Какова взаимозависимость работоспособности и утомления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нагрузки на работе, стресс, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно отдыхать и грамотно распределять свое время могут привести к возникновению довольно распространенной проблеме – хроническому утомлению.

Утомление – состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.

К утомлению может привести ряд факторов. Мы часто ощущаем утомление, но отмахиваемся от неприятных ощущений. Мы не задумываемся о том, что утомление может привести к ряду опасных заболеваний, не говоря уже о постоянном стрессе и чувстве подавленности, которое значительно ухудшает качество жизни.

Признаки утомления. Как часто вы чувствуете усталость и бессилие? Замечаете ли вы, что часто не можете вспомнить мелкие детали или быстро забываете услышанное? Это может указывать на проявление хронического утомления. Обратите внимание, нет ли у вас каких-либо из перечисленных признаков утомления:

1) Чувство неуверенности, бессилия;

2) Снижение внимания;

3) Расстройство сенсорной области;

4) Дефекты кратковременной памяти;

5) Снижение самоконтроля, нервозность;

6) Нарушения в моторике;

7) Появление сонливости.

Эти симптомы могут быть признаками многих заболеваний, но диагноз может подтвердить только врач.

Обратите внимание: существует несколько стадий утомления. Возможно, эти описания помогут вам точнее дать определение вашему физическому состоянию.

Стадии утомления:

1. Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость поможет хороший отдых и несколько часов сна.

2. Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные психологические изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).

3. Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.


Важно различать понятия утомления и переутомления. Переутомление – это хроническое утомление, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы.Переутомление опасно для здоровья человека. При переутомлении организм не может отдохнуть даже ночью, ослабевает и не может сопротивляться внешним воздействиям, а в сложных случаях может спровоцировать заболевания нервной системы.

Признаки переутомления:

1. Долгосрочное снижение результативности трудовой деятельности.

2. Снижение иммунитета, частые простудные заболевания.

3. Снижение творческой активности.

4. Ухудшения в работе сердечно – сосудистой системы.

5. В состоянии переутомления человек испытывает усталость, головные боли.

6. Раздражительность или, наоборот, резкий упадок сил, замедление реакций.

Существует четыре стадии переутомления. Легкое и выраженное переутомление можно преодолеть в домашних условиях, однако при тяжелой форме переутомления необходимо специально назначенное лечение.


Не допустите хронической утомляемости. Одним из условий профилактики переутомления является изменение условий труда.

Способы профилактики переутомления:

2. Поступление новой информации, которая обеспечивает активную умственную деятельность.

3. Своевременный отдых.

4. Увеличение пауз в рабочем графике. Даже небольшой перерыв в 5-10 минут может ненадолго отвлечь и тем самым переключить внимание.

5. Регулярный медосмотр. Ранняя диагностика выявляет заболевание и облегчает процесс лечения предупреждая развитие осложнений.

6. Также не следует забывать о правильном питании. В зимний период организм особенно нуждается в витаминах.

Хроническое утомление трудно вылечить обычными методами. Затянувшееся состояние усталости может привести к серьезным последствиям. Только здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью поможет предупредить развитие заболеваний.

Ключевые слова: УТОМЛЕНИЕ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ; ФАЗЫ УТОМЛЕНИЯ; ВЛИЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ; FATIGUE; PERFORMANCE; PHASES OF FATIGUE; INFLUENCE OF FATIGUE ON THE LEVEL OF PERFORMANCE.

Аннотация: В статье говорится о процессе утомления при влиянии на него различных нагрузок. Представлена зависимость работоспособности от уровня утомления, изменение вегетативных функций спортсмена, а также значимость правильно выбранной программы, исключающей возможность переутомления.

Как показывает практика, у людей, которые систематически занимаются спортом, в отличие от тех, кто ведёт пассивный образ жизни, более развиты аналитические способности, эмоциональная устойчивость, а также эффективнее действует умственная работоспособность. Различные исследо­вания, проводимые учёными, свидетельствуют о непосредственной взаимо­связи между специальной физической подготовкой и интеллектуальным уровнем развития человека.

На современных этапах развития человеческого общества физическое воспитание также не потеряло своей значимости. Чтобы соответствовать и идти в ногу со временем человеку необходимо поддерживать себя в опреде­ленной форме, выполняя при этом различные действия, направленные на поддержание и улучшение как умственной, так и физической устойчивости.

Уровень профессионального здоровья является основой достижения высоких результатов, надёжности и успешности людей, занимающихся разными видами спорта. Также от уровня профессионального здоровья спортсмена зависит успешность развития и сохранения свойств организма, отве­чающих за физическое, психическое и социальное благополучие. Тем самым это обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков нрав­ственное, эстетическое и интеллектуальное развитие [5].

Большинство людей понимают положительную роль физических упражнений. Но, несмотря на это, не для всех людей спорт стал спутником жизни. Социологи, проводящие исследования, вывели различные причины этому. Например, страх, отсутствие времени, условий для занятий физическими нагрузками, желание мгновенных результатов, лень и подобные вещи.

Одной из функций мышечной деятельности человека является повы­шение активности обменных процессов. Она тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, отвечающие за обмен этих самых веществ в организме, что положительным образом сказывается на работоспособности че­ловека.

При этом, у человека, увеличивающего количество физических или умственных нагрузок, начинают происходить изменения, оказывающие влияние на его здоровье, то есть начинает развиваться некое состояние, которое называется утомлением.

Вообще, данное понятие имеет достаточно широкий круг определений. Например, одно из них звучит следующим образом: утомление – это функциональное состояние, возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы [4], приводящее к снижению её эффективности.


Основные признаки утомления представлены в следующей схеме 1.

Учёные-исследователи дают следующую классификацию утомления:

  1. Острое утомление проявляется в короткий промежуток времени из-за вы­соких физических нагрузок. Характеризуется снижением человеческой рабо­тоспособности в целом;
  2. Хроническое утомление протекает значительно дольше, чем какой-либо другой вид утомления. Характеризуется появлением онемения в области по­ясницы, головной болью и ухудшением психического состояние человека;
  3. Общее утомление является неким предупреждением о возможной болезни. Если вовремя предпринять соответствующие действия, то как таковой бо­лезни, в том числе и других негативных последствий утомления, можно из­бежать;
  4. Локальное утомление возникает, как правило, при узконаправленной дея­тельности человека, когда задействована лишь определённая группа мышц [4].

Утомление делится на компенсированную, некомпенсированную фазы, а также фазу полного утомления.

Первая фаза характеризуется высокой работоспособностью человека за счёт его волевых качеств.

Вторая фаза заключается в том, что запас энергии человека начинает заканчиваться, в результате чего работоспособность начинает снижаться явно заметными темпами.

Третья фаза характеризуется полным отказом организма от выполне­ния каких-либо нагрузок.

Зависимость уровня работоспособности от фазы утомления наглядно пока­зана в графике 1 (по В.П. Афанасьеву).

График 1


Учёные в области спортивной педагогики разграничивают следующие виды утомления:

  1. умственное;
  2. сенсорное;
  3. эмоциональное;
  4. физическое.

Умственное утомление проявляется вследствие достаточно продолжительного процесса умственной деятельности. Данный вид утомления харак­теризуется снижением работоспособности, отсутствием интереса к какой-либо работе, понижением эмоционального тонуса.

Сенсорное утомление же возникает в результате длительного периода воздействия раздражителей. Например, к этому может относиться избыточное освещение, сильный шум.

Эмоциональное утомление, в свою очередь, возникает, как правило, вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Физическое утомление считается многогранным. Это объясняется, к примеру тем, что нагрузки могут быть статистическими и динамическими при выполнении физических упражнений. А выполняемые упражнения, в свою очередь, могут различаться по мощности. Движения бывают равномер­ные и неравномерные. Отсюда и причины возникновения утомления могут быть очень разнообразными.

Систематические занятия на фоне усталости, напряжения, недовосстановления могут оказать негативное влияние на организм человека в целом. Например, это может привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, болезням сердца и желудка, снижению уровня защитных свойств [6]. Все указанные выше явления возникают из-за нарушения баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Из курса биологии мы знаем, что нервная клетка является источником двигательных импульсов. В процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах затрачивается часть энергии, тем самым это вызывает изменение условий внутренней среды человеческого организма. По­этому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки напрямую зависит от процессов, которые происходят как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

Снижение во время физических нагрузок интенсивности работы вегетативных систем во многих случаях имеет предупредительный характер. Да­вая понять человеку, что необходимо прекратить выполнение нагрузок, он тем самым защищает организм от дальнейшего истощения [6].

Некоторые проявления вегетативных функций при развитии утомления в процессе бега у спортсменов показала Е.Б. Сологуб на графике 1.



График 1. Изменения некоторых функций (МОД, ЧД, ГД и tº тела) у спортсменов после 15-минутного бега.

По абсциссе: время, мин, цифры сверху — температура тела; по ординате: слева — МОД, л/мин, и ЧД, вд./мин, справа — ГД, л.

При длительной или интенсивной работе, нарушении режимов труда и отдыха симптомы утомления аккумулируются, и оно может переходить в хроническое утомление и переутомление. Динамика этих состояний представлена в Таблице 1 А.С. Солодков.

Таблица 1.


Динамика работоспособности, функциональных состояний и утомле­ния спортсменов

Таким образом, несмотря на появление различных технологий, человеку необходимо постоянно развивать, повышать уровень физического образования. По моему мнению, напряженный умственный труд требует хорошей физической активности. При отсутствии её, у чело­века будет проявляться утомление. Следует подчеркнуть некую особенность, что напряжённая и длительная физическая нагрузка почти всегда сопровожда­ется той или иной степенью утомления.

Необходимо понимать важность правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Грамотно выбранный порядок трудового дня, послерабочий отдых, спортивные занятия являются средством снятия утомления и служат способом профилактики невротических и психологических заболеваний.

Также можно сказать, что в любом деле, большом или малом, первоисточником всех успехов или неудач является сам человек. Все зависит только от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной органи­зации, в том числе и в организации взглядов на физическую культуру, а также на отношение к ней.

Усталость — это реакция организма, которая оберегает человека от утомления и переутомления. Это субъективная реакция, чувство, обычно отражающее утомление. Усталость замедляет физические и психические процессы человека, которые проявляются в виде временном снижении работоспособности.

Симптомы усталости

Выделяет следующие проявления усталости:

  1. Ощущение усталости и слабости;
  2. Бессонница, отсутствие или чрезмерное желание спать;
  3. Ухудшение реакций памяти, внимания, мышления;
  4. Частые головные боли;
  5. Появление болевых ощущений в мышцах;
  6. Нарушение координации;
  7. Сонливость в дневное время суток;
  8. Головокружение и т.д.

Утомление — это физиологическое и психическое состояние организма, возникающее в результате длительной или напряженной деятельности. Оно может наблюдаться, как и при физической, так и при умственной работе.

Физическое утомление характеризуется нестабильной работой различных групп мышц, происходит сокращение силы, уменьшение скорости и точности движений.

Умственное утомление характеризуется ухудшением работы когнитивных функций человека, например, отсутствие концентрации внимания, скорости мыслительных процессов.

Утомление и усталость

Симптомы при усталости и утомляемости идентичны, но при утомлении также выделяют:

  1. Снижение работоспособности;
  2. Снижение интенсивности и скорости движения;
  3. Сниженный фон настроения.

Причины

Причинами возникновения утомления, как правило, называют: нарушение сна, питания, работы, отдыха, значительные стрессовые ситуации, физические травмы.

Проблема усталости и утомляемости крайне опасна, так как может вызвать сильный невроз, эмоциональное выгорание на работе, а как следствие приобрести синдром хронической усталости, что вылечить самостоятельно будет практически невозможно.

Эмоциональное выгорание — состояние психического и физического истощения организма, возникающее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми.

Синдром хронической усталости (СХУ) или переутомление — это болезнь, которая наступает после длительного отсутствия отдыха и воздействия на него вредных факторов окружающей действительности.

Врачи выделяют отдельное состояние — астению, которое характеризуются повышенной утомляемостью и усталостью. Подробнее о нем смотрите здесь .

Основные симптомы заболевания в период обострения характеризуется:

  1. возникновением апатии;
  2. депрессии;
  3. беспричинными приступами агрессии;
  4. вспышками раздражительности и гнева (дисфория);
  5. частичной амнезией (потерей памяти).

Основные симптомы переутомления свидетельствуют нам о том, что синдром хронической усталости делает возможным развитие у человека психических расстройств, которые не только сильно снижают качество жизни, но и которые могут быть опасными для жизни человека, в случае, с депрессией, или весомо влиять на когнитивные и коммуникативные функции человека.

Утомление и усталость

Физические проявления переутомления

Из физиологических симптомов также выделяют повышенное или пониженное давление, желудочно-кишечные расстройства (диарея, запоры, боли, синдром раздраженного кишечника), ослабление иммунитета, нарушение сна (человек после пробуждения не чувствует сил, постоянно сонлив), бледность.

Даже если Вы принимаете специальные средства для восстановления организма в период утомления или усталости, ВАЖНО помнить, что наступает адаптация и постепенное снижение активности лечебных средств и веществ, т.е. организм перестает реагировать на их действие.

Если Вы заподозрили наличие у вас синдрома хронической усталости, настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам, так как данное заболевание не проходит даже при наличии продолжительного отдыха и может существенно влиять на физическое и психическое здоровье человека.

Как избежать

Профилактика усталости и утомления базируется на минимизации вызывающих их причин. Она заключается в следующих действиях:

Что делать если отдых не приносит облегчения

В таких случаях рекомендуют обращаться к врачу для выявления причин затянувшегося состояния утомления и усталости. Чувство усталости может быть первым симптомом многих заболеваний и поэтому важно это выявить как можно раньше.

По всем вопросам, связанных с психическим здоровьем, жалобами на усталость и утомление, пожалуйста, обращайтесь к нам. Мы постараемся Вам помочь.


Психилогическое состояние - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психологические состояния, возникающие как следствие особенностей условий труда, получили название праксических (от лат. praxis - труд) состояний. Состояния, возникающие у человека в процессе трудовой деятельности, подразделяются на следующие три группы:

1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности работой или безразличия к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают общий психологический настрой коллектива.

2) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают они под влиянием различного рода неполадок и неурядиц в производственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

3) Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много (например, состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

Общие подходы к анализу и классификации состояний человека в труде

Поскольку рассматриваемые психологические (или - функциональные) состояния являются следствием профессиональной деятельности человека, то целесообразно исходить из сложившихся в психологии труда подходов к описанию деятельности с учетом условий труда. При психологическом анализе условий труда исходят из того, что любая деятельность характеризуется тремя основными элементами: осознанностью цели, наличием средств и получаемым результатом.

Преследуемая цель - получение некоторого продукта. При производстве вещественного продукта цель может быть описана в виде количественных требований, в форме чертежа или задана в виде примерного образца, перечня признаков и т.д. Можно указать некоторые психологические разновидности целей профессиональной деятельности (по Е.П. Климову [Климов, 1997]), которые, по сути, представляю собой разновидности профессиональных задач, определяемых ФГОС, в томчисле, для бакалавров и специалистов по электротехническому направлению:

а) распознать (разобрать, диагностировать, оценить и т.д.);

в) изыскать (в том числе найти что-то неизвестное, нетривиальное, дать новое решение производственной, организационной или др. задачи).

Используемые для достижения цели средства - это техника, энергия, информация. Основное требование к полученному результату: результат должен соответствовать цели.

В зависимости от соотношения трех указанных элементов деятельности у человека в процессе труда возникают различные состояния, которые будут рассмотрены ниже.

1) Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, получать от руководителя, принимать ответственные решения и т.д.).

3) Добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая большие усилия, работать в условиях дефицита информации об итогах своей деятельности (а в ряде случаев - даже о назначении своих действий).

В таблице 3.1 приводится анализ комбинаций возможных ситуаций в трудовой деятельности, продуцирующих соответствующие им праксические состояния. Знаком ( + ) обозначено наличие данной составляющей условий труда, знаком ( - ) - отсутствие ее.

Другим полюсом (относительно состояния функционального комфорта, - см. таблицу 3.1.), является так называемое индифферентное состояние. Индифферентное состояние возникает у человека, который совершенно не заинтересован в производственной ситуации: Работнику не известны ни цели организации, ни перечень необходимых средств, неизвестен получаемый результат.

Таблица 3.1 - Связь психологических состояний с условиями труда

Составляющие условий труда

Осознание цели

Достаточность средств

Очевидность результата

Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр соответствующие им психологических состояний. Ниже приводятся характеристики состояний, находящихся в диапазоне между рассмотренными выше двумя крайними позициями таблицы 3.1. При этом мы исходим из того, что психологические (функциональные, праксические) состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности.

Психическое утомление возникает тогда, когда получение желаемого результата требовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой. Состояние ожидание результата вызывает чувство утомления (по данным таблицы 3.1 цель - осознана, средств - достаточно, трудность - в достижении желаемого результата).

С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:

а) со стороны субъективной - как психическое состояние;

б) со стороны физиологических механизмов;

в) со стороны снижения производительности и качества труда.

В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние (по Н.Д. Левитову), включающее следующие компоненты:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

5. Ухудшение памяти и мышления.

6. Ослабление воли.

7. Сонливость - как выражение охранного торможения.

Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.

а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.

б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.

Психическая напряженность

Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:

Эмоциональная составляющая психической напряженности обусловлена степенью ответственности за принятые решения, дефицитом времени, дефицитом необходимой для принятия решения информации. Эмоции регулируют поток поступающей информации, участвуют в управлении поисковой деятельностью (т.е. с деятельностью, связанной с поиском необходимой для принятия решения информации). Существует общее правило оценки количества и знака эмоций в зависимости от объема информации, необходимой для решения поставленной задачи. П.В. Симонов выразил его в 1970 г. в виде формулы, Э = П*(Ир - Ин), связывающей следующие показатели:

Э - количество и качество эмоций;

П - уровень потребности;

Ин- необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;

Ир- реальное (или фактическое) количество имеющейся у человека информации.

Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:

а) возбудимая, - характеризующаяся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д.

Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.

Отсутствие мотивации

Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат (Таблица 3.1). Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.

Таким образом, безразличие к цели естественным путем ведет к снижению (а в пределе - отсутствию) мотивации и, в конечном счете, приводит к дезактивации психических процессов субъекта труда.

Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.

Однако следует иметь в виду, особенно при работе с подчиненными, что смыслообразующая функция - это одна из глубинных характеристик личности, ее трудно изменить за короткий промежуток времени. Поэтому если наблюдается снижение мотивации у ваших подчиненных, то вы, как инженер, организатор работы первичной производственной ячейки, должны привнести смысл в их деятельность, найти внутренние мотивы исполнителей, больше опираться на их личную заинтересованность. Простые призывы, принуждение и наказания неэффективны в борьбе с данным негативным состоянием. Оно развивается вследствие однообразной и неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий. Работник оказывается отделенным и от действительных целей своего труда, и от его результатов.

Стресс и стрессогенные факторы

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах. Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными, особыми условиями труда (Таблица 3.1). Применительно к профессиональной деятельности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи. Да и результат (итог работы) практически не зависит от человека. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях.

Понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) ввел канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. Стресс - это комплексный процесс, включающий непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью реакции стресса организм как бы мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию неблагоприятным человеку ситуациям и адаптацию к ним.

При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.

Стрессоры - это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят сильные физические, кровопотери, большие физические нагрузки, инфекции, ионизирующие излучения, резкие изменения температуры и т.д. Психологические стрессоры связаны с психическими травмами; они воздействуют своими сигнальными значениями: угрозой, опасность, обидой. В трудовой деятельности, согласно данным, приводимым М.А. Котиком, наиболее сильными побудителями стресса являются следующие психологические факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация к работе, депрессия и отсутствие самоутверждения [Котик, 1981]. К психологическим стрессорам относятся также такие факторы, как неуважение к личности исполнителя, отсутствие возможности действовать в свойственном ему стиле, нежелание нести возложенную на него ответственность.

Читайте также: