Операции письма по лурия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Языкознание в рамках общей теории письма разрабатывает несколько проблем, главной из которых является соотношение и взаимозависимость устного и письменного языков или устной и письменной форм речи. Различия данных терминов принципиально. Как указывает В.М. Солнцев (1985), существует два подхода к решению указанного вопроса: а) признание наличия двух форм одного и того же языка; б) признание наличия двух разных, хотя и связанных друг с другом языков - звукового и письменного.

Соотношение устного и письменного языков (или устной и письменной форм одного и того же языка) определяется основными категориями письма. К ним относятся (Л.В. Щерба, 1983): алфавит, графика и орфография, а также тип письма, зависящий от объекта графического знака. В русском языке используется альфабетический или вокализованно-звуковой тип письма, передающий непосредственно план выражения, звуковую сторону языковых единиц, а объектом графического знака является наименьшая фонологическая единица - фонема.

С психологической точки зрения (В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ, 1994; Д.Б. Эльконин, 1998) устная и письменная формы речи противопоставляются наиболее чётко. Акцент делается на своеобразии письма как особой формы коммуникации и становления мысли со своими не только внешними, техническими, но и внутренними особенностями, касающимися содержания, логики, значения. Письменная речевая деятельность представляется наиболее сложной вследствие своей абстрагированности от ситуации, иной мотивации, большей произвольности по сравнению с устной.

Своеобразие письма вытекает из его природы: необходимость ориентироваться на адресата, находящегося вне поля зрения, вынуждает воображать потенциального партнёра и предъявляет более высокие требования к точности формулирования фразы, к строгости отбора языковых средств во избежание недоразумений. Вторая особенность связана с тем, что устная речь - звучащая, полная интонаций, жестов, акцентов и в этом выражена её психологическая мотивированность, то есть включённость в общую ситуацию диалога (Д.Б. Эльконин, 1998). Мотив, движущий письменным высказыванием, дан в гораздо более общей, абстрактной форме и остаётся неизменным на протяжении всего речевого процесса.

Особо подчёркивал тесную взаимозависимость мышления и письменной формы речи Д.Б. Эльконин (1998), утверждавший, что последняя более развёрнута и синтаксически структурирована, интенсивнее связана с внутренней речью, чем устная форма. Качественное своеобразие письменно-речевого оформления мысли заключается в большей ответственности по отношению к значению слова. В письменной речи мы чаще встречаемся с развёрнутой мотивировкой ответа на вопрос, а ассоциация в основном ориентирована на внутренний смысл слова-раздражителя, что стимулирует процессы внутреннего внимания, в то время как устная речь в целом ряде случаев осложнена ситуативными моментами.

Таким образом, овладение письмом существенно меняет строение психических процессов у человека и требует от него нового типа операций, что обращает нас к психолингвистическим механизмам процесса письма. Изучение механизмов порождения письменной речи показало, что её структура (как и структура любой психической деятельности) представляет собой относительно замкнутую функциональную систему, ориентированную на достижение определённого результата - написание текста. Будучи социальным по своему происхождению и сложным, многоуровневым по строению процесс письма не может быть реализован в рамках одного идеомоторного акта, а требует выполнения целого ряда операций, организованных в уровневую иерархию.

С позиции нейропсихологии письменная речевая деятельность обеспечивается работой не одного узко ограниченного участка коры головного мозга (центра Экснера), а функционированием различных её зон, объединённых условно-рефлекторными связями (А.Р. Лурия, 1950). Набор структурных компонентов, согласно учению П.К. Анохина (1975), избирателен, обладает широкой пластичностью и способностью к взаимозамене при относительной консервативности выполняемой ими задачи.

Опосредование внутренней речи в значениях внешних слов с использованием правил языка осуществляется на глубинно-синтаксическом уровне или в рамках семантического плана Л.С. Выготского (1956). Каждой структуре, образованной предикатом и его актантами соответствует лексико-синтаксическое наполнение. Этот процесс идёт параллельно в двух направлениях: лексического развёртывания и грамматического структурирования (Т.В. Ахутина, 1998). Для подбора необходимых слов мы используем ассоциативные связи между ними, активизируем определённые пласты лексики. Путём сличения с образом результата сначала из ядра, а затем с периферии семантического поля подбирается оптимальный вариант. Грамматическое структурирование предполагает выбор основной модели высказывания, включающей основу предложения, дополнение её второстепенными членами, их линеализация и нахождение правильной грамматической формы каждого слова. За языковой уровень отвечают вторичные и третичные зоны второго блока мозга, действующие по принципу динамической локализации психических функций. Реализацию смысла в речевой форме осуществляют ассоциативные поля переднелобной и теменно-затылочной области, синтезирующие восприятия различной модальности. Вторичные отделы (центр сенсорных образов слов - центр Вернике - задняя треть верхней височной извилины, моторный центр речи - центр Брока - задняя треть нижней лобной извилины и нижнетеменные области коры головного мозга, где хранятся кинестетические образы слов) выполняют фонематический анализ слова. Акустико-гностические процессы позволяют выделить из речевого потока звучания и объединить их в единый звуковой образ. Однако сходство многих образов приводит к необходимости уточнить акустический состав записываемого слова с помощью проговаривания (А.Р. Лурия, 1950). Особую роль последнего в обучении грамоте подчёркивала Л.К. Назарова (1952). Использование в фонематическом восприятии кинестетических образов слов позволяет говорить об акустико-артикуляторной характеристике фонемы. Выделение звуков речи заканчивается установлением их последовательности, и здесь ведущая роль принадлежит корковому концу речедвигательного анализатора (В.И. Бельтюков, 1977). В результате у пишущего возникают фонематические представления о слове.

Сенсомоторная реализация письменной речи подчиняется законам перекодирования единиц одной знаковой системы в другую: по этому принципу происходит перешифровка выделенных фонем в зрительно-пространственные образы (графемы), хранящиеся в затылочно-теменных отделах коры головного мозга (в центре речезрительного анализа и синтеза) (А.Р. Лурия, 1950). На данном этапе основная задача - отдифференцировать зрительные представления, установить правильную связь фонема-графема и удержать последовательность сложных оптических знаков.

Моторная реализация процесса письма состоит в превращении ряда зрительных комплексов (графем) в систему соответствующих движений руки (кинем). Последнее является условнорефлекторным актом, однако некоторые исследователи (Е.В. Гурьянов, 1959; А.Н. Корнев, 1997; И.Н. Садовникова, 1997) подчёркивают его особую значимость, особенно в период овладения грамотой.

Списывание текста и письмо под диктовку являются более простыми процессами, поскольку затрагивают только сенсомоторный и языковой этапы письма, что позволяет писать, не понимая смысла. В данном случае ведущую роль играют слухо-моторные, зрительно-моторные и слухо-зрительные координации, взаимодействующие по правилам перекодирования.

Практически сходные операции процесса письма выделяет и другой исследователь - А.Р. Лурия (1950).

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т.д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

По мнению А.Р. Лурия (1950), первой из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Из звукового потока, воспринимаемого и мысленно представляемого пишущим под диктовку человеком, должна быть выделена серия звучаний, - сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Следующая операция письма, которую выделяет А.Р. Лурия (1950) - соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Ученый указывает, что выделение фонемы или их комплексы должны быть переведены в зрительную графическую схему. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая и должна быть в дальнейшем написана. Если предварительный звуковой анализ был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков речи в буквы (или, как говорят лингвисты, - фонем в графемы) не вызывает особых трудностей. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Последней операцией письма, по мнению А.Р. Лурия, следует моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Таким образом, по А.Р. Лурии (1950), существуют следующие операции письма: замысел, звуковой анализ слова, превращение звуковых вариантов в фонемы, перевод фонем в зрительно-графическую схему и воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы, то есть превращение оптических знаков в нужные графические начертания.

Итак, письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Выпадение любого её звена приводит к дизорганизации всей функции и требует коррекционных мероприятий. Наблюдается специфическое расстройство письма - дисграфия.

Список литературы:

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляются в развернутом виде.

А. Р. Лурия [15] определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет, он мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно записать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не является для первоклассника простой задачей.

Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слухового восприятия, правильного звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми I класса. В первой серии им предлагается для письма доступный текст. Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме.


Дисграфия, операции письма, причины

Анализ логопедической литературы и результаты практической деятельности показали, что процесс письма и чтения тесным образом связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя роль в данных видах умственной деятельности неодинакова. Учитывая сложность механизма письма и чтения, а также значимость дошкольного возраста в подготовке ребёнка к школе, целесообразно начинать формирование предпосылок письма и чтения в дошкольном возрасте.

Операции письма письма по А.Г. Лурия:

1. Анализ звуковой структуры слова (определяется последовательность и место каждого звука в слове).

2. Соотношение выделенной из слова фонемы (звука) с определённым зрительным образом буквы, который должен быть отдефференцирован от всех других, особенно от графических сходных.

3. Моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью руки, зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль. В письменных работах школьников встречаются специфические, стойкие нарушения письма, которые показывают дисграфию.


1. Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ)
2. Органические нарушения ц.н.с. (афазия, дизартрия)
3. Социальные причины: неправильная речь окружающих, двуязычие в семье, невнимательное отношение родителей к речи ребёнка, дифицит речевых контактов.
Нарушения письма могут быть у детей с ЗПР, с ДЦП, с ММД, с нарушением зрения, слуха, речевое недоразвитие. Ниже представлены материалы логопедов по дисграфии. Родственный раздел на сайте "Нарушение письма" имеет быть, поскольку в поисковиках - это другой запрос.


Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия - раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетический принцип кoррекциoннoй рабoты.

  • Важнo не пoзднее 3-4 лет прoверить у ребенка сoстoяние слухoвoй дифференциации звукoв речи. Если oна затруднена, тo неoбхoдимo приступить к её развитию. Эта рабoта oбязательнo дoлжна быть закoнчена дo начала oбучения грамoте.
  • Надo преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную артикуляцию звукoв.
  • Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры этo oдна из причин вoзникнoвения дисграфии и дислексии у шкoльникoв.
  • Прoведение в детскoм саду бoлее углубленнoй рабoты пo анализу речевoгo пoтoка.
  • Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв. Кoтoрые являются oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими нoрмами языка.
  • Развитие зрительнo- прoстранственных представлений.
  • Прoведение анализа сфoрмирoваннoсти психoлoгическoй базы речи.

Предупреждение оптической дисграфии

Работа по формированию зрительного образа проводится по методике, суть которой заключается в следующем:

- все буквы алфавита разделены на группы в зависимости от пространственного расположения элементов;
- буквы предъявляются по мере увеличения количества элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.


Родительский лекторий. Что нужно знать о навыках письма ( правильное положение, причины неправильного письма, виды заданий и игровых упражнений).Садимся за уроки.

В данной лекции предлагается материал по подготовке ребёнка к письму, памятка "Правильное положение при письме", рассматриваются виды и причины неправильно сформированного навыка письма. Также в помощ.


Консультация для родителей. "Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений."

Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помоч.


Причины возникновения дисграфии и дислексии у младших школьников

В наше время в обществе наблюдается – децелерация. Это замедленный темп физиологического и интеллектуального развития детей. Дети, поступающие в первый класс, .

Понятие, диагностика и причины возникновения дисграфии у младших школьников.

Под термином "дисграфия" принято понимать определенную особенность мозга у ребенка, которое своим следствием ведет к расстройству разной степени письма, но при этом сохраняется нормальное ра.


В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при э.


Дисграфические ошибки на письме (причины и коррекция). Рекомендации педагогам и родителям.

Дисграфические ошибки на письме. Причины и методы их коррекции. Данная методическая разработка будет интересна педагогам и родителям.

Читайте также: