Описание картины чесменский бой кратко

Обновлено: 16.05.2024

Картину “Чесменский бой” написал русский художник Иван Айвазовский в 1848 году.

Три стихии под кистью мастера – в багряном зареве войны

Кисти прекрасного русского мариниста принадлежит более шести тысяч полотен, объединенных общей идеей – воспеть красоту моря. Кажется, никто после него не смог изобразить морскую стихию во всей своей величественной силе с такой любовью и трепетом.

В 1844 году Айвазовский был удостоен звания “живописца Главного морского штаба”. В этой должности он много времени посвятил изображению русского порта и батальным морским сценам сражений.

Одной из значимых работ этого периода считается картина “Чесменский бой”, посвященная героическому триумфу русского флота в Чесменском бою 1770 года.

Батальное полотно, полное драматизма и героического пафоса. На передний план выступает темный силуэт российского военного флагмана: он как бы наступает на зрителя, тяжелый и непобедимый.

В глубине пушечной дымки – поверженные турецкие судна. Можно различить каждую деталь гибели вражеских кораблей: огонь охватил корму, разлетаются обломки мачты, дым и пепел столбом встают над встревоженной волной к облакам. Среди огненных всполохов можно заметить в темной воде турецких матросов – они цепляются за щепки, оставшиеся от их флотилии.

Несмотря на жестокость военного события, полотно не кажется мрачным, напротив, вызывает дрожь восхищения пред мощью битвы прошлых веков. Сюжет вызывает радостное волнение у зрителя, как от наблюдения за фейерверком. Здесь в яркой лавине смешались три стихии: вода, огонь и воздух. Лишь луна далеко вверху равнодушно взирает на разыгравшуюся войну.

Не являясь прямым участником военных событий, Иван Айвазовский с удивительным мастерством воссоздал пик сражения. И любой человек, взглянув на полотно, может ощутить воодушевление от победы, которое чувствовали русские моряки в ходе боя.

Сейчас картина “Чесменский бой” принадлежит картинной галерее имени И.К.Айвазовского в Феодосии.

Признанный мастер-маринист, художник как никто другой умел изображать море в любом его состоянии и различные корабли — от маленькой лодочки до огромного парусника. На картине изображен момент морского сражения русского флота против турецкого, в котором последний потерпел сокрушительное поражение и потерял множество кораблей и своих опытных моряков.

Полотно отражает решающий момент ночного боя, когда турецкий флот оказался наголову разбит. Это чудовищное и пугающее зрелище — огромные корабли горят и тонут, как щепки, а за остатки мачт и такелажа с трудом цепляются уцелевшие моряки. Невероятную мощь и ужас этого сражения подчеркивают высоко вздымающиеся столбы пламени, так что кажется, что адским пламенем полыхает само море. Вспышки огня выписаны настолько мастерски, что создается ощущение пышущей жаром картины.

Глубину перспективы и объемность картине придает использование контрастных цветов. Общая колористическая гамма очень темная и мрачная, что не только соответствует трагичности события, но и обуславливается тем, что бой проходил ночью, а дым и гарь от погибающих в огне кораблей в буквальном смысле закрыли горизонт. Неба как такового на полотне не видно, оно затянуто плотной завесой черного траурного дыма, на фоне которого четко выделяются огненные всплески красок горящих кораблей и желтая луна, едва видная под покрывалом дымных клубов.

На переднем плане картины видна переполненная людьми шлюпка, которые только что подорвали один из турецких кораблей при помощи своего брандера. От этого взрыва и случился грандиозный пожар, который вскорости и погубил почти весь линейный турецкий флот. С другой стороны полотна на остатках своего затонувшего судна пытается спастись горстка уцелевших в битве турок. Вся их надежда на выживание заключена в том, что их возьмут в плен, не дав утонуть в мрачных водах Эгейского моря.

Эта историческая битва позволила русским войскам не только помешать туркам свободно передвигать свои суда по этому району Эгейского моря, но и установить блокаду Дарданелл, помешавшую основным силам турецкого флота проникнуть в Черное море.

Используя столь ограниченную цветовую гамму, художник сумел не только передать реалии морского боя, но и сделать это так мастерски, что картина смотрится настоящим фоторепортажем с места исторического события, поражая воображение современного зрителя грандиозностью и опасностью морских битв прошлых эпох.

Описание картины Чесменский бой Иван Айвазовский

Закончилось оно полным разгромом некогда величественного турецкого флота русскими моряками. Великую победу, которая принесла славу нашему флоту, и хотел показать на холсте Иван Айвазовский.

Битва произошла ночью. Поэтому само поле боя освещено заревом пожара горящих кораблей.

Небо показано черным, звезд не видно. При отблеске луны разворачивались трагические события, которые привели к гибели большого числа людей.

На заднем плане картины видны горящие корабли врага. Здесь показан пожар не одного или двух кораблей, а целой армады. От одного единственного корабля начался пожар, который уничтожил могущественный турецкий флот. Часть турецких кораблей пошла ко дну, остальные догорают.

Видно, что бой закончился недавно. На переднем плане изображены обломки корабля, на которых люди пытаются спастись от неминуемой гибели. Это, скорее всего, турецкие моряки, находящиеся в панике от происходящих событий.

По направлению к русскому судну плывет шлюпка с русскими моряками, которые, видимо, нанесли урон турецкой флотилии, сделав поджог этого первого корабля. Корабли русской эскадры изображены целыми и невредимыми. Они остались такими благодаря умелой тактике ведения боя. Русские суда гордо возвышаются на переднем плане.

На картине виден контраст темных и светлых тонов. Происходит сражение как бы между темными и светлыми силами. На переднем плане высится флагман русского флота.

Это говорит о победе русских моряков, которые вели праведный бой за свою родину.

И. Айвазовский показал в своей картине величественность подвига русского народа. Видя эту картину, каждый человек испытывает гордость за русских моряков, которые совершили подвиг, победив сильного противника.


И.К. Айвазовский – выдающийся российский художник-маринист, коллекционер, меценат. Его полотна по праву считаются шедеврами, а сам автор пользуется славой не только в России, но и за рубежом. Художник был членом нескольких европейских академий, что является лучшим доказательством признания его творчества за рубежом.

картина айвазовского чесменский бой

Общая характеристика работы

В начале своей карьеры художника Айвазовский находился под сильным влиянием известного российского живописца романтического направления К. П. Брюллова. Картины последнего оказали на молодого и начинающего мастера настолько сильное впечатление, что он поначалу ему просто подражал.

чесменсикий бой картина айвазовского описание

Особенности полотна

чесменский бой картина айвазовского история создания

Поэтому Айвазовский решил несколько отойти от реалий события. Взяв за основу работу своего предшественника и тщательно поработав с документальными материалами, он создал собственное оригинальное полотно, которым прославил победу российского флота. Это было вполне в духе его времени, когда романтическое направление в отечественном искусстве являлось доминирующим.

Исторический сюжет

Одним из основных сражений русско-турецкой войны был Чесменский бой. Айвазовский, картина которого как раз посвящена этому важному событию XVIII века, выбрал объектом для своего полотна именно его по двум причинам. Во-первых, эта победа наглядно продемонстрировала возросшую мощь русского флота, а, во-вторых, имелось немало документов, воспоминаний, а главное – уже существовала аналогичная работа немецкого художника, что оказала влияние на автора.

чесменский бой айвазовский картина

Кроме того, это сражение произвело резонанс в российском обществе. Знаменита депеша графа Орлова, в которой он докладывал о победе, ходила по рукам. Разумеется, подобный исторический факт не мог не привлечь внимания такого известного мариниста, как Айвазовский, который был художником Главного морского штаба.

Описание

Значение картины в творчестве художника

Читайте также: