Охарактеризуйте структуру центральной и местной власти в русском государстве в начале 16 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В пер­вые два де­ся­ти­ле­тия кня­же­ния стар­ше­го сы­на Ва­си­лия II Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча (1462–1505) бы­ли сде­ла­ны ре­шаю­щие ша­ги к фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го и не­за­ви­си­мо­го Рус­ско­го гос-ва. В сер. 1460-х гг. под власть ве­ли­ко­го кня­зя мо­с­ков­ско­го пе­ре­шло Яро­слав­ское кня­же­ст­во. Не­вы­пла­та да­ни Боль­шой Ор­де в пер­вые го­ды кня­же­ния Ива­на III ед­ва не при­ве­ла к по­хо­ду на Мо­ск­ву в 1465 ха­на Мах­му­да. По­сле сме­ны Мах­му­да его бра­том Ах­ме­дом (Ах­ма­том) во 2-й пол. 1460-х гг. Иван III во­зоб­но­вил вы­пла­ту да­ни. В 1467–69 мо­с­ков­ские вой­ска ве­ли активные дей­ст­вия про­тив Ка­зан­ско­го хан­ст­ва. Вна­ча­ле они бы­ли не очень ус­пеш­ны­ми, но в 1469, по­сле по­хо­да на Ка­зань, воз­глав­ляе­мо­го бра­том Ива­на III Юри­ем Ва­силь­е­ви­чем, был за­клю­чён вы­год­ный мир.

Вопрос:

Охарактеризуйте структуру центральной и местной власти в Русском государстве в начале XVI века.

Подробный ответ:

Центральная власть в 16 веке концентрировалась в руках царя. Монарх управлял всеми отраслями. В его власти находились: Боярская Дума, Земский собор, купцы, крестьяне, мещане, служащие люди и т.д. Также он контролировал Приказы - исполнительные органы. Они в свою очередь отвечали за выполнение приказаний в различных сферах. Им подчинялись органы местного самоуправления во главе которых стояли губные старосты. На местном уровне еще существовали наместники и земские старосты - главы земских территорий.

Во главе Русского государства стоял монарх – великий князь (позже – царь). Его власть была огромной и передавалась по наследству (от отца к старшему сыну). Однако власть монарха ограничивалась Боярской думой. В её состав входили бояре – представители наиболее влиятельных и древних родов Московского государства. При принятии важных решений государь должен был советоваться с боярами. Иногда для управления страной создавалась Малая дума, в которую входили самые могущественные и авторитетные бояре (чаще всего это делалось в случае отъезда монарха с Москвы).

В XVI в. появилась система думных чинов. Члены Боярской думы стали подразделяться на бояр и окольничих. Приблизительно в это время возникли специальные учреждения, которые занимались определенными направлениями жизни Московского государства или его территориями – приказы (к примеру, Казённый, Разрядный или Поместный приказы). Их возглавляли бояре, назначаемые государем.

Что касается территории Русского государства, то она делилась на уезды, которыми управляли наместники. Уезды же делились на волости, которыми управляли волостели. Наместники и волостели назначались с Москвы. Однако система местного управления до конца сформированной не была. В некоторых регионах вместо уездов были станы или пятины. Однако в Московском государстве система управления уже была централизованной, т.е. управлялась с одного центра – Москвы.

К началу XVI в., при правлении Василия III, завершилось объединение разрозненных удельных земель в единое могучее государство. Государственным строем Руси в этот период была раннефеодальная монархия. Объединение земель потребовало реорганизации системы государственной власти, ее централизации. Основные преобразования для создания централизованного государства:

  • Вассальные отношения заменены на подданство.
  • Вооруженные силы объединены в единую организацию и подчинены верховной власти.
  • На всей территории действует единое законодательство.
  • Осуществляется единое управление государством органами центральной власти.

схема российской власти

Великий князь (государь всея Руси)

Усиление княжеской власти

Портрет Ивана Грозного

Полномочия князя

К началу XVI в. в ведении государя всея Руси находились:

Митрополит

Авторитет церковной верхушки в православной, истово верящей Руси, был очень велик. Духовные пастыри не ограничивались только заботой о благочестии мирян, а активно вмешивались в мирскую жизнь, включая политику и управление государством. Митрополит, высшее лицо в церковной иерархии, обладал огромной властью.

Взаимоотношения государства и церкви

Монастыри были крупнейшими феодалами, владеющими огромными земельными наделами с развитым хозяйством. Обрабатывали землю и вели хозяйство зависимые от монастыря крестьяне-крепостные, приносящие церкви огромный доход. Монастырские владения увеличивались как за счет пожертвований богатых землевладельцев, так и за счет захвата крестьянских земель. К XVI в. на Руси насчитывалось около 150 таких монастырей.

Крестьяне отстаивали свои земли, сопротивляясь закрепощению. Вспыхивали бунты, доходило до поджогов монастырских построек и убийства монахов. Бунтовали и окраинные территории Российского государства, где проводилась насильственная христианизация и закабаление местного населения. Там, где для убеждения не хватало креста и молитвы, на помощь приходила карательная мощь государства.

Для защиты от недовольства крестьян и удержания земельных богатств церковь нуждалась в сильной власти. Поэтому духовенство поддерживало идею объединения русских земель вокруг Москвы. Церковь пользовалась большой поддержкой великого князя. В свою очередь, церковники стали идеологической опорой царской власти, уверяя население в богоизбранности государя.

Роль митрополита

Высшим русским иерархом являлся митрополит. Текущая политика церкви во многом определялась его личностью. Особую значимость эта фигура приобрела в середине XIV в., когда вмешательство в светские дела митрополита Алексия сохранило жизнь и престол малолетнему московскому наследнику, княжичу Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому. Это позволило владыке занять важное место в государственных властных структурах.

Митрополит Алексий и Дмитрий Донской

Церковная и светская власть, два фундаментальных института феодализма, нуждались друг в друге. Тем не менее, их отношения порой были напряженными. Так, известно о конфликтах князя Ивана III и митрополита Геронтия, но иерарху удалось сохранить за собой престол. Князь Василий III заточил в монастырь не угодившего ему Валаама, и самолично избрал митрополитом послушного Даниила. Иерарх Даниил поддерживал все политические мероприятия князя, помогал и в личных делах – именно он сыграл решающую роль в осуждаемом церковью и обществом разводе князя с Соломонией Сабуровой. Митрополит Макарий при Иване IV занимал положение первого царского советника.

Таким образом, митрополит играл значительную роль не только в церковной, но и в государственной сфере. Еще одно важное обстоятельство – как правило, это были высокообразованные люди, многие из которых оставили значительные рукописные труды.

Боярская дума (совещательный орган)

Этот высший государственный орган централизованного управления, в который входили представители феодальной аристократии, оформился к XV в. Первоначально она созывалась периодически, но князь Иван III сделал ее деятельность постоянной.

В этот совет при великом князе попадали не по служебным заслугам, уму и прочим достоинствам, а по знатности. Первоначально в него входили только самые знатные бояре и бывшие удельные князья. Позже по указанию Ивана III в нее вошли окольничьи – этот чин получали менее родовитые, но приближенные к князю люди. В Думе они обладали вторым по значимости статусом. К началу XVI в. в состав совета вошли также думные дворяне – сословие менее знатное, но привилегированное. И самым низким статусом обладали думные дьяки. Они вели делопроизводство, составляли проекты решений и указов, а также отвечали за работу конкретных отраслевых учреждений-приказов. Всего в Думу входило 50-60 человек.

В круг полномочий Боярской думы входили:

  • вопросы законодательства, судопроизводства, управления внутренними делами;
  • проблемы внешней политики, дипломатические вопросы, переговоры с послами;
  • контроль за работой местных органов управления, государственных ведомств;
  • управление Москвой при отъезде великого князя.

Боярская дума

Большой дворец (исполнительный орган)

Большой дворец (Дворец) и Казенный дворец (Казна) стали первыми общегосударственными органами управления централизованного государства. Они были сформированы в конце XV-начале XIV вв. Каждое учреждение имело свой штат и структурные подразделения, их функции были разграничены.

Большой дворец ведал всеми землями великого князя и их населением. В его полномочия входили:

  • поземельные отношения землевладельцев;
  • повинности тяглового населения;
  • доходы и расходы княжеского двора и прочее.

Возглавлял Большой дворец дворецкий. Эту придворную должность, дававшую огромную власть, могли занимать только знатные бояре. В его подчинении находился дворовой штат, в который входили бывшие удельные князья, бояре из нетитулованных родов, служилые люди. Высокое положение при княжеском дворе позволяло дворецкому оказывать значительное влияние на общегосударственные проблемы.

Помимо Большого дворца в Москве, создавались Дворцы для управления другими территориями – Рязанский и другие. Постепенный переход от дворцово-вотчинной системы управления и разрастание функций Дворца привело к формированию Приказов. Это были ведомства, занимающиеся определенной отраслью – охотой, бортничеством и прочими.

княжеский двор

Казенный дворец

Это важнейшее учреждение называли также Казенным двором или Казной. В его ведении находилась не только казна государства, но и государственная печать и архив князя. В его полномочия вошли:

  • великокняжеская канцелярия;
  • финансы;
  • организация дипломатической службы;
  • обеспечение вооруженных сил и прочее.

Возглавлял Казенный дворец казначей. В письменных источниках европейских государств его называют канцлером, что подчеркивает высокое положение казначея в иерархии великокняжеского двора. По мере усложнения функций государственного аппарата из Казны выделяются подчиненные Приказы, например:

  • Посольский – взаимоотношения Русского государства с другими странами;
  • Разрядный – учет служилых людей, управление дворянским войском;
  • Конюшенный – учет конного дворянского войска;
  • Ямской – почтовая служба.

К середине XVI в. в Российском государстве была сформирована система государственных учреждений – Приказов. Параллельно с ее созданием формировалось сословие профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство. Грамотные дьяки и подъячие, по мере развития органов государственного управления и их администрации, приобретали все большую самостоятельность и значимость.

Читайте также: