Описание красоты мадонны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.

Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.

Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака. Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.
Во время Отечественной войны картина была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии и заняла достойное место в Дрезденской галерее.

ЗАГАДКИ И ОСОБЕННОСТИ

На этой картине много интересных особенностей.Обратите внимание,кажется,что папа изображён на картине с шестью пальцами,но говорят,что шестой палец-это внутренняя часть ладони.

Два ангелочка внизу -одна из самых моих любимых репродукций.Вы их часто можете встретить на открытках и плакатах.В первого ангела только одно крыло.

Если вы внимательно присмотритесь к фону,на котором изображена мадонна,то увидите,что он состоит из лиц и голов ангелов.

Предполагают,что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!Но сам Рафаэль говорил,что это собирательный образ.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ

А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное.

Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания. откроют действительно исторические черты обоих этих лиц. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль.

Мадонна на картинах всегда вызывает благоговейный трепет у зрителя, так как образ Богоматери глубоко почитаем и католиками, и православными. А лучшие произведения искусства на эту тематику украшают экспозиции крупнейших музеев мира и уникальные частные коллекции.

Особенности изображения Мадонн на картинах

Мадонна на картинах обычно изображается с младенцем Иисусом на руках, эта традиция берет свое начало еще с первых икон. Но в европейской живописи также существует огромное количество других вариантов художественных образов Богоматери, в том числе:

  • Стоящая в одиночестве с жестом благословения, направленным на зрителя.
  • Стоящая с младенцем на руках в окружении святых.
  • Восседающая на троне после Вознесения на небеса.
  • Кормящая младенца грудью.
  • Оплакивающая Христа, который лежит на ее коленях (Пьета).
  • Носящая во чреве Иисуса (Богоматерь-роженица).
  • Защищающая людей своим покровом (Оранта).
  • Со сверкающим сердцем в груди, обрамленным розовым венком.
  • Сидящая на фоне очаровательного пейзажа рядом с младенцем.
  • Прогуливающаяся в райском саду.

Голову Мадонны на картинах часто украшают нимб и корона, но это правило является обязательным только для икон. Многие художники, особенно во времена Ренессанса, сознательно придавали Богоматери узнаваемые земные черты лица и облачали ее в грациозные, но все же весьма традиционные одеяния.

Европейские живописцы также часто изображали на картинах важные события из жизни Богоматери, описанные в Евангелии и других святых текстах:

  • Благовещение. .
  • Поклонение волхвов и пастухов.
  • Успение.
  • Коронацию.
  • Введение в храм.
  • Отдых на пути к Египту.
  • Обручение с Иосифом.

Образ Мадонны популярен не только в живописи, но и в других видах искусства:

Он во все времена служил неисчерпаемым источником вдохновения для лучших художников христианского мира.

История Мадонны в живописи

История Мадонны в живописи берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние настенные изображения Богоматери датируются вторым веком нашей эры, их археологи обнаружили в римских катакомбах Присциллы.

В IV столетии Константин Великий сделал христианство господствующей официальной религией в Византийской Империи. С этого времени в Константинополе, а затем и на территории остальной Европы, формируются школы иконописи. В течение многих столетий лики Богородицы художники изображали лишь на иконах и фресках, а церковь ревностно следила за соблюдением строгих установленных живописных традиций.

В начале XII века в Западной Европе начал стремительно приобретать популярность культ Богородицы. Изображения в виде мозаик, статуэток и икон Мадонны становятся востребованными не только среди служителей церкви, но и в кругу высших представителей власти.

В XIV веке в Италии началась эпоха Ренессанса, которая в значительной степени изменила традиции изобразительного искусства. Итальянские художники стали постепенно отказываться от византийских иконописных догм и начали создавать живописные картины на религиозную тематику. Эту тенденцию со временем подхватили их коллеги из других Европейских стран: Голландии, Франции, Германии.

Католическая церковь, в отличие от православной, не препятствовала развитию живописи. Напротив, представители духовенства стали главными заказчиками картин, настенных росписей и скульптур. В господствующем в те времена религиозном жанре образ Мадонны стал одним из наиболее востребованных.

Гуманистическая философия Ренессанса также оказала огромное влияние на работу живописцев. У художников появились новые возможности для реализации своих идей. Мастера Возрождения начали смело экспериментировать с каноническим внешним видом Девы Марии, создавать картины с разными сюжетами на темы жизнеописания Богоматери.

Многие известные живописцы создавали целые циклы картин, посвященные Мадонне. Великие мастера Возрождения использовали в своих работах новые техники и материалы. Живописцы достигли совершенства в изображении перспективы, игры света и тени, потрясающей глубины тонов и разнообразия цветовых оттенков.

Но эпоха Ренессанса также способствовала появлению и развитию новых жанров искусства:

Постепенно художественные потребности заказчиков изменились. Религиозный жанр утратил лидирующее положение, но не исчез совсем. Мадонну на картинах продолжали изображать мастера последующих эпох, работавшие в самых разных стилях:

И в наши дни Мадонна на картинах вызывает огромный интерес у ценителей искусства. А шедеврами древних мастеров на выставках и в музеях ежегодно любуются миллионы людей в разных уголках Земли.

Известные художники, изображавшие Мадонну на картинах

Практически все известные художники эпохи Возрождения неоднократно изображали Мадонну на своих картинах. Даже простой перечень мастеров, обращавшихся к этой тематике, займет несколько страниц печатного текста. И все же, стоит выделить нескольких мэтров живописи, которые заслуживают отдельного упоминания:

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в онлайн-аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно без посредников купить картины с Мадоннами разных стилей и жанров у современных художников.

Описание композиции

Картина была написана Рафаэлем в 1513 году. Размер холста составил 265 на 196 см. С середины XVIII века композиция находится в Дрезденской картинной галерее. Полотно написано в лучших традициях эпохи Возрождения.

  1. В центре холста можно увидеть образ Мадонны, окружённой сиянием. Богоматерь изображена в простой одежде, на руках держит младенца. Мария уже знает, что должна расстаться с сыном, и покорно принимает свою судьбу. Она несёт малыша к людям, надеясь, что они примут его и не причинят вреда.
  2. Младенец сидит на руках матери, повернувшись лицом к зрителям. Он принял волю Отца своего и не ищет материнской защиты. Но на его лице читаются страх и скорбь.
  3. По краям расположились две коленопреклонённые фигуры. Справа находится святая Варвара, слева — святой Сикст. Мужчина с обожанием смотрит на Богоматерь, в то время как взгляд святой Варвары обращён вниз, ведь на земле Спасителя ожидает жестокое распятие.
  4. Внизу на переднем плане виднеются два ангела, задумчиво смотрящие на Марию. За спиной Богородицы едва прорисовываются херувимы, кажущиеся воздушными облачками. Ангелочки внизу картины напоминают обычных уличных шалунов. Но и они осознают всю важность момента.

При первом взгляде на картину сюжет кажется простым, но почему-то посетители музея подолгу задерживаются возле холста, рассматривая прекрасное лицо Божьей Матери и личико малыша с не по-детски мудрым взглядом. Христу, в отличие от матери, уже известно его предназначение.

В шедевре Рафаэля продумана каждая деталь, учтена любая мелочь, потому что художник использовал технику монументальной алтарной структуры, гармонично вписавшейся в церковный интерьер.

Интересные факты

Шедевр Рафаэля по сегодняшний день вызывает споры у критиков. Интересен факт, что нет однозначного мнения о том, сколько пальцев на руке Сикста, потому как многие видят на ней шесть. Но если присмотреться внимательнее, станет ясно, что это просто оптическая иллюзия, мастерски созданная живописцем.

По преданию, Рафаэль написал образ Марии со своей возлюбленной Маргериты Лути. Но с какой натуры был нарисован младенец Христос, неизвестно. Считается, что его лицо художник рисовал со взрослого человека.

Некоторые критики считают, что раскрытые занавеси — символ разверзшихся небес, а ангельские лики на заднем плане картины — неродившиеся души, пребывающие на небе и славящие Спасителя.

Изучение творчества Рафаэля в школах

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Читайте также: