Онтология и метафизика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гегель даёт начало новой философской традиции, в соответствии с которой метафизика рассматривается как метод, противоположный диалектике.

Онтология – это учение о бытии, безотносительно к существованию тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Как проявляет себя единое во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и, самое главное, может ли человек включить собственную деятельность в универсальную связь мира и каково место человека в этом сложнейшем процессе – все эти вопросы влияют на смысложизненные ориентации человека в мире.

Второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека: бытие есть, т.е. нечто существует как реальность и с этой реальностью человеку приходится считаться.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии даётся самая общая характеристика мироздания: всё существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме ещё не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ и течений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.

Две формы монизма: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведёт начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Своё наивысшее развитие он получает в философии Гегеля, у которого первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.

Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”, “не-существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”), и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладать другим существованием.

“Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.

В отличие от западноевропейской традиции, в древневосточной философии (Индия, Китай) сложилось иное понимание бытия и небытия. есь мир рассматривается как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, при этом небытие – источник полноты всякого бытия. Любое событие, ситуация есть выражение становления. Идеалом человеческого бытия становится активность в собственном внутреннем мире, углубление в себя как достижение полной гармонии с миром.

К материальному бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объективная реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления человеческой и общественной жизни. Дело в том, что даже различные духовные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, знаки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-материальные носители.

Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, так как в своем существовании оно испытывает определенную зависимость от материального бытия. Однако в реальной человеческой жизни эти виды бытия взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование человека и общества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию.

Всеобщие связи бытия проявляются через связи между единичными сущими. Поэтому, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. К основным формам бытия относятся:

1. Бытие природы (бытие вещей и процессов, которые делятся на: бытие природы как целого, не сотворенного человеком, и бытие вещей и процессов, произведенных человеком).

Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего. Для этого необходимо было различить понятия существования и сущего.

Онтология это учение о бытии, безотносительно от существования тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Как проявляет себя единое во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и, самое главное, может ли человек включить собственную деятельность во всеуниверсальную связь мира и каково место человека в этом сложнейшем процессе – эти вопросы влияют на смысложизненные ориентации человека в мире.

И. Кант (XIX в.), развивая учение о бытие как сущем, показал, что для понимания бытия важно не только указать на существование (наличие чего-либо), но понимать смысл того, что имеется. Это значит, что философия обращает особое внимание на сложные связи всеобщего характера: все существует и объединяется со всем, что есть в мире. Человек осознает эти связи через “отношения к вещам”, на которые направлена его деятельность, так как они выступают в роли объективно заданных условий и предпосылок жизнедеятельности отдельных людей и поколений.

Бытие есть сущее, осмысливаемое в контексте культуры эпохи со стороны объективно заданных условий и предпосылок деятельности общественного человека. Это – все существующее, обнаруживающее себя в логике развития отношений человека и мира. Поэтому вполне объяснимо, что реальные процессы истории приводят к эволюции учения о бытии. В ходе этой эволюции философы постепенно переходили к исследованию особого вида бытия, – такого, который способен осмыслить собственное существование. К XX веку стало очевидно, что им является человеческое бытие, а мир как бы приобретает “человеческое измерение”. Реальная жизнь человека в природе, обществе, культуре является объектом внимания современной онтологии.

Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”, “не – существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”) и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладать другим существованием.




“Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.

Понимание бытия опирается на три вывода:

1. мир есть, он существует как беспредельная, непреходящая целостность;

2. природа и общество, индивид и общество равно существуют; их существование предпосылка единства мира;

3. мир есть совокупная реальность, предзаданная сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ.

Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего. Для этого необходимо было различить понятия существования и сущего.

Онтология это учение о бытии, безотносительно от существования тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Как проявляет себя единое во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и, самое главное, может ли человек включить собственную деятельность во всеуниверсальную связь мира и каково место человека в этом сложнейшем процессе – эти вопросы влияют на смысложизненные ориентации человека в мире.

И. Кант (XIX в.), развивая учение о бытие как сущем, показал, что для понимания бытия важно не только указать на существование (наличие чего-либо), но понимать смысл того, что имеется. Это значит, что философия обращает особое внимание на сложные связи всеобщего характера: все существует и объединяется со всем, что есть в мире. Человек осознает эти связи через “отношения к вещам”, на которые направлена его деятельность, так как они выступают в роли объективно заданных условий и предпосылок жизнедеятельности отдельных людей и поколений.

Бытие есть сущее, осмысливаемое в контексте культуры эпохи со стороны объективно заданных условий и предпосылок деятельности общественного человека. Это – все существующее, обнаруживающее себя в логике развития отношений человека и мира. Поэтому вполне объяснимо, что реальные процессы истории приводят к эволюции учения о бытии. В ходе этой эволюции философы постепенно переходили к исследованию особого вида бытия, – такого, который способен осмыслить собственное существование. К XX веку стало очевидно, что им является человеческое бытие, а мир как бы приобретает “человеческое измерение”. Реальная жизнь человека в природе, обществе, культуре является объектом внимания современной онтологии.

Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”, “не – существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”) и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладать другим существованием.

“Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.

Понимание бытия опирается на три вывода:

1. мир есть, он существует как беспредельная, непреходящая целостность;

2. природа и общество, индивид и общество равно существуют; их существование предпосылка единства мира;

3. мир есть совокупная реальность, предзаданная сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Во второй пол. XIX – ХХ вв. проявился, с одной стороны, сциентистский подход к метафизике. Он выразился в позитивистской попытке распространить на метафизику естественнонаучные критерии опытной проверяемости, точности и др., в результате чего метафизика была объявлена излишней. С другой стороны, для ХХ в. характерны попытки построить метафизику как строгую науку (Гуссерль); разработать метафизику на основе прояснения фундаментальной связи человека с миром (Хайдеггер и др.)

Гегель дал начало новой философской традиции, в соответствии с которой метафизика рассматривается как метод, противоположный диалектике.

Второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека: бытие есть, т.е. нечто существует как реальность и с этой реальностью человеку приходится считаться.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, существуют, несмотря на различие форм своего существования. Именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии даётся самая общая характеристика мироздания: всё существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме ещё не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ и течений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на два равноценных начала.

Существуют две формы монизма: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведёт начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Своё наивысшее развитие он получает в философии Гегеля, у которого первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.

Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”, “не-существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”), и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладать другим существованием. “Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.




В отличие от западноевропейской традиции, в древневосточной философии (Индия, Китай) сложилось иное понимание бытия и небытия. Здесь мир рассматривается как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, при этом небытие – источник полноты всякого бытия. Любое событие, ситуация есть выражение становления. Идеалом человеческого бытия становится активность в собственном внутреннем мире, углубление в себя как достижение полной гармонии с миром.

Виды бытия.

Реальное многообразие бытия может быть разделено на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное. Взятые в совокупности, они исчерпывают все реальные формы и конкретности бытия.

К материальному бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объективная реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления человеческой и общественной жизни. Дело в том, что даже различные духовные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, знаки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-материальные носители.

Всеобщие связи бытия проявляются через связи между единичными сущими. К основным формам бытия относятся:

1. Бытие природы (бытие вещей и процессов, которые делятся на: бытие природы как целого, не сотворенного человеком, и бытие вещей и процессов, произведенных человеком).

2. Бытие человека.

3. Бытие духовного.

4. Бытие социального.

33. МАТЕРИЯ И ЕЁ АТРИБУТЫ

(ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ).

Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю.

Первый подход был отвергнут потому, что он связывал философскую концепцию мироздания, решение основного мировоззренческого вопроса с существующей на данный исторический момент естественнонаучной картиной мира. Философия же не должна быть связана ни с какими конкретными естественнонаучными представлениями о материи. Для нее важно выработать такое понимание материи, которое характеризовало бы её любые формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем.

Недостаток второго подхода состоит в возможности оторвать материю от её конкретных форм выражения. Критикуя эти представления, Энгельс указал, что философы и естествоиспытатели, ставя перед собой цель отыскать единообразную материю как таковую, поступали точно таким же образом, как если бы вместо груш, вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечных многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из них не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая связи и взаимодействия, составляет материальную действительность.

Движение есть изменение вообще. Это определение является предельно широким. Имеется в виду любое изменение, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением (Энгельс). По отношению к материи движение есть способ ее существования. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, порождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих процессов происходит развитие мира. Развитие – это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения:

1) изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные), это – развитие;

2) изменения, происходящие при сохранении качества; это – тот тип изменения, при котором сохраняется относительная устойчивость всякого сущего.Такое состояние можно обозначить как покой.

При характеристике движения важны ответы на три вопроса:

1) каков источник движения;

2) как связаны материя и движение;

3) существует ли многообразие форм движения.

Метафизический материализм, основываясь на механическом понимании мира, утверждал, что

1) первопричина движения – внешняя по отношению к материальному миру (признание первотолчка, нематериального по сути);

2) движение привносится в материю извне; постоянное свойство материи – покой, а движение есть нарушение покоя;

3) любое движение сводимо к перемещению в пространстве (абсолютизация механической формы движения). Иначе говоря, предполагалась возможность существования движения без материи и материи без движения.

Философия и наука новейшего периода обосновали диалектический подход к пониманию движения как способа бытия материи:

1) движение – это внутренне присущие материи изменения; их источник – противоречивость отношений мира; мир есть саморазвивающаяся система;

2) материя и движение существуют в неразрывном единстве; покой есть мера устойчивости в движении; объективная реальность есть движущаяся материя, где устойчивость и изменчивость выступают основными ее характеристиками;

3) движущаяся материя фиксирует свое бытие в относительно устойчивых формах, взаимосвязь которых приводит к многокачественности движения.

Известная классификация форм движения, предложенная Энгельсом (механическая – физическая – химическая – биологическая – социальная), не отменяет возможности иных подходов к проблеме форм движущейся материи. Три основных принципа классификации:

1).Каждая форма движения связана с определённым материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.

Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения. При определённых условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы бытия материи.

В философии с давних времен и до наших дней существуют две концепции пространства и времени – субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция (Демокрит – в философии, И. Ньютон – в науке) рассматривает пространство и время как реальности, не зависимые друг от друга, от материальных тел и их движения, однородные, непрерывные и бесконечные. Пространство есть пустое вместилище тел, а время – пустое вместилище событий.

Реляционная концепция (Аристотель – в философии, А. Эйнштейн – в науке) – рассматривает пространство и время как специфические отношения между объектами мира и тем самым лишает их самостоятельного существования. Они – особые характеристики материального мира, выражающие отношения координации взаимодействующих систем.

Современные философия и наука более тяготеют к пониманию пространства и времени в духе реляционной концепции.

Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядок их существования, структурность и протяженность. Это – топологическая, структурная организация мира.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.

Онтология (от греч. on (ontos) — "сущий", logos — "учение") — наука о бытии, о том, как устроен мир и как он функционирует.

Термин введён немецкими учёными Рудольфом Гоклениусом (1547–1628) и Иоганном Клаубергом (1898–1958).

Онтология — один из разделов философии. Её относят к всеобщей метафизике.

онтология философия

В чём отличие онтологии от метафизики?

Как видно из схемы выше, онтология является частью метафизики.

Онтология больше сконцентрирована на вопросах бытия, а метафизика изучает, как устроены вещи, их природу, принципы.

Про онтологию говорят, что она является метафизикой бытия.

Бытие — это существование, пребывание, не только человека, но и всех вещей, жизненных процессов, их признаков и связей.

Различия между онтологией, гносеологией и эпистемологией

Гносеология (от греч. gnosis – "познание", logos – "учение") — раздел философии и наука, которая занимается изучением процесса познания.

Гносеология рассматривает сам процесс познания: из чего он состоит, на какие составляющие делится.

Эта наука также исследует способы, которым можно познавать, откуда берутся знания, есть ли пределы познания.

Онтология же занимается только бытием, т. е. существованием человека, вещей, мира.

Некоторые учёные выделяют эпистемологию в качестве отрасли гносеологии. Другие проводят между понятиями чёткую границу.

Эти две науки отличает то, что гносеология изучает процесс познания, а эпистемология — что такое само знание, его структуру, составляющие его элементы.

Онтология Платона

платон

Древнегреческий философ Платон (5–4 вв. до н. э.)

Платон считал, что бытие — это наличие идей. Своим умом мы формируем эти идеи. А потом они формируют наш вещественный мир.

Каждая вещь имеет идею, которая содержит важные признаки вещи. Если нет идеи, то нет и вещи.

Причем наш разум обдумывает идею именно совершенной вещи. Её совершенность говорит о том, что вещь первична по своей сути.

Платон выделял также и небытие. То, как мы относимся к небытию, формирует наше бытие.

Онтология Аристотеля

аристотель

Древнегреческий философ Аристотель (4 в. до н. э.)

Аристотель определяет такие понятия, как форма и материя.

Причем форма говорит не только об очертаниях, модели вещей, а материя — не только из чего сделана вещь.

Читайте также: