Типы научной рациональности кратко

Обновлено: 20.05.2024

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ понятие, выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Классическому типу рациональности присущи: 1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; 2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория; 3) объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания. Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную, безусловно правильную, идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины. Неклассическому типу рациональности (начало XX в.) свойственны: 1) методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания; 2) политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; 3) неустранимость субъекта из процесса познания. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Смотреть что такое "ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ" в других словарях:

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ — ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки как познавательной деятельности и как… … Философская энциклопедия

идеалы и нормы науки — ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях и целях научной деятельности и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки как познавательной деятельности и как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — методологич. принцип, выдвинутый дат. физиком Н. Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. Он формулируется так: в процессе познания для воспроизведения целостности объекта необходимо применять взаимоисключающие, дополнительные классы… … Философская энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — ’ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ’ (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато… … История Философии: Энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехода отечественной философии науки от обсуждения… … История Философии: Энциклопедия

КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в … История Философии: Энциклопедия

КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА — исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как философия тождества , видящая мир в качестве целостного… … История Философии: Энциклопедия

наука — НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Научная рациональность — это система правил, знаний и норм, позволяющих определить степень научности той или иной деятельности, а также обеспечить истинность результатов познания.

Качественный скачок в становлении научной рациональности произошел в конце XIX — начале XX вв. в период расцвета научной революции. Рациональность в науке подразумевает точность, доказательность и объективность знания. Недостаточно просто что-то сообщить, необходимо логически обосновать теорию и привести доказательства. Именно поэтому развитие рациональности в первую очередь связано с возникновением квантовой физики, теории относительности и математической логики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Как правило, наука придерживается определенных рациональных идеалов и эталонов, которые могут меняться с развитием знания. Например, то, что когда-то считалось нелогичным и иррациональным, сегодня может признаваться соответствующим научным эталонам.

Однако постоянные условия, которые составляют основу научной рациональности, актуальны независимо от эпохи. К ним относятся:

  • ориентация на объективность, нежелательность субъективных и эмоционально-оценочных критериев в процессе познания;
  • системность и целостность знания;
  • независимость сформулированных научных положений от обстоятельств;
  • доказательность, обоснованность и проверяемость выдвигаемых положений;
  • универсальность и однозначность терминологии;
  • методологическая определенность, использование методов, которые соответствуют исследуемой дисциплине;
  • стремление к улучшению и проверке выдвинутых положений.

У каждого из перечисленных требований свои особенности в зависимости от научной дисциплины. Традиционно различают 3 разновидности научного идеала:

  • математический идеал научной рациональности ориентирован на логическую ясность, дедуктивный характер и непреложность выводов их исходных постулатов;
  • естественнонаучный основывается на эмпирическом базисе, допускаются любые логически возможные аксиомы;
  • социально-гуманитарный подразумевает активную роль познавательного процесса и оценки его результатов в соответствии с ценностями общества.

Исторические типы рациональности

Современная философия науки классифицирует рациональность по историческому признаку, исходя из хронологии научных революций. Каждый этап предваряет глобальный скачок научного прогресса, в результате чего формируется специфика научной деятельности и пересматриваются эталоны рациональности.
Наиболее классическим считается разделение научной рациональности на 3 типа:

  • классический;
  • неклассический;
  • постнеклассический.

Классический тип научной рациональности

Становление классической рациональности связано с научной революцией XVII века, которая ознаменовала активное развитие естествознания.

Основоположником методологии был философ Нового времени Рене Декарт, который считал, что только с помощью разума можно познать тайны природы и бытия. На этом этапе наука стремилась к целостности и достижению абсолютной истины. Помимо веры в силу разума, ученые того времени выступали за свободу, справедливость, прогресс, равноправие и другие человеческие ценности, значение которых резко возросло на фоне научных открытий.

Идеал познания заключался в создании мысленной конструкции исследуемого объекта, которая была бы универсальна для всех. В качестве примера ученые ориентировались на строение часового механизма, работающего по законам механики. В классическом представлении о научной рациональности субъект имел второстепенное значение, а на первый план выдвигался объект познания.

Классической рациональности свойственные следующие черты:

  • монизм — представление о существовании некоего первоначала бытия;
  • логоцентризм — представление об иерархической неоднородности;
  • телеологизм — представление о существовании первоначальной цели, которая влияет на все события, происходящие в мире;
  • эмпиризм — экспериментальное изучение природы.

Основы естествознания заложили Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон, которые сформулировали законы механики.

Неклассический тип научной рациональности

Развитие неклассической рациональности связано с открытиями в физике, космологии и с появлением кибернетики в XIX веке. Классическое естествознание вышло на новую стадию с открытием общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Также большой вклад в науку внесли Макс Планк, Эрнест Резерфорд и Луи де Бройль.

Научной рациональности неоклассического типа присущи:

  • плюрализм — многообразие независимых друг от друга мнений;
  • автономность — свобода в проведении исследований и в выражении научной точки зрения;
  • становление научного дискурса и сосуществование альтернативных точек зрения;
  • развитие критического мышления, которое позволяло успешно анализировать не только чужие взгляды, но и свои;
  • способность понять оппонента и принять свои ошибки.

На место идеала об универсальном механизме в качестве эталона приходит плюрализм, допускающий истинность различных теорий в описании одной проблемы.

Постнеклассический тип научной рациональности

Возник в конце XX века на фоне радикальных изменений в науке, которые отразились в новой глобальной революции. Трансформации связаны с техническим прогрессом и компьютеризацией знания, что привело к формированию новых междисциплинарных исследований и комплексных методов. Постнеклассический тип включает проблему человека, в результате чего рождаются антропологические и моральные вопросы. Ученые в процессе научных разработок и исследований учитывают ценность человека и природы, вопросы этичности и степень влияния научных открытий на окружающий мир и общество.

Характеристики постнеклассического типа:

  • принцип ризомы — представление о том, что все элементы познания находятся во взаимопроникающей связи, обладая одинаковой ценностью;
  • принцип сети — мышление, основанное на сетевой модели коммуникации и подразумевающее открытость, саморазвитие, отсутствие иерархии;
  • синергетика — междисциплинарное направление, которое изучает принципы самоорганизации социальных образований, природных процессов и явлений.

Идеалом постнеклассического типа становятся идеи историзма и эволюционизма. В естествознании особенное значение придается науке о Земле, биологии и астрономии.

Все 3 типа научной рациональности дополняют друг друга, на каждом этапе развития исключая устаревшие положения и привнося новые установки и идеалы.

Рациональность в рамках философии – это широкое понятие. Разные его грани, касающиеся многих познавательных сторон жизни человеческой личности, в своей сумме дают общую картину феномена разума.

В широком смысле слова, рациональность – это мировоззренческая усатновка, предполагающая трансформацию любого явления как природного, так и социального, или действия в мысль, размышление человека. В более узком, рациональность – это тип мышления, восприятия окружающего мира, методологическая установка научного исследования.

В рамках философии науки наибольшее распространение получила типология научной рациональности, предложенная В.С. Степиным. Он выделяет три типа рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Указанные типы Степин выделяет исходя из следующих критериев:

  1. господствующий идеал познания;
  2. методологическая установка познания;
  3. типология присутствующих в эпоху системных отношений в науке.

Классический тип рациональности

Появление классической рациональности связано с философией Нового времени. В первую очередь, с Рене Декартом По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее , одним из основных разработчиков методологии нововременной науки, берущей за основу идеи рациональности, при этом отказывающейся от мистики, присущей христианскому периоду в развитии науки. Бог здесь является одной из истинных субстанций, наравне с другими.

Целью нововременных рационалистов было установление науки, естествознания и математики, как одного из центральных явлений духовной жизни человека.

Классический рационализм – это уверенность в том, что разум, руководимый правильными методами (Ф. Бэкон и Р. Декарт предлагают в своих философских проектах таковые), способен разгадать загадку природы, познать ее и достичь научного понимания божественного бытия.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, вера в силу разума распространялась не только на сферу науки, но и на устройство общества. Классическая рациональность уверена, что общество можно построить согласно разумным началам.

Если в $XVII веке$ философы науки стремились обрести чистую, непогрешимую методологию познания, то в $конце XIX века$ происходит новая научная революция, что послужило появлению неклассической рациональности.

Неклассический тип рациональности

Появление неклассического типа рациональности связано с открытиями в физике, космологии, биологии, с появлением кибернетики, что повлияло на изменение картины мира.

Представители неклассического типа рациональности утверждают единство этапов развития науки.

Особенность этого типа рациональности заключена в том, что здесь отрицается ранее обязательная истинность и абсолютность метода в науке. Отныне научный метод включается в структуру теории. Это увеличивает его действенность.

Неклассическая методология основана на вероятностных методах, предполагающих большее количество возможных решений научных задач, чем в классической рациональности, покоящейся на строгом детерминизме.

Постнеклассический тип рациональности

Постнеклассический тип рациональности связан с открытиями синергетики. Наука обращается к анализу сложных самоорганизующихся систем. Кроме того, новый предмет науки включает в себя человека, что рождает антропологические и моральные вопросы.

Постнеклассическая рациональность отличается применением комплексных методов, предполагающих междисциплинарность. В естествознании применяются методы исторической реконструкции, компьютерного моделирования и т.д.

Наука перестает быть ценностно отстраненным явлением. Это влияет на понимание связи науки и техники. В современном мире научное открытие может не только принести благо, но и при неправильном использовании навредить. Поэтому ученые в своих исследоаниях учитывают ценность природы и человека.

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ понятие, выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Классическому типу рациональности присущи: 1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; 2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория; 3) объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания. Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную, безусловно правильную, идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины. Неклассическому типу рациональности (начало XX в.) свойственны: 1) методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания; 2) политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; 3) неустранимость субъекта из процесса познания. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Смотреть что такое "ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ" в других словарях:

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ — ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки как познавательной деятельности и как… … Философская энциклопедия

идеалы и нормы науки — ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях и целях научной деятельности и путях их достижения. Соответственно двум аспектам функционирования науки как познавательной деятельности и как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — методологич. принцип, выдвинутый дат. физиком Н. Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. Он формулируется так: в процессе познания для воспроизведения целостности объекта необходимо применять взаимоисключающие, дополнительные классы… … Философская энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — ’ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ’ (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато… … История Философии: Энциклопедия

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехода отечественной философии науки от обсуждения… … История Философии: Энциклопедия

КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в … История Философии: Энциклопедия

КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА — исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как философия тождества , видящая мир в качестве целостного… … История Философии: Энциклопедия

наука — НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Читайте также: