Описание картины ван гога ирисы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ракурс на холсте, тем не менее, необычен даже для Ван Гога. Простой пейзаж – цветы и куст похожи на то, что мог увидеть и воспринять маленький ребенок или присевший на землю человек. Все пространство картины укрыто ирисами, только желтовато-зеленая трава дает легкий намек на то, что у лужайки есть продолжение. Красно-оранжевая земля словно повторяет оттенки цветов на клумбе. Кажется, что такая диспропорциональность будет продолжаться бесконечно, но одинокий белый ирис уравновешивает всю картину, создавая ее гармонию.

Примечательно, что влияние японских гравюр не целиком отражается на картине. В ней те же изящные тонкие линии укиё-э, удивительным образом сплетенные с импрессионистичными переходами и полутонами. Причем, подобное смешение стилей у Ван Гога не грубое, а достаточно гармоничное, то, которое дарит картине неповторимость и притягательное очарование. Благодаря такому синтезу утонченности Востока и свободомыслия Европы художник смог передать свежесть ирисов, их выразительную колоритность.

Он по-особому смешивает оттенки, словно играет ими. Мягкая округлая форма ирисов перекликается с оранжевыми цветами, плавностью очертаний листьев. Колористика самих ирисов напоминает красочные умиротворяющие волны, плавно перетекающие друг в друга. Их неповторимая энергетика создает хрупкость, легкость и воздушность рисунка.

Тем не менее, картина яркая и динамичная, она может замирать и через секунду оживать. Простые, но одновременно роскошные ирисы помимо нежности и воздушности имеют насыщенную спелость и великолепную сочность. Это, пожалуй, единственная картина Ван Гога, где обыграны контрасты. Пурпурно-синие ирисы контрастны зеленому тону листьев, ярким цветам на клумбе. Терракотово-красная почва словно манит растения к себе, а намек на нефритово-зеленый луг на заднем плане заставляет ирисы тянуться и к нему.

И хоть говорили критики о том, что картины этого художника ошеломляют своей экспрессией, что цвет в его изображении становиться настоящей драгоценностью, Ван Гогу было уготовано посмертное признание. В 37 лет он покончил жизнь самоубийством, а его брат Тео создал музей, прославивший Винсента. Когда-то искусство было утешением для терзаемого демонами художника, сейчас он стал одним из уже признанных гениев, который любил жизнь и умел видеть в ней необычную красоту.

В это время на стиль художника сильно повлияло искусство Японии. Ван Гог изучал и копировал произведения именитых мастеров: Андо Хиросигэ, Утамаро, Миронбу, Кэйсай Эйсэн, и Кацусика Хокусая. После этого в его картинах появились новые живописные приемы: обрезанная композиция, отсутствие объема, наслоение плоскостей̆, употребление цвета в виде четко очерченных пятен без тональных переходов.

Сам мастер считал свою картину этюдом, несмотря на это, критики оценили ее высоко, посчитав, что она полна воздуха и жизни.

Сами ирисы прописаны четко и графично, как на старинных японских гравюрах, а задний план и почва изображены в небрежной импрессионистической манере, размашистыми широкими мазками.

Цветовая гамма произведения яркая и насыщенная: сочная зелень перекликается с лиловой синевой лепестков, а задний план расцвечен солнечными брызгами одуванчиков.
примечательно, что среди синих ирисов находится один белый, растущий чуть в стороне. Возможно, с помощью этой аллегории автор передал свое мироощущение: среди людей он был таким же белым ирисом, непохожим на других, а оттого вечно чужим.

Возможно, недуг так повлиял на творческую манеру Ван Гога, но картина получилась совершенно не похожей на все то, что писал

художник до сих пор. Это не тот Ван Гог, которого знали. В полотне нет напряженности, тревожности, густых красок и теплых оливково-горчичных оттенков. Наоборот, здесь присутствует какая-то легкость, воздушность и прозрачная невесомость. Картина по манере исполнения напоминает японские гравюры.

Художник выбрал для своей картины необычный ракурс. Цветы заполняют собой практически всю поверхность полотна.

Влияние японской живописи заметно, в первую очередь, в прорисовке ирисов. Та же четкость и тонкость изящных линий, та же сплошная заливка цветом отдельных деталей. Но картина не полностью выдержана в этом стиле. Здесь же можно увидеть и влияние импрессионизма. И самое удивительное, что такое смешение совершенно не нарушает гармонию изображения. Оно лишь добавляет творению Ван Гога неповторимости и притягательного очарования.

Ван Гог Ирисы

За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.

Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.

А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.

Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.

В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).

Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.

На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.

Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.

Кацусика Хакусай Ирисы и кузнечик

Кацусика Хакусай. Ирисы и кузнечик. 1820-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.

Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.

Моне Ирисы и кувшинки

Клод Моне. Ирисы и кувшинки. 1914-1917 гг. Частная коллекция

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был Густав Климт.

Климт цветущий сад

Густав Климт. Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.

У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.

У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.

Слева: Винсент Ван Гог. Ирисы (фрагмент). 1889 г. Справа: Клод Моне. Ирисы и водяные лилии (фрагмент)

Слева: Винсент Ван Гог. Ирисы (фрагмент). 1889 г. Справа: Клод Моне. Ирисы и водяные лилии (фрагмент)

При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.

Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.

Ван Гог Ирисы деталь

Ван Гог. Ирисы (деталь). 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.

Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.

Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.

Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.

Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.

Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.

Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.

Может художник так обозначает собственное одиночество?

Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.

Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.

Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.

А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.

Так что белый ирис художник добавил для того, чтобы подчеркнуть природное разнообразие. Не более того. Недаром помимо ирисов на картине есть ещё и бархотки.

Ссылка на бесплатный курс

Дело в том, что Ван Гог немало работ, созданных в Сен-Реми, подарил его обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым больным.

Судьба многих этих картин весьма печальна. Ведь все думали, что это лишь картинки больного человека. И обращались с ними соответствующе.

Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка картин Ван Гога.

Дело в том, что мать Ван Гога не понимала творчества сына. Когда после смерти мужа она переезжала в другой город, то оставила на чердаке несколько десятков его ранних работ. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.

После ее смерти в 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков. А уже в 1990 году она досталась музею Гетти (Лос-Анджелес). За … 54 млн. долларов.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читайте также: