Легенда о гостомысле кратко

Обновлено: 03.07.2024

В истории древней Руси до призвания варягов мало личностей, существование, происхождение и деятельность которых будоражат умы ученых, взывая споры, которые идут уже не одно столетие. Одной из таких фигур является то ли посадник, то ли представитель новгородского княжеского рода, а возможно и воитель, пришедший из западноевропейских земель, Гостомысл.

Фигура больше легендарная, чем реальная, хотя многие историки готовы поспорить с этим утверждением. Интересно, что минимум исторических сведений породило огромное количество исторических споров о нем.

Гостомысл в летописях

Стоит отметить, что Гостомысл один из немногих известных персонажей самой древнейшей истории Руси. Академическая наука, в большей степени уверена, что Гостомысл абсолютно вымышленная личность. На это указывает, например, полное отсутствие упоминания об этой важной исторической фигуре в ранних русских исторических хрониках, дошедших до наших дней.

Хотя в более поздних новгородских летописных изданиях (XV-XVI вв.) личность Гостомысла уже встречается. Здесь, стоит отметить, что в этот период летописные упоминания о знаковой фигуре в древней новгородской истории возвышали Новгород и показывали его успехи в формировании государственности на древнерусских землях.

Татищев создатель Гостымсла?

Но ключевую роль в выведении фигуры Гостомысла на арену исторических событий сыграл историк и ярый противник Норманнской теории возникновения государственности на Руси Василий Татищев.

Именно из-под пера этого ученого вышла история о Гостомысле, происхождении от него Рюрика и более ранних правителях Новгорода. Ученый, в качестве своих аргументов приводил некую Иоакимовскую летопись. Этот источник до современности не дошел.

Его отрывки содержатся только в исследованиях Татищева, что, разумно, наталкивает на мысли о возможной выдуманности этого древнего текста. Хотя, многие исследователи все же уверены, что в своих изысканиях Татищев все же опирался на какой-то древний текст или даже несколько текстов.

Кто же он такой?

Итак, если опираться на скудные русские источники, то Гостомысл – это старейшина или посадник. Нет данных о предшествовавших Рюрику правителей новгородской земли. А вот татищевские рассуждения, основанные на Иоакимовской летописи, говорят нам, что Гостомысл был князем или правителем, призвавшем Рюрика.

Таким образом, до призвания варягов Новгородом правила династия князей. В этом же источнике говорится о славянской династии, ни одно поколение правившей на северных русских землях.

Татищев сообщает, что было у правителя Гостомысла четыре сына, но все они погибли, а дочери были выданы замуж. И вот сын средней дочери Умилы был приглашен по воле умирающего Гостомысла на новгородский престол.

Этот же древний источник, приводит сон Гостомысла, что из чрева его дочери рождается мощное, ветвистое дерево. Старейшины истолковали его, как сильную династию.

Гостомысл у иностранцев

Схожесть в произношении с именем Гостомысл натолкнула историков на отожествление с новгородским князем. Есть вероятность, что это совпадение, но отрицать, что это имя редкое не стоит, поэтому многие исследователи полагают, что все же речь идет об одном и том же человеке.

Так, данные хроники рассказывают, что вождь или князь западнославянских племен под именем Гостомысл оказал сопротивление Людвигу Немецкому, королю восточно-франкского королевства. По западноевропейским хроникам князь ободритов погиб в 844 году, но есть мнение, что он ушел в восточнославянские земли и осел там, вероятнее всего в Новгороде. Есть упоминания схожего имени с Гостомыслом и в латинских хрониках.

Археологические данные являются самыми объективными для интерпретации исторических событий источниками. Так, пока в Новгороде Великом не обнаружен археологический слой младше 930-х годов. Правда, раскопки в Рюриковом городище дают нам сведения о более ранних периодах. Интересно, что там найдены артефакты скандинавского и западноевропейского происхождения.

Таким образом, фигура Гостомысла продолжает быть источником исторических споров. Скудность русских древних источников и археологических сведений, склоняет думать, что это все же легендарная фигура.

В то же время, частое упоминание в западноевропейских анналах тождественного столь редкому имени Гостомысл слова, да и некие древние источники, на которые опирался такой влиятельный историк как В. Татищев, дают понять, что такой исторический персонаж, возможно, существовал на арене дорюрикоской эпохи.

Имя Гостомысла, то ли князя, то ли старейшины ильменских словен, отца Умилы, легендарной матери легендарного Рюрика, звучит, как представляется современному сознанию, из самой глубины первоначальных времен древнерусской истории. Кем же был этот персонаж?

Какой предстает его личность в преломлении традиционных источников, изысканий ученых и измышлениях любителей фолк-хистори?

Гостомысл в литературных источниках

Историки — о Гостомысле

Фолк-хистори о Гостомысле


Норманнская теория, которая получила свое начало благодаря так называемому "западничеству", возникшему из-за засилья европейцев среди знати и в научных кругах во времена правления Петра I и Екатерины II (о чем я уже писал ранее на своем канале), говорит нам, что до призвания варягов, т.е. до Рюрика никакой государственности у племен населяющих территорию современной России не было.

Это в корне неверно и опровергается уже тем фактом, что обычай призвать князей со стороны сохранялся в Великом Новгороде и после. Русское государство, как и Древний Рим в начале своей истории, было республикой и князь был необходим как военоначальник и независимый судья. Обычай призывать его со стороны видимо основан на том, что выбранный из местных родов князь так или иначе вставал бы на сторону своего рода, откуда он произошел и справедливым судьей мог не быть. Судя по Новгородской первой летописи разные роды жили отдельно почти не смешиваясь между собой.

"новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше"

Соответственно, нужна была объединяющая сила, которой и являлся князь с его дружиной.

В противовес западнической норманнской теории, русский историк В.Н. Татищев выдвигает свою, где по сути прямо утверждает, что обычай призывать князей на княжение со стороны существовал и до Рюрика. И его предшественником был князь Гостомысл.


Исследования Татищева во многом основаны на так называемой Иоакимовской летописи, которая попала в его руки в разрозненном, неполном и очень плохом состоянии. Хотя многие историки считают, что Татищев сам дополнил и додумал недостающие места, а также что то мог переиначить на свой лад, но поскольку имя Гостомысла упоминается не только лишь в этой летописи, все же следует считать, что такой человек действительно существовал. Например Воскресенская летопись говорит нам:

"И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ"

Гостомысл упоминается также в Никоновской летописи XVI века в описании расселения славянских племён. А также в некоторых западных источниках - согласно Ксантенским и Фульдским летописям так якобы звали вождя славян-бодричей который сражался против короля Людовика II Немецкого и проиграв сражение вынужден был уйти на восток. Что же говорит дословно о Гостомысле нам Иоакимовская летопись:

"Людїе же терпяху тугу велику отъ Варягъ, пославше къ Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да княжитъ во велицѣ градѣ; и егда Гостомыслъ прїя власть, абїе Варяги бывшїе овы изби, овы изгна, и дань Варягомъ отрече, и шедъ на ня побѣди, и градъ во имя старѣйшаго сына своего Выбора при морѣ построи, учини съ Варяги миръ, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомыслъ бѣ мужъ елико храбръ, толико мудръ, всѣмъ сосѣдомъ своимъ страшный, а людѣмъ его любимъ расправы ради и правосудїя: сего ради вси окольны чтяху его, и дары и дани дающе, купуя миръ отъ него, многи же Князи отъ далекихъ странъ прихождаху моремъ и землею послушати мудрости, и видѣти судъ его, и просити совѣта и ученїя его, яко тѣмъ прославися всюду."

В переводе на более современный язык это звучит так:

"Люди, терпевшие тяготу великую от варягов, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далёких стран приходили морем и землёю послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду."

Т.е. князя Гостомысла также призвали для отпора врагов в лице варягов (викингов), по всей видимости совершавших регулярные набеги и обложивших жителей данью, в летописи об этом в принципе говорится прямо:

"Варяги же абїе пришедше градъ великїй и прочїи обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь."

а также ради справедливого суда, которым он впоследствии и прославился.



Что известно об отце Гостомысла - Буревое из той же летописи:

"Буривой, имѣя тяжку войну съ Варяги, множицею побѣждаше ихъ, и облада всю Бярмію до Кумени; послѣди при оной рѣцѣ побѣжденъ бысть, вся свои вои погуби, едва самъ спасеся, иде во градъ Бярмы, иже на островѣ сый крѣпцѣ устроенный; идѣже Князи подвластнїи пребываху, и тамо пребывая умре; "

Т.е. еще отец Гостомысла, княжил в соседних землях, до какого то момента успешно отражал набери варягов (и возможно сам ходил на них в походы), но потом был ими разбит и вынужден был отступить. В скандинавских сагах название Бярмия (Биармия) применяется, главным образом, к массиву земель, прилегавших к Белому морю. Под рекой Кумень видимо понимается река Кема. Это дает некоторое географическое представление о тех землях где он княжил и его столицей после того как он потерпел поражение возможно был Белозерск, т.к. река Кема как раз и впадает в Белое озеро. По другой версии город Бярмы, где завершилась славная жизнь Буривоя, располагался где-то у позднейшей крепости Корела на Ладожском озере. Также, поскольку в летописи речь идет об острове а не просто о городе окруженном водой и учитывая явно созвучное название это возможно Березовый остров в Финском заливе, шведское название его - Бьяркёй.

В любом случае, неоднократные упоминания о Буривое как о князе говорят о том, что даже еще до Гостомысла государственность в тех землях вполне существовала, и по традиции к Буривою, как к сильному князю соседних земель, обратились, чтобы прислал на княжение своего сына. Некоторые историки считают, что Буривой был князем славянского рода бодричей.



Часто считают, что Гостомысл княжил в Новгороде, но скорее всего это не так т.к. датой его смерти считают 860 год. Даже само название Новгород - Новый город, говорит скорее о том, что Новгород был основан при его жизни. Есть теория, основанная на "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске", что на этом же месте ранее существовал более древний город - Словенск, но археологические раскопки это не подтверждают.


На самом же деле все говорит о том, что Гостомысл княжил в Старой Ладоге (первоначально просто Ладога, приставка "старая" появилась с основанием в 1704 году Петром I Новой Ладоги) - большом торговом городе на пути из Варяг в Греки, известном еще в восьмом веке. Существование Старой Ладоги в этом веке подтверждают и археологи, датировавшие найденные скандинавские украшения и арабские серебряные дирхемы именно таким возрастом. Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге под руководством А. Н. Кирпичникова, доказывают, что уже в девятом веке здесь во множестве проживали представители ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман). Т.е. Старая Ладога была городом-центром, объединявшим все местные рода. В Ипатьевской летописи Старая Ладога прямо упоминается как город куда был впоследствии призван Рюрик

"и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ"




Инициатором призвания варягов и был Гостомысл, чьи сыновья умерли еще при его жизни. По легенде, Гостомысл якобы однажды увидел вещий сон, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Это было истолковано волхвами как указание, что преемниками Гостомысла должны стать дети Умилы - Рюрик и его браться Синеус и Трувор. Таким образом, Рюрик прямой потомок династии - внук Гостомысла, а не какой то чужеродный норманн.



Могилой князя Гостомысла считается один из курганов на Волотовом поле рядом с Великим Новгородом. Некоторые ученые считают, что на месте этого кургана потом была построена Успенская церковь (1352 год). На старой фото церкви заметен пригорок рядом с ней, который и может быть остатками кургана



В летописи Николо-Дворищенского собора есть такие строки:

"Когда умер Гостомысл, сын Буривоя, тогда проводили его достойно всем великим Новым городом до места, называемого Волотово, и тут погребли его".

Церковь и все вокруг во время Великой Отечественной войны долгое время находилось на линии фронта и было полностью разрушено немецкой артиллерией. Сохранилось старое фото с руинами церкви, на нем видно, что местность имеет некоторые очертания кургана





К несчастью, историческая фигура Гостомысла ныне слишком мифологизирована разными конспирологами, которые пытаются построить заведомо фантастические теории, ничего общего с реальной историей не имеющие. Надеюсь, данная статья поможет читателю разобраться не только в том, почему норманнская теория не верна, но и в дальнейшем отличать мифы конспирологов от исторической действительности.

Геннадий Коваленко, Виктор Смирнов

ЛЕГЕНДЫ И ЗАГАДКИ ЗЕМЛИ НОВГОРОДСКОЙ

Как рождаются легенды

Легенды о золотых гробах, полетах на черте или призраках графинь могут вызвать разве что ироническую улыбку у современного читателя. Но значит ли это, что все исторические легенды не заслуживают нашего с вами внимания? Вовсе нет, ученые самым серьезным образом относятся к преданиям, дошедшим из глубины веков. И хотя они зачастую порождены народной фантазией, каждая из таких легенд сама по себе является вполне реальным историческим фактом, который несет в себе живую народную память, живые чувства, живое отношение к тому или иному событию или персонажу. Подобно отпечатку ноги древнего человека, эти легенды хранят в себе отпечаток чувств наших далеких предков. Благодаря им мы можем судить о том, во что верили, что любили и что ненавидели люди, жившие много веков назад. Давайте задумаемся: а почему именно эту историю народ кладет на самую заветную полку своей памяти и передает ее от поколения к поколению?

Мифы и легенды каким-то непостижимым образом соединяют то, что было с тем, чего не было, а в результате возникает неповторимый образ ожившего прошлого. Впрочем, не стоит думать, что легенды и предания — это всего лишь отзвуки давно минувших лет. Сегодняшний человек не менее склонен к фантазиям, нежели человек средневековый. Люди вглядываются в окружающий мир и далеко не всегда находят объяснение тому или иному феномену. Необъяснимые события, аномальные явления, природные катаклизмы, космос, глубины человеческой психики, сказочное превращение обычных людей в обладателей баснословных состояний — все это дает обильную пищу для человеческого воображения. В результате рождаются современные легенды, с которыми придется иметь дело будущим историкам.

Новгородская история особенно богата сказаниями. Возможно, это связано с тем, что новгородцы много путешествовали по свету, а путешествия, как известно, развивают фантазию. Будучи людьми свободными и мыслящими, новгородцы культивировали в себе творческое начало. У одних это начало получало воплощение в ремесле, у других в искусстве, у третьих — в былинах и сказаниях.

Мы не ставим своей задачей научный анализ новгородских легенд и мифов. Наша цель скромнее — мы хотим всего лишь приоткрыть для читателя огромный и яркий мир новгородской истории. И хотя ее изучением историки занимаются уже несколько веков, она по-прежнему таит в себе много загадок, которые еще ждут ответа…

Легенды первых веков

Сказание о Словене, Русе и городе Словенске

Согласно древней легенде два скифских князя, Словен и Рус, потомки Иафета, одного из сыновей библейского Ноя, после долгих скитаний по всему миру появились на территории Приильменья. Здесь, на берегу Волхова, они основали первую столицу славяно-русского государства — город Словенск Великий. Впоследствии Словенск пришел в упадок, а на его месте через три тысячи лет возник Великий Новгород.

Вот как это звучит в первоисточнике:

«Старший князь Словен с родом своим сел на реке, называемой тогда Мутной, а позднее Волхов, в честь старшего сына Словена Волхва, и построили город, и назвали его по имени князя своего Словенск Великий. Словенск, который впоследствии стал называться Новгородом Великим, был расположен в полутора попришах ниже устья великой реки Волхова, впадающей в озеро Ильмерь. И с того времени новопришельцы скифские стали прозываться словене, а одну реку, что впадает в Ильмерь, назвали в честь жены Словена Шелони, а именем младшего сына Словена Волховца назвали оборотную протоку, что вытекает в великую реку Волхов и снова в нее впадает….

Другой же сын Словена, Малый Волховец, жил с отцом своим в граде своем Великом Словенске, и родился Волховцу сын Жилотуг, и проток назвали в честь Жилотуга, так как в нем утонул этот сын Малого Волховца.

Легенды и загадки земли Новгородской - i_003.jpg

Другой брат Словена, Рус, поселился на одном месте, находящемся на расстоянии пятидесяти стадий от Словенска Великого у соленого источника. И построили город между двумя реками, и назвали его Русой; он и теперь прозывается так: Руса Старая. Реку же одну тут прозвали в честь его жены Порусии, а другую — в честь дочери его Полисты. И другие города построили Словен и Рус, и с того времени по именам своих князей стали прозываться те люди словенами и русскими. И от сотворения мира до потопа прошло 2242 года. А от потопа до разделения народов 530 лет, а от разделения народов до начала Великого Словенска, что ныне зовется Великий Новгород, 327 лет, а всех лет от сотворения мира до основания Словенска Великого 3099.

Легенды и загадки земли Новгородской - i_004.jpg

Читайте также: