Описание алеши из рассказа детство горького кратко

Обновлено: 07.07.2024

­ Пример сочинения 1

Алексей Пешков - главный герой повести "Детство".
Курносый, рослый не по годам мальчуган, худощавый,но сильный. Лицо доброе, с широкими скулами. Алёша обладает хорошей памятью, ему легко даётся арифметика, но грамматика не понятна Алёше. Сообразительный, но упрямый подросток, с твёрдым характером. Отец Алёши был добрым и весёлым человеком, семья жила счастливо и Алёша редко плакал, но когда он умер, они с матерью уехали в Новгород. Живя у деда Каширина, Алёша столкнулся с действительностью жизни, жестоким обращением и унижениями. Тяжёлая жизнь, грустная и безрадостная.

Скрывая отчаяние, Алёша дерётся с мальчишками и вечно ходит побитый. Он не озорник, но под этой личиной ему проще скрывать свои чувства. Дед деспотичный человек, он всем приказывает и требует полного подчинения. Из за жестокости деда,Алёша становится очень чувствительным к чужим бедам, сердобольным и внимательным к другим. Молитвы помогают Алёше не опускаться духовно, в доме где царит безжалостность, зависть и ненависть. Мысли о Боге давали духовную пищу мальчику. Со временем он перестаёт бояться и слушаться деда.

В школе Алёша хорошо учится, но хулиганит и его грозятся отчислить за поведение. Алёша учится не только в школе, он многому научился в доме деда, узнавая жизнь и её трудности с другой стороны. Алёша сближается с бабушкой, добрейшим человеком, огромной души. От неё он перенимает любовь к людям, бесстрашие, решительность в самых сложных ситуациях, учится трудолюбию и состраданию. Мать живёт с отчимом, который её бьёт, поэтому вся забота об Алёше на бабушке.

Когда дед разорился, то бабушка и Алёша работают, чтобы выживать.
У Алёши есть друзья, такие же мальчишки, как и он. В доме деда ему одиноко и тоскливо, только бабушка близкий ему человек. Она для него всё, самый близкий друг, наставник, учитель, родная душа. После 3-х классов, Алёша заканчивает учёбу и живёт волной жизнью на улице, зарабатывая на хлеб. Мать умирает от чахотки и после похорон дед отправляет Алёшу "в люди", жить самостоятельно. Так закончилось детство Алёши и началась новая самостоятельная жизнь.

Попав сюда, мальчик был в шоке. У него в семье все любили и бережно относились друг к другу, уважение было в семье. Не было грубости и жестокости. А в семье деда всё было иначе. Дед отличался жестокостью. За малейшую провинность, он порол розгами членов семьи, досталось и Алеше. После первого наказания он резко повзрослел. Но все – равно, именно к Алеше у деда было особенное отношение, чем к остальным. Дед начал заниматься с ним грамотой, а в процессе обучения рассказывал о своей жизни. В дедовом доме жила целая толпа народа. У всех был свой характер.

Алеша наблюдал за ними и извлекал уроки. На ребенка большое влияние имела бабушка, Акулина Ивановна. Она всегда сглаживала углы и улаживала все конфликты в семье. Она была добродушной и мягкой. Но иногда она становилась главной в семье, и её все слушались. Алеша любил бабушку, и всегда с удовольствием общался с ней, она была для мальчика лучшим другом.

У Алеши не было друзей, ни во дворе, ни в школе, многие издевались над мальчиком, называли сиротой и приемышем. Из – за этого мальчик научился на уровне интуиции чувствовать людей. В его небольшом окружении был один человек, кроме бабушки, которому он мог открыться, это был Хорошее Дело, который жил у деда на квартире.

Даже имея тяжелое детство, Алексей не ожесточился. Он любил людей.

С самого раннего детства Алексей не любил жестокость, и не понимал тех, кто издевался над беззащитными и беспомощными людьми и животными, как делали его дядьки. Он дружил и с приемным сыном бабушки и деда, Цыганенком, и с квартирантом Хорошее Дело, и слепым мастером Григорием. Они все оказали влияние на развитие мальчика, и на становление его как личности.

Алеша рос, и вместе с ним росли его нравственные принципы. Он ненавидел мещанскую пошлость обывателей, он стремился к другой жизни, где во главе всего стоит справедливость и демократия, уважение и взаимопомощь. С ранних лет мальчик был уверен, что в каждом есть добро, которое обязательно победит мерзость и грязь в душе человека, и даст надежду на лучшее будущее.


Пример сочинения 3

Повесть "Детство" - это автобио­графическое произведение М. Горь­кого, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и ба­бушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировал­ся характер Алеши. Хотя нужно ска­зать, что она почти не повлияла на ми­ровоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрю­мые, жадные, самолюбивые.

Маль­чик сразу же не полюбил деда, кото­рый показался ему злым и даже не­много жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновья­ми подшучивали над ним, насмеха­ясь над его слепотой. Они шутки ра­ди могли обидеть мастера и спокой­но смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим.

Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих "свинцовых мерзостях", он не прини­мал таких шуток. Мальчик иногда го­ворил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив. Алеша редко выходил на улицу, по­тому что встречал там ребят, кото­рые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод по­смеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался.

А в следую­щий раз его уже не пускали за воро­та. До того как Алеша стал жить в до­ме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед нака­зывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротив­лялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел.

Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабуш­ку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил свое­му деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек - это бабушка. После смер­ти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рас­сказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хоро­шие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездо­ленным людям, а среди злых старал­ся найти хороших и искренних. Маль­чик тянулся к людям и каким-то неве­домым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За вре­мя жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-на­стоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привя­зан, - это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто.

В представлении мальчика Цы­ганок был сказочным героем, а Хоро­шее Дело всегда давал ценные сове­ты, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молча­ли, думая о чем-то своем. Хотя Хоро­шее Дело никто не любил и Алеше за­прещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спо­койно мог все рассказать ему, поде­литься своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут.

Таким образом, этот старый человек в ка­кой-то мере научил его жить и пони­мать других людей. Мне понравился этот мальчик, по­тому что у него доброе и чуткое серд­це, потому что он выделяется из тол­пы мрачных, нежизнерадостных лю­дей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не час­то. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолю­бивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

В первой части своей автобиографической трилогии, Алексей Максимович Горький описывает своё детство. Алексей Пешков рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина.

Дед Алёши был жестким человеком, но справедливым. За каждую провинность, он строго наказывал своих домочадцев, не избежал этой участи и Алеша. Но, все-таки, к Алеше у него было несколько иное отношение, он учил внука грамоте, рассказывал ему о своей нелегкой жизни. В доме деде жило много разных людей, его дети, внуки, работники. У всех были разные характеры, разное отношение друг к другу. Наблюдая за их поведением, Алеша многому научился, извлекая для себя полезные уроки. Большое влияние на развитие ребенка оказала бабушка, Акулина Ивановна. Она была очень умной женщиной, умеющей сглаживать шероховатости жизни, улаживать семейные конфликты. Мягкосердечная и добродушная, порой она решительно брала бразды правления в свои руки, и все беспрекословно ей подчинялись, как, например, при пожаре. Алексей очень любил слушать рассказы Акулины Ивановны, она была для него самым близким другом.

С самого детства Алексею не нравились жестокость и несправедливость, он никогда не участвовал в мерзких издевательствах над беззащитными и беспомощными людьми, в которых преуспели его дядьки. Другом для него был и Цыганок, приемный сын бабушки и деда, и квартирант Хорошее Дело, и слепой мастер Григорий. Все эти люди, отличавшиеся от других, оказали большое воздействие на становление характера будущего писателя. От них Алексей узнавал много нового о несправедливости в жизни, у них учился правилам поведения. Сталкиваясь с негативными ситуациями в повседневной жизни, в Алеше шел процесс возмужания, вместе с ним росли его нравственные принципы. Ему была глубоко противна мещанская пошлость обывателей, и все больше возрастало стремление к другой жизни, где царит справедливость и демократизм, уважение и взаимопонимание. С ранних пор, Алексей был уверен, что в каждом человеке есть доброе начало, которое победит в нем всю мерзость и грязь мещанского бытия, и возродит в нем надежду на лучшую жизнь.

Повар Смурый научил Алексея читать и любить литературу, что тоже внесло ощутимый вклад в развитие особенных взглядов на мир, и на силу его новых убеждений. И то, что Пешков впитал в себя все хорошее, помогло ему стать настоящим человеком, и гениальным писателем.

Сочинение Характеристика и образ Алёши Пешкова

Автор рассказывает о том, как рано он остался без отца, умершего от холеры. Ему, маленькому мальчику, пришлось переехать с мамой и бабушкой в Нижний Новгород. Там, в семье его деда, Василия Каширина, ему предстояло жить и взрослеть. Мальчик был оставлен матерью на попечение бабушки Акулины Ивановны. Его мать вторично вышла замуж, но замужество было неудачным. Её муж был жестоким человеком. Вскоре мать Алёши умерла от чахотки. Маленький Пешков остался круглым сиротой.

В доме деда господствовали свирепые нравы. Семья была большой, но ни любви, ни уважения друг другу никто не испытывал. Пьяные дядья могли обидеть кого угодно ради развлечения. Дед бил нещадно Алёшу и его двоюродных братьев. Доставалось и бабушке, когда та вступалась за внука. Только бабушка была самым родным и близким человеком для Алёши Пешкова. Только она любила и жалела мальчика. Акулина Ивановна научила внука грамоте. Рассказывала ему много сказок и былин. Преподавала ему уроки простой житейской мудрости.

За пределами дома Алексею тоже трудно было найти взаимопонимание. Герой частенько дрался с соседскими мальчишками, которые использовали любой повод, чтобы поиздеваться над сиротой. Их насмешки досаждали Пешкову. Из-за этого он редко выходил гулять на улицу. Когда пришло время и Алёша поступил в школу, то он не нашёл себе друзей и за партой.

Но вместе с обучением в школе, жизнь преподносила свои уроки. Алексей интуитивно чувствовал хороших, добрых людей. И его непременно тянуло к ним. Он был очень привязан к Цыганку, считал его необыкновенным человеком. Среди друзей вне дома Пешкову был очень близок Хорошее Дело. Это был человек, которому Алёша мог доверить всё самое сокровенное.

Так или иначе, несмотря на свою нелёгкую жизнь круглого сироты, Алексей Пешков не очерствел душой, не стал жестоким человеком. Человечность стала главной чертой его характера.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство

Популярные сегодня темы

Одно слово жизнь и уже много мыслей, ведь у каждого свое понимание. Если человек будет жить печалью, он пропустит все прелести жизни. Я не так и много знаю о жизни, но знаю, что каждый из нас должен ценить ее

Уверенность в себе – это основа побед в любом деле. Если ты уверен в своих силах, то это уже половина успеха. Уверенность – это особая сила, обитающая внутри тебя, эта сила даст тебе второе дыхание, даже если есть ощущение, что ты не справишься.

Данной профессией я мечтал заниматься с раннего возраста, ведь каждый день происходит множество событий, которые необходимо осветить. Каждый день миллионы людей включают телевизор

Алеша Пешков – В начале повествования — пятилетний малыш, рослый не по годам, любознательный ребенок. Он был наблюдательным, с цепкой памятью, хорошо учился в школе. Отец его воспитывал лаской, доверительным отношением и никогда не бил. Поэтому когда он попал в семью Кашириных, ему казались дикими отношения между родственниками в семье. Когда дед выпорол его в первый раз, Алеша отчаянно защищался, пытался кусаться, чем сначала разозлил деда, но потом заставил себя уважать. Алеша был прямолинейным, искренним ребенком, не способным на подлость. Если он любил, то всем сердцем привязывался к человеку. Если видел непорядочность, то объявлял ему войну, которая выражалась в мелких детских пакостях.

Отец Максим Пешков. Повесть начинается смертью отца. Но в памяти Алексея сохранилось, что отец с матерью жили в любви и согласии, отец никогда не бил Алексея, напротив, любил его, разговаривал с ним. Отец умер от холеры, и этим начинается повесть. В Нижнем Максима Пешкова уважали бабушка, мастер Григорий, Цыганок. Не любил только дед, мечтавший выдать свою дочь за богатого.

Мать Варвара Васильевна – всегда строгая, немногословная, аккуратная. Длинноволосая, со светлой короной из кос, она держалась прямо строго. После смерти мужа и новорожденного сына, она сначала замкнулась в себе, закрылась. Родственники побаивались Варвару, Но однажды Алексей понял, что мать слабая женщина, сама боится своего отца. Варвара не была самостоятельной женщиной, не умела зарабатывать себе на жизнь. Ее содержали либо родители, либо мужчины.

Природа брала свое, горечь зарубцевалась, и Варвара оставила Алексея со своими родителями, уехала из дому, пыталась устроить свою жизнь. Родила на стороне. Оставила ребенка чужим людям, вернулась. Отец пытался выдать ее замуж, категорически отказалась. Но потом сама вышла замуж. Видно, что не любила, но рассчитывала устроить свою жизнь. Муж оказался игроком, все проиграл, а Варвара от постоянной нужды заболела и, в конце концов, умерла.

В юности дед был бурлаком, с артелью таскал по Волге баржи. Впоследствии много лет был цеховым старшиной. Дед бил свою жену на глазах у детей. Оттого и Яков с Михаилом били своих жен. Дед начал учить Алексея грамоте, псалтырю.

К старости дед и вовсе стал скупым, разделился с бабушкой, считал каждую мелочь, вплоть до чаинок, которым заваривался чай.

Тетка Наталья, — маленькая женщина с детским личиком и прозрачными голубыми глазами. К моменту приезда Алексея в Нижний беременная. Тихонькая, пугливая тетка Наталья, стала первой учительницей Алеши. Образование начали с молитв, которые читались на старославянском языке. Сама не понимая смысла молитв, она не могла их объяснить любознательному ребенку. В семействе Кашириных была самой тихой и незаметной.

Яков забил свою жену до смерти.

Михаил – сухой, как и его отец с черными, гладкими волосами. Даже после раздела Михаил приходил к родителям, устраивал скандалы.

Яков и Михаил, были жадные. В ожидании раздела, часто грызлись между собой, требовали от отца, чтобы тот разделил приданое Варвары. Оба били своих жен, и оба виноваты в гибели Цыганка. После выдела Яков успокоился, Михаил же приходил к деду, устраивал скандалы и погромы.

Саша – сын Якова, серьезный мальчик, готовый всем услужить, но дед считал его подхалимом. Яковов Саша был маленьким провокатором в семье. Он учил маленьких делать гадости, а сам оставался в стороне.

Иван Цыганок – подкидыш в семье. Кто-то подкинул грудного младенца бабушке, когда она была молодой. Замечательный мастер, добрый. Во время порки Алеши подставлял руку, чтобы Алеше меньше досталось. Удивительный затейник, устраивал для детей забавы. В мастерской был хорошим работником. Мечтал о голосе, очень хотел научиться петь. С молчаливого согласия домашних, приворовывал на рынке.

Мастер Григорий – старый мастер, ослепший на работе. В конце, когда дед продал дом и мастерскую разделил между сыновьями, Григорий остался не у дел, был вынужден просить милостыню.

Хорошее дело – худощавый сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал: Хорошее дело. Его так и прозвали Хорошим делом. В своей комнате он ставил какие-то странные опыты. Алексею он посоветовал научиться писать и записывать бабушкины сказки. Обладал способностью чувствовать, когда человек говорит правду, а когда врет. Хорошее дело был не такой, как все, и за это его не любили.

Дядя Петр был извозчиком, и внешностью был похож на деда. Такой же сухонький, аккуратный, чистый, но был он ниже деда ростом и весь меньше его, отчего казался подростком. Правда, лицо было все в морщинах. Глаза – смешные, бойкие, с желтоватыми белками.

Сивые волосы его курчавились, бородка вилась кольцами; он курил трубку, дым ее — одного цвета с волосами — тоже завивался, и речь его была кудрява, изобилуя прибаутками. Говорил он жужжащим голосом и будто ласково, но мне всегда казалось, что он насмешничает надо всеми.

Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее; осуждали, один другого строже, древних грешников; особенно же доставалось — Авессалому. Иногда споры принимали характер чисто грамматический.

Вначале он подружился с Алексеем, разговаривал с ним, на домашних посиделках подкладывал лучшие куски хлеба с вареньем. Но однажды они рассорились, и Алексей стал устраивать дяде Петру всякие гадости.

Вскоре все в доме узнали, что Петр занимался воровством в церквах, а сам он зарезался в своей яме.

Нелегко пришлось Алексею в его детстве. Тяжелая гнетущая обстановка в семье, интриги, жадность. Ярким и светлым воспоминанием осталась его бабушка, сказочница, мастерица и умница. Она всю жизнь работала, все держалось на ней. К побоям мужа относилась терпеливо снисходительно. Она и сберегла душу ребенка светлой и незамутненной.

Отец мальчика умер рано, пришлось ему с матерью переезжать в Нижний Новгород, в дом деда. Семья там жила многочисленная - дяди, двоюродные братья, дед, бабушка. На жизнь зарабатывали они покраской тканей, работали в своих мастерских. Мальчику они сразу не понравились.

Алеша рос очень юрким и любопытным. Дома его не били никогда, даже оплеухи не отвешивали. Зато в доме деда ему пришлось хлебнуть сполна. Дед был жесток, внуки получали розгами за любую провинность. Доставалось и Алеше. После дедовой порки он долго болел. Когда это произошло впервые, он словно повзрослел, стал невероятно чутким к боли и обидам других людей. Для него это стало и душевной травмой тоже.

Очень он любил свою бабушку, Акулину Ивановну. Она была женщиной большой, с густыми, черными волосами. Движения ее были плавными, словно у кошки, улыбка была доброй и белоснежной. Она была мудрой женщиной, хоть и неграмотной. Многие шли к ней за советом. К Алеше она относилась хорошо, любила его, жалела. Рассказывала много удивительных историй из своей жизни. Знала она и множество народных сказок. Учила мальчика, советовала ему, как поступать в той или иной ситуации.

Семейные распри и неурядицы, то и дело происходящие в доме, жадность и глупость родственников, забитость их детей очень огорчали и расстраивали Алешу. На улице он тоже не мог найти себе друзей. Мальчики там дразнили нищих, мучили животных. Из-за этого ему нередко приходилось драться с ними.

Алеша родился в совершенно другой семье. Там его любили, а не воспитывали побоями. Поэтому он знал, что можно и нужно жить по – другому, в любви и уважении. Живя в доме деда, мальчик не стал жестоким и безразличным, а сохранил в себе доброе отношение к людям. Уроки, полученные в детстве, Алеша запомнил, и это очень помогло ему в будущем.

Вариант 2

Произведение писателя является автобиографическим и в нем автор повествует о собственных воспоминаниях своего далекого детского прошлого.

Алеша Пешков изображен в образе главного героя повести, оставшийся в раннем детстве сиротой и вынужденный воспитываться в доме своих родственников, где преобладает угрюмая и тяжелая атмосфера.

Главой семейства является дед, отличающийся самодурством и бессердечностью, остальные члены семьи беспрекословно слушаются пожилого мужчину, поскольку для них характерны трусость и жадность.

До того момента, как попасть в дом деда, Алеша не сталкивается с домашним насилием и, только начав жить в дедовской семье, он видит каким злым и несправедливым может быть человек, держащий в страхе всех членов семьи.

Домочадцы подвергаются избиению и телесным наказаниям за любую шалость или провинность независимо от наличия вины, поскольку дед приходит в ярость по любому поводу.

Бездуховность и алчность старого деда создают в доме атмосферу злобы и унижения. Мальчик растет в постоянном стрессе на фоне насмешек и издевательств родственников, вынужденный терпеть данное положение из-за безвыходности ситуации.

Единственным дорогим человеком для Алеши в дедовой семье становится бабушка Акулина Ивановна, заменившая малышу маму и ставшая ему самым близким другом. Несмотря на свою неграмотность и малообразованность, бабушка наделена незаурядной артистичностью и одаренностью, благодаря которым развивает в Алеше любовь к творчеству, рассказывая многочисленные сказочные истории и мифы. Преодолевать тяготы жизни помогала бабушке безудержная вера в Иисуса Христа, а также бескорыстная любовь и доброта, бесчеловечность мужа не ожесточает характер женщины, а наоборот делает ее сильнее духом. Бабушка Алеши оказывается решающим человеком, повлиявшим на развитие внутреннего мира мальчика и способствовавшим раскрытию его лучших человеческих свойств.

Помимо бабушки поддержку Алеше оказывают и несколько живущих в доме мужчин, среди которых - слепой мастер Григорий, обладающий благородством и состраданием, мужчина по прозвищу Хорошее дело, бескорыстный образованный человек, с которым Алеша проводит многие часы в беседах, а также подкидыш Цыганок, склонный к воровству, но отличающийся искренней честностью.

Познав суровую правду жизни в раннем детстве и пережив много страданий, унижений, автор преодолел все жизненные трудности и смог стать не только прекрасным писателем, но и неординарным человеком.

Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство

Несколько интересных сочинений

Все времена года хороши по-своему. Но зима, на мой взгляд, самое удивительное, волшебное время года. Зимой природа засыпает и вместе с тем преображается.

Питер Брейгель-младший начал свое творчество в ранние годы. В детстве он частенько копировал готовые произведения своего отца. Позднее, набив руку, он выработал свой неповторимый творческий почерк

Я обожаю весну. Когда прилетают птицы, просыпаются звери, тает снег, а солнце пригревает землю. Люди ходят в лес за березовым соком и шишками для творчества. Листья начинают пробиваться через снег, а почки украшают деревья.

Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы.

Читайте также: