Перечислите объекты экологического нормирования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Традиционно при рассмотрении природных систем объектом экологического нормирования являются устойчивость природной среды и человека к вредным воздействиям, формы и последствия использования природноресурсного потенциала.

Объект экологического нормирования – экологическая система определенного пространственно-временного масштаба, то есть совокупность взаимодействующих живых и неживых элементов, обладающая определенной степенью общности и которую по определенным критериям можно отделить от других таких же совокупностей.

Объектами экологического нормирования могут быть и вся биосфера, и небольшой участок леса, и территория города, и отдельная популяция конкретного вида, и среда обитания человека в узком смысле (жилище, производственные помещения и пр.).

Предмет экологического нормирования - безопасные пределы вредных воздействий на объекты.

Предмет изучения экологического нормирования – выявление безопасных пределов воздействия на экосистемы в процессе природопользования, а также оценка последствий эксплуатации природных ресурсов, включая человека.

Цель (критерий) экологического нормирования – выбранные свойства объекта нормирования, для сохранения которых разрабатываются экологические нормативы.

Экологическая нагрузка – такое изменение внешней среды, которое приводит или может приводить к ухудшению качества объекта, т.е. к нежелательным с точки зрения субъекта оценки изменениям в его состоянии.

Экологическое нормирование – нахождение граничных значений экологических нагрузок для того, чтобы можно было установить ограничения для управляющих воздействий на объект нормирования и достигнуть целей нормирования.

Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – максимальная нагрузка, которая еще не вызывает ухудшения качества объекта нормирования.

Экологический норматив – законодательно установленное (т.е. обязательное для субъектов управления) ограничение экологических нагрузок. В идеальном случае экологический норматив должен совпадать с ПДЭН. Но поскольку экологический норматив учитывает привходящие обстоятельства (технологическая достижимость, стоимость, социальные издержки и т.п.), эти две категории не совпадают.

5.Экологическое нормирование как основа для эффективного управления природопользованием.

Очевидно, что разрабатываемые нормативы изъятия ресурсов и допустимых воздействий создают условия для определенных сценариев экономического развития. Слишком жесткие ограничения будут препятствовать масштабной хозяйственной деятельности, а мягкие ограничения не позволят сохранить природно-ресурсный потенциал. Из курса экономики природопользования известно, что жесткие конкурентные отношения, возникающие при необходимости распределения ограниченных природных ресурсов, способны значительно повысить их цену.

Таким образом, возникает необходимость тщательно обоснования и нормативов изъятия различных ресурсов, и нормативов использования ассимиляционного потенциала окружающей среды (т.е., ее загрязнения).

Неадекватное регулирование воздействий на природные системы приводит к нарушениям в их функционировании, примеров чему можно найти в повседневной жизни огромное количество – от незначительных локальных загрязнений или деградации земельных ресурсов до масштабных антропогенных изменений климата. Эколого-экономические последствия хозяйственной деятельности (ущербы) во многом зависят от адекватности установленных нормативов природной емкости территорий и от того, насколько полно эти нормативы соблюдаются.

Экономические методы воздействия на природопользователей также базируются на установлении возможных пределов хозяйственной активности человека. Существующие на сегодня в РФ платежи за негативное воздействие на окружающую среду основаны на расчете допустимой антропогенной нагрузки на природную среду и определяются с учетом экономических эквивалентов последствий от различного рода воздействий (выбросов, сбросов, размещения отходов). При этом финансовая нагрузка на хозяйствующие субъекты (величина экологического налога) напрямую определяется величиной соответствующих экологических нормативов и полнотой их соблюдения.

Экологическое нормирование устанавливается на трех уровнях:

• хозяйственного процесса (инвестиции, планирование, размещение, проектирование, эксплуатация);

• хозяйствующих субъектов (эколого-экономические и другие показатели деятельности предприятий);

• отраслей хозяйства (строительство, ТЭК и т.д.).

• соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам;

• объективностью и законностью;

• обязательностью исполнения всеми субъектами и ответственностью за невыполнение.

При соблюдении этих требований создается действительно эффективная система экологического нормирования, которая должна формировать базу для выработки стандартов природопользования и заложить таким образом основу для устойчивого экономического развития.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование – это правовой инструмент, который устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую среду, чтобы было не нарушено состояние экологических систем. Это разработка нормативов на основе стандартов.

Экологическое нормирование – что это такое?

Под экологическим нормированием понимается комплекс разработанных нормативов, где устанавливаются допустимые пределы воздействия на биосферу при условиях непрерывной деятельности.

Каковы цели экологического нормирования?

Основной целью нормирования является сохранение баланса биосферы и экономических интересов человека. Среди конкретных задач можно выделить:

  • Обеспечение научно обоснованных показателей для сохранения здоровья человека и генетического фонда растительности и животного мира;
  • Методология анализа и оценки техногенной нагрузки;
  • Методология оценки и ограничения относительно различных воздействий человеческой деятельности;
  • Обеспечение устойчивого развития природы;
  • Рациональное потребление экологических ресурсов;
  • Прогноз и предотвращение необратимых негативных последствий.

Какие нормы и лимиты применяются?

По ФЗ №7 , российская система экологического нормирования установлены нормативы предельных показателей:

  • Величин микроорганизмов;
  • Биологического состояния окружающей среды (виды и группы растений, животных);
  • Химических веществ (в том числе радиоактивных);
  • Предельных показателей допустимых выбросов веществ;
  • Допустимых физических воздействий (шум, излучения, вибрации, магнитные поля и т.д.);
  • Изъятия природных ископаемых;
  • Формирование бытовых и производственных отходов;
  • Др.

Каковы основные виды экологического нормирования?

Существует разделение на следующие виды нормативов:

  1. Санитарно-гигиенические (по химическим веществам, радиации, физических воздействий и пр.);
  2. Экологические (по выбросам, сбросам, загрязнениям и пр.);
  3. Вспомогательные (по организации, терминологии и пр.).

Система экологического нормирования состоит из видов:

  • Качества окружающей среды;
  • Нормативы влияния на биосферу;
  • Нормативы пользования природными ресурсами;
  • Для охраны природной среды.

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – это максимальные показатели содержания загрязнителей в воде, воздухе и земле, в основе которых лежат закон Либиха и закон Шелфорда. Основными критериями для определения ПДК являются отсутствие снижения стабильности и продуктивности работы экосистем. Экологическое нормирование решает такие задачи, как:

Понятие экологического нормирования включает ряд исследований и действий, которые оптимизируют взаимодействие природы и человека. Основная цель заключается в создании благоприятной природной среды, которая поддерживает устойчивое функционирование всех природных систем. Полноценные экологические процессы могут осуществлять самостоятельную регулировку всех показателей, но при вмешательстве человеческой деятельности эти критерии могут нарушаться.

Именно поэтому необходимо вводить допустимые уровни воздействия на различные экосистемы, чтобы поддерживать их устойчивость. Показатели соответствуют международным стандартам, закреплены в законе Федерации об охране окружающей среды, и включают:

  • уровень соответствия отдельных, а также общих показателей объектов среды;
  • показатели разрешенного воздействия, которые касаются хозяйственной и производственной деятельности;
  • критерии и предписания, касающиеся охраны экологии;
  • документов, регулирующих производство.

Объекты экологического нормирования – это все пользователи природных ресурсов. Сюда входят юридические, физические лица, госпредприятия и ИП.

Основные задачи экологического нормирования включают следующие:

  • проведение регулярных исследования для обоснования норм природоохранной деятельности;
  • экспертизы, утверждение новых норм или подтверждение соответствия прежних;
  • контроль осуществления;
  • формирование единой информационной базы;
  • построение теоретических моделей для составления прогнозов, к каким последствиям приведет применения разработанных схем для социума, экологии, экономики.

Виды экологического нормирования включают следующие нормативы:

  • Уровень благополучия окружающей среды. Это биологические показатели, уровень радиации, химические и физические характеристик экосистем, ландшафтов, акваторий, охраняемых зон. Биопоказатели состоят из генетического фонда растений, животных и микроорганизмов, являющихся индикаторами.
  • Физические факторы, воздействующие из разных источников (шумы, вибрации, освещенность, другие факторы).
  • Изъятия составляющих природного комплекса – добыча природных ископаемых, газа, воды. Контроль необходим для предотвращения истощения ресурсов.
  • Воздействие выбросов и сбросов веществ хозяйственного производства и бытового потребления. Установка норм производится для недвижимых объектов (заводы, предприятия) или передвижных (оборудование, техника).

Отдельно учитывается воздействие антропогенной нагрузки больших и малых предприятий, а также строительства жилых и промышленных зданий.

Оценка отдельных показателей окружающей среды

Экологическое нормирование — понятие, принципы и варианты проведения


Нормативы экологического нормирования особенно в промышленных городах превышают допустимые показатели. Поэтому разработана методика оценки качества каждого природного источника и утверждены соответствующие показатели:

  • Атмосфера. Оценивается содержание примесей в воздухе. Вредное воздействие превышающих показателей может проявляться у людей временным раздражающим воздействием (кашель, головная боль) или хроническим накоплением вредных веществ, которые приводит к патологическим изменениям органов и их систем. Косвенное воздействие проявляется ухудшением условий обитания – увеличение туманов, поражение растений.

Для оценки выделено 2 показателя: разовая максимальная доза и среднесуточная. Нормативы доз являются индивидуальными для различных регионов, регулируются международными организациями с учетом климата и социальной ситуации. Список веществ, подлежащих оценке, постоянно расширяется из-за развития технологий. Поэтому для проведения экспертизы необходимо учитывать только последние данные.

  • Водная среда. Учитывается концентрация вредных веществ, при которой вода перестает быть пригодной для использования для питья, хозяйственных нужд, рыбного производства. Учитывается уровень загрязнения сточных вод (природных, производственных, бытовых).

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Наличие нарушений устанавливается при измерении уровня содержания вещества, который может быть чрезвычайным, опасным, умеренным и малоопасным.

После проведенной оценки на предприятиях и в населенных пунктах, где порог содержания вредных веществ превышен, должны вводится мероприятия по улучшению ситуации. Это же касается тех мест, где идет применение вредных для здоровья или среды соединений. Улучшение санитарного состояния обеспечивается улучшением технического оснащения и должно исключать контакт с опасными веществами.

Основные принципы и методы

Принципы экологического нормирования регулируются на законодательном уровне. Поскольку базовые принципы существующей системы нормирования разрабатывались в условиях, значительно отличающихся от современных, то они требуют коррекции. Корректировка принципов осуществляется для каждого предприятия отдельно с учетом современных законов. Основные принципы:

  • Критерии использования и методы сохранения ресурса регулирует отдельное государственное подразделение – водное, лесное, земельное, по охране атмосферы или животного мира.
  • Показатели возможных выбросов и сбросов различных токсических и вредных веществ регулируется постановлением от 3 августа 1992г.
  • Проекты по охране экологии разрабатываются предприятиями, т.к. единой общей инструкции. Необходимо учитывать особенности деятельности предприятия, климата, окружающей среды. При разработке проекта руководство должно ориентироваться на рекомендации местного самоуправления, результаты исследований, а также мнение населения.
  • Ограничения размещения отходов – лимит мест, определенная площадь полигона, установленные способы хранения. Также лимиты усыновлены на количественное использования природных ресурсов. Ограничения действуют определенный период, который может быть пересмотрен, если появились оптимизированные технологии или изменилась потребности в данном виде ресурса.
  • Когда устанавливаются или подтверждаются прежние нормы, то они должны быть соотнесены с рядом факторов. К ним относится: новые технические, научные разработки по рациональному использованию ресурсов, экономические возможности предприятий, международные стандарты, особенности климата и природы конкретной территории.
  • Индивидуальные нормы предприятий могут быть установлены из экспертных оценок, но это не дает полной картины. Рекомендуется ориентироваться на результаты конкретных исследований и проектных работу по выделенному объекту.

Перечисленные принципы являются базой для практического внедрения правил. Методы экологического нормирования включают:

  • проведение научно-исследовательских для обоснования нормативов, а также экспертизы установленных норм;
  • регулярный контроль применения новых безопасных технологий и соблюдения нормативов;
  • установление разработанных показателей или пересмотр прежних с последующей публикацией;
  • прогнозирование последствий.

Только совокупность всех методов дает возможность нормального функционирования окружающей среды и поддержания безопасных условий жизни.

Стандартизация и сертификация

  • порядок проведения природоохранной деятельности;
  • права на разработку требований закреплены за госорганами;
  • возможность ограничить деятельность, если она негативно влияет на среду.

В целом эти документы уточняют компетенцию различных уполномоченных органов. Кроме стандартизации процедуры, необходимо проходить сертификацию. Цель экологического нормирования и его сертифицирования имеет следующие пункты:

  • профилактика экологического вреда;
  • систематическое обновление оборудования и технологий, замена старых образцов на новые, безопасные для экологии;
  • предупреждение производства, сбыта опасной или вредной продукции;
  • производство продукции, которая будет оставаться безопасной для экологии на протяжении всего жизненного или цикла распада;
  • исключение ввоза на территорию вредных отходов, технологий или продукции.

Сертификация проводится добровольно на основании обращения заявителя. Объектом для экспертизы выступает любой фактор, для которого устанавливаются эконормы. Сюда включается:

  • продукция предприятий, процесс ее производства;
  • особенности эксплуатации, условий хранения, транспортировки;
  • критерии реализации или утилизации продукции;
  • осуществляемые работы и услуги.

В ходе прохождения соответствия выдаются сертификаты, а заявителям предоставляется право применение полученных знаков соответствия при выпуске продукции или для документации. Если предприятие не прошло сертификацию, то его деятельность приостанавливается.

Значение экологического нормирования является преимущественным организации системы охраны экологической среды. Разработка правильных стандартов включает обязательное проведение научно-исследовательских работ для каждого региона или предприятия. После этого осуществляется возможный пересмотр нормативов, экспертиза условий в конкретном регионе, контроль соблюдения введенных норм, а также прогноз развития последствий применения рекомендаций.


Заказать звонок

Читайте также: