Самоопределение этноса и культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности. Этническое самосознание – это одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе, проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.

(англ. - ethnic identity; нем. - ethnische Identifizierung): - этническая идентификация, определение индивидом своей этнической принадлежности, причисление себя к той или иной этнической группе, общности. Исходный, ключевой момент С.Э. - самосознание этническое (см.), в этнически однородной среде С.Э. обычно не вызывает проблем, однако в смешанной среде, особенно в условиях маргинальности (см.), даже в ситуациях этнокультурных конфликтов С.Э. становится проблематичным. Этносоциологическое и этнопсихологическое исследование С.Э. проводится на уровне личности и уровне группы; оно предполагает разграничение целого ряда вопросов: 1) к какой именно этнической общности причисляет себя данный индивид или группы; 2) по каким признакам осуществляется С.Э.; 3) насколько С.Э. отчетливо и стабильно; 4) какое субъективное значение и ценность представляет для индивида этническая принадлежность по сравнению с другими его социальными идентичностями и т.д.
И.С.Кон

Этническое самоопределение является важнейшим этапом становления человека как личности, так как этническая идентичность напрямую связана с социумом в котором человек находится или хочет находиться: индивидууму необходимо найти свое место в определенной социальной группе, которая будет гарантировать ему защищенность и личные претензии на иерархическое положение и статус.

Формирование этнической идентичности — это результат самоопределения человека в этнокультурном пространстве. Рефлексируя, то есть осмысливая личный опыт и опыт других людей, человек актуализирует для себя ту или иную гражданскую и этническую идентичность. Можно уверенно сказать, что самопознание, исследование и принятие самого себя как представителя определенного народа — это и есть суть этнического самоопределения.

Этническое самоопределение — это путь самопознания, исследования и принятия самого себя как представителя определенного народа.

На процесс этнического самоопределения влияют несколько факторов, которые стимулируют человека к принятию того или иного решения относительно своей идентичности, но особое внимание стоит обратить на этнический состав семьи в которой родился человек.

У людей родившихся в моноэтническом браке, то есть когда отец и мать принадлежат к одному этносу или народу, этническое самоопределение почти всегда проходит без душевных метаний и травм: ребенок априори идентифицирует себя с этносом родителей. Если же ребенок появился на свет в смешанной по национальному составу семье, то формирование этнической идентичности станет весьма непростым процессом. Причем у ребенка будет несколько вариантов:

  1. Ребенок выбирает идентичность, соответствующую национальной принадлежности одного из родителей. При этом даже в одной семье у детей могут быть различные варианты этнической идентичности: девочка может выбрать национальность отца, а мальчик будет соотносить себя с национальностью матери.
  2. У ребенка формируется идентичность, соответствующая какой-то иной группе, обладающей в данном обществе высоким статусом. Тут стоит вспомнить как во времена СССР очень многие люди старались записать себе в паспорт национальность "русский", хотя по рождению не относились к этому народу. Например, ребенок имеющий папу удмурта и маму немку считал себя русским. В данном случае решающее значение имеет "выгодность" той или иной этнической идентичности, которая в будущем могла дать определенные социальные преференции.
  3. Биэтническая идентичность подразумевает собой, что ребенок осознает себя представителем двух культур одновременно, что тоже несет в себе оттенок меркантильности: у человека всегда есть возможность представить себя ближайшему окружению и обществу то представителем одного народа, то другого — в зависимости от степени выгодности ситуации. Такое социальное явление характерно было и для прошедшего советского периода и для текущего постиндустриального этапа развития общества, когда дух космополитизма пронизал все сферы деятельности современного человека.
  4. Маргинальная идентичность означает серьезные проблемы с этническим самоопределением — она демонстрирует полную этнокультурную и социальную размытость и неопределенность человека в окружающем его мире. Типичным примером можно назвать определение самого себя как "человек мира", то есть индивид не чувствующий себя личностно привязанным ни к одному народу или этносу. Такой социокультурный феномен напрямую связан с пропагандой личной свободы возведенной в ранг самоцели и присущ исключительно постиндустриальному обществу.

В заключение, следует уточнить, что процесс этнического самоопределения крайне важен не только для конкретного человека, но и для народа, этноса и для государства. Общество у членов которого нарушена или уничтожена связь поколений, у членов которого преобладает маргинальная этническая идентичность очень подвержено манипулятивным действиям извне, также, такое общество несет в себе высокий потенциал саморазрушения — ибо позитивная и четко спозиционированная этническая идентичность является самой конструктивной основой межкультурного, межнационального и межконфессионального взаимодействия.

Самоопределение Каталонии

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Самоопределение Шотландии

Многотысячный марш за независимость Шотландии в Глазго. 5 октября 2019 г.

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

  • запрещены подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация;
  • все народы могут свободно выбирать свой политический статус (суверенное государство, ассоциированное государство, союз или объединение с другим государством и т. д.);
  • все народы имеют возможность беспрепятственно выбирать форму своего государства (т.е. форму правления, государственного устройства, политического режима);
  • все народы имеют возможность свободно определять характер социально-экономического строя и пути своего развития;
  • все народы имеют право самостоятельно формировать свои нравственные ориентиры и культурные ценности;
  • все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами;
  • все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

  • Национально-территориальная автономия — относительно самостоятельный регион государства с особым национальным составом населения, своеобразной культурой, традициями и языком. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями или спец. законами, определяющими ее статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром.
  • Национально-культурная автономия — общественное объединение, в рамках которого этническим группам гарантируется право пользоваться наследием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, в процессе обучения, изучать свою историю, традиции и культуру; предоставляются возможности издавать собственные средства массовой информации, возрождать свои промыслы и ремесла; создаются условия для сохранения самобытности этнических групп, их участия в разработке и осуществлении государственной национальной политики.

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

  1. народ находится в колониальной зависимости;
  2. территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;
  3. конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;
  4. государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти.

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Самоопределение Конго

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Другие считают, что право на самоопределение является одним из фундаментальных коллективных прав человека, принадлежащих народу как единому целому. Исходя из принципа наивысшей ценности прав человека, они рассматривают государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов. Поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Библиографический список

  • Алексанян А. А. Реализация права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №4 (22).
  • Алексанян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2017.
  • Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения // Право и управление: XXI век. 2011.
  • Герасимова О.Е. Право наций на самоопределение как фактор гармонизации этносоциальных отношений в современном мире // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 4.
  • Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  • Грушкин, Д. В. Право народов на самоопределение: Идеология и практика: Материалы к семинару – М.: Звенья, 1997.
  • Зохрабян Р.П. Формы реализации права народов на самоопределение в международном праве и доктрине // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. №2.
  • Карташкин В.А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств // Обозреватель – Observer, 2014. № 10.
  • Кедяев В. В. Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов // Контентус. 2019. №8 (85).
  • Кукушкина С.М. Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия // Марийский юридический вестник. 2011. №8.
  • Малов Д. В. Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №2.
  • Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств // Журнал российского права. 2017. №10.
  • Шафиев К. Принципы самоопределения народов в условиях глобализации // Кавказ и глобализация. 2007. №3.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

- социальное пространство самоопределения и самореализации, направляемое определенными целями;

- культурное пространство самоопределения и самореализации, осуществляемое в соответствии с определенными культурными традициями и ценностями;

- экзистенциальное пространство самоопределения как постижение и реализация смысла своего существования.

Необходимо отметить, что идентичность формируется в процессе самоопределения человека и впоследствии сама определяет уровень и направленность протекания данного процесса. Этническая идентичность является важнейшей составляющей интегральной идентичности человека. Она отражает процесс соотнесения своих сущностных сил с требованиями и ценностями этнической общности. Более того, сами эти сущностные силы формируются в процессе приобщения к духовным и материальным ценностям своего народа. При этом, этническая идентичность придает человеку не только ощущение внутренней стабильности, причастности, но и налагает определенную ответственность за собственную жизнь и судьбу своего народа. Как источник более сильных стремлений, она позволяет преодолеть узко личностную позицию человека при выборе целей жизни в процессе своего самоопределения.

Проблема смысла жизни осознается человеком на уровне удовлетворения своих родовых потребностей, в число которых JI.H. Коган относит потребности в пространственной территории, в духовной территории (сохранение духовного образа жизни, верований, традиций), а также потребности в свободе и полноте жизни. Он отмечает, что в каждой конкретной цели присутствует смысл жизни. Смысл жизни проявляется через смыслы каждого действия, деятельности, ситуации и объекта. В то же время, смысл жизни не сводится к простой совокупности целей и ценностей, а является их системой с иерархией, субординацией и координацией.

Диалектическое единство цели-ценности и смысла жизни заключается в том, что, с одной стороны, цель-ценность, выбранная человеком в данный момент самоопределения, продвигает его к осознанию смысла своей жизни, с другой стороны, наличное понимание смысла определяет формирование конкретных целей и способов жизнедеятельности. Именно с этих позиций можно двояко трактовать смысл: и как высшую интегративную основу личности, и как структурный компонент сознания и деятельности. Смысл является архетипическим образованием, фундаментальной направленностью человека на отыскание смысла своей жизни. При этом каждый человек реализует смысл своей жизни в процессе социокультурного взаимодействия. Смысл образуется в результате напластовывайся опыта, обусловленного принадлежностью к различным социальным общностям (в том числе и этническим). Но здесь необходимо подчеркнуть, что для каждого человека постижение смысла уникально, ибо опыт личности и базовые родовые потребности переосмысливаются с позиции собственной Я-концепции человека. Постижение смысла как выработка интегрального отношения к своему назначению и реализации является основным результатом самоопределения.

Важно отметить, что существует взаимосвязь между идентичностью и смыслом жизни как результатов самоопределения. С одной стороны, идентичность позволяет переживать смысл с определенных позиций. Как представление себя в определенной форме, идентичность человека необходима для понимания смысла своей жизни, переживаний, то есть для дальнейшего самоопределения. В то же время, образ своей личности вписывается в общую систему ценностно-смысловых ориентаций человека.

В.Ф. Сафин предлагает рассматривать механизм самоопределения как активный диалог, происходящий на трех уровнях: предметном, межличностном и внутри личностном. Соответственно, он называет их субъектно-объектным, субъектно-субъектным и субъектно-интернальным. Эти уровни механизмов самоопределения имплицитны.

Впоследствии весь процесс самоопределения носит, по мнению В.Ф. Сафина, интернально-интуитивный характер. Жизнедеятельность человека протекает как сам собой текущий созидательный процесс. Жизнь воспринимается субъектом как поток жизнетворчества и переживания самого смысла существования.

Проблема отчуждения и самоотчуждения имеет, на наш взгляд, первостепенное значение для понимания феномена этнокультурной маргинальности. С экзистенциальной точки зрения этнокультурная маргинальность есть определенный тип отношений, возникающий между субъектом взаимодействия культур (индивидом, группой, общностью) и ценностями этих культур. Субъект этнокультурной маргинальности как бы разрывается между ценностями взаимодействующих этнических культур, ощущая при этом свою отчужденность от обеих культур.

Этнокультурный маргинал будучи включен в этническую структуру, в то же самое время находится в пограничном состоянии по отношению к культурным ценностям данного этноса. В результате идентификация себя как не приемлющего систему этнических ценностей делает субъекта этнокультурной маргинальное в значительной степени неустойчивым.

Можно выделить ряд внутренних состояний, характерных для отчужденного индивида:

- чувство бессмысленности существования, невозможности достичь жизненно важных целей;

Перечисленные характеристики отчуждения имеют прямое отношение к явлению потери самоидентификации человека, то есть к проявлению острых противоречий между ее картиной мира, включая Я-концепцию, и тем реальным миром, с которым человеку пришлось столкнуться. Поэтому сущность отчуждения от этнокультурных особенностей можно представить, как невозможность человека реализовать себя в сфере определенной этнической группы и, поэтому невозможность свободного проявления человеком своей сущности в соответствии со своей картиной мира; невозможность жить в соответствии с ценностями, выработанными этнической группой и, включающими в себя определенное понимание деятельности, связей с миром и другими людьми, систему норм, идеалов и т.д. Отчуждение и самореализация, в этом смысле, являются антиподами. Отчуждение это тот предел, где самореализация невозможна.

Этническая идентичность имеет важное значение в процессе самоопределения и самореализации личности. Этническое самоопределение направлено на самоидентификацию, удовлетворение потребности в укреплении личности и поиске смыслов посредством соотнесения личной жизни с более широкой сферой реальности - с жизнью своего этноса. Этническая самореализация направлена на объективацию человеческой сущности, осуществление смыслов, субъективно заданных системой этнических ценностей.

Этническое самоопределение и самореализация прямо коррелируют со степенью личностной субъектности. Этническая идентичность придает человеку не только ощущение внутренней стабильности и причастности, но и налагает определенную ответственность за собственную жизнь и судьбу своего народа.

Читайте также: