Феноменологическая редукция это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Феноменологическая редукция — термин и метод заимствованный экзистенциальной философии, который принадлежит австрийскому философу, основателю феноменологического направления Эдмонду Гуссерлю. Однако, прежде чем мы перейдем к обсуждению непосредственно метода феноменологической редукции, необходимо сказать несколько слов об основных положениях и принципах этого направления.

Итак, основным положением учения Гуссерля и феноменологии является утверждение о том, что воспринимаемый нашими органами чувств окружающий мир не является таковым на самом деле. Окружающий нас мир – это лишь интерпретация нашим сознанием реальных свойств, качеств– сущности предметов и явлений. Поэтому для того, чтобы познать эту самую их сущность, мы должны освободиться от всех наших интерпретаций.

Постараюсь объяснить этот тезис на конкретном примере: все мы знаем, что небо – голубое, а трава – зелёная… Но так ли это на самом деле и откуда нам об этом известно?! Да просто у нас, у людей, так принято! Когда-то кто-то так решил, остальные для удобства с этим согласились, и теперь с самого детства нам об этом говорят наши родители, воспитатели и т.д.
Более того, таковыми они являются только для нас, людей. Так, например, фасеточная зрительная система насекомых воспринимает мир совершенно иначе! И, если это положение справедливо даже для физического пространства, то представьте, какое значение оно приобретает в личностной и социальной сферах бытия человека, о которых, собственно, мы сегодня и говорим.

Теперь я предлагаю обратиться к общению в целом и консультативному процессу в частности. Очевидно, что интерпретации занимают и здесь главенствующие позиции. В этой связи мне хотелось бы представить вам некоторые моменты теории фильтров.

Представим классическую схему элементарной коммуникации, где есть всего два собеседника А и Б. Каждый из них в процессе общения имеет, как минимум, четыре уровня присутствия в коммуникации:

  1. тот, кем каждый из них является на самом деле — А и Б,
  2. тот, кем каждый из них себя считает — А1 и Б1,
  3. тот, кем себя демонстрирует окружающим (позиционирует) — А2 и Б2,
  4. тот, кем воспринимает его партнер (другой член коммуникации) — А3 и Б3.

Таким образом получается, что самая простая беседа двух человек принимает вид мини-конференции восьми участников! А добавьте сюда еще и социальные роли, и коммуникативные позиции и т.д., и т.п. А теперь давайте зададимся вопросами:

Более того, не забывайте, что мы разобрали пример элементарного обмена репликами…

Основываясь на этих данных, позвольте предложить вашему вниманию несколько тенденций, или закономерностей современного общения:

  1. Вся входящая информация интерпретируется сознанием в соответствие с нашими представлениями, знаниями и полученным опытом.
  2. Все, что не укладывается или противоречит сформировавшейся картине нашего мира, в процессе восприятия игнорируется.
  3. За счет этого теряется, скрывается или значительно искажается истинный смысл этой информации.
  4. Для устранения искажений и приближения к истине необходимо избавиться от личностных смыслов, которыми мы наделяем эту информацию в процессе ее интерпретации.
  5. Работа с истинными для конкретного человека причинами и смыслами значительно эффективней и продуктивнее работы с их интерпретациями.

Эффективно использовать этот метод познания можно только при соблюдении трех базовых принципов феноменологической редукции, которые позволяют наиболее адекватно воспринять исследуемый объект. Те же принципы легли и в основу одноименного метода экзистенциальной терапии:

Многие, даже сами терапевты, практически не различают первый и последний принципы феноменологической редукции. Предвосхищая ваши вопросы, постараюсь развести эти понятия.

Однако эти понятия можно развести и по другому критерию: эпоккэ – отсутствие интерпретаций, сравнения с собственным опытом, а горизонтализация – восприятие фактов, событий и их последовательности вне причинно-следственной связи, а в чистом виде, такими, как они есть.

В заключение разговора о методе феноменологической редукции, необходимо отметить, что этот метод не является основным и единственным инструментом экзистенциального анализа. Он является не только основным, но и единственным эффективным лишь на первом этапе терапии, когда терапевт собирает информацию о клиенте, о его жизни, историю его отношений и ценностей, историю его проблемы, поскольку эффективность терапии напрямую зависит от степени адекватности составленной терапевтом картины жизни клиента, от степени понимания смыслов, которыми наделено его бытие.

Феноменологическая редукция производится наряду с эпохе — воздержанием от предварительных суждений о реальном мире.

Связанные понятия

Внутренний опыт — в философии один из основных источников познания, наряду с внешним опытом, одна из двух составных частей опыта как такового. Если под внешним опытом понимается всё то, что мы познаём с помощью органов чувств, то под внутренним — то, что познаётся без помощи органов чувств. Предметом внутреннего опыта является внутренний, психический мир человека, его сознание и явления этого сознания. Методом изучения внутреннего опыта является самонаблюдение. Понятие внутреннего опыта играет наибольшую.

Идеация (альтернативные термины: эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, означающее непосредственное усмотрение, созерцание сущности.

Упоминания в литературе

Значимым в свете сопоставления влияний феноменологии Гуссерля и Шелера является авторская трактовка последним феноменологической редукции . В основе ее лежит специфическая теория реальности. По Шелеру, правомернее говорить не о допущении реальности и ее редукции, а об опыте реальности, моменте реальности, поскольку реальность вещей и субъектов не может быть доказана логически, она может быть лишь пережита в живом опыте. Убежденность в реальности, следовательно, является не результатом сознательного доказательства, основанного на ощущениях, но опытом реальности как опытом сопротивления. При феноменологической редукции, тем самым, необходимо упразднить сам момент реальности, т. е. приостановить те акты, которые его обеспечивают, – жизненное движение и импульс жизни[224].

Связанные понятия (продолжение)

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo — выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) — аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности.

Созна́ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях.

Я — центральное понятие многих философских систем, в которых субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей.

Кауза́льность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас.

Экзистенциа́льный психоана́лиз (от лат. existentia — существование и греч. psychе — душа + analysis — разложение, расчленение) — техника экзистенциальной психотерапии, впервые рассмотренная Жаном-Полем Сартром. Принципом этого психоанализа, в отличие от фрейдовского является то, что человек есть завершённая целостность, а не набор качеств, вступающих в конфликт с биологическими инстинктами; следовательно, он полностью выражается в своих симптомах, жестах, словах, мимике, а не реконструируется из.

Явле́ние — вообще всё, что чувственно воспринимаемо; особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, какое-либо явление природы).

Формирова́ние поня́тий (образование понятий) — усвоение или выработка человеком новых для него понятий на основе опыта.

Эпифеноменали́зм — теория в философии сознания, заключающаяся в том, что ментальные феномены являются эпифеноменами, то есть вызваны физическими процессами в мозгу, а не являются их причинами. Таким образом, впечатление о том, что мысли, чувства и ощущения влияют на физические процессы, является в определенной степени иллюзорным. К примеру, не чувство страха является причиной повышения сердцебиения, а оба процесса являются симптомами общей физиологической причины.

Представле́ние — воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта (человека); а также психический процесс формирования этого образа.

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Рассу́док — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Наи́вный реали́зм — эпистемологическая позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком. С точки зрения наивного реалиста, реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. В повседневной жизни наивный реализм вредит здоровой психологии познания, а в науке ведёт.

Апперцепция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Позна́ние, когни́ция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Во́ля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание (формирование) целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.

О́пытное знание (опыт) — совокупность знаний и навыков (умений), приобретённых в течение жизни, профессиональной деятельности, участия в исторических событиях и т. п.

Физикали́зм — концепция логического позитивизма, которая разрабатывалась Карнапом, Нейратом и др. Сторонники физикализма считают критерием научности какого-либо положения любой науки возможность перевести его на язык физики. Положения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишённые научного смысла.

Иммане́нтная филосо́фия — течение в немецкой философии конца XIX — начала XX веков, характеризуемое отрицанием какой бы то ни было трансцендентной действительности.

Представле́ние (repraesentatio, нем. Vorstellung) — чувственный образ предметов, данный сознанию, сопровождающийся, в отличие от восприятия, чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения. Представлением также называется соответствующий психический процесс.

Субъе́кт (лат. subjectum — подлежащее, лежащее внизу, находящееся в основе, от лат. sub — под и лат. jacio — бросаю, кладу основание) в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.

Интеллиги́бельность (от лат. intelligibilis — понятный, чёткий, постижимый умом) — философский термин, обозначающий познание, а более точно, постижение, доступное исключительно уму или интеллектуальной интуиции. Понятие интеллигибельность в некоторых системах идеалистической философии обозначает сверхприродные, сверхчувственные предметы, сущности.

Объективация (от лат. objectivus — предметный) — опредмечивание, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение, что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта. Объективация — акт проектирования наружу некоторых наших внутренних ощущений, обретения внешней, объективной формы существования. Термин используется применительно к чему-то субъективному, психическому или в отношении к какой-то внутренней, имплицитной, скрытой сущности. В психологии.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.

Причи́на: Основание, предлог для каких-нибудь действий.Например: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что. по той причине что. из-за того что.

Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.

Сознание — представление субъекта о мире и о своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимом для разумной организации совместной деятельности. Существует также мнение, что сознание — биологическая функция мозга человека, позволяющая индивиду получать некоторое представление об окружающем мире, включая самого себя. Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека. Физиология этого механизма до конца не выяснена.

Феноменологические амбиции

Проблемный

Наследник Гуссерля Канта?

Вопрос внешнего вида

Найдите безупречный фундамент

Покажи покажи

Методика

Редукция, то есть приостановка мира, обновляющая его конституцию .

Декартова редукция и сомнение

Принцип редукции

Путь редукции

Принцип конституции

Что нужно уменьшить?

Таким образом, поставленный вопрос сводится к тому, чтобы спросить, что было составлено? сокращение можно представить как отрицательный аналог конституции.

Мир и окружающая среда

Cogito и идеальная среда

Другие и интерсубъективность

У нас есть естественное понимание других людей. Мы представляем себе жизнь в одном и том же мире, к которому каждый из нас имеет доступ в разнообразии наших сознаний, в соответствии с которым при определенных способах восприятия вещи могут проявляться в различных проявлениях. Несмотря ни на что, нам удается понять друг друга и представить общую объективную реальность пространственно-временного порядка. К темам интерсубъективности и объективности мира Гуссерль подходит в контексте пятой медитации .

Пути доступа и формы льгот

Формы

Что касается форм, Марио Чарланд выделяет в своей университетской диссертации три основных типа редукции: феноменологическую (или гносеологическую), эйдетическую и трансцендентную или (трансцендентную феноменологию) в эволюции мысли Гуссерля. Что касается способов, авторы различают два пути: картезианское и психологическое.

Декартов путь

Психологический путь

Результат сокращения

Фон мира

Эммануэль Левинас отмечает, что приостановление мира не является временной процедурой, но что она будет окончательной, потому что она будет представлять для разума способ быть свободным по отношению к миру. с абсолютным сознанием (относительно ничего) больше не состоит в участии в ранее созданном мире, но в осознании своей позиции в обновлении всех свидетельств, то есть в свободе.

Трансцендентальное эго

Отзывы

Идеация

В рамках раскрытой феноменолого-психологической редукцией сферы душевной жизни может быть проведена эйдетическая редукция, выделяющая ее априорные структуры. Исполнение эйдетической редукции тесно связано с методом идеации, который мы рассмотрим подробнее.

Дескрипция

2.4. Интенциональный анализ

В естественной жизни мы часто смешиваем различные виды ноэсиса, путая оценку и суждение, убеждение и веру, представление и воображение, желание и воление, любовь и симпатию. Таким образом, вырисовывается одна из насущных задач феноменологической психологии по исследованию отличительных признаков и сущностного состава всех основных ноэтических типов и их модификаций (универсальная ноэтика). Представляется, что ноэтика имеет значение не только для позитивно-психологического исследования, но и для многих других дисциплин, среди которых: литература, искусствоведение, юриспруденция, логика, медицина. В рамках феноменологической психологии к настоящему времени осуществлен целый ряд конкретных исследований в этой области. Достаточно напомнить, что уже в феноменологии Гуссерля даны важнейшие дескрипции восприятия, суждения, фантазии. Феноменологией восприятия на более широкой основе занимался Мерло-Понти [33]. Ранний Сартр провел ряд оригинальных исследований воображения и эмоциональной жизни [54; 53; 52]. Изучению специфики различных эмоциональных состояний посвящены также работы Шелера [94; 93] и Гайгера. Ценные описания воления можно найти у Пфендера и Рикёра.

Читайте также: