Художественное своеобразие старуха изергиль кратко

Обновлено: 30.06.2024

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко) , каждая из которых целиком подчинена одной цели - наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё "я" выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В "Старухе Изергиль" связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко) , в гиперболизированном изображении героев ( "В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира"). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает "быль" и "сказку".
Своеобразие жанра (рассказ в рассказе) , играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

1.олицетворение –
лучи падали
великаны-деревья
лес глухо гудел
гудели сердитые песни
ветер бил
тени прыгали
ветер пел похоронную песню
тени пляшут
торжествуют духи
страх сковал
болото разевало пасть
деревья заступали дорогу
зашептали деревья
молнии летали, исчезали
молнии разрывали тьму
вскипело негодование
гром гремел, и лил дождь
лес расступился
сияло солнце
вздыхала степь
блестела трава в брильянтах дождя
золотом сверкала река
ползли тучи
Море шумело
2.эпитеты –
непроходимые леса
каменные деревья
кольцо крепкой тьмы
безмолвная пляска
холодный огонь
ядовитый смрад
голубые воздушные цветы
злые духи
трусливые слова
сердитые песни
холодный огонь
торжествующий шум леса
дрожащая тьма
смелое сердце
гордый смельчак
голубые искры
великое сердце
старое тело
человеческая фантазия

Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист.

Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу

Образ Изергиль противоречив. Героиня рассказывает о себе лишь то, что лучше всего запомнилось. Юная Изергиль – воплощение стихийного вольнолюбия. Девушка не хотела быть ничьей рабой и жила, не зная забот о других.

Впрочем, она была умна и наблюдательна, ценя людей за их личные качества, а не за положение в обществе (предпочла пана с изрубленным лицом, готового к подвигам, вельможе, осыпавшему ее с головы до ног золотом). История шляхтича Аркадэка является связующим звеном между преданиями и реальной жизнью.

Образ автора в рассказе автобиографичен. В произведении присутствуют два рассказчика: автор и старуха Изергиль.

Во-первых, в раннем творчестве Горького соединены черты революционного романтизма и реализма, и все это сочетается в данном произведении. Во-вторых, как принято у писателей-романтиков, автор использует антитезу. Противопоставляет главного героя с второстепенными персонажами, что соответствует реалистичному произведению. Посредством противопоставления он решает волнующие проблемы философского и мировоззренческого характера.

Наконец, очевидное своеобразие текста Горького в том, что он использует приём рассказа в рассказе, что неоспоримо является яркой чертой авторского стиля.

История создания рассказ Старуха Изергиль. Сюжет произведения. Проблемы, которые поднял Горький в рассказе . Основные выразительные средства.

Нестерова И.А. Анализ произведения Старуха Изергиль // Энциклопедия Нестеровых

История создания. Сюжет произведения

Максим Горький

Михаил Нестеров. Портрет А. М. Горького. (1901 г.) Музей А. М. Горького, Москва

Анализ рассказа "Старуха Изергиль" следует начать с истории создания. Произведение было создано в 1894 году. Идея написать столь многоплановое произведение с глубоким мифологическим сюжетом возникло у Максима Горького в период его жизни В Бессарабии. Особая ценность рассказа в том, что его основе лежат личные переживания молодого писателя, его мировосприятие и трепетное отношение к окружающим, понимание важности умения пожертвовать собой ради высшей цели. К созданию рассказа Горького подтолкнула атмосфера свободы, дерзость местных жителей. Максим Горький всю жизнь восхищался той свободой, которую познал в Бессарабии.

Рассказ "Старуха Изергиль" был опубликован в "Самарской газете" в 1895 году.

Сюжет произведения подается как рассказы старой жительницы Бессарабии путнику. Старуха делится с путешественником тремя местными легендами, которые переплетает с историей своей жизни.

Первая история о человеческой надменности и бессмысленной жестокости, за которую приходит неотвратимое суровое наказание. Ларра умен красив и высокомерен. Он сын орла и земной женщины. Он считает что законы людей ему не писаны. Ларра убивает девушку. За это его изгоняют прочь из селения. Одиночество первое время нравится юноше, но потом оно превращается в пытку. Сама смерть отворачивается от Ларра.

Затем старуха рассказывает путнику о своей несчастной любви. Ради спасения любимого человека она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Но, будучи слишком гордой, она прогнала его. Несмотря на то, что жизнь её тяжела и пуста Изергиль считает, что любовь – это самое важное в жизни каждого человека.

Третья история о молодом юноше Данко, который жертвует собой, чтобы спасти людей. Несмотря на то, что люди не очень добры к нему, он выводит их из леса, вырвав сердце и осветив им дорогу.

Анализ произведения "Старуха Изергиль" немыслим без понимания глубины сюжета и осознания ценности человеческой жизни и жертвенности ради великой цели.

Художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль

Анализ рассказа "Старуха Изергиль" подразумеваете выявление особенностей композиции, стиля и проблематики произведения. Также необходимо выявить основную идею. Рассказ "Старуха Изергиль" состоит из трёх частей. Композиция произведения – рассказ в рассказе:

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни старухи Изергиль;
  • Легенда о Данко.

Литературное направление – романтизм. Жанровое своеобразие и сюжет приближает рассказ "Старуха Изергиль" к фольклору.

Темы в рассказе Старуха Изергиль

Темы, поднятые М. Горьким в рассказе "Старуха Изергиль"

Рассказ начинается с пейзажа. Вступительная часть произведения насыщена мистическими образами: " Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов".

Рассказчица, старуха Изергиль, выглядит очень странно. Писатель пытается передать возраст и мудрость женщины. Её красота увяла, взгляд потускнел, а "время согнуло её пополам". Однако, писатель не пытается вызвать у читателя сочувствие к старой женщине. Наоборот, он подчеркивает её независимость и гордость.

Каждому из трех героев посвящена отдельная история. Так, Ларра – гордец. Как бы он не пытался жить, одиночество терзало его. В конце концов Ларра понял, что жизнь без людей ужасна и невозможна. Он – эгоист, который всегда и во всем противопоставлял себя людям. Недаром Максим Горький делает Ларру не совсем человеком, он помесь орла и человека, то есть нечто неправильное. Бессмысленное убийство девушки подчеркивает противоестественность его сущности. За свой эгоизм Ларра был наказан.

В другой истории, которую рассказывает старуха Изергиль Горький знакомит читателя с Данко, который являет собой полную противоположность Ларра. Данко самоотвержен. Он любит людей. Не задумываясь Данко отдает свое сердце за их свободу. Но его поступок никто не оценил. Он познал людскую неблагодарность.

Третья история стоит между первой и второй. Старуха Изергиль повествует о своей молодости. Она говорит о жизни для себя и о спасении своей души путем бескорыстной жертвы. Максим Горький показывает, что в Изергиль объединены и Ларра и Данко. Старуха высохла также как Ларра, так как была эгоисткой, но, то что она рассказывает свидетельствует о мудрости и неординарной натуре с большим сердцем, способным на жертвы.

Анализ произведения "Старуха Изергиль" показывает, что Максим Горький объединил истории о Ларра и Данко не только, чтобы их противопоставить, но объяснить причины их поступков. Сам писатель понимал природу поступков и того и другого персонажа. При этом противопоставление этих двух героев очевидно. Они как черное и белое. Глядя на героев рассказа становится понятно, что молодость дает много сил и можно сотворить много чего как во благо, так и нет.

Идея рассказа "Старуха Изергиль" состоит в том, что смысл жизни человека – это бескорыстное и самозабвенное служении обществу.

В произведении Максим Горький широко использует следующие выразительные средства:

  1. антитеза – образы Ларра и Данко;
  2. метафоры, например: "голос хрустел";
  3. эпитеты использованы в описании матери Ларры – "измученная", "иссохшая";
  4. сравнения, например: "Мрачные все, как демоны".

Анализ рассказа "Старуха Изергиль" показал, что это романтическое произведение, в котором Максим Горький явно осуждает эгоизм и индивидуализм. Писатель явно воспевает альтруизм, как высшее проявление человечности.

Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и о Данко. Горький идейно и художественно многообразен, он сочетает в своем творчестве черты реализма и романтизма.

Писатель в небольшом по объему произведении ставит главные вопросы человеческой жизни. Что есть свобода – отверженность Ларры или служение людям Данко? Что есть преступление? Заметим, что убийство совершают все основные герои рассказа: Ларра убивает девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль ради шляхтича не щадит молодого солдата; Данко убивает себя ради людей.

История о Данко оформляется романтическими описаниями природы. Сказочные голубые огни, вспыхивающие в черной и страшной степи, – это искры от горящего сердца Данко.

Данко, как и всякий романтический герой, вырастает из контраста. Волю героя Горький противопоставляет безволию толпы (теория героя и толпы). Данко напоминает мне легендарного Прометея. Однако перед нами не древнегреческий бог или титан, а гармоничный человек, смелый красавец, отдавший сердце свое людям.

Идея жертвенного служения людям, как мне кажется, сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. Проповедники этой идеи стали требовать жертвы не столько от себя, сколько от других людей. Устарела, на мой взгляд, и теория героя и толпы. Никакой герой не спасет нашу страну от кризиса. Время веры в героев должно пройти. Нам необходимо сейчас нормальное демократическое общество, которое не ждало бы появления нового Данко и не требовало бы новых кровавых жертв.

Читайте также: