Протест владимира дубровского против несправедливых порядков произвола и деспотизма кратко
Обновлено: 04.07.2024
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Мотивация к деятельности
- Как вы понимаете эти слова?
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
4. Работа по теме урока
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.
4) Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
– Где мы уже слышали эти слова?
6) Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
5.Подведение итогов. Рефлексия
Назовите сходные черты у Владимира и его отца. ( Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)
По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше.
Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели:
Задачи:
Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.
Формы работы с учащимися: Коллективная.
Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.
Средства обучения:
Словарная работа: (Словарь Ожегова).
- Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
- Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
- Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
- Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
Эпиграф урока:
Ход урока
I. Пояснение.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1, Слайд 2)
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.
III. Проверка домашнего задания.
(Слайд 6)
IV. Работа с текстом.
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).
VI. Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.
– Актеры исполнили свои роли интересно.
– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев
Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.
– Сюжет фильма снят строго по тексту
Замечание учителя:
VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
– Где мы уже слышали эти слова?
IX. Слово учителя. Краткое содержание.
Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
X. Работа с иллюстрациями.
(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.
Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.
Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:
– Чем отличаются эти изображения?
– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?
На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Вариант 2.
Выводы учащихся: (Слайд 9)
(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).
Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)
По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)
XI. Слово учителя.
В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.
XII. Решение проблем. Вывод учеников
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
XIII. Рефлексия.
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
XIV. Домашнее задание (на выбор).
(Слайд 12)
Слово учителя:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тип урока: Комбинированный урок.
Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.
Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.
Учиться правильно оценить поведение героев.
Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.
Формы работы с учащимися: Коллективная.
Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.
Средства обучения:
Словарная работа: (Словарь Ожегова).
Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
Бесчестие – поругание чести, оскорбление.
Эпиграф урока:
I. Пояснение.
II. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1, Слайд 2)
– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?
(От воспитания, от примера близких людей).
Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Работа с текстом.
– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?
– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).
VI. Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.
– Актеры исполнили свои роли интересно.
– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев
Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.
– Сюжет фильма снят строго по тексту
Замечание учителя:
VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца
– Что затевал кузнец Архип?
(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)
– Хотел ли Дубровский смерти приказных?
– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
– Где мы уже слышали эти слова?
IX. Слово учителя. Краткое содержание.
Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием
– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?
(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).
– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?
(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)
Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?
(Ради любви к Маше Троекуровой).
– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)
– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?
(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).
X. Работа с иллюстрациями.
Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.
– Какое чувство вызывает рисунок?
На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Выводы учащихся:
(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).
Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)
Замечание учителя:
По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)
XI. Слово учителя.
В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.
XII. Решение проблем. Вывод учеников
Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
XIII. Рефлексия.
– С каким героем хотел бы встретиться?
– Какие вопросы по тексту остались?
– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?
XIV. Домашнее задание (на выбор).
Слово учителя:
По-разному ведут себя люди, когда их обижает кто-то более сильный и влиятельный. Многие решают, что лучше смолчать. покориться, проглотить обиду, думают, что им не хватит силы, чтобы достойно ответить обидчику.
Болезнь и смерть любимого отца потрясли молодого человека, и он не колеблясь решил добиваться справедливости или отомстить за обиды и горькие потери. В этом решении Владимира поддерживало знание того факта, что Кирила Петрович совершенно незаконно отобрал деревню у старого Дубровского. Влияние, связи и деньги Троекурова были его главным аргументом в суде -ион v выиграл это дело.
Молодой Дубровский не видел законных путей для наказания своего обидчика и, поскольку ничего другого ему не оставалось, ушел со своими крестьянами в лес — разбойничать. Разбойники наводили страх на всю округу, но грабили они только богатых. Жаль, конечно, что Дубровский отказался от мести главному своему обидчику—Троекурову. Остановила Владимира любовь к юной Марье Кириловне — дочери Троекурова.[/sms]
Читайте также: