Онтология фомы аквинского кратко

Обновлено: 04.07.2024

- Средневековая философия: Аквинат
(Те, кому обязана наука конституционного права)

Традиционно схоластика связывается с именем Фомы Аквинского, жившего в XIII веке, – одного из самых известных представителей этого течения.
______________________________________
Фома Аквинский (Аквинат)– один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.Родился в конце 1225 или начале 1226 года в замке Роккасекка, родовом замке близ Аквино, в Неаполитанском королевстве.

Можно ли совместить учение Церкви с философией Аристотеля?

- Фома Аквинский - Сумма против язычников. В двух книгах.-2004

Сумма против язычников — второе большое систематическое сочинение св. Фомы Аквинского, выдающегося богослова и философа средневекового Запада. Всего Аквинат написал три работы подобного рода. Его первое систематическое изложение христианского учения о Боге и мире можно считать предварительным: это были Комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского. Третья, самая разработанная система, осталась незаконченной: Сумма теологии. Четыре тома Суммы против язычников — цельное, завершенное и обозримое изложение всей системы богословия и философии Аквината.

- Фома Аквинский - Сочинения.-2004

- Фома Аквинский - Онтология и теория познания: фрагменты сочинений.-2001

- Фома Аквинский - Учение о душе.-2004

Фома Аквинский (ок. 1225-1274) - крупнейший католический философ и теолог, наследие которого и сегодня сохраняет свою актуальность и имеет не только исторический интерес. Настоящее издание объединяет франменты из его основных сочинений, в том числе из "Суммы теологии" и "Суммы против язычников".

- Коплстон Ф.Ч. - Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя.-1999

- Стамп Э. - Аквинат.-2013

Элеонор Стамп - американская исследовательница философии и теологии Фомы Аквинского, автор многочисленных статей и книг, посвященных проблемам философской медиевистики и философской теологии. Монография "Аквинат", опубликованная в 2003 г., признана одной из лучших работ о философии св. Фомы, вышедших в свет в последнее десятилетие. На русский язык переводится впервые.

- Анджей Марынярчик - Зачем сегодня томизм?.-1995

На примере избранных проблем, являющихся характерными для философского познания, мы попробуем приблизить читателю суть филососфской мысли св. Фомы Аквинского. Не вдаваясь, однако, в детальные дискуссии на тему представленных выше мнений — так как большинство из них родилось, скорее, не на почве содержательных дискуссий , а на почве идеологической, — как и не вдаваясь в исторические перипетии отдельных этапов его развития, попытаемся ответить на два вопроса: Какого рода философией является томизм и какова его функция в современной философии и культуре?

Книга посвящена анализу хозяйственно-этического учения Фомы Аквинского (1225/1226-1274) — одного из крупнейших мыслителей Средневековья. В контексте социально-экономических реалий, богословской, правовой, общественной мысли XIII в. исследуются представления Аквината об имущественных отношениях и хозяйствовании — о труде, торговой деятельности и прибыли. Уделено внимание биографии схоласта, эволюции его взглядов.

- Фуртай Ф. - Ars et schola. Теория изобразительного искусства в Средние века.-2010

Для читателя, погружающегося в энергично и увлекательно написанный текст, становится очевидно, что расхожие представления о Средневековье как об исключительно застойной эпохе не имеют ничего общего с действительностью. Готика заговорила живыми и неповторимыми человеческими голосами, озарилась духом напряженного интеллектуального поиска, смелого практического эксперимента.
Автор предпринял поистине грандиозную работу по извлечению, переводу на русский язык и комментированию эстетических и художественно-нормативных фрагментов из трактатов виднейших схоластов XIII века — Роберта Гроссетеста, Александра Хэльского, Винсента из Бове, Альберта Магнуса, Фомы Аквинского, Ульриха Страсбургского, Бонавентуры, Роджера Бэкона, Гиллельмуса Дурандуса, Дунса Скота.

Программное произведение крупнейшего французского философа Жака Маритена (1882-1973) дает читателю многостороннее представление о философии неотомизма. Автор рассказывает об эволюции своего мировоззрения; рассматривает такие проблемы религиозно-философского учения Фомы Аквинского, как свобода, бессмертие личности, природа зла, соотношение сущности и существования; характеризует основные течения современной ему христианской философии. Книга предназначается для всех, кого волнуют вечные вопросы, интересует история философской и религиозной мысли.

Николай Сысоев

Книга представляет собой реконструкцию и анализ томистской концепции бессмертия человеческой души в общем контексте философии Фомы Аквинского, а также в контексте исторического развития этой проблемы, одной из наиболее значительных на протяжении всей истории мировой философии.
Показать полностью.
Представлены результаты исследования различных подходов к решению проблемы бессмертия души в античной философии (прежде всего, в философии Платона и Аристотеля) и трансформации этой проблемы в рамках христианской философии.

Николай Сысоев

Историко-литературные исследования.
1. Теологические суммы в общем

Онтология . Бог в философии Фомы Аквинского является творцом и причиной всего сущего. Фома Аквинский выделял понятия эссенции (сущности) и экзистенции (существования). У Бога эссенция совпадает с существованием. Бог является простым абсолютным бытием, так как необходимость содержится в его сущности. Однако вещи материального мира, которые сотворил Бог, это сложное существование, так как в них разделены понятия сущности и существования. Причиной существования любой вещи является Бог. Ф.Аквинский выделял несколько ступеней существования. На первой ступени были минералы, на второй - растения и животные на третий ступени мир людей, на высшей ступени находится Бог, святые, ангелы.

Вещь материального мира - это сочетание материи и формы, эссенции и божественной экзистенции. Однако, в отличие от Аристотеля Ф. Аквинский считал, что вещи могут быть отделены от материи. В этом выражается умеренный реализм его учения. Соотношение общего и частного у Ф. Аквинского было следующее: в реальном мире есть лишь единичные вещи, но в уме Бога существуют общие идеи вещей.

  • общие понятия существуют в единичных вещах
  • образуются в человеческом разуме
  • существуют до вещи

Ф. Аквинский отдавал приоритет истине веры, он считал, что противоречия между истинной веры и истиной разума должны решаться в пользу веры. Это связано с тем, что единственным способом познать Бога было священное писание, но для осознания священного писания нужна вера, его невозможно постичь разумом.

Фома Аквинский знаменит тем, что придумал космологическое доказательство бытия бога. Он считал, что доказать существование Бога можно путем последовательного движения от причины к следствию. Он выдвинул пять доказательств бытия Бога:

  1. Первое доказательство связано с понятием движение. Все, что движется, имеет внешнюю причину движения. Конечной причиной любого движения есть Бог. Бог - перво-двигатель материи.
  2. Второе доказательство связано с производящей причиной. Бог является первопричиной всего. Невозможно, чтобы что-то было причиной самого себя. Значит, конечной причиной существования вещей является Бог.
  3. Третье доказательство исходит из понятий возможность и необходимость. Бог есть первая необходимость. Любая случайность зависит от необходимости. Конечной точкой этой цепи является Бог
  4. Четвертое доказательство бытия бога связано с различными степенями качеств, присущих различным вещам. Какие-то вещи могут быть более совершенными, какие-то -менее. Бог есть наивысшая степень качества - совершенство.
  5. Пятое доказательство исходит из распорядка природы. Бог направляет разумное существование к определенной цели.

Космологические доказательства бытия Бога, выдвинутые Фомой Аквинским, до сих пор популярны и используются в современных религиозных течениях. Однако, с точки зрения современной доказательной науки они не убедительны и нелогичны. Многие из этих доказательств сами нуждаются в доказательстве, например идея Бога- перводвигателя. Однако, во времена Ф.Аквинского эти доказательства предполагалось принять на веру.

Гносеология.В своих фундаментальных трудах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" Ф. Аквинский постулировал основные положения религиозных христианских догм. Ф.Аквинский признает философию. Однако, он считал, что познание должно быть ориентировано на объект , и отрицал философию, которая направлена на субъект. Наука должна заниматься познанием окружающего мира. Он считал, что богословие занимается такими областями, которые находятся вне метафизического знания. Это знание есть божественное откровение, и оно не постигается разумом, но только верой. Христианская истина , таким образом, познается верой и стоит выше разума. Задача рационального познания сводилась к тому, чтобы аргументировать истины веры и ослабить аргументы против веры.

Ф. Аквинский выделил три ступени познания

  1. Чувственное
  2. Рациональное
  3. Божественное откровение

Соответственно главным источником высшего знания является божественное откровение - прямое узрение истины за счет божественного внушения.

Этика. Этическим идеалом Ф.Аквинского является монах. Счастье Ф. Аквинский видит в познании Бога.

Ф. Аквинский постулирует свободу воли человека в отличие от других теологов. Это был своеобразный прорыв в этике. Христианское учение исходит из детерминизма, который предполагал, что Бог создал мир и постоянно за ним надзирает. Августин считал, что все исходит из воли божьей. Однако, такая позиция снимала ответственность с человека. Чтобы этого избежать Ф. Аквинский считал, что человеческая жизнь является испытанием божьим. Человеку дана свобода воли, но душа человека будет нести ответственность за свои поступки перед Богом.

Социально-политическое учение. Ф.Аквинский считал, что лучшая форма государственного устройства - это монархия. Власть монарха - это воплощение власти Бога в мире. Монарх для государства формообразующий принцип как душа для тела. Монарх должен вести граждан к добродетельной жизни. Задача церкви направление человека к божественному блаженству. Следовательно, церковь превосходит государство, и государство должно быть подчинено церкви.

Вопрос о взаимосвязи единичного и общего решался в средневековой философии в споре номиналистов и реалистов. Возникновение этого вопроса можно отнести к философии Платона и Аристотеля. Платон, как известно, считал, что общее предшествует вещам и пребывает в особом мире- мире идей, а реальные единичные вещи производны от этих общих сущностей. Согласно Аристотелю идеи не предшествуют единичным чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а, наоборот, зависят от вещей. Идеи- это понятия, возникающие в человеческом познании, а не общие сущности единичных вещей, отделенные от материального мира.

В схоластике выделилось два направления, по -разному разрешавшие этот вопрос:

  1. Реализм . Реалисты исходили из существования общего, как идеальный мир эйдосов Платона. Сами вещи могут существовать, потому что существует это общее, оно является пра-образом и источником их существования. Крайние реалисты считали, что общее существует до материальных вещей и вне их.
  2. Номинализм. Номиналисты считали, что универсалии (в эпоху схоластики общие понятия, или идеи, называли универсалиями ) существуют, потому что существуют материальные вещи. Универсалии не существуют вне материальных вещей

Номиналистическое учение было основой критики схоластики и вообще христианской теологии, так как предполагало реальность чувственно воспринимаемого мира.

Реализм был прямым путем к пантеизму - основным принципом в Эпохе Возрождения.

Основной представитель реализма - Ансельм Кентерберийский.

Онтология. Основной причиной существования мира он считает Бога. Бог содержит в себе всю реальность как идею. Его учение во многом совпадает с учением Платона. Ансельм считал, что реальны только понятия. Такие понятия как " истина " или "добро" существуют не потому, что есть человеческое мышление . Общие понятия не зависимы от материальных единичных вещей.

Гносеология. Мышление должно быть подчинено вере. Без веры нет подлинного познания. Но цель разума - это понятие истины святого писания.

Представителем крайнего номинализма являлся Иоан Росцелин. Он считал, что реально существуют лишь единичные вещи, а общие роды, общие понятия, универсалии (и общее вообще) - это просто звуки человеческой речи.

Пьер Абеляр пытался превознести диалектику в спор реалистов и номиналистов. Он был представителем умеренного номинализма. Он признавал мысли, понятия, имена которые могут иметь большое значение в познании, но он считал, что общего нет вне вещей.

Уильям Оккам (14 в.) - один из главных представителей номинализма. Оккам был последним представителем схоластики. Он был последовательный номиналист, с его именем фактически связана победа номинализма над реализмом. Оккам считал, что реально только единичное. Из единичных вещей выводится все общее. Все универсалии в представлении Оккама являются знаками единичных вещей. Не существует какого-либо качества без единичной вещи. Универсалии возникают в человеческом мышлении за счет интенции - устремлённость, направленность души на предмет познания.

Оккам выделил два уровня знания:

  1. интуитивное знание, в основе которого лежало чувственное знание. Такое знание необходимо для познания единичных вещей
  2. абстрактное знание, которое выражается в общих понятиях

Терминизм.У. Оккам разработал концепцию о терминах ( терминизм Оккама ). Терминами Оккам считал простейшие единицы всякого знания. Термины выражаются словесно. Источником термина является единичная вещь. Но в мышлении человека термины становятся причастны к универсалиям. В процессе познания термины замещают отдельные предметы познания в сознании человека. Термины классифицировались на термины первичной и вторичной интенции. Первые ориентированы на вещи, т.е. сам предмет познания, вторые описывают термины первичной интенции.

На основе этой классификации Оккам определил два вида наук:

  • реальные науки, которые рассматривают отношения понятий к предмету познания
  • абстрактные науки (пр.: формальная логика, математика), которые рассматривают соотношение понятий к понятиям, а не понятий к вещам.

В Эпоху средневековья было создано очень много определений и понятий. Это было связано с тем, что основным способом познания была герменевтика, которая предполагала определенную интерпретацию текстов, а интерпретация порождала определения неизбежно. Эта громоздкая система терминов тормозила процесс познания. Для того чтобы это преодолеть, Оккам выдвинул принцип, который называется бритвой Оккама: "То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего". Немного перефразируя, это звучит так: " Сущности не следует преумножать без необходимости ".

Полемика реализма и номинализма - это средневековый вариант полемики материализма и идеализма. Конечно, и те и другие представители как теологические философы признавали существование Бога как идеальной основы мира, а, следовательно, решали основной вопрос философии идеалистически. Однако, реалисты придерживались позиции абсолютного идеализма, признавая объективное существование универсалий вне материи. Номинализм проявляет материалистические тенденции, так как не признает идеальных субстанций вне материальных предметов. Тогда встает вопрос, как может существовать Бог вне материального мира? Тут проявляется определенное противоречие номинализма. Растворить Бога в материальном мире и таким образом дезобъективизировать его средневековые теологи еще не могли. Это будет сделано позже в философии Эпохи Возрождения.

Учение Оккама не только принесло сильное развитие номинализму, но во многом подготовило почву для следующего этапа философии - Эпохи Возрождения. Оккам отрицал и критиковал вездесущую власть папства, и хотел разделения светской и религиозной власти. Оккам подверг критике и теологию, которая, по его мнению, должна быть подвергнута строгому рациональному анализу. Однако очевидно, что с помощью разума можно было только предположить существование Бога, естественное знание о Боге невозможно, так как Бог не познается с помощью опыта. Оккам считал, что нужно изучать то, что есть, а не то, что возможно, и главный метод познания является опыт . Таким образом, впервые постулируется принцип эмпиризма в истории философии. Учение Оккама фактически разделяет веру и науку, философию и религию. Оккам, считал, что то, что может быть истиной для философа является ложью для теолога, и наоборот. По мнению Оккама, наука и религия должны развиваться самостоятельно, что стало основой нового стиля мышления и стояло у истоков Эпохи Возрождения.

Таким образом, можно выделить следующие черты средневековой философии.

Во-первых, философия стала теоцентричной и исходит из категории Бог. Философия христианства монотеистична. Бог является основной онтологической категорией. Бог - это основа и цель мира, образ всего сущего. Бог - это идеальная категория, а следовательно, философия средневековья идеалистична. В гносеологии Бог также основная категория. В патристике наблюдается отрицание рационального познания и универсализма. Все идеи открываются и создаются Богом. Познать эти идеи разумом нельзя, только если интуицией или верой. Божественная интуиция - высший уровень познания. Бог познается верой. Вера относится не к разуму, но к воле - т.е. волюнтаризм в этике. В схоластике наблюдается возврат к рационализму - т.е. возможность познать божественную истину с помощью разума. Основным этическим принципом в средневековой философии является аскетизм - подавление всего телесного для приобщения к Богу и очищение души. Душа идеальна и бестелесна. Но в материальном мире она впадает в грех. Поэтому для приобщения к Богу нужно отрешение от всего человеческого материального и телесного. В свою очередь познание Бога есть самое великое счастье. В социально - политических концепциях в философии средневековья наблюдается теократия, где общество есть прообраз царства Божьего на земле, а церковь есть институт, который приобщает нас к богу и ведет в царство божие.

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

фото 814

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основы философского учения

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

фото 815

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

фото 816

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.


Содержание

Краткая биография

Учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением 1268—1272 гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он умер в монастыре Фоссанова по пути на церковный совет в Лион.

Труды

Историко-философские истоки

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

Идеи Фомы Аквинского


Теология и философия. Ступени истины

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости:

  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

О бытии

Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования::

  • существование самосущностное или безусловное.
  • существование случайное или зависимое.

Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

О материи и форме

Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстрактом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и акцидентальную (случайную) формы; а с другой стороны — материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы.

Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность — в нем различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

О человеке и его душе

Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.

Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.

Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

Душа человека бессмертна.

Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум.

Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходмости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (О зле, 6). Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющее своеобразие человеческой природы, а совершенствующая её. Также божественное управление миром и предвидение всех (в том числе индивидуальных и случайных) событий не исключает свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

О познании

Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:

Сам Фома Аквинский придерживался позиции умеренного реализма, восходящей к аристотелевскому гилеморфизму, отказавшись от позиций крайнего реализма, опирающихся на платонизм в его августиновской версии.

Вслед за Аристотелем Аквинат различает пассивный и активный интеллект.

  • пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
  • активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.

На уровне внешних чувств создаются первоначальные познавательные образы. Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы.

  • общее чувство — главная функция, которого собирать воедино все ощущения.
  • пассивная память — является хранилищем впечатлений и образов, созданных общим чувством.
  • активная память — извлечение сохраненных образов и представлений.
  • интеллект — наивысшая чувственная способность.

Познание свой необходимый исток берет в чувственности.

Чем выше духовность, чем выше степень познания.

Ангельское познание — умозрительно-интуитивное познание, не опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих понятий.

Человеческое познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.

Три умственно-познавательных операции:

1) создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание).

2) суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;

3) умозаключение — связывание суждений друг с другом.

Три вида познания:

1) ум — вся сфера духовных способностей.

2) интеллект — способности умственного познания.

3) разум — способность к рассуждению.

Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

Этика

Политика и право

5 доказательств Фомы Аквинского

  1. Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка "двигателей", которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить "двигатель", который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
  2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.
  3. Доказательство через необходимость- каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия - четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего что есть в мире - это существо мы именуем Богом

Рецепция учения Фомы Аквинского

Издания

Читайте также: