве из-за единства тела и духа. Эстетическое сознание должно было пройти стадию их разъединения, дуализма, что случится гораздо позже.

В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип - калокагатия - сочетание красоты и силы. Идеал человека подобен богам. Единство красоты духовной и телесной. -> Возникновение обнаженных статуй атлетов.

Греческая культура отражает идеал, а не реального человека. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов. Женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков - прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек – это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги – не превышать в длину половины роста. Ступню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при этом обе части руки – от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины – по длине одинаковы.

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основании я волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос – прямой по всей длине, а лоб – покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.

Скульпторы Поликлет и Фидий(Афина Грозная,Афина Перфинос), Мирон(статуя Дискобол(бронза),он и стремительно движется, и одновременно неподвижен. принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. скульптура отражает идеал, статуи на одно лицо. Возникает статуи атлетов- пример для подражания.Фидий сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. Поликлет- знаменитый скульптор, написал книгу Канон, где определил идеальный пропорции человека.




В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип - калокагатия - сочетание красоты и силы. Идеал человека подобен богам. Единство красоты духовной и телесной. -> Возникновение обнаженных статуй атлетов.

Греческая культура отражает идеал, а не реального человека. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов. Женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков - прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек – это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги – не превышать в длину половины роста. Ступню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при этом обе части руки – от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины – по длине одинаковы.

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основании я волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос – прямой по всей длине, а лоб – покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.

Скульпторы Поликлет и Фидий(Афина Грозная,Афина Перфинос), Мирон(статуя Дискобол(бронза),он и стремительно движется, и одновременно неподвижен. принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. скульптура отражает идеал, статуи на одно лицо. Возникает статуи атлетов- пример для подражания.Фидий сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. Поликлет- знаменитый скульптор, написал книгу Канон, где определил идеальный пропорции человека.

Читайте также: