Исследование северных берегов россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Предыстория

После окончания Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.

Проект Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

Подготовка

Подразумевалось проводить исследование несколькими отрядами, каждый из которых, фактически, представлял отдельную экспедицию.

Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков:

  • самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был исследовать отряд под командованием Муравьёва (позже его сменил Малыгин), подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Все остальные отряды находились под общим руководством Витуса Беринга.
  • участок арктического побережья России от Оби до Енисея обследовал отряд Овцына и Стерлегова
  • восточнее Енисея работал отряд Минина
  • участок побережья к западу от Лены был поручен отряду Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина
  • участок побережья к востоку от Лены обследовал отряд Лассниуса и Дмитрия Лаптева.

На Дальнем Востоке действовало два морских отряда:

    должен был исследовать путь к Северной Америке
  • отряд Шпанберга должен был составить опись Курильских островов, берегов Охотского моря и, по возможности, достичь берегов Японии.

Кроме того, имелось два сухопутных отряда:

  • академический — состоявший из учёных — членов Российской Академии наук, в задачи которого входило исследование внутренних районов Восточной Сибири, в частности Камчатки
  • отряд Петра Скобельцына и Василия Шатилова, перед которым была поставлена задача отыскания удобного речного пути от Верхнеудинска до Охотска.

Стоимость экспедиции составила более 360 тысяч рублей. В работе основных и вспомогательных отрядов было задействовано несколько тысяч человек, непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек. В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции было построено несколько специальных судов. Для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод.

Состав экспедиции

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Деятельность отрядов

Двинско-Обский отряд

Первым начал свою деятельность самый западный отряд экспедиции, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России. Им предстояло найти морской проход к Оби.

В июле 1737 года отряд вновь вышел в плавание и в августе достиг прохода в Обскую губу из пролива между полуостровом Ямал и островом Белый (ныне пролив Малыгина). Поднявшись по Оби корабли 2 октября прибыли в Березов.

В результате шестилетней деятельности отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцова моря и приобской части Карского моря.

Обско-Енисейский отряд

В задачу отряда входило исследование берега между реками Обь и Енисей.

Летняя компания 1739 года была задержана по вине местной администрации и не принесла заметных результатов.

По приказу Минина в январе 1740 года Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию на восток от Енисея. Ему удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ северной широты.

Ленско-Енисейский отряд

В декабре 1737 года Адмиралтейств-коллегия назначила новым руководителем отряда Х. П. Лаптева.

Летняя компания 1740 года длилась всего месяц и закончилось тем, что дубель-шлюпка была раздавлена льдами. Потеряв несколько человек умершими, отряд пешком добрался до места прошлогодней зимовки.

Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Х. П. Лаптев разделил отряд на три партии и начал описание берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой северной точки Евразийского материка, носящей ныне его имя.

Ленско-Колымский отряд

Новый командир Д. Я. Лаптев, прибыв к месту зимовки, продолжил работы в августе 1736 года. Но лишь в июне 1739 года в тяжёлых ледовых условиях бот сумел выйти в Восточно-Сибирское море. При попутном ветре быстро продвигаясь на восток, бот в конце августа достиг устья реки Индигирки, где встал на зимовку.

В 1740-41 годах Д.Лаптев сделал две безуспешных попытки пробиться сквозь сплошные льды на восток, но сумел добраться только до мыса Баранов Камень.

Летом 1742 года отряд вёл работы в бассейне реки Анадырь, где и закончились его действия.

Отряд Беринга-Чирикова

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Южный отряд

В мае 1742 года суда вышли в новое плавание — к Курильским островам, опись которых вели до конца июля.

Академический отряд

Возглавил академический отряд действительный член Академии наук профессор Герхард Фридрих Миллер, направлявшийся в Сибирь в качестве историографа экспедиции.

В начале августа 1733 г. отряд выехал из Петербурга и в конце октября прибыл в Казань. Одной из задач экспедиции была организация метеорологических наблюдений в разных областях России. Организация метеорологических наблюдений была продолжена в Екатеринбурге, куда отряд прибыл в конце декабря 1733 г. Наблюдения за температурой и давлением воздуха, ветром, атмосферными явлениями, полярными сияниями (А. Татищев, геодезист Н. Каркадинов, учитель арифметики Ф. Санников).

В январе 1734 г. академический отряд прибыл в Тобольск. Оттуда профессор Делакроер отправился с обозом Чирикова на восток. Миллеру и Гмелину руководитель экспедиции Беринг разрешил продолжать путешествие самостоятельно.

Из Тобольска отряд по Иртышу добрался до Омска, затем посетил Ямышево, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Миллер помимо архивной работы занимался археологическими раскопками, Гмелин — организацией метеорологических наблюдений. По пути путешественники изучали флору и фауну, собирали коллекции редких растений, проводили геологические исследования. Зимой и весной 1735 г. ученые посетили Енисейск, Красноярск, Иркутск, переправились через Байкал и побывали в Селенгинске, Кяхте. Летом того же года отряд побывал в Читинском остроге и в Нерчинске, где исследовал древние памятники, могильные курганы и рудные копи.

Осенью 1735 г. отряд вернулся в Иркутск.

В январе 1738 г. Крашенинников в сопровождении двух казаков и писаря Осипа Аргунова отправился для исследования теплых источников на берегу одного из притоков реки Большая Баня, а затем к Авачинской сопке. В середине января 1739 г. отряд на нартах прибыл в Нижнекамчатск, где ученым были организованы метеорологические наблюдения. В 1740 г. Крашенинников на собачьих нартах совершил круговое путешествие по северной части Камчатки.

Исследования Академического отряда, называемые также I Академической экспедицией, продолжались 13 лет. Трудами Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стелера, А. Д. Красильникова, И. Э. Фишера и других было положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы.

Верхнеудинско-Охотская экспедиция

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Итоги экспедиции

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану были русские поморы. На небольших парусных судах они ходили к Шпицбергену и Новой Земле, продвигались на восток вдоль северных берегов Евразии, оставляя потомкам свои открытия в виде примитивных карт и описаний побережья. В Петровскую эпоху гидрографические исследования приобрели государственный масштаб в связи с необходимостью защиты северных рубежей и быстро развивавшейся европейской торговли. Эти функции взяло на себя военно-морское ведомство в лице Адмиралтейств-коллегии и подчинённых ей структур.

Все распоряжения о производстве гидрографических работ исходили лично от государя или от главы военно-морского ведомства. Исполнителями были морские офицеры, прошедшие обучение в московской Школе математических и навигацких наук, а также в Академии Морской гвардии в Санкт-Петербурге. После смерти Петра I указания и инструкции стали поступать от Адмиралтейств-коллегии, но решения на проведение крупномасштабных исследовательских экспедиций оформлялись высочайшим указом.

После выхода российского флота в Балтийское море и закрепления России на берегах Каспийского моря вектор географической направленности отечественной морской политики развернулся в сторону Дальнего Востока. Параллельно с освоением морей Тихого океана шло изучение северного побережья страны, а также окраинных морей (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и внутреннего Белого моря Северного Ледовитого океана1.

Значительный вклад в изучение Арктики и развитие арктического мореплавания внесла Великая Северная экспедиция (1733—1745 гг.), в которой исследования проводились несколькими отрядами, каждый из которых фактически представлял собой отдельную экспедицию.

Экспедиция Ленско-Енисейского отряда была первой, которая составила точную карту русла р. Лена от Якутска до устья, а также карту побережья моря от дельты Лены до залива Фаддея, названного позднее в честь русских полярных исследователей, офицеров русского флота — двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. Российскими военными моряками были открыты ряд островов, бухт и других географических объектов.

Главный итог деятельности четырёх из девяти отрядов Великой Северной экспедиции, которые проводили изыскания в акваториях северных морей и на арктическом побережье, заключается в том, что собранные гидрографические данные позволяли перейти к следующему этапу исследований этого региона уже с практической целью — обеспечить прокладку транспортного маршрута из Европы через Северный Ледовитый океан к восточному побережью Тихого океана. Дальнейшим шагом в деятельности гидрографической службы российского ВМФ стали подготовка и проведение очередных арктических экспедиций в восточном направлении, а также одновременно из северных портов России и пунктов базирования на Дальнем Востоке по встречным направлениям.

Хотя экспедиция В.Я. Чичагова не выполнила поставленных перед ней задач, она внесла значительный вклад в развитие арктического мореплавания, достигнув рекордной по тем временам широты к северу от Шпицбергена. Кроме того, это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчёте. Её участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения, проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Несмотря на предпринятые усилия, к концу XVIII столетия достаточно надёжные карты (рукописные и печатные) имелись лишь для Балтийского, Охотского, Азовского и Каспийского морей. Изученность Арктики находилась на низком уровне. Всё это требовало должной организации исследовательских работ. Следовало переходить к плановой съёмке всех морей, созданию постоянно действующих гидрографических подразделений, сосредоточению руководства их действиями в одном управляющем органе. Поэтому в XIX веке существенно изменилась структура гидрографической службы, ведавшей основными научно-исследовательскими работами на морях. В апреле 1805 года было учреждено Министерство морских сил, в которое наряду с другими органами управления вошёл Адмиралтейств-департамент, ведавший научными вопросами. 24 августа (5 сентября) 1827 года он был реорганизован в два не зависевших друг от друга учреждения при Главном морском штабе: Управление генерал-гидрографа (во главе которого стоял генерал-гидрограф Г.А. Сарычев) и Морской учёный комитет. В результате новой реформы 14(26) апреля 1837 года Управление генерал-гидрографа было преобразовано в Гидрографический департамент, к которому были отнесены мастерские мореходных математических и физических инструментов при Ижорском заводе и морская астрономическая и магнитная обсерватория в Кронштадте. В ведении департамента находился также Корпус флотских штурманов.

Начало подробному гидрографическому исследованию Баренцева моря положили работы экспедиции под командованием Ф.И. Литке (1821—1824 гг.). В 1821—1827 гг. отрядами штурманов И.Н. Иванова и И.А. Бережных было произведено описание южных берегов Печёрского и Карского морей. На основании работ этих отрядов в 1828 году И.Н. Иванов составил карту побережья от Архангельска до Обской губы10. В Баренцевом и Карском морях в 1832—1833 гг. под руководством подпоручика Корпуса флотских штурманов И.К. Пахтусова была произведена опись юго-восточного берега Новой Земли от пролива Петуховский Шар до восточного входа в пролив Маточкин Шар. В 1834 году под его же командованием была организована вторая экспедиция к берегам Новой Земли. Гидрографические отряды И.Ф. Анжу и Ф.И. Врангеля в 1821—1823 гг. произвели съёмки берегов Северного Ледовитого океана от устья р. Оленёк до о. Колючин (Чукотское море), включая Новосибирские, Ляховские и Медвежьи острова11.

Последнее обстоятельство было обусловлено слабым развитием торгово-промыслового флота Беломорья, в составе которого имелись в основном частновладельческие малотоннажные парусные суда поморской постройки, мало приспособленные для плавания в тяжёлой ледовой обстановке. В северных российских широтах преобладал иностранный флот, что доказывало пассивный характер внешнеторговой политики страны. При попустительстве царских властей монополия на внутренние закупки и экспорт русской продукции принадлежала крупным зарубежным фирмам12. В этой связи иностранные мореплаватели упорно искали и прокладывали пути из Европы в порты Сибири и далее — в Тихий океан, используя при этом данные, полученные российскими исследователями Арктики.

На рубеже XX века интерес императорского правительства, военных и научных кругов России к Арктическому региону усилился. В 1894 году министр финансов С.Ю. Витте представил Александру III план незамедлительного освоения русского Крайнего Севера, который нашёл горячих сторонников в лице адмирала С.О. Макарова и Д.И. Менделеева. 5 августа 1898 года в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный). Забегая вперед, следует сказать, что в 1915 году пришлось строить второй порт, торговый, — Романов (ныне Мурманск). Первая мировая война показала, что Баренцево море — единственное связующее Россию и её союзников звено. С целью скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения военной службы. Для защиты морских коммуникаций начали формировать флотилию Северного Ледовитого океана. Одновременно для обеспечения регулярных торговых рейсов из Европы к Архангельску и устьям Оби стали строить первые в русской Арктике радиометеостанции.

В феврале 1899 года ледокол вышел в первое пробное плавание на Балтику, а затем дважды за летнюю навигацию прошёл проверку в условиях Арктики. На последнем выходе экипажем корабля во главе с С.О. Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, фауны океана, океанографии. Однако, получив повреждения при столкновении с торосами, корабль вернулся в Англию для ремонта и капитальных переделок в конструкции. Созданная комиссия по разбору причин инцидента сделала необоснованное заключение о возможности работы ледокола только в акватории Финского залива16.

С начала XX века в России предпринимались попытки пройти Северным морским путём. Инициатором этого предприятия являлся русский геолог и полярный исследователь барон Э.В. Толль. После возвращения из экспедиции на Новосибирские острова он представил в Академию наук подробно разработанный проект, по которому предполагалось пройти Северным морским путём с двумя зимовками (1900—1901 и 1901—1902 гг.): на восточном берегу Таймырского полуострова и на островах к северу от Новосибирского архипелага; далее вдоль побережья Восточной Сибири через Берингов пролив выйти в Тихий океан и закончить экспедицию к зиме 1902—1903 гг. во Владивостоке. Ещё одной целью проекта ставился поиск легендарной Земли Санникова. Помимо решения научных задач экспедиция была важна с точки зрения обеспечения национальных интересов России в Арктике. В этой связи она находилась под высочайшим покровительством президента Академии наук великого князя Константина Константиновича. В её состав были включены офицеры российского флота: лейтенанты Н.Н. Коломейцев, А.В. Колчак, Ф.А. Матисен и нижние чины.

Открытие этого архипелага и последующее закрепление суверенных прав на его обладание со стороны Российской империи без преувеличения имеют огромное экономическое и геополитическое значение. Так, включение Северной Земли в территорию нашего государства обеспечило сохранение контроля над трассой Северного морского пути, участок которого проходит по проливу Вилькицкого между полуостровом Таймыр и южным островом архипелага. Расширение территориальных владений в Арктике за счёт присоединения Северной Земли в современных условиях обеспечило значительное приращение площадей особой экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Действовавшие в тот период нормы международного права предусматривали приоритет первооткрывателям земель и морей, возможность увековечить царствующих особ и наиболее видных исследователей, при этом лишь в незначительной части согласовывая вопросы на международном уровне (прежде всего, ввиду суровости природы Крайнего Севера и редких туда экспедиций). Не шла речь и о каком-то промышленном освоении региона. Таким образом, топонимика северных географических объектов неразрывно связана с русскими именами, что подтверждает историческую преемственность и законные права России на эти территории.

После Октябрьской революции новое правительство продолжило курс на исследование, защиту и расширение советских арктических пространств. В марте 1920 года решением Высшего совета народного хозяйства было создано первое специализированное государственное учреждение — Северная научно-промысловая экспедиция, от которой ведёт своё начало Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Начальником экспедиции и первым её директором был геолог Р.Л. Самойлович.

В приказе народного комиссара ВМФ от 21 апреля 1945 года были достойно отражены заслуги моряков-беломорцев при защите советского Заполярья: «Беломорская флотилия начала своё формирование в первые дни Великой Отечественной войны народов Союза ССР с немецко-фашистскими захватчиками и развивалась в сложной военной обстановке, проводя активную боевую деятельность. На долю личного состава БВФ выпала ответственная и почётная задача по освоению и обороне северных морских границ нашей великой Родины.

Благодаря самоотверженной работе всего личного состава БВФ за короткое время выросла в реальную силу, способную нанести удары по противнику, пытавшемуся действовать в водах Заполярья. За время существования БВФ со 2 августа 1941 г. по 15 апреля 1945 г. личный состав проделал большую работу в деле освоения наших северных границ и обеспечения боевой деятельности флотилии.

Боевая деятельность БВФ за текущий период, по далеко не полным данным, характеризуется следующими показателями:

1. В зоне БВФ всего проведено 956 наших и союзных конвоев, в которых отконвоировано 1736 транспортов. На эскортирование конвоев произведён 2861 выход военных кораблей.

2. На траление ФВК и опасных от мин районов произведено 2937 выходов тральщиков, которыми затралено и уничтожено 102 мины противника.

3. Уничтожено 353 плавающих и выброшенных на берег мин.

4. Для прикрытия конвоев и разведки моря авиацией флотилии произведено около 5000 самолётовылетов.

Кроме того, потоплено 9 подводных лодок, огнём ЗА и ИА сбито 16 самолётов противника.

Подводя итоги боевой деятельности флотилии, отмечаю хорошую самоотверженную работу…

Не умаляя значения открытий, сделанных иностранцами, следует признать, что на карте Северного Ледовитого океана подавляющее большинство островов, бухт, мысов и других географических объектов носят имена российских исследователей. Непосредственным и самым весомым вкладом в открытие и освоение Северного морского пути является работа многочисленных экспедиций, организованных гидрографической службой Российского императорского Военно-морского флота и советского ВМФ. Отображение русских топонимов на географических картах Крайнего Севера является не только данью исторической памяти первооткрывателям ранее не изведанных земель, но и весомым аргументов в рамках применимого международного права для восстановления исконно русских арктических границ.

1 На русских картах XVII—XVIII вв. употреблялись названия: Море океан, Море океан Ледовитый, Ледовитое море, Северный океан, Северное или Ледовитое море, Ледовитый океан, Северное Полярное море. Название Северный Ледовитый океан было дано русским мореплавателем адмиралом Ф.П. Литке в 20-х гг. XIX в.; Постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1935 г. это название принято как соответствующее форме, уже употреблявшейся в России с начала XIX в., и близкое к более ранним русским названиям. См.: Поспелов Е.М. Географические названия мира: топонимический словарь. 2-е изд. М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2001. С. 170.

2 Монаков М.С., Родионов Б.И. История российского флота в свете морской политики и экономики (X—XIX вв.) / Под общ. ред. В.И. Куроедова. М.: Кучково поле, 2006. С. 201, 202.

3 Небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII в., предназначенное для действий на реках, в лиманах и в прибрежных районах. Дубель-шлюпки имели до 20 пар вёсел. Парусное вооружение — одна съёмная мачта с прямым парусам. Длина до 25 м, ширина до 6 м, экипаж до 50 человек. См.: Военно-морской энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Куроедова. 2-е изд. испр., доп. М.: Воениздат, 2003. С. 260. .

4 Монаков М.С., Родионов Б.И. Указ. соч. С. 202, 203.

5 Яников Г.В. Василий Пронищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин // Русские мореплаватели. М.: Воениздат, 1953. С. 81—98.

6 Монаков М.С., Родионов Б.И. Указ. соч.С. 205, 206.

7 Летопись Российского флота: от зарождения мореходства в древнерусском государстве до начала XXI века в 3 т. Т. 1. 860—1900 гг. СПб.: Наука, 2012. С. 224.

8 Монаков М.С., Родионов Б.И. Указ. соч. С. 326—328.

9 Рейнеке М.Ф. Гидрографическое описание северного берега России. Ч. I. Белое море. СПб.: РГО, 1849. С. 216.

10 Под флагом России: история зарождения и развития морского флота. М.: Согласие, 1995. С. 171, 172.

11 150 лет Гидрографической службе Военно-морского флота: исторический очерк. Л.: ГУ НиО МО, 1957. С. 12, 13.

12 Под флагом России: история зарождения и развития морского флота. С. 173.

13 Ус Л.Б. Международные научные связи Сибири (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск, 2005. С. 31—34.

14 Макаров С.О. Документы. Т. 2. М.: Военмориздат, 1953. С. 346—363.

15 Мельников Р.М. История отечественного судостроения в 5 т. Т. 2: Паровое и металлическое судостроение во второй половине XIX в. СПб.: Судостроение, 1996. С. 471, 472.

16 Там же. Т. 2. С. 476, 526.

17 Есаков В.А., Плахотник А.Ф., Алексеев А.И. Русские океанические и морские исследования в XIX — начале XX в. М.: Наука, 1964. С. 174—187.

18 Участниками экспедиции были открыты два острова архипелага: Цесаревича Алексея и Скарокадомского (в честь врача экспедиции). В 1931—1932 гг. были открыты вошедшие в архипелаг острова, которые получили от советских первооткрывателей названия: Пионер, Комсомолец, Большевик, Октябрьской Революции, Шмидта.

19 Центральный военно-морской архив. Ф. 216. Д. 12633. Л. 83.

20 Там же. Ф. 79. Д. 39786. Л. 155—156.

21 Там же. Д. 39855. Л. 154—155.

ИВАНОВ Георгий Викторович — старший преподаватель кафедры строительства и применения Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, капитан 1 ранга, доктор военных наук

КОСТЮКОВ Александр Дмитриевич — доцент кафедры информационной безопасности Севастопольского государственного университета, кандидат юридических наук

ТАШЛЫКОВ Сергей Леонидович — профессор кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, доктор исторических наук

Как осваивалась русская Арктика?

История освоения русского Севера и Арктики достаточно продолжительна, однако в силу неразвитости техники, в целом сложной местности и особенностей климата лишь в советское время был достигнут пик в работе на этих направлениях. Советский Союз смог стать признанным лидером в арктическом регионе, в наследство от него современная Россия получила огромный задел, который и в наши дни активно развивается. Сегодня мы попробуем подробнее рассмотреть историю освоения наших северных территорий и Арктики.

Первые попытки

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

Век прорыва, век открытий

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.

Первые соперники

XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, тоже стали стремиться их освоить. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин (кстати, лицейский друг А. С. Пушкина) и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.

Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. К слову, остров перешел к России в ходе Первой мировой войны. А уже в 1878 году в Арктику отправляется следующая экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда. Шведу удалось впервые проделать путь, который сейчас называется Северным морским, то есть без остановок пройти Северный Ледовитый океан и выйти в воды Тихого океана.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет. Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция. К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

Современное состояние

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.

Важнейшие экспедиции в период освоения Арктики с древнейших времен до XX века

В статье приведен краткий обзор основных арктических исследовательских экспедиций, которые, по мнению авторов, оказали наиболее значительное влияние на освоение и развитие северного региона нашей страны.

Первые шаги к освоению арктического региона стали предприниматься в XI-XVI веках жителями северных регионов Руси. Так, имеются сведения о путешествиях племен поморов к Новой Земле и архипелагу Шпицберген.

В течение XI-XVI веков за полярным кругом сформировалась обжитая инфраструктура, образовались крупные по тем временам поселения и торговые центры. Примером может служить торговый город-порт Мангазея. [1]

По арктическим морям поморы передвигались на особых судах, сконструированных с учетом ледовой обстановки на замерзающих акваториях. Традиционным судном поморов являлся коч, по форме напоминавший ореховую скорлупу. Оказавшись во льду, это уникальное судно, благодаря своей форме, выдавливалось на поверхность и избегало серьезных повреждений. [2]

pomorskiy koch 1

Рисунок 1 – Коч поморов

В 1525 русский литератор и дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал предположение о существовании Северного морского пути. К тому моменту было известно о плаваниях русских поморов вдоль северных побережий Руcи, но не было подтвержденной информации о возможности сквозного прохода.

Северный проход стремились найти не только русские исследователи. В 1553 году с этой целью из Лондона вышли три корабля. 2 из них под руководством Хью Уиллоби затерялись в тумане, дошли до Новой Земли, развернулись и встали на зимовку у Мурманского берега. Командир третьего судна – Ричард Ченслер успешно добрался до устья Северной Двины. В результате этой экспедиции между Русью и Англией был заключен торговый договор, в рамках которого Англия обладала монополией на торговлю с Россией. Монополия просуществовала до 1698 г. [4].

Голландцы также стремились наладить торговлю с Российским государством и освоить Северный морской путь. Основной причиной, побудившей Нидерланды заняться поисками Северного морского пути (СМП) в конце XVI века, являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших дорогу специй вдоль побережья Индии.

Интересны экспедиции 1565, и 1584 годов под предводительством Оливье Брюнеля. В 1565 году он прошел арктическими водами и, обогнув лапландское побережье, достиг устья Северной Двины. В 1577 или 1578 году под его руководством Ян фан де Балле привел первый голландский корабль к Никольскому монастырю. За ним уже легко нашли туда же путь и другие голландские корабли. От имени Строгановых Брюнель ездил в Голландию приглашать опытных моряков на построенные Строгановыми два морских корабля. С ними Брюнель должен был, обогнув Сибирь, проникнуть в Китай. Начатое в 1584 году плавание, однако, не удалось из-за льдов. [5]

Рисунок 2 – маршруты экспедиций англичан и голландцев в XVI веке

Важное открытие было совершено в 1648 году экспедицией Семена Дежнева и Федота Попова. Мореплаватели впервые в истории прошли Берингов пролив и обогнули Чукотский полуостров. Экспедиция доказала, что Америка — самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями. Спустя столетие подтвердилось предположение Дмитрия Герасимова о существовании СМП. [7]

Однако сведения об этом открытии на европейской территории отсутствовали. Материалы походов Дежнёва остались в Якутском остроге, и звание первооткрывателя пролива между Евразией и Америкой досталось Ви́тусу Ионассену Берингу, именем которого впоследствии назвал этот пролив мореплаватель Джеймс Кук.

В течении XVIII века исследователи уточняли очертания берегов, наносили их на карты, проводили гидрографические измерения, наблюдали за ледовой обстановкой. Наиболее важными с точки зрения освоения Арктики были: Великая Северная экспедиция под предводительством Витуса Беринга, продлившаяся с 1733 по 1743 гг. и Первая Полярная Научная экспедиция, организованная по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова. Под руководством В.Я. Чичагова экспедиция несколько раз пыталась достигнуть Камчатки, но далее архипелага Шпицберген дойти не удалось. [8]

Не менее важной была экспедиция норвежца Фритьофа Нансена в 1893 году. Нансен предполагал существование морского течения от района Берингова пролива через полюс к берегам Гренландии. По его расчетам ледовые массы от Новосибирских островов до берегов Гренландии перемещаются за 700 суток. Целью экспедиции Ф. Нансен ставил подтвердить данное предположение, а также установить или опровергнуть наличие континента в районе Северного полюса.

Рисунок 3 – маршруты экспедиций Н. Норденшёльда и Ф. Нансена

Методы передвижения и выживания во льдах, а также используемое Нансеном оборудование стали примером для последующих полярных экспедиций. Норвежец периодически консультировал исследователей из разных стран. Данные экспедиций Нансен изложил в своих многочисленных монографиях, некоторые из них были переведены на русский язык.

ks4

Для обработки и анализа большого объема данных, полученных экспедицией, была создана специальная комиссия при академии наук, просуществовавшая до 1919 г.

Рисунок 4 – маршрут экспедиции Э.В. Толля

ks5

ks6

Рисунок 6 – маршруты экспедиций под руководством О.Ю. Шмидта

Развитие Арктики наглядно отражает рост мощности ледоколов. За 75 лет мощность ледокольного судна увеличилась более чем в 8 раз, паровые ледоколы сначала сменились дизель-электрическими, а затем атомными. Мощнейший (на то время) атомный ледокол Арктика в 1977 г. под руководством капитана Юрия Кучиева впервые в истории достиг вершины планеты – Северного полюса. За время похода ледокол преодолел примерно 1200 миль многолетнего льда.

ks7

Рисунок 7 – рост ледокольных мощностей

Сотрудники ААНИИ во время экспедиции собрали уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом в разных рабочих режимах. Впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова. Эти приборы показали свою действенность и в течение нескольких лет были доработаны и широко внедрены. Была практически опробована система спутниковой навигации в условиях высоких широт. А также были предложены новые способы проводки караванов.

Благодаря описанным в статье экспедициям, а также множеству других полярных исследований, сегодня успешно осваиваются месторождения углеводородов на шельфе арктических морей, ведется активное судоходство по СМП, развивается инфраструктура северных регионов. Могли ли первооткрыватели представить себе такое? Наверное, нет. Но наша задача не менее важна, мы должны сохранить природу Арктики и не потерять грань между положительным действием прогресса и его разрушающей силой.

Список использованных источников

Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея, мангазейский морской ход. Ч. I. – Л., 1980.

Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX в./ М. И. Белов // История открытия и освоения Северного морского пути. Т. I. – М., 1956.

Кочина В. Кочи на Поморье / В. Кочина // Экспедиция (декабрь), 2004.

Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московского государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862.

Платонов, Сергей Федорович (1860-1933). Москва и Запад в XVI-XVII веках / Акад. С. Ф. Платонов. – Л.: Сеятель, 1925. – 150 с.

Белов М. И. Семён Дежнёв. / М. И. Белов. – М. 1955.

Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. – М.: Мысль, 1974. – 230 с.

Нансен Ф. В стране льда и ночи. Т. 1. / Фритьоф Нансен; пер. с норв. А. М. Филиппова. – СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1897. – 320 с.

Кузнецов Н. А. В поисках Земли Санникова. Полярные экспедиции Толля и Колчака. – М.: Paulsen, 2014. – 40 с.

Читайте также: