Онтология и канта и его модель мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Кант создал учение о зависимости результатов познания от априорных форм чувственности, рассудка и разума. Чувственное созерцание в философии Канта – источник знания. Внешний мир является субъекту через его чувственность, которая дает эмпирическому содержанию знания априорные формы ощущений – пространство и время. Поскольку пространство и время обладают признаками всеобщности и необходимости, Кант делает вывод, что они не могут иметь опытного происхождения. Он считает, что пространство и время не являются объективными свойствами, принадлежащими самим вещам, они имеют сугубо субъективный характер

Это идеи души, мира и Бога, которые являются предметом исследования в метафизике. Идеи необходимы для опытного (научного) знания в качестве идеалов, регулятивных принципов, направленных на постижение целого, всеобщего. Но поскольку идеи разума не основываются на чувственных данных, а составляют его собственную природу, стремление разума выявить всеобщее, охватить мир в целом и раскрыть его сущность, неизбежно приводят его к неразрешимым противоречиям. Тем самым Кант ставит под сомнение традиционную метафизику, которая рассматривалась как учение об умопостигаемых, сверхчувственных основах всякого существования. Огромной заслугой Канта, его коперниковским переворотом в философии, было признание определяющей роли субъекта в процессе познания. До Канта считалось, что знания должны сообразоваться с предметами.

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

• Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела имеют массу".

• "Вещь в себе"— одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант создал учение о зависимости результатов познания от априорных форм чувственности, рассудка и разума. Чувственное созерцание в философии Канта – источник знания. Внешний мир является субъекту через его чувственность, которая дает эмпирическому содержанию знания априорные формы ощущений – пространство и время. Поскольку пространство и время обладают признаками всеобщности и необходимости, Кант делает вывод, что они не могут иметь опытного происхождения. Он считает, что пространство и время не являются объективными свойствами, принадлежащими самим вещам, они имеют сугубо субъективный характер



Это идеи души, мира и Бога, которые являются предметом исследования в метафизике. Идеи необходимы для опытного (научного) знания в качестве идеалов, регулятивных принципов, направленных на постижение целого, всеобщего. Но поскольку идеи разума не основываются на чувственных данных, а составляют его собственную природу, стремление разума выявить всеобщее, охватить мир в целом и раскрыть его сущность, неизбежно приводят его к неразрешимым противоречиям. Тем самым Кант ставит под сомнение традиционную метафизику, которая рассматривалась как учение об умопостигаемых, сверхчувственных основах всякого существования. Огромной заслугой Канта, его коперниковским переворотом в философии, было признание определяющей роли субъекта в процессе познания. До Канта считалось, что знания должны сообразоваться с предметами.

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

• Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела имеют массу".

• "Вещь в себе"— одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант – основоположник философии права.

Предшественники: Д.Юм (у S нет средств,ни для того, чтобы утверждать, ни для того, чтобы отрицать существование внешней реальности), Дж. Локк (Концепция вторичных качеств), Р.Декарт (Теория Врожденных идей).

Ноуменальные суждения – это априорные синтетические. Антиномии Канта – это априорные синтетические суждения. (Как возможны науки, основанные на таких суждениях?)

Кант в ответ на проблему, поставленную Юмом, придал реальности возможностный характер. Ход его рассуждений:

Глоссарий по теме Онтология И. Канта:

2. Феномены – это единичные чувственные впечатления - результат афференцированния нашей чувственности. Человеческая чувственность может быть возбуждена, в принципе, любыми агентами (физическими, химическими и т.д.). Вещь в себе – это абстрактное понятие, обозначающее только возможность существования внешнего мира вне зависимости от субъекта. Но какова она сама по себе, не зависимо от субъекта, субъект не может знать.

3. Ноумены – идеальные (умозрительные) сверчувственные конструкции разума на основании его априоризмов (врожденных представлений, имеющихся у каждого человека).

Гносеология Канта

1. Табула раса – человек рождается с чистым, как Табула Раса сознанием, и только ощущения дают ему опытное знание.

1. Кант выделял у человека 3 познавательные способности:

· Разум – это высшая творческая способность человека. Он создает правила для рассудка, в т.ч. этические, правовые, поэзии, математического счета и т.д.

· Рассудок – это способность действовать по правилам без принуждения.

· Чувственность – это способность субъекта воспринимать единичные чувственные явления.

2. Пространство и время не существуют объективно, это познавательные способности субъекта.

С точки зрения Канта, в разуме, в рассудке, есть априорные (доопытные) представления.

3 Априоризмы разума:

3. О боге (есть высшая сила, правящая всем миром)

Комментарий: У разных народов, в разных культурах, на основании всех этих трех априоризмов, выстраиваются различные системы ноуменальных представлений - это разные религии, разные системы этики, разные системы права.

В чувственности 2 априоризма:

Антиномии чистого разума Канта.

Антиномии – это равно (не)доказуемые суждения, с противоположенным смыслом:

Бог есть Бога нет
Мир конечен Мир бесконечен
В мире есть свобода Все в мире происходит по необходимости

Причины возникновения антиномичных суждений: Антиномии возникают при попытках анализировать ноуменальные проблемы на рассудочном уровне.

Этика Канта

Кант выделял 2 вида поступков:

1. Моральные: главный критерий – единственным их мотивом является стремление следовать моральной норме, долгу, не взирая на собственные аффекты, пользу, корысть, и т.д.

2. Легальные (речь идет о моральном законе) – они не нарушают моральных норм. Главный мотив легального поступка – ЦЕЛЬ.

В основе морального поступка лежит категорический императив Канта: «Действуй так, чтобы максима (внутренний закон твоего поступка) могла бы стать актом всеобщего законодательства. Легальный поступок основан на гипотетическом императиве.

И. Кант: Принцип обращаемости зла:

Ø Действуя в нарушение моральных норм, ты запускаешь в мир правило, которое рано или поздно вернется к тебе.

Ø Если действуешь в нарушение моральных норм - это обернется против тебя.

Долженствование у Канта – это подчинение моральной/правовой/культурной норме без принуждения.

Своим поведением, мы формируем поведение других. Сократ

Внутренний закон твоего поступка – вернется тебе или твоим близким. Поскольку, ты запускаешь в мир правило.

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Человечество постоянно задаётся вопросами о происхождении и развитии окружающего мира, пытаясь понять причины его возникновения, его устройство и дальнейшую судьбу. На протяжении истории, ломая голову над подобными вопросами, мы получили в свою исследовательскую копилку множество различных теорий, начиная от мысли о плоской Земли на трёх слонах, которые, в свою очередь, вечно вынуждены стоять на огромной черепахе и держать на своих массивных плечах наш дом, и заканчивая теориями о струнах и мультивселенных. Особое место занимает космологическая модель Иммануила Канта – немецкого философа, жившего в 1724-1804-х гг.

Предшественником теории о статичности и однородности Вселенной, считавшейся единственно верной до начала ХХ века, над которой работал Кант, является Исаак Ньютон, ведь именно опираясь на его работы, Кант строил свою концепцию.

Иммануил Кант придерживался мнения о статичности и однородности Вселенной и выдвинул идею о том, что время во Вселенной – это вечность, и что начала его попросту не существовало. Однако ему не нравилась идея Ньютона о божественном запуске, и он пытался объяснить движение тел с научной точки зрения. Он считал, что всё пространство заполнено частицами, между которыми есть три типа взаимодействий:

- притяжение (гравитационное тяготение);

- отталкивание (как, например, при взаимодействии газов);

- соединение (различие частиц по плотности).

Именно различие частиц по плотности приводит к сгущению материи (к более плотным элементам притягиваются более лёгкие), а сила отталкивания помогает не слеплять всю материю в один огромный ком. Вечная борьба двух равных между собой сил – отталкивания и притяжения приводит к дальнейшему развитию мира. Философски звучит, не правда ли? Когда эти две силы сталкиваются, вокруг сгущений материи образовывались вихревые движения – это и заставляет двигаться планеты по своим орбитам, и, руководствуясь таким объяснением, можно сказать, что никакой божественный запуск не нужен. Частицы движутся вокруг центра, объединяясь друг с другом – так рождаются не только звездные системы по типу нашей, но ещё и галактики, туманности и звёздные скопления. Этим же способом Кант описал и наличие спутников у планет, и систему колец Сатурна. Но и на этом немецкий философ не остановился! Он впервые предсказал наличие других планет за орбитой Сатурна, существование двойных звёздных систем, идею о флуктуации плотности, движение комет и многое другое – то, что сейчас подтверждено. Таким образом, мы видим первое логичное объяснение различных систем.

Но несмотря на всю свою привлекательность, космологическая модель Канта имеет недостатки:

1. Если Вселенная бесконечна, то в ней будет существовать бесконечное количество небесных тел, что, соответственно, увеличит силы гравитации, и Вселенная всё же погибнет в коллапсе и не будет существовать вечно;

2. Если во Вселенной имеется бесконечное количество небесных тел, то суммарная их яркость будет настолько великой, что мы бы по ночам видели яркое небо, и не было бы романтических встреч в полумраке под Луной, но раз этого не происходит, то это говорит о факте исчислимости небесных объектов.

В результате Кант внёс огромный вклад в развитие астрономии, а его теория была самой авторитетной до начала ХХ века, до того, когда Эйнштейн опубликовал ОТО (Общую Теорию Относительности), а за ней последовали следующие, не менее важные научные открытия.

Читайте также: