Окружение чайковского в москве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первые годы в столице

Чаще всего приезжая в Москву Чайковский останавливался в гостиницах. Так было и когда он впервые посетил столицу в 1866 году. Композитор заселился в Кокоревскую гостиницу (Софийская набережная, 34) , но уже на следующий день по настоянию нового друга Рубинштейна переехал к нему на Моховую, в дом Воейковой. Осенью того же года приятели переехали на Воздвиженку, 5 , чтобы быть ближе к консерватории, которая помещалась тогда в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки. Однако квартира была небольшой и места для творчества там было немного, поэтому писать увертюры Чайковскому приходилось буквально на коленке в гостях и в трактире Великобритания, который располагался тогда на Неглинной напротив Манежа.

В период с 1867 по 1874 Чайковский сменил семь адресов: сперва он снимал квартиру в доме 9 по Гагаринскому переулку , оттуда переехал в дом 4 по Остоженке , потом на Гранатный переулок, 5 , затем на отдельную уединенную квартиру по адресу Спиридоновка, 9, в следующем доме (46 на Кудринской площади) Чайковский написал музыку “Снегурочки”, потом переехал на Малую Никитскую (сперва дом 21, затем 35) и наконец композитор въехал в дом 5 по Калашному переулку, что совсем недалеко от нынешнего здания Московской консерватории.

Чайковский был известен своим дружелюбием и чрезвычайной общительностью. Он завел множество друзей в столице и имел обыкновение проводить вечера в гостях или в театре. Композитор также был вхож в культурные кружки Москвы, тесно общался с музыкантами, писателями, актерами и людьми, интересующимися литературой и искусством. Одним из самых важных адресов в жизни Чайковского можно назвать дом 7 в Крестовоздвиженском переулке, где музыкант поселился в 1875 году. Именно здесь он закончил работу над “Лебединым озером”, написал “Времена года” и взялся за “Евгения Онегина”.

В 1877 году композитор переехал на несколько месяцев в дом 24 по Большой Никитской, откуда уехал на свои знаменитые и продолжительные заграничные гастроли.

Чайковский вернулся из Европы и Америки, окруженный славой и всемирным признанием. Но собственной квартирой так и не обзавелся, а потому продолжил останавливаться в гостиницах. Летом 1878 года Чайковский на несколько дней приезжал в Москву и останавливался в Большой Московский гостинице на Воскресенской площади (адрес: Площадь Революции, дом 1). Осенью гастроли закончились и после окончательного возвращения музыкант снимает новое жилье — дом 14 по Знаменке.

Это был, пожалуй, последний квартирный адрес Чайковского в Москве. С 1883 года он живет преимущественно в Подмосковье, где природа дарит ему творческое вдохновение, и уезжает на регулярные гастроли за рубеж. В свои редкие приезды в Москву композитор останавливается в гостиницах и у друзей, а после вновь уезжает из города. Последний раз Чайковский посетил любимую Москву в 1893 году. Тогда он остановился по своему обыкновению в Большой Московской гостинице, откуда уехал в Петербург, где скоропостижно скончался от внезапного быстро развившейся холеры.

Как можно легко заметить, вся жизнь Чайковского прочно связана с Москвой и Подмосковьем. Он хорошо знал столицу, его адресов здесь несчетное множество, а домов, в которых он был частым и желанным гостем — еще больше. Именно поэтому “Русская Инициатива” призывает всех неравнодушных поддержать нашу инициативу, чтобы Москва вновь обрела улицу, сквер или площадь имени великого композитора Петра Ильича Чайковского.

П. И. Чайковский прибыл в Москву на поезде 5 января 1866 года. В Москве было холодно и в дорогу его друг поэт Алексей Апухтин дал ему свою шубу. Отец Чайковского к тому времени не мог ему помогать и вчерашний студент испытывал определенную нужду. Встречавший его на Николаевском вокзале Рубинштейн или кто-то из его сопровождающих запечатлел исторический момент, когда нога Петра Ильича впервые ступила на московскую землю.

Вот эта знаменитая фотография П. И. Чайковского 1866 года. С фото на нас смотрит испуганный юноша в шубе с чужого плеча, не знающий что ждет его в новом городе.

Для сравнения фото П. И. Чайковского середины московского периода. Чайковский уже известный композитор и маститый профессор класса композиции в Московской консерватории.

Гостиница Кокоревское подворье. Старинная фотография со стороны Кремля. В центре Софийский собор, здание Кокоревского подворья левее собора.

В 1871 году Московское отделение РМО арендует для Московской консерватории более вместительное здание князя Воронцова по адресу Большая Никитская улица, 13 — это уже современный адрес Московской консерватории.

У П. И. Чайковского никогда не было собственного жилья в Москве, он сменил множество московских съемных квартир. Большинство съемных квартир композитора находились в районе Большой Никитской улицы в пешей доступности от Московской консерватории. По Москве композитор предпочитал передвигаться пешком и все переулки вокруг Большой Никитской хорошо знал. Так что этот московский район можно смело назвать районом Чайковского. К настоящему времени не сохранилось ни одного дома в этом районе, в которых останавливался известный композитор, кроме одного единственного на Кудринской площади, в котором сегодня устроен музей П. И. Чайковского. Но о нем чуть ниже.

Книга выплат жалования дирекции и профессорам Московской консерватории. Фото с сайта музея П. И. Чайковского на Кудринской площади.

Ещё один интересный факт. Семья друга П. И. Чайковского по переписке Надежды Филаретовны фон Мекк до того, как они разбогатели на строительстве железных дорог и переехали в Москву, существовала на жалование главы семьи Карла Федоровича Фон Мекк, который был госслужащим и занимал не очень высокую, но серьезную должность в российском железнодорожном ведомстве. Он получал всё те же 1500 руб. в год, это доподлинно известно из переписки Н.Ф. фон Мекк и П. И. Чайковского. Семья фон Мекков с трудом, но сводила концы с концами: они снимали приличный дом в Рославле Смоленской губернии, воспитывали пятерых детей и содержали престарелых родителей.

27 часов в неделю — это значительная преподавательская нагрузка, до недавнего времени в современных московских вузах стандартной ставкой считалось 18 часов в неделю. Учитывая крайне добросовестное отношение П. И. Чайковского к учебному процессу, времени на сочинение собственной музыки у композитора практически не оставалось и это сильно его тяготило. Но нашелся ангел-хранитель в лице Надежды Филаретовны фон Мекк, которая положила будущему знаменитому композитору ежегодную субсидию в 6000 рублей и регулярно её выплачивала в течение 13 лет, начиная с 1877 года. Эта субсидия позволила П. И. Чайковскому прекратить свою преподавательскую деятельность и сосредоточиться на творчестве. Место профессора по классу композиции занял его любимый и талантливый ученик С. И. Танеев, который в скором времени займет и пост директора Московской консерватории.

Памятник П. И. Чайковскому перед Московской консерваторией. Сегодня памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Бронзовая решетка у памятника П. И. Чайковского с нотным станом и партитурами главных тем шести самых известных произведений композитора. Есть здесь даты жизни композитора: 1840–1893 и его инициалы. Вдоль решетки установлена мраморная скамья, на которой любят сидеть студенты консерватории.

Завершается кованая решетка бронзовыми арфами, которые декорированы драпировкой. По первоначальному проекту Веры Мухиной на месте музыкального инструмента должны были быть скульптуры женщин с арфами, но в окончательный вариант памятника это не вошло.

Главный вход в Московскую консерваторию. Фасад и полуротонда сохранились ещё от усадьбы графа Воронцова, у которого это здание было выкуплено в 1878 году Императорским Русским Музыкальным обществом под нужды Московской консерватории.

Сфотографироваться и сделать селфи на фоне памятника знаменитому композитору

Современная фотография того же места на Кудринской площади. Въездные ворота заложили, два здания усадьбы объединили. На месте бывших въездных ворот сегодня расположен вход в Культурный центр и музей П. И. Чайковского.

Фасад музея П. И. Чайковского в Москве

Кудринская площадь сегодня прекрасно выглядит, а сталинская высотка смотрится просто великолепно.

Зал музея, посвященный истории рода П. И. Чайковского. Фамилия его действительно происходит от фамилии Чайка одного из предков по отцовской линии — Афанасия Чайки. Новейшие исследования позволили выяснить, что у Чайковского были французкие и немецкие корни по материнской линии.

Портрет П. И. Чайковского конца московского периода. Чайковский уже известный композитор и в России и за рубежом. Только что с успехом отыгран его Первый фортепианный концерт за океаном в Бостоне.

Портрет П. И. Чайковского 1980-х годов. Московский период жизни композитора закончился, он много гастролирует по Европе, публика его восторженно принимает. Путешествия важны, впечатления от них являются источником его вдохновения, но он всегда скучает по родной земле и стремится вернуться в Россию.

Знаменитый живописный портрет П. И. Чайковского кисти художника-передвижника из Одессы Николая Дмитриевича Кузнецова. По праву считается лучшим портретом великого композитора. Этот портрет стал последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти Чайковского.

Зал музея, посвященный музыкальной Москве эпохи Чайковского.

Групповая фотография профессорско-преподавательского состава Московской консерватории. Петр Ильич в первом ряду на почетном месте рядом с директором консерватории Николаем Рубинштейном.

В музее есть раритетные личные вещи Чайковского: библия с многочисленными пометками композитора на страницах, многочисленные рукописи музыкальных произведений, дипломы учебных заведений, которые окончил композитор, письма друзьям и знакомым.

Библия композитора с многочисленными пометками композитора на страницах

Письмо П. И. Чайковского к Н.Ф. фон Мекк.

Письмо Н. Ф. Мекк П. И. Чайковскому. Цветочки и вензелёчки.

Отдельная комната в музее посвящена двум самым дорогим для Чайковского людям: нотоиздателю П. И. Юргенсону и другу по переписке и бескорыстной меценатке Надежде Филаретовне фон Мекк. У Чайковского было множество друзей и коллег по работе: музыкантов, композиторов, учеников, были многочисленные родственники, которым он всю жизнь помогал, но эти два человека, пожалуй, единственные, которые дали ему по жизни больше, чем взяли от него.

П. И. Юргенсон — издатель П. И. Чайковского

Пётр Иванович Юргенсон был владельцем крупнейшего в России нотного издательства, он выпустил в свет практически все произведения Чайковского. С Чайковским он близко сошелся уже в самые первые дни после приезда композитора в Москву и стал его издателем на всю жизнь. Юргенсон издавал партитуры композитора, абсолютно противореча сентенции, что бизнес не имеет ничего общего с личным. Его взаимоотношения с Чайковским никогда не основывались на соображениях выгоды. Он всегда без задержек представлял нотный материал для всех гастролей Чайковского, включая крайне невыгодные для издания партитуры для больших оркестров, выполнял самые разные деловые поручения композитора, постоянно выручал его денежными средствами.

Фотопортрет П. И. Юргенсона

Юргенсон родился в Ревеле, ныне Таллин, в семье простого рыбака. В 14 лет он был отправлен на заработки в Петербург. Начинал работать с самых низших должностей в разных нотных магазинах, сам научился гравировать ноты, дослужился до управляющего музыкальной фирмой. По совету Николая Рубинштейна открыл в Москве свое нотопечатное дело и смог так организовать этот крайне сложный бизнес (это же не водкой торговать), что стал владельцем крупнейшей в России нотоиздательской фирмы.

Юргенсон всегда был в гуще музыкальной жизни Москвы и на протяжении 30 лет Юргенсон состоял одним из директоров ИРМО. Он прекрасно разбирался в музыке и понимал, какая музыка сиюминутна, а какая на все времена. Соответственно умело вел бизнес: чтобы иметь возможность издавать произведения русских композиторов-классиков, в том числе и Чайковского, он переиздавал многочисленные популярные песни, романсы, пьесы, чем зарабатывал средства на издание серьезных и элитарных музыкальных сочинений.

Здание бывшей нотопечатни Юргенсона по адресу Хохловский переулок, 7–9. Дом в полуаварийном состоянии. У московских властей никак не дойдут руки до ремонта этого исторического здания. Район Ивановской горки — это один из самых старых районов Москвы и каждое второе здание здесь нуждается в реставрации.

Хохловский переулок. Где-то здесь в левом ряду зданий находились помещения, которые Юргенсон пожизненно выделил для проживания П. И. Чайковскому, но в которых он надолго никогда не останавливался.

Н.Ф. фон Мекк — самая благодарная поклонница П. И. Чайковского

Надежда Филаретовна фон Мекк

Портрет Николая Карловича фон Мекк кисти художника Кустодиева

Но вернемся к Чайковскому и Надежде Филаретовне.

Двери московских домов Н.Ф.фон Мекк были всегда открыты для композитора, но, правда, в отсутствие хозяйки. Его радушно встречали, обслуживали, предоставляли кабинеты для работы, иногда он жил у Н. Ф. Мекк вместе со своим братом Модестом Ильичом.

Есть три сохранившихся московских дома, принадлежавших в своё время Н.Ф. фон Мекк, и которые так или иначе связаны с именем Чайковского.

Рождественский бульвар, 12/8 — этот московский дом известен как дом Фонвизиных и реже упоминается как дом фон Мэкк со львами (львов давно уже нет). Два сына, Михаил и Иван, одного из первых владельцев этого дома Александра Ивановича Фонвизина, были декабристами. В 1969 году этот дом был куплен семейством Фон Мекк и Надежда Филаретовна устроила здесь 50-ти комнатную семейную резиденцию. Здесь были написаны первые письма П. И. Чайковскому. Здесь в отсутствие хозяйки гостили Петр Ильич с братом Модестом. Для Чайковского всегда были приготовлены уютные комнаты во флигеле этого здания. В этом доме умер в 1880 году известный польский скрипач и композитор Генрик Венявский. Когда Надежда Филаретовна узнала о его тяжелой болезни во время гастролей по России, она предложила Николаю Рубинштейну перевезти больного музыканта к ней в дом и обеспечила ему необходимый уход. Были приглашены лучшие врачи, к Венявскому приехали его родственники, а все расходы взяла на себя Фон Мекк.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ БРАТ КОМПОЗИТОРА (1838 - 1910) По возрасту почти ровесник будущему композитору, он был из всех братьев ему наиболее близок в детские и юношеские годы. Закончил Горный институт. По специальности работал не долго. Нашел себя в железнодорожном деле. Принимал участие в составлении железнодорожного Устава, был автором нескольких научно-технических исследований в этой области.

ИППОЛИТ ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1843— 1927) В 11 лет Ипполит был определен в закрытое учебное заведение Морской кадетский корпус в Петербурге. Прожил долгую и деятельную жизнь, совершал заграничные плавания, служил на коммерческих судах, живя в Одессе, а затем в Таганроге, возглавлял Комитет Мореходных классов. Он увлекался скульптурой, резьбой по дереву. Выполненные им работы украшают мемориальные музеи в Клину и Воткинске. Редко виделся с родственниками.

АНАТОЛИЙ ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1850,- 1915) Любимый брат композитора, который принимал живое участие в его судьбе, воспитании и служебных делах. В юности он брал уроки игры на скрипке, увлекался драматическим театром, был знаком со многими известными актерами, участвовал в любительских спектаклях. В 1869 году закончил Петербургское училище правоведения. В 1885 году он становится прокурором Тифлисской судебной палаты, затем - вице-губернатором Тифлиса. В 1890-х годах он - вице-губернатор Ревеля и Нижнего Новгорода.

Братья Чайковские. Слева направо: сидят - Николай Ильич, Петр Ильич; стоят - Анатолий Ильич, Ипполит Ильич и Модест Ильич. 1890 г., С.-Петербург, фото А. Пазетти

Владимир Львович Давыдов (сын А.И.Давыдовой, любимый племянник Чайковского) 1871, Каменка - 1906, Клин

Воспитанники XX выпуска Училища правоведения. Петр Чайковский и первом ряду шестой справа. 29 мая 1859 г.

НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ КАШКИН (1839 – 1920) Русский музыкальный критик и педагог, один из ближайших друзей Чайковского. Он постоянный рецензент и критик Петра Ильича

ПЕТР ИВАНОВИЧ ЮРГЕНСОН (1836 – 1903) Основатель крупнейшей нотоиздательской фирмы в России. Содействовал популярности молодого П.И. Чайковского, начав издавать его произведения в 1868 году.

Танеев Сергей Иванович (1856-1915) Русский композитор, пианист, педагог, ученый, музыкально-общественный деятель. Лучший, любимый ученик Чайковского, один из его близких друзей. Первый и одни из лучших исполнителей фортепианной музыки Чайковского.

Зилоти Александр Ильич (1863 – 1945) Русский пианист, дирижер, музыкальный деятель, ученик П.И. Чайковского, пропагандист творчества композитора за границей

ДЕЗИРЕ АРТО ДЕ ПАДИЛЛА (1835-1907) Полное имя Маргарита Жозефина Монтанье французская певица (сопрано)

НАДЕЖДА ФИЛАРЕТОВНА ФОН МЕКК (ФРОЛОВСКАЯ) (1831-1894) Любительница музыки, меценатка, друг Чайковского, оказывавшая ему в течение многих лет материальную поддержку.

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ В СВОЕМ КАБИНЕТЕ. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ В СВОЕМ КАБИНЕТЕ. 14 ИЮЛЯ 1890 Г., ФРОЛОВСКОЕ, ФОТО В. ПАХУЛЬСКОГО

П. И. Чайковский в мантии доктора Кембриджского университета. Кембридж, 1/13 июня 1893 г., фото Ф. Мейтланд

Памятник П.И. Чайковскому в г.Клин Памятник был установлен в 1995 году в сквере возле Дома культуры. Скульптор Х.Б.Геворкян изобразил Петра Ильича стоящим в задумчивости и глядящим вдаль

Стела, установленная во Фроловском на месте усадьбы, в которой в 1888—1891 гг. жил и работал П. И. Чайковский

Творческое наследие Петра Ильича Чайковского стало неотъемлемой частью современной жизни. Его музыка, органически связанная с народным мелосом, с музыкальными жанрами и бытом своей эпохи, оказалась подлинно интернациональной и не подвластной влиянию времени. Она завоевала мировое признание, являясь с одной стороны символом русского национального музыкального искусства, с другой - примером универсальности наиболее важных человеческих мыслей и чувств, получивших ясное и доступное каждому воплощение в музыке.

Творчество Чайковского охватило практически все музыкальные жанры, во главе с ведущими и самыми масштабными - оперой и симфонией. В них наиболее полно и ярко отразился внутренний мир художника, фокусировавшего внимание на сложных движениях души, раскрывающихся в острых драматических столкновениях. И вместе с тем, одной из главных особенностей его стиля стала лирика, выраженная в красоте мелодий и находящая непосредственный отклик у слушателя.

Не случайным видится и знаковое совпадение сегодняшнего дня: юбилейный XV конкурс проходит в год 175-летия П. И. Чайковского. В продолжение весенних торжеств в Москве, Санкт-Петербурге, Клину, Воткинске и других городах, конкурсу предстоит исполнить свою миссию - стать кульминационной точкой юбилейного года и войти в историю экстраординарным художественным Событием, открывшим миру новых звезд классического исполнительского искусства.

Почтовая марка СССР, 1958

Санкт-Петербург - город человеческого и музыкантского становления Чайковского. Ближе к концу его жизни он смирил перед гением свою имперскую гордость. Это объяснялось покровительством Александра III и, как следствие, было связано со сценой Императорского Мариинского театра.

А сколько было менее эффектных, но не менее значительных событий - вплоть до мало кем понятой премьеры Шестой симфонии!

Семья Чайковских в 1848 годукрайний слева - Пётр Ильич

Пётр Ильич Чайковский в молодости

Осенью 1861 года после первой заграничной поездки Чайковский писал сестре:

Слова эти нередко воспринимают слишком буквально - так, выдающийся хореограф Джордж Баланчин говорил:

Москва - город Чайковского

В водовороте московской жизни были пережиты блистательные озарения, найдены искренние привязанности, воспитаны верные последователи.

Не обошлось и без опасных, внушенных иллюзиями творчества, заблуждений вроде неудачной женитьбы на Антонине Милюковой. И все же Москва оказалась городом Чайковского.

Искренность Чайковского наполняла его музыку откровениями. Современники воспринимали это как вызов нормативной эстетике. Подобная же искренность чувств подружила Чайковского и с вдовой крупного железнодорожника Надеждой фон Мекк. Переписка между ними длилась 14 лет. Общеизвестно и меценатское участие этой женщины в судьбе Чайковского. Деяния спасительницы Надежды Филаретовны укрепляли позиции композитора в жизни и в творчестве. Но они же, в конечном счете, и оторвали Чайковского от Москвы.

Дом П. И. Чайковского в Санкт-Петербурге

Мемориальная табличка

Читайте также: