Ценностные ориентиры в жизни человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта.

Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки – отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом.

Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека.




Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

- истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

- ценности – это понятия или убеждения;

- ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;

- ценности имеют надситуативный характер;

- ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

- ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта.

Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки – отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека.

Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом.

Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени.

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

- истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

- ценности – это понятия или убеждения;

- ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;

- ценности имеют надситуативный характер;

- ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

- ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Ценностная ориентация - это избирательное отношение к носителю ценности, который может быть реальным предметом удовлетворения потребностей отдельного человека или социальной общности. В ценностной ориентации аккумулируется жизненный опыт людей.

Наличие устоявшихся ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости человека как личности. Проявляются они в деятельности и поведении человека. Они являются своеобразным индикатором иерархий преимуществ, которые человек предоставляет материальным или духовным ценностям в процессе своей жизнедеятельности. Ценностная ориентация, сформирована на уровне убеждений, адекватно проявляется в реальном поведении и деятельности человека.

Деятельность человека неотделима от ценностной ориентации, которая опирается на ценностные представления. Ценностная ориентация всегда имеет индивидуальный характер. В отличие от нее, ценностные представления, хотя и кажутся человеку сугубо индивидуальными, на самом деле всегда являются типичными представлениями определенных социальных групп, представителем которых является определенный индивид. Они являются внешними по отношению конкретного индивида, который может присвоить их путем усвоения. Таким образом обеспечивается механизм взаимосвязи и взаимодействия индивида и общества, единичного и общего, внутреннего и внешнего.

Своеобразной моделью становления ценностной ориентации личности выступают ее жизненные планы, которые являются прерогативой индивидуальной сви-домости. Они диалектически сочетают ближайшие цели с широкой программой действий на отдаленное будущее, субъективный мир человека, его стремления и идеалы с реальными жизненными обстоятельствами. Объективные условия, которые являются первичными по субъективных планов, заставляют человека строить свое будущее с учетом реальных возможностей.

Итак, жизненные планы - это отражение в индивидуальном сознании господствующих общественных отношений, специфики социального положения, особенностей микросреды и других факторов, которые предопределяют вероятность реальной жизненной программы индивида. Жизненные планы могут побуждать человека к деятельности с целью преодоления границ своего наличного бытия, поскольку под воздействием общества она сформировала определенные стремления, выработала соответствующие установки и т.д.. В этом смысле жизненные планы не только отражают объективные обстоятельства, но в определенной мере и создают их. Ценностная ориентация формируется на основе базовых (основных, ключевых) ценностей, содержание и соотношение которых в истории как отдельного человека, так и человечества в целом, чрезвычайно разнообразны. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека.

По нашему мнению, важным при этом было бы исследование аксиологического аспекта проблемы духовного мира человека, в частности его мировоззрения. Специфика последнего заключается в том, что его предметом является не просто мир вещей и явлений, не абстрактный мир в целом, который противостоит человеку, и не сам человек, а человек по отношению к миру, который отображается в его сознании через его значимость для субъекта отражение и для общества в целом.

При мировоззренческом отражении человек не просто объясняет действительность как позалюдське бытия, но и оценивает ее через призму индивидуального и социального опыта, общественных потребностей и интересов, выражая при этом определенное отношение к ней, мотивируя необходимость перестройки ее в нужном для себя направлении. Ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция мировоззрения является одной из ведущих среди других его функций. В мировоззрении человека окружающий мир отражается не сам, вне зависимости от человека, а через призму его интересов, благодаря чему она становится реальной силой, способной преобразовывать действительность в желательном для себя направлении.

Понимание субъекта познания как общественного индивида предполагает не пассивно-созерцательное отражение мира, а критически-творческое его превращения в процессе общественной практики. При мировоззренческом отражении человек не просто созерцает, объясняет действительность в чистом ее бытии, а оценивает через призму индивидуального и социального (возможно, даже исторического) опыта, с позиции общественных и личных потребностей и интересов, выражая при этом соответствующее отношение к ней, мотивируя определенным образом необходимость ее преобразования. Это объясняется тем, что в процессе трансформации знаний в мировоззрение участвуют не только разум (т.е. рациональная сфера духовного мировоззрения человека), но и чувственно-эмоциональная и волевая сферы. То или иное явление общественной жизни - как личного - воспринимается человеком через призму ее чувств, становится возможным лишь при субъективном переживании актуальных событий, при личной заинтересованности в происходящем. Человек оценивает окружающую действительность, формирует свое ценностное отношение к ней. Происходит процесс, в котором формируется социальная установка, внутренняя готовность человека к действию согласно усвоенных знаний. Такие знания превращаются в убеждения лю-жидкости, становятся ее жизненными правилами, духовной основой жизненной позиции.

Так, убеждения человека (на личном уровне они синтезируются в мировоззрение) является своеобразным сплавом рационального, чувственного, эмоционального и волевого. Проявляются они как ценностные ориентации личности и как, регулирующих ее сознание, поведение и деятельность. Мировоззренческая позиция всегда является диалектическим единством гносеологического и оценочного моментов, познания и толкования, знания и осознание окружающего мира. Эта специфическая черта мировоззренческого отражения является общей. Она отличает мировоззрение от научного познания, хотя и не может быть основанием для их принципиального противопоставления, потому научное познание тоже сопровождается ценностными суждениями и дополняется ними. При мировоззренческом отражении субъект, вступая в отношения с объектом (другим субъектом), соединяясь с ним, стремится отразить его точку зрения, а также выяснить потребности (интересы, желания, стремления, цели, идеалы) той социальной группы, представителем которой является сам. Поэтому важной особенностью мировоззрения является его ценностный, аксиологический характер.

Выступая общим ориентиром в жизни человека и регулятивным фактором ее фактического поведения, мировоззрение выражает понимание и оценку важнейших явлений общественной жизни. Главное его назначение состоит в том, чтобы правильно ориентировать человека в чрезвычайно сложных ситуациях развития как окружающей действительности, так и бытия самого человека. Он нужен человеку для того, чтобы она могла правильно оценивать значение социальных процессов и собственных поступков, направлять свою жизнедеятельность в соответствии с тенденциями и закономерностями общественного прогресса. Отсюда становятся понятными требования к современной школе, в том числе и высшего, которая призвана дава-ти молодежи основы знаний, производя в ней умение самостоятельно оценивать жизненные явления. Каждый индивид на соответствующем этапе социализации испытывает потребность личностного восприятия определенных норм, идеалов, есть потребность в научном мировоззрении.

Человек живет в обществе, ставит перед собой цели и стремится их осуществить, ищет смысл жизни, свое предназначение в своей же деятельности. Затем, в чем человек видит смысл своей жизни, какие цели преследует, любыми средствами пытается их достичь, есть на что направлены сущностные силы человека как деятеля, можно судить о самом человеке, о его ценностную сущность, о ее мораль, место в обществе ( коллективе), ее ценность для жизнедеятельности других людей, среди которых он живет.


О том, что такое жизненные ценности человека задумывается каждая зрелая личность. Они становятся для неё путеводной звездой, ориентиром. В итоге осмысления человеческих ценностей объект делает сознательный выбор в пользу того или иного решения.

Важно, что данные установки сказываются на качестве жизни человека. Они определяют его характер, взаимоотношения с другими людьми и, в конце концов, делают его таким, каков он есть на самом деле.

Что такое жизненные ценности?

Жизненные ценности – это те вещи, которыми дорожит человек. Они служат ему ориентиром, являются целями и стремлениями.

Жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни. Интересно, что жизненные ценности меняются с возрастом. Опыт, полученный с годами, влияет на все ориентиры.

В некоторых ситуациях личность способна полностью пересмотреть свою жизнь, осознать её неправильность и установить для себя другие ценности. Теперь они будут приоритетами. Если такое происходит, о человеке говорят, что он изменился. При этом изменения могут быть как негативными, так и положительными.

Допустим, алкоголик со стажем в 15 лет, сталкивается с уходом жены, с ненавистью детей, потерей работы. Его не устраивает подобная ситуация. Он проводит глубокую внутреннюю работу и принимает решение полностью изменить жизнь. Пьяница отказывается от пагубных привычек, устраивается на работу, налаживает взаимоотношения со своей семьёй. Он поменял свои ориентиры, сделал приоритетными такие ценности, как семья, карьера, здоровье.

У каждого человека имеется собственная система жизненных ценностей. Навязать свои приоритеты другому невозможно. Но всегда удаётся найти единомышленников, то есть тех, кто живёт по тем же принципам, придерживается тех же правил.

Жизненные ценности — мотивационный фильм

Какие бывают жизненные ценности?

Какие бывают жизненные ценности?

Базовые ценности человека закладываются ещё в детстве. Поначалу в приоритете те ориентиры, которыми руководствуется семья ребенка. В детстве родители прививают своим детям правила поведения в обществе, дома. Эти нормы, требования служат предпосылками для формирования жизненных ценностей.

Система жизненных ценностей становится более полной, насыщенной по мере взросления. Общеобразовательные учреждения уделяют внимание нравственному воспитанию детей. Кроме того, уже в подростковом возрасте и даже раньше, ребёнок сталкивается с социальными нормами.

В результате формируется представление о том, как полагается вести себя в обществе, в коллективе. Взрослеющая личность устанавливает для себя запреты и разрешения. Руководствуется ими, когда делает тот или иной выбор.

Психологи говорят о том, какие могут быть ценности у человека. Виды условны. В каждую категорию может входить по несколько подвидов, каждый из которых, в свою очередь, входит в иерархию. Какие-то категории выходят на первое место, какие-то – на последнее.

Условно жизненные ценности делят на общечеловеческие (культурные) и индивидуальные. Первый вид важен для общества в целом. Общечеловеческие ценности формируются в процессе воспитания в семье, в школе, в вузе и т.д.

К общечеловеческим приоритетам относят:

  • здоровье и жизнь;
  • образование;
  • социальное положение;
  • семью и т.д.

Чаще всего эти ценности важны для большинства людей. Мало кто из нас, например, намеренно готов уничтожить себя или ещё в детстве решить никогда не обзаводиться семьёй.

К индивидуальным жизненным ценностям относят те приоритеты, которые формируются на протяжении всей жизни личности. Они последствие опыта, приобретённого с годами. Это личные установки индивида.
Их также условно делят на две группы:

1. Материальные жизненные ценности. Человек определяет для себя границы финансовой комфортности. В эту категорию входит всё, что связано с материальными благами. Это и жильё, и зарплата, и многое другое. Для некоторых людей материальные ценности становятся приоритетными. В этом случае они живут ради собственной выгоды. Их называют расчётливыми людьми.

2. Духовные жизненные ценности. Сюда входит всё то, что невозможно потрогать или ощутить. Это ментальные категории. К данной группе относится отношение к семье, здоровье, любви и т.д.

Виды индивидуальных жизненных ценностей всегда тесно связаны и переплетены. Они не могут существовать отдельно друг от друга.

Так, если в приоритете находится благополучие семьи, то человек вынужден позаботиться и о её финансовой обеспеченности. Он работает, продвигается по службе, а всё для того, чтобы его дети и другие близкие ни в чём не нуждались.

Список жизненных ценностей

Каждый человек выбирает для себя собственные ценностные ориентиры. Их список обширен. В процессе жизни он может расширяться, дополняться или, наоборот, сужаться.

Некоторые из ориентиров становятся приоритетными. Личность живёт так, чтобы добиться того, что для неё главное. Например, человек ценит покой. Он строит свою жизнь так, чтобы всегда находиться в гармонии с самим собой, он избегает конфликтов, ссор, общения. Он может стремиться к жизни за городом, в отдалённой местности. Для этого он много работает, чтобы купить дом и переехать. Так или иначе, его жизнь определяется приоритетом – стремлением к покою.

Назовём основные ценности в жизни человека:

  • семья;
  • здоровье;
  • дети;
  • душевный комфорт;
  • карьера;
  • финансовое благополучие;
  • успех;
  • развитие;
  • образование;
  • независимость;
  • свобода;
  • покой;
  • активность;
  • решительность;
  • честность;
  • самопожертвование;
  • стабильность;
  • благотворительность;
  • щедрость;
  • прагматизм;
  • личная выгода, расчёт;
  • любовь;
  • стремление к власти;
  • справедливость;
  • дисциплина и самодисциплина;
  • мир;
  • порядок;
  • открытость;
  • дружба;
  • слава;
  • традиции;
  • счастье;
  • красота.

Список ценностных ориентиров расширяется. У человека не может быть только одна жизненная ценность. Их всегда несколько. Но какая-то становится главной, приоритетной. Например, если человек мечтает о власти, он строит свою жизнь так, чтобы прийти к ней. Жизненные ценности – это ещё и цели, к которым стремится личность.

Какие жизненные ценности важны для человека?

Какие жизненные ценности важны для человека?

О том, что по-настоящему ценно в жизни человека задумывается каждый. Размышления всегда связаны с поиском смысла жизни. Личность делает выбор в пользу той или иной категории, стремится к ней.

Одна из самых больших жизненных ценностей – сама жизнь человека. Общество осознаёт значимость жизни каждого индивида. Государство разрабатывает программы, направленные на сохранение жизни. Убийство, причинение тяжкого вреда здоровью караются законом. Никто не вправе посягнуть на жизнь человека. В некоторых странах запрещена смертная казнь. Даже особо опасных преступников не лишают жизни, несмотря на тяжесть совершенных ими преступлений.

Вторая важнейшая ценность человека после жизни, – это, конечно, здоровье. В общеобразовательных учреждениях проводятся воспитательные работы, пропагандируется здоровый образ жизни.

В нашей стране каждый человек вправе получить бесплатную медицинскую помощь. Сейчас мы не будем говорить о том, что услуги чаще всего низкого качества. Тем не менее власти заботятся о том, чтобы главные жизненные ценности, вошли в список благ, охраняемых законом и Конституцией.

Важна и такая общечеловеческая ценность, как культурные традиции. Достопримечательности, памятники культуры также охраняются законом. Каждая нация стремится сохранить свои традиции, передаёт свой опыт подрастающему поколению. Это тоже жизненная ценность.

Семья, мир на планете, дети – это все те жизненные ценности, которые важны для каждого человека.

От чего зависит выбор жизненных ценностей?

Жизненные ценности и ориентиры зависят, прежде всего, от мироощущения человека. В процессе взросления у него формируются установки, которых он придерживается.

Влияние окружающей среды сказывается на списке жизненных ориентиров. Например, подросток, воспитываемый в благополучной семье, может измениться под влиянием плохой компании. Прежние ориентиры утратят для него значимость. Жизненная ценность может в корне поменяться. Если раньше ребёнок ценил родителей, то теперь на первое место выйдут, так называемые друзья.

В это время родителям важно проявить мудрость, сохранить хорошие отношения с сыном или дочерью и помочь ему вернуть прежние установки. К сожалению, это получается не всегда. Даже в благополучных семьях дети становятся наркоманами, преступниками и т.д.

Таким образом, выбор жизненных ценностей зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:

  • воспитание в семье, в школе;
  • влияние окружающей среды;
  • жизненный опыт;
  • самопознание.

Нужно сказать и о том, что ориентиры в жизни могут формироваться в результате саморазвития. Личность, которая стремится к самопознанию, образованию, самосовершенствованию, так или иначе, выбирает новые ориентиры, пересматривает свою жизнь.

Жизненные ценности и ориентиры

Примеры жизненных ценностей

Жизненные ценности в детстве оказывают влияние на судьбу человека. То, что привито в семье, не может исчезнуть бесследно. Поэтому так важно показывать своим детям примером, что следует ценить.

Жизненные ценности в детстве

Если ребёнок видит, что мать и отец заботливо ухаживают за бабушкой, бережно относятся друг к другу, то и он в будущем будет вести себя так же. Многие ценности закладываются именно в детстве, под влиянием семьи.

В подростковом возрасте ориентиры меняются, многие из них утрачиваются, заменяются новыми. У подростка в приоритете уже не родители, а друзья, компания.

Мнение сверстников становится значимым. Ребёнок может пойти на преступление, начать употреблять психотропные вещества, забыв о том, что родители всегда ценили здоровый образ жизни и сами придерживались его. Это уже подмена жизненных ценностей.

Мать и отец способны влиять на сына или дочь. Они могут помочь ему вернуть прежние ориентиры. Но тут важно и самосознание подростка, уровень его интеллекта, образованности.

1. Для матери всегда были ценными её дети. Несмотря на то что отец ушёл из семьи, она не озлобилась. Продолжала упорно трудиться, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Став взрослыми, дети осознали, как много сделал для них мать. Она по-прежнему проявляет заботу о взрослых сыновьях и дочерях. К ней всегда можно обратиться за советом, поддержкой. Жизненную ценность – дети – она сохранила на протяжении всей жизни. Они стали для неё смыслом жизни, ориентиром, путеводной звездой.

2. Гениальный реформатор Столыпин считал главной ценностью Россию. Он посвятил свою жизнь реформам, преобразованию законов. Многие политики говорят о том, что он своими действиями предотвратил развал Империи, продлил её жизненный срок.

3. Декабристки были верны своим мужьям. Они отправились вслед за ними на каторгу, разделили все тяготы и лишения с теми, с кем были обвенчаны. Для них высшие ценности – любовь, верность, преданность.

4. Для женщины, основавший приют для бездомных животных, высшей ценностью является любовь к братьям нашим меньшим. Она не жалеет сил, времени и денег, чтобы помочь собакам и кошкам, брошенным на произвол судьбы, выжить, обзавестись семьями.

5. Волонтёры, беззаветно помогающие старикам, показывают, что для них значимы такие ценности, как поддержка пожилых, заботы о престарелых. Они чтят старость, мудрость и опыт.

6. Люди, которые не жалеют денег для благотворительных сборов в пользу того или иного мероприятия, показывают то, что значимо для них. Часто дорогостоящие операции проводятся благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, для которых высшими ценностями стали жизнь и здоровье.

7. Врачи, которые в разгар пандемии, под страхом заражения коронавирусом сутками работают в больницах, подтверждают свой профессионализм, готовность посвятить себя медицине. Они верны выбранным ориентирам.

8. Жизнь Феодосия Печорского доказывает, что для него главным стала вера. Он преодолел множество трудностей, терпел лишения, но не отказался от Господа. Он основатель Киево-Печерской лавры. О его деяниях и заслугах знают православные. Для многих он является примером для подражания.

9. Мужчина, который с юношеских лет, мечтал о карьере, не жалел времени для саморазвития и образования. Он много и упорно трудился, но воплотил в жизнь свою мечту. Для него высшей ценностью является карьера.

10. Патриотизм стал высшей ценностью для солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Своими подвигами они доказали преданность Родине, Отчизне.

Наверняка каждый из вас может привести примеры из жизни, которые подтверждают, что жизненные ценности есть у каждого человека. Они определяют его судьбу, ведут по жизни. Они его цель.

Заключение

Какими должны быть жизненные ценности, должен определить каждый человек самостоятельно. От этого зависит его судьба, выбор, образ жизни.

  • Психологи говорят о том, что нужно уметь определять жизненные ценности. Они советуют людям написать список того, что главное для них.
  • Подумайте, от чего вы сможете отказаться в пользу другого? Так, вы сможете выстроить собственную систему жизненных ценностей. Они и станут вашим внутренним компасом, целью и путеводной звездой.
  • Человек без жизненных ценностей не интересен. Его жизнь пуста, она лишена смысла. Он просто прозябает, не приносит пользу обществу.

При выборе жизненных ценностей нельзя забывать и о других людях. Их интересы должны учитываться. Если вы чувствуете, что ваша жизнь далека от совершенства, стоит пересмотреть список жизненных ценностей. Сделайте правильный выбор, и вы достигните гармонии с самим собой.

Есть вещи, которые играют огромную роль в жизни человека, определяют его мировосприятие, помогают принимать решения. Что это такое – жизненные ценности людей , как и зачем нужно составлять свою правильную ценностную иерархию, узнайте из этой статьи.

Какие бывают жизненные ценности

Что это такое

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.

Описание жизненных ценностей

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Список основных признаков ценностных установок

  • Значимость. Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать.
  • Осознаваемость. Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины.
  • Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих.
  • Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.

Система ценностей личности

Роль жизненных ценностей

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

Составляющие личности

Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

Предпосылки поведения

Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности. В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, потому что именно ценности характеризуют сам человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира.

Проблема ценностей приобретает особое значение в переходные периоды социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих систем ценностей, ставя людей перед дилеммой: либо сохранить устоявшиеся, привычные ценности, либо адаптироваться к новым, широко предлагаемым, даже навязываемым представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; какова связь между ценностями и оценкой; какие ценности являются первичными, а какие вторичными, имеют сегодня решающее значение.

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности - Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

  • ценность по своей природе социальная и имеет объективно-субъективный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет причин говорить о существовании ценностей. Потому что вещи, события без их связи с человеком, с жизнью общества не имеют никакого отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к гуманизированной природе, то есть ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, насыщенная кислородом атмосфера на Земле существовала задолго до появления человечества, но только с появлением человеческого общества можно было говорить о великой ценности атмосферы для жизни человека.

  • ценность возникает в процессе практической деятельности человека.

Вся человеческая деятельность начинается с цели, достижение которой является основным направлением деятельности. Целью является представление человека о конечном результате деятельности, достижение которого позволило бы человеку удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, человек уже с самого начала рассматривает предполагаемый результат своей деятельности как ценность. Поэтому человек уже воспринимает сам процесс деятельности, направленной на достижение результата, как значимый, ценный для него.

Конечно, не все результаты и не вся человеческая деятельность становятся ценностями, а только те, которые социально значимы и отвечают социальным потребностям и интересам людей. И это включает в себя не только вещи, но и идеи, отношения, методы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие духа, и полноту чувств, и многое другое.

  • каждое значение характеризуется двумя свойствами: функциональный смысл и личный смысл.

Что это за свойства? Функциональная ценность — это совокупность общественно значимых свойств и функций объекта или идеи, которые делают его ценным в конкретном обществе. Например, идея имеет определенное информационное содержание и степень достоверности.

Личное чувство ценности — это отношение к человеческим потребностям. С одной стороны, чувство ценности человека определяется объектом, выполняющим функцию стоимости; с другой стороны, оно зависит от индивида. Когда индивидуум придает вещи смысл, он исходит не из собственной чисто естественной потребности в ней, а из потребности, культивируемой обществом, к которому он принадлежит, т.е. из общей социальной потребности. Он смотрит на это глазами других людей, общества и видит в нем то, что важно для его жизни в рамках этого общества. Человек, как общее существо, ищет общую сущность вещей, идею вещи, которая функционирует как смысл для него.

Следует отметить, что значение ценностей для людей неоднозначно, оно зависит от их положения в обществе и задач, которые они решают. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и объектом престижа, важным в данном случае как владение, дающее его владельцу определенный престиж в глазах других людей, или как средство получения дополнительного дохода и т.д. Во всех этих случаях один и тот же объект ассоциируется с разными потребностями.

Эта позиция может вызвать возражение. Ведь уже было сказано, что бессмысленно говорить о ценности, если нет субъекта. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, поэтому он рассматривается как нечто субъективное. Более того, вещь теряет свою ценность для человека, как только она перестает его интересовать, удовлетворять его потребности. Другими словами, не может быть никакой ценности вне субъекта, вне связи между вещью и его потребностями, желаниями, интересами.

И все же субъективизация ценности, ее превращение в нечто односторонне зависимое от человеческого сознания, не оправдана. Ценность, как и значение в целом, объективна, и это свойство коренится в субъективно-практической деятельности субъекта. В процессе такой деятельности у людей формируется определенное ценностное отношение к окружающей их среде. Иными словами, объектно-практическая деятельность является основой для того, чтобы вещи, объекты окружающего мира, сами люди, их взаимоотношения приобрели определенный объективный смысл, то есть ценность, для человека и общества.

Таким образом, ценность — это объективное значение различных составляющих реальности, содержание которых определяется потребностями и интересами социальных субъектов. Благожелательное отношение — это благожелательное отношение.

Ценностные ориентиры и их социальное отпечатывание

В окружающей действительности мало явлений, к которым человек равнодушен, явлений, к которым он не выражает ценностного отношения. Таким образом, существует столько же ценностей, сколько и явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это верно только в том случае, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество в целом. Диапазон ценностей, то есть явлений, представляющих интерес для одного человека, может быть очень узким и ограниченным. Ограниченность человека выражается в ограниченном количестве и характере его жизненных ценностей, жизненных интересов.

Разнообразие существующих в обществе ценностей диктует необходимость их однозначной классификации.

Следует отметить, что в современной аксиологии нет единого подхода к решению этой проблемы. Поэтому, если обобщить подходы к этой проблеме в разных концепциях, то можно классифицировать ценности по следующим признакам: по сферам общественной жизни; по субъектам или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

По основным сферам общественной жизни мы обычно различаем три группы ценностей:

  • Материал,
  • социально-политический сайт
  • духовный.

Материальная ценность — это ценные природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи прямого потребления. Природные ценности — это природные богатства, содержащиеся в природных ресурсах. Объектные ценности — это материальные объекты мира, созданные человеческим трудом и культурным наследием прошлого.

Социально-политические ценности представляют собой ценность социально-политических явлений, событий, политических актов и действий. Социально-политические ценности обычно включают в себя общественное благо, содержащееся в политических и общественных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности — это нормативная и оценочная сторона феномена общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовные ценности — это ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

При всех их различиях материальные, общественно-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из них есть свой аспект другого вида ценностей. Кроме того, существуют ценности, которые могут быть связаны как с материальными, так и с общественно-политическими и духовными ценностями. Это ценности, которые имеют базовую человеческую ценность. К ним относятся жизнь, здоровье, свобода и т.д.

Сущность и общие характеристики ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации человека являются одним из основных структурных образований зрелой личности, в котором сходятся различные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека — одна из важнейших черт личности. Это связано с тем, что там ценностные ориентиры определяют отношение человека к другим людям и установление взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, ценностные ориентации оказывают регулирующее и определяющее влияние на поведение, действия и поступки человека.

Понимая и реализуя свои ценностные ориентиры, человек ищет свое место в мире, размышляет о цели и смысле своей жизни.

Структура ценностных ориентаций человека включает в себя три основные интегративные компоненты:

  • Когнитивный компонент.
  • Эмоциональная составляющая.
  • Поведенческая составляющая.

Каждый из этих компонентов активно участвует в формировании ценностных ориентаций личности, а совокупность компонентов определяет их характеристики, содержание, степень проявления и эмпирическую проверку.

Таким образом, изучение особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассматривать их как результат человеческого развития реальности и успешной социализации в обществе.

Ценности — это изолированные духовные, моральные и личные интересы человека.

Ценности обычно изучаются на основе двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход к изучению личностных ценностей человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Описательный подход к изучению ценностей человеческой личности направлен на выявление иерархии системы ценностей индивида.
    Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и характеристики, которые составляют совокупность социальных идеалов, значимых для конкретного человека и представляющих его стандарт того, что правильно.

Формирование значений и ценностных ориентаций индивида

Процесс формирования значений и ценностных ориентаций индивида является постепенным и включает в себя ряд составляющих.

Компоненты постепенного формирования значений и ценностных ориентаций индивида:

  • Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир, его место в обществе, его отношение к себе, к окружающим его людям и к реальности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей. Мировоззрение человека — это совокупность взглядов на окружающую его реальность, основанная на системе убеждений, человеческом существовании и философии жизни.
  • Отражение — это критическая переоценка личных ценностей в соответствии с общим видением смысла жизни. Рефлексивность проявляется как пауза в процессе деятельности или отношений человека с другими людьми, в которой он психологически оценивает ситуацию, свое поведение и роль.
  • Ориентация — это совокупность достаточно стабильных мотивов, выстраивающих деятельность человека в соответствии с ситуацией вокруг него. Ориентация человека во многом зависит от его интересов, склонностей, идеалов и убеждений. Поэтому ориентация по своей сути является многогранной характеристикой человека.

Роль ценностей и ценностных ориентиров в развитии личности

Ценности и ценностные ориентиры имеют большое значение для развития личности каждого человека. Это связано с тем, что каждая человеческая деятельность напрямую связана с ними. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят и от его ценностных ориентаций, которые служат своеобразной моделью его становления.

Следует подчеркнуть роль ценностей и ценностных ориентиров в формировании жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы являются основой не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы — это планы, которые диалектически связывают непосредственные цели человека с его далеким будущим и его реальным настоящим, существующими условиями существования.

Уровень жизненных планов определяет развитие индивидуального сознания, успешность общественных отношений и специфику положения в обществе. Все эти компоненты чрезвычайно важны для развития всей жизненной программы индивидуума.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостный структурный комплекс, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических составляющих. В этом случае каждая из составляющих может иметь самостоятельное значение при формировании стоимостных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций указывает на определенный этап в становлении личности несовершеннолетнего, на возникновение таких психологических структур, которые вносят существенный вклад в формирование его мировоззрения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: