Операционный директор обязанности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во многих современных компаниях предусмотрена должность операционного директора, функционал которой может быть крайне широким, равно как и его должностные обязанности. По сути, операционный директор — это второе или даже первое лицо в компании, осуществляющей коммерческую деятельность. Узнайте все особенности работы операционного директора и задачи, которые могут перед ним ставиться.

Операционный директор — кто это

Сейчас во многих компаниях предусмотрена должность операционного директора, или же, согласно зарубежной формулировке, COO (Chief Operational Officer). Данный специалист выполняет широкий спектр задач и фактически обеспечивает ведение основной деятельности всей компании. Эта должность относится к категории топ-менеджмента корпорации, и при наличии совета директоров в компании, операционный директор обязательно является одним из его постоянных участников.

Следует отметить, что должность операционного директора не является обязательной. Во многих компаниях она попросту не предусмотрена. Вместо него все задачи может решать непосредственно генеральный директор или собственник предприятия. Тем не менее, в крупных компаниях все же предпочтительно разделение сфер ответственности даже на уровне высшего руководства, и рассматриваемая должность имеет большое значение для эффективного ведения бизнеса, особенно в крупных масштабах.

Основные задачи операционного директора неотъемлемо связаны с повседневной деятельностью бизнеса — ежедневными и на постоянной основе выполняемыми операциями, как можно судить из названия должности. При этом конкретные должностные обязанности, задачи и уровень ответственности специалистов этой категории устанавливаются практически всегда в индивидуальном порядке в зависимости от особенностей деятельности той или иной конкретной компании.

Современные специалисты в сфере управления персоналом и предприятием рекомендуют устанавливать должность операционного директора в штатном расписании и искать сотрудников на нее даже в рамках небольшого бизнеса при его старте. Такой подход может помочь собственнику найти и подготовить эффективного специалиста и делегировать часть важных задач, которые, в то же время, не связаны напрямую с глобальным развитием компании, а посвящены в первую очередь обеспечению ее стабильного ежедневного функционирования.

Операционный директор и исполнительный директор — разница

Должность же операционного директора — является прямым переводом должности, предусмотренной в стандартной западной модели корпоративного бизнеса и управления им. При этом сфера ответственности, должностные обязанности и функционал данных специалистов могут являться целиком и полностью одинаковыми как для отечественного, так и для зарубежного бизнеса.

Однако современные тенденции и тренды ведения бизнеса демонстрируют появление разделения обязанностей и ответственности между даже практически одинаковыми должностями. Так, в некоторых компаниях уже одновременно может присутствовать должность как операционного, так и исполнительного и генерального директоров. При таком подходе обеспечивается обычно следующее распределение задач:

    Генеральный директор отвечает за деятельность всей компании в целом и за разработку стратегических планов и идей.
  • Исполнительный директор обеспечивает формирование практических задач на основе стратегического плана для последующего их делегирования в рамках основной деятельности корпорации, а также обеспечивает взаимосвязь подразделений с руководством, в том числе и в рамках разработки глобальных решений.
  • Операционный директор занимается исключительно фактическим обеспечением реализации поставленных задач, контролем их выполнения и корректировкой вопросов, связанных с ежедневным функционированием бизнеса в рамках основного направления деятельности компании.

Должность операционного директора никак не регламентируется действующим российским законодательством, поэтому работодатель сам вправе определять полный спектр задач, сфер деятельности и ответственности операционного директора и других управляющих сотрудников компании. Единственными должностями, которые имеют особые принципы правового регулирования в Российской Федерации можно назвать должность генерального директора, его заместителя, а также главного бухгалтера предприятия.

Функционал операционного директора в компании — какие задачи он решает

Как уже было определено ранее, основной функционал операционного директора на предприятии — это обеспечение ведения основной деятельности компании в целом. При этом сам операционный директор относится к административному персоналу — то есть тому, кто обеспечивает функционирование предприятия. В то же время, главная задача этого специалиста — это именно организация не сопутствующих процессов, а основных процессов, благодаря которым бизнес получает прибыль. Таким образом, в сферу ответственности операционного директора могут входить следующие задачи:

  • Разработка планов. Чаще всего, глобальные задачи для компании в целом устанавливаются генеральным директором или советом директоров. Однако именно операционный директор обычно разрабатывает практические механизмы имплементации разработанных ранее стратегических решений и программ.
  • Подбор и руководство подчиненными руководителями. В первую очередь, операционный директор является связующим звеном между внешним миром, с которым работает генеральный директор, и внутренним миром компании — непосредственно руководителями структурных подразделений, филиалов и отделов компании.
  • Оценка эффективности деятельности компании. В задачи операционного директора входит не только непосредственное ведение управления, но также и проведение регулярной оценки эффективности выполнения поставленных задач своими подчиненными и достижения предприятием установленных в соответствии с планами показателей.
  • Издание приказов. Чаще всего именно операционный директор в компании является лицом, обеспечивающим издание и подписание наибольшего количества локальных нормативных актов и внутренних документов.
  • Взаимодействие с контрагентами. Работа с поставщиками и крупными потребителями — также входит в сферу ответственности операционного директора, ведь эта деятельность напрямую связана с выполнением предприятием своей основной функции, заключающейся в ведении определенной деятельности с целью получения прибыли.

Это лишь приблизительный перечень основных задач, которые стоят практически перед каждым операционным директором. При этом в зависимости от предприятия, этот перечень может значительно расширяться и быть куда более детализированным.

Необходимо понимать, что для реализации вышеозначенных задач, операционный директор должен обладать крайне широкими полномочиями в рамках субъекта хозяйствования. К основным полномочиям, которые выдаются операционному директору, относят право заключения и расторжения трудовых договоров, издания локальной нормативной документации на предприятии, ведение деятельности от имени компании и представительство ее интересов во всех сферах в том числе и без предоставления отдельной доверенности.

Должностные обязанности операционного директора — приблизительный список

Так как каждый бизнес и каждое предприятие являются уникальными, нельзя говорить о том, что перечень должностных обязанностей операционного директора должен иметь какой-либо строго определенный вид. Напротив — он всегда должен быть адаптирован в соответствии с конкретными особенностями отдельного субъекта хозяйствования. В то же время, при помощи простого шаблона можно достаточно четко и емко указать основные обязанности операционного директора, которые можно будет при необходимости легко расширить или дополнить необходимыми в отдельном случае пунктами. В качестве такого шаблона можно использовать следующий перечень:

1.1. Операционный директор относится к категории топ-менеджмента компании и подчиняется напрямую генеральному директору и совету директоров.

1.2. Прием на работу и увольнение операционного директора осуществляются исключительно на основании приказа генерального директора.

1.3. Должность операционного директора замещается специалистом, имеющим профильное высшее профессиональное образование и стаж работы Х лет.

1.4. Операционный директор обязан обладать следующими знаниями и практическими навыками:

    Знание действующего законодательства Российской Федерации и других стран, на территории которых осуществляет деятельность компания в сфере административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
  • Знание сферы деятельности компании, особенности организационной структуры предприятия и его специализацию.
  • Знание порядка разработки, ведения и внедрения внутренней документации.
  • Знание трудового законодательства в рамках, необходимых для управления подчиненным персоналом в точном соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  • Знание принципов управления персоналом и эффективного делегирования задач.
  • Умение определять конъюнктуру рынка, сопоставлять ее с возможностями предприятия.
  • Умение разработки и анализа новых технологических решений, а также оценки их применимости в рамках сферы деятельности компании.
  • Понимание основных ценностей компании и построение политики управления и развития компании на их основании.

1.5. Операционный директор должен обладать следующими личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности:

  • Авторитет.
  • Высокие социальные навыки.
  • Стремление к саморазвитию.
  • Гибкость мышления.
  • Способность брать на себя ответственность.
  1. Должностные обязанности операционного директора

2.1. Ведение руководства обычной повседневной деятельностью компании во всех аспектах выполнения основных задач предприятия.

2.2. Организация эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании, находящихся в сфере ответственности и обеспечение руководства ими через подчиненных руководителей.

2.3. Обеспечение исполнения приказов генерального директора и совета директоров, разработки, внедрения и контроля нормативных положений.

2.4. Поиск, анализ, разработка и внедрение новых технологических и организационных решений для повышения эффективности деятельности компании.

2.5. Обеспечение планирования организации для ведения основной деятельности на протяжении длительного периода.

2.6. Заключение трудовых договоров, издание внутренней документации предприятия.

2.7. Составление бюджета компании на различные периоды.

2.8. Защита интересов компании при работе с государственными учреждениями, судами, органами власти.

2.9. Представление интересов компании при проведении переговоров с партнерами, поставщиками, контрагентами и потребителями.

3.1. Внесение предложений по оптимизации всех аспектов деятельности компании.

3.2. Самостоятельное принятие решений по ведению операционной деятельности и их донесение до подчиненных.

3.3. Представление интересов компании перед партнерами и органами государственной власти без доверенности.

3.4. Заключение трудовых договоров, издание приказов и иных локальных нормативных актов.

3.5. Получение всех предусмотренных законодательством и трудовым договором социальных гарантий.

  1. Ответственность операционного директора.

4.1. Операционный директор несет ответственность за все свои действия в соответствии с требованиями российского законодательства.

4.2. Операционный директор обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и требования трудового договора и дополнительных соглашений к нему.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю операционный директор несет ответственность соответственно требованиям трудового законодательства РФ. При принятии на работу операционный директор подписывает соглашение о полной материальной ответственности.

4.4. Операционный директор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ПВТР, трудового договора и иные нарушения, предусмотренные трудовым законодательством.

Если вы хотите, чтобы ваша компания стабильно росла и развивалась, как можно быстрее распределяйте функции, которые должны выполняться, если не все сразу, то хотя бы основные. И, соответственно, набирайте штат. Многие согласятся, что, если операционный директор , должностные обязанности которого мы разбираем, есть в штате с момента запуска бизнеса, тот преуспевает.

Что это за сотрудник

Операционный директор, Chief Operating Officer, COO — это управленец, который контролирует выполнение рутинных задач. Чтобы детальнее показать, где сфера его ответственности, его и гендира зачастую сравнивают с исполнителем и мечтателем (визионером).

  • Генеральный — это мечтатель, визионер. Его взгляд направлен на внешнее: рынок, поиск инвесторов, новых идей. То есть это лидер, мастер коммуникации, который ставит цели, задаёт планку.
  • Операционный — тот, кто создаёт условия, для того чтобы эти цели достигались. Это исполнитель, который смотрит внутрь компании. Это организатор, человек, который понимает, что надо сделать, как спланировать работу и реализовать задуманное.

И в связи с этим возникает следующий вопрос.

В чём разница между операционным директором и исполнительным

В то же время постепенно роль специалиста существенно усложняется, и в некоторых компаниях есть посты и операционного, и исполнительного директоров:

  • исполнительный занимается продумыванием задач на основании стратегического плана, также он налаживает координацию подразделений;
  • в обязанности операционного директора входит делегирование и реализация сформированных задач.

То есть если исполнительный директор налаживает взаимосвязь стратегического менеджмента и тактического, то операционный — берёт на себя всю рутину.

Кто находится в подчинении операционного директора

Несложно сделать выводы о том, какое место занимает сотрудник в оргструктуре предприятия. Так, он подчиняется генеральному директору, являясь на деле его заместителем.

В свою очередь, ему подчиняются все, кто выполняют функции производственного цикла:

  • директор по производству;
  • по качеству;
  • по закупкам и снабжению;
  • технический директор;
  • директор по строительству, главный инженер.

В то же время всё индивидуально, и в каждой организации могут быть свои должностные инструкции, определяющие не только обязанности операционного директора , но также уровень иерархии. Так, если в штате есть и исполнительный, и операционный директора, последний может подчиняться первому.

Какие задачи решает

Функции операционного директора сводятся к контролю выполнения повседневных бизнес-процессов. Иными словами, этот управленец координирует процесс функционирования организации. В его компетенции:

  • Составление планов. Он продумывает, как реализовать цели, поставленные в рамках стратегического планирования.
  • Руководство подчинёнными руководителями. Топ-менеджер доносит до них необходимую информацию, согласовывает выполнение важных задач, затем контролирует процесс.
  • Оценка эффективности бизнеса. Именно операционный директор отслеживает, как те или иные задачи влияют на ключевые показатели. А если результат неудовлетворительный, принимает меры.
  • Контакты с контрагентами. Речь идёт о поиске поставщиков, заключении договоров с ними, налаживании совместной работы.

Кроме того, у операционного директора бывают и другие функции. Он может заключать и расторгать трудовые договоры, издавать приказы и пр.

Какие требования предъявляются к соискателям на эту должность

Знания, умения, стаж:

  • высшее образование (техническое или экономическое);
  • навыки разработки и внедрения программ для повышения эффективности деятельности;
  • знание бизнес-процессов, опыт управления ключевыми блоками (производство, реализация, маркетинг, персонал, технологии, логистика);
  • навыки работы с системами автоматизации бизнес-процессов ;
  • системные знания в сфере ;
  • знание действующего законодательства;
  • понимание принципов составления и ведения внутренней документации;
  • умение анализировать рынок;
  • стаж работы на аналогичной позиции от 5 лет.

У такого топ-менеджера также должно быть стратегическое мышление, дальновидность, креативность (он должен уметь использовать инновации на благо своей компании). Другие важные компетенции: лидерство, деловая хватка, ориентация на результат, решительность, отличные коммуникационные навыки. Топ-менеджеру придётся много взаимодействовать с людьми, включая как поставщиков, так и персонал. Он должен обладать навыками ведения переговоров, урегулирования конфликтов.

Должностная инструкция: обязанности , права и ответственность операционного директора

Сотрудник выполняет такие обязанности:

  • контролирует деятельность организации;
  • создаёт условия для сотрудничества подразделений компании, которые находятся в его подчинении;
  • следит за тем, чтобы задачи, поставленные генеральным директором, выполнялись;
  • отслеживает либо разрабатывает и внедряет технологические и административные решения, которые позволят улучшить результаты деятельности;
  • занимается планированием (продумывает, как наилучшим образом для бизнеса достичь поставленных целей);
  • работает с внутренней документацией предприятия (готовит приказы, регулирующие работу);
  • работает с контрагентами, партнёрами и т. д.;
  • участвует в разработке стратегии организации;
  • способствует повышению рентабельности предприятия (часто это входит в обязанности операционного директора ресторана или сети ресторанов);
  • контролирует и совершенствует бизнес-процессы (оптимизация, автоматизация);
  • регулярно анализирует деятельность предприятия (отслеживает показатели, выявляет причинно-следственные связи).

Надо сказать, что этот топ-менеджер следит также за тем, чтобы обязательства компании перед органами государственной власти, кредиторами, партнёрами, другими контрагентами выполнялись.

  • он может заключать договоры, разрабатывать внутреннюю документацию;
  • предлагать решения по улучшению эффективности деятельности компании, а затем внедрять их;
  • самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции;
  • без доверенности взаимодействовать с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти.

Специалист несёт ответственность за невыполнение своих обязанностей, за причинение ущерба своими действиями, в том числе материального. Она определяется трудовым законодательством РФ.

К слову, у топ-менеджера может быть персональная ответственность за результаты компании, за отсутствие работы с персоналом (несоблюдение трудовой дисциплины и пр.). Все эти моменты прописываются индивидуально в должностной инструкции сотрудника той или иной компании.

Выводы

Операционный директор, обязанности которого мы рассмотрели выше, — один из ключевых топ-менеджеров компании. Плотно взаимодействуя с генеральным директором, он берёт на себя всю рутинную работу и следит за тем, чтобы выполнялись все бизнес-процессы, структурные подразделения работали слаженно, а результаты хозяйственной деятельности всё время улучшались.

Надо ли говорить о том, что столь большая ответственность оборачивается и большой нагрузкой, которая ложится на плечи специалиста, занимающего эту должность. Существенно уменьшить её позволяет систематизация бизнеса . При систематизации в компании внедряется оргсхема, налаживаются координация, коммуникация, внедряются инструменты, которые позволяют отслеживать статистики (вклад каждого сотрудника компании в общий результат), а также инструменты планирования. Благодаря этому бизнес становится управляемым, что и помогает его владельцу приходить к своим целям быстрее.

Подписывайтесь на канал и будьте всегда в курсе о выходе новых статей!

Операционный директор: должностные обязанности

Если вы хотите, чтобы ваша компания стабильно росла и развивалась, как можно быстрее распределяйте функции, которые должны выполняться, если не все сразу, то хотя бы основные. И, соответственно, набирайте штат. Многие согласятся, что, если операционный директор, должностные обязанности которого мы разбираем, есть в штате с момента запуска бизнеса, тот преуспевает.

Что это за сотрудник


Операционный директор, Chief Operating Officer, COO — это управленец, который контролирует выполнение рутинных задач. Чтобы детальнее показать, где сфера его ответственности, его и гендира зачастую сравнивают с исполнителем и мечтателем (визионером).

  • Генеральный — это мечтатель, визионер. Его взгляд направлен на внешнее: рынок, поиск инвесторов, новых идей. То есть это лидер, мастер коммуникации, который ставит цели, задаёт планку.
  • Операционный — тот, кто создаёт условия, для того чтобы эти цели достигались. Это исполнитель, который смотрит внутрь компании. Это организатор, человек, который понимает, что надо сделать, как спланировать работу и реализовать задуманное.

И в связи с этим возникает следующий вопрос.

В чём разница между операционным директором и исполнительным

В то же время постепенно роль специалиста существенно усложняется, и в некоторых компаниях есть посты и операционного, и исполнительного директоров:

  • исполнительный занимается продумыванием задач на основании стратегического плана, также он налаживает координацию подразделений;
  • в обязанности операционного директора входит делегирование и реализация сформированных задач.

То есть если исполнительный директор налаживает взаимосвязь стратегического менеджмента и тактического, то операционный — берёт на себя всю рутину.

Кто находится в подчинении операционного директора

Несложно сделать выводы о том, какое место занимает сотрудник в оргструктуре предприятия. Так, он подчиняется генеральному директору, являясь на деле его заместителем.

В свою очередь, ему подчиняются все, кто выполняют функции производственного цикла:

  • директор по производству;
  • по качеству;
  • по закупкам и снабжению;
  • технический директор;
  • директор по строительству, главный инженер.

В то же время всё индивидуально, и в каждой организации могут быть свои должностные инструкции, определяющие не только обязанности операционного директора, но также уровень иерархии. Так, если в штате есть и исполнительный, и операционный директора, последний может подчиняться первому.

Какие задачи решает

Функции операционного директора сводятся к контролю выполнения повседневных бизнес-процессов. Иными словами, этот управленец координирует процесс функционирования организации. В его компетенции:

  • Составление планов. Он продумывает, как реализовать цели, поставленные в рамках стратегического планирования.
  • Руководство подчинёнными руководителями. Топ-менеджер доносит до них необходимую информацию, согласовывает выполнение важных задач, затем контролирует процесс.
  • Оценка эффективности бизнеса. Именно операционный директор отслеживает, как те или иные задачи влияют на ключевые показатели. А если результат неудовлетворительный, принимает меры.
  • Контакты с контрагентами. Речь идёт о поиске поставщиков, заключении договоров с ними, налаживании совместной работы.

Кроме того, у операционного директора бывают и другие функции. Он может заключать и расторгать трудовые договоры, издавать приказы и пр.

Какие требования предъявляются к соискателям на эту должность

Знания, умения, стаж:

  • высшее образование (техническое или экономическое);
  • навыки разработки и внедрения программ для повышения эффективности деятельности;
  • знание бизнес-процессов, опыт управления ключевыми блоками (производство, реализация, маркетинг, персонал, технологии, логистика);
  • навыки работы с системами автоматизации бизнес-процессов;
  • системные знания в сфере;
  • знание действующего законодательства;
  • понимание принципов составления и ведения внутренней документации;
  • умение анализировать рынок;
  • стаж работы на аналогичной позиции от 5 лет.

У такого топ-менеджера также должно быть стратегическое мышление, дальновидность, креативность (он должен уметь использовать инновации на благо своей компании). Другие важные компетенции: лидерство, деловая хватка, ориентация на результат, решительность, отличные коммуникационные навыки. Топ-менеджеру придётся много взаимодействовать с людьми, включая как поставщиков, так и персонал. Он должен обладать навыками ведения переговоров, урегулирования конфликтов.

Должностная инструкция: обязанности, права и ответственность операционного директора

Сотрудник выполняет такие обязанности:

  • контролирует деятельность организации;
  • создаёт условия для сотрудничества подразделений компании, которые находятся в его подчинении;
  • следит за тем, чтобы задачи, поставленные генеральным директором, выполнялись;
  • отслеживает либо разрабатывает и внедряет технологические и административные решения, которые позволят улучшить результаты деятельности;
  • занимается планированием (продумывает, как наилучшим образом для бизнеса достичь поставленных целей);
  • работает с внутренней документацией предприятия (готовит приказы, регулирующие работу);
  • работает с контрагентами, партнёрами и т. д.;
  • участвует в разработке стратегии организации;
  • способствует повышению рентабельности предприятия (часто это входит в обязанности операционного директора ресторана или сети ресторанов);
  • контролирует и совершенствует бизнес-процессы (оптимизация, автоматизация);
  • регулярно анализирует деятельность предприятия (отслеживает показатели, выявляет причинно-следственные связи).

Надо сказать, что этот топ-менеджер следит также за тем, чтобы обязательства компании перед органами государственной власти, кредиторами, партнёрами, другими контрагентами выполнялись.

  • он может заключать договоры, разрабатывать внутреннюю документацию;
  • предлагать решения по улучшению эффективности деятельности компании, а затем внедрять их;
  • самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции;
  • без доверенности взаимодействовать с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти.

Специалист несёт ответственность за невыполнение своих обязанностей, за причинение ущерба своими действиями, в том числе материального. Она определяется трудовым законодательством РФ.

К слову, у топ-менеджера может быть персональная ответственность за результаты компании, за отсутствие работы с персоналом (несоблюдение трудовой дисциплины и пр.). Все эти моменты прописываются индивидуально в должностной инструкции сотрудника той или иной компании.

Выводы

Операционный директор, обязанности которого мы рассмотрели выше, — один из ключевых топ-менеджеров компании. Плотно взаимодействуя с генеральным директором, он берёт на себя всю рутинную работу и следит за тем, чтобы выполнялись все бизнес-процессы, структурные подразделения работали слаженно, а результаты хозяйственной деятельности всё время улучшались.

Надо ли говорить о том, что столь большая ответственность оборачивается и большой нагрузкой, которая ложится на плечи специалиста, занимающего эту должность. Существенно уменьшить её позволяет систематизация бизнеса. При систематизации в компании внедряется оргсхема, налаживаются координация, коммуникация, внедряются инструменты, которые позволяют отслеживать статистики (вклад каждого сотрудника компании в общий результат), а также инструменты планирования. Благодаря этому бизнес становится управляемым, что и помогает его владельцу приходить к своим целям быстрее.

1.1. Директор по операционной деятельности относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется генеральному директору организации (предприятия).

1.2. На должность директора по операционной деятельности принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей отрасли не менее [значение] лет.

1.3. Директор по операционной деятельности принимается и увольняется с работы приказом генерального директора.

1.4. Директор по операционной деятельности должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие административно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации (предприятия), постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли;

- методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности организации (предприятия);

- профиль, специализацию и особенности структуры организации (предприятия);

- перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и организации (предприятия);

- налоговое и экологическое законодательство;

- порядок составления и согласования бизнес-планов административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации (предприятия);

- рыночные методы хозяйствования и управления организацией (предприятием);

- основные принципы и методы прогнозирования;

- порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;

- порядок разработки и заключения трудовых договоров (контрактов);

- порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;

- научно-технические достижения и передовой производственный опыт в соответствующей отрасли;

- управление экономикой и финансами организации (предприятия);

- организацию производства и труда;

- правила проведения проверок и документальных ревизий;

- этику делового общения;

- психологию деловых отношений;

- принципы, методы управления персоналом;

- стратегические и маркетинговые аспекты управления;

- правила и нормы охраны труда.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

2. Должностные обязанности работника

На директора по операционной деятельности возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление руководства повседневной финансово-хозяйственной деятельностью организации (предприятия) в соответствии с учредительными документами.

2.2. Организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений организации (предприятия), принятие мер по повышению эффективности работы организации (предприятия).

2.3. Осуществление руководства всеми функциональными подразделениями организации (предприятия) через подчиненных ему руководителей этих подразделений.

- выполнение приказов, распоряжений вышестоящего руководства организации (предприятия);

- внедрение и соблюдение утвержденных положений, нормативов, инструкций;

- организацию работ всех подразделений по реализации утвержденных планов;

- ведение учета выполнения плановых заданий;

- проверку выполнения сроков предоставления отчетных и других документов.

2.5. Организация административно-хозяйственной деятельности на основе широкого использования новейших технологий, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат.

2.6. Совместно с генеральным директором разработка и внедрение, а также совершенствование методов управления организацией (предприятием).

2.7. Участие в разработке стратегии организации (предприятия).

2.8. Планирование потребностей организации (предприятия) в ресурсах и инструментах.

2.9. Контроль и совершенствование бизнес-процессов.

2.10. Составление бюджета для всей организации (предприятия).

2.11. Осуществление управления всеми операциями организации (предприятия) с точки зрения контроля финансов.

2.12. Проведение регулярного финансового и экономического анализа деятельности организации (предприятия). Информирование о результатах анализа вышестоящего руководства.

2.13. Разработка и построение организационной структуры.

2.14. Осуществление планирования потребностей организации (предприятия) в персонале, принятие решения по приему и увольнению сотрудников.

2.15. Принятие мер по обеспечению организации (предприятия) квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

2.16. Обеспечение соблюдения трудовой и производственной дисциплины, способствование развитию трудовой мотивации, инициативы и активности персонала организации (предприятия).

2.17. Контроль за разработкой и внедрением схем поощрения персонала в зависимости от приоритетов организации (предприятия).

2.18. Обеспечение правильного сочетания экономических и административных методов руководства в обсуждении и решении вопросов материальных и моральных стимулов повышения эффективности деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

2.19. Представление интересов организации (предприятия) в органах государственной власти и во взаимодействиях с партнерами.

2.20. Обеспечение выполнения предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов.

2.21. Защита имущественных интересов организации (предприятия) в судах, органах государственной власти и управления.

3. Права работника

Директор по операционной деятельности имеет право:

3.1. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию работы организации (предприятия).

3.2. Самостоятельно принимать решения и организовывать их выполнение сотрудниками организации (предприятия) в рамках своей компетенции.

3.3. Представлять интересы организации (предприятия) во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

3.4. Действовать от имени организации (предприятия) без доверенности.

3.5. Открывать расчетный и другие счета в банковских учреждениях.

3.6. Распоряжаться средствами и имуществом организации (предприятия) с соблюдением требований соответствующих нормативных актов, устава организации (предприятия).

3.7. Заключать трудовые договоры (контракты).

3.8. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство и пр.

3.9. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.10. На дополнительный к основному отпуск.

3.11. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.12. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].

4. Ответственность работника

Директор по операционной деятельности несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

4.4. Исполнительный директор несет персональную ответственность за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом организации (предприятия), иными нормативными правовыми актами, а также:

- за результаты деятельности организации (предприятия);

- за несвоевременное или недостоверное предоставление информации о выполнении планов работ подразделениями организации (предприятия);

- за ежедневное управление и дальнейшее развитие организации (предприятия);

- за составление бюджета, за прибыль и убытки как всей организации (предприятия), так и в рамках конкретных проектов;

- за необеспечение соблюдения работниками подчиненных отделов трудовой дисциплины.

4.5. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].


Обучение

Кто такой операционный директор?

Операционный директор — это руководитель высшего звена, которому поручено контролировать повседневные административные и операционные функции предприятия. В некоторых корпорациях операционный директор известен под другими названиями, например, “исполнительный вице-президент по операциям”, “главный операционный директор” или “директор по операциям”.

Что делают операционные директора и чем занимаются?

Обязанности на примере одной из вакансий:

  • управлять всей командой
  • улучшать продукт
  • выстраивать и контролировать все бизнес-процессы
  • Организовать, систематизировать, автоматизировать и управлять бизнес-процессами компании
  • Участвовать в разработке, организовать и контролировать реализацию, как в целом стратегии развития, роста и подготовки к масштабированию предприятия, так и в частности стратегии продаж, маркетинга и финансов
  • Анализировать и предоставлять отчетность по экономической и финансовой деятельности организации, а также ее структурных подразделений
  • Анализировать и оптимизировать систему материальной и нематериальной мотивации сотрудников
  • Организовывать и участвовать в составлении оперативных планов предприятия с руководителями подразделений
  • Выявлять и устранять недочеты в бизнес-процессах каждого из подразделений
  • Разработка и внедрение системы автоматизации бизнес-процессов (CRM, ERP, системы сквозной аналитики),
  • Достигать ключевых целевых показателей и решать поставленные стратегические задачи.

Что должен знать и уметь операционный директор?

Требования к операционным директорам:

  • Оценка эффективности бизнес-процессов
  • Распределение бюджета по подпроцессам
  • Управление рисками
  • Digital-аналитика
  • Планирование и внедрение улучшений
  • Управление проектами
  • Тимбилдинг и умение управлять конфликтами
  • Анализ финансовой отчетности
  • Приоритизация и планирование
  • Планирование бюджета проекта
  • Аналитика данных
  • Планирование и контроль продаж

Востребованность и зарплаты операционных директоров

На сайте поиска работы в данный момент открыто 1 252 вакансии, с каждым месяцем спрос на операционных директоров растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой операционного директора по всей России:

Читайте также: