Охарактеризуйте соотношение сознания и правопонимания кратко

Обновлено: 07.07.2024

Тоталитарный режим всегда является и авторитарным, так как особенности этого режима неизбежно ведут к сосредоточению власти в руках узкой группы лиц. Соединение тоталитаризма с демократией возможно только на очень короткое время. По мере наведения порядка на почве тоталитарной идеологии всегда устанавливается не только тоталитарный, но и авторитарный режим.

Иногда наряду с политическим режимом говорят о государственном режиме – составной части политического режима, совокупности способов и методов фактического осуществления власти именно государственными органами (а не общественными объединениями, напр. партиями). Другая точка зрения: государственный режим – это специфика организации власти в парламентарных республиках и монархиях. Тогда различают министериальный режим, напр. в Великобритании, и парламентский режим, напр. в ФРГ.

22. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ (МАРКСИСТСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ, НОРМАТИВИСТСКАЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ)

Право – это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых государством Признаки права:

1) государственно-волевой характер – выражает возведенную в закон общую волю (волю всего общества);

2) нормативность – содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы;

3) властно-регулятивная природа – регулирует общественные отношения, и это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.

Для марксистского правопонимания характерно понимание сущности права в качестве возведенной в закон воли правящего класса.

Еще более древней (времена Цицерона) является идея естественного права. И человек, и общ-во тесно связаны с природой. Естеств. права человека – право на жизнь, на неприкосновенность личности на стремление к счастью. Эти права происходят от самой природы человека, всякий человек имеет их от рождения. Гос-во должно учитывать эти права.

Социологич. теория права возникла в нач. XX в в Австрии (Эрлих) на почве позитивизма и получила разв. на почве америк. прагматизма. Право отождествляется со сложившейся суд. практикой его применения. Реальное право существует не в законе, а в суде, в админ. и ином органе, применяющем право. Америк, юрист Паунд развил эту теорию – судья, принимая решение, должен учитывать не только предписания закона, но и потребности обществ, развития.

23. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны)

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

Естественно-правовая концепция.

Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.




Историческая школа права.

Нормативистская теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

Марксистская теория права.

Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого.

Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений.

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права – нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

Естественно-правовая концепция.

Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Историческая школа права.

Нормативистская теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

Марксистская теория права.

Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Таким образом, в праве прежде всего классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные аспекты права (правомерное, неправомерное) преувеличиваются в ущерб содержательным, общесоциальным началам права. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права.

Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право.

Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого.

Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. Психологическая теория верно ориентирует на зависимость правотворческого процесса от правосознания, на учет психологических закономерностей в процессе правоприменения. Источником права объявляется психологическая реальность, а законодательная деятельность и законодательство являются производными от эмоционально-правовой сферы. В рамках психологической теории права возрастает роль правосознания в правовом регулировании. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Последователи данного подхода в правоведении признают прежде всего практически-утилитарную ценность права, т.е. возможность реального использования права в регулировании общественных отношений.

Правопонимание — это обобщенная модель, которая отражает основные представления о сущности права.

В юриспруденции представлены несколько типов правопонимания, возникших в различные исторические периоды, при этом каждое последующее пыталось преодолеть недостатки предыдущего.

Основные типы правопонимания:

Недостатком нормативистского подхода является то, что не всегда санкционированное сувереном общеобязательное требование в нормативном акте может приниматься социумом, в связи с чем обеспечивается только силой государственного принуждения.

Недостатком естественно-правового подхода является неопределенность, размытость источников права, а также самих нравственных категорий, которые не имеют точного определения.

Недостатком социологического подхода является то, что остается неясным, какие именно явления можно рассматривать в качестве социального эталона и каков реальный механизм достижения всеобщего социального согласия.

4. Интегративный тип правопонимания — представляет синтез (сочетание) классических правовых теорий в попытке совместить их достоинства и избежать недостатков. Этот тип правопонимания полностью соответствует концепции Конституции РФ, которая сочетает в себе нормы естественного и позитивного права.

В науке данный подход представлен либертарно-юридической концепцией В.С. Нерсесянца, социолого-позитивистской (коммуникативной) теорией А.В. Поляковой, естественно-позитивной концепцией В.М. Шафирова и др.

5. Постмодернистский тип правопонимания — исходит из принципиальной невозможности установления объективной истины о праве. Представители данного направления призывают глубже исследовать значение права для отдельного индивида, основываясь на философском понимании культуры, идентичности, языка и т.д. Это тип правопонимания представлен диалогической теорией права И.Л. Честнова и и герменевтической теорией А.И. Овчинникова. Учитывая, что разработка Конституция РФ происходила в начале 1990-х гг., когда постмодернистское правопонимание еще не сформировалось, поэтому оно не отражено в ее нормах.

Таким образом, в целом, различные теории правопонимания дают возможность объективно оценивать процессы и явления правового развития и совершенствовать действующие нормы.

Понимание – это мыслительный процесс, направленный на познание чего-либо. Правопонимание – это мыслительный процесс, направленный на то, чтобы познать право и осуществить его оценку.

Основные концепции правопонимания

  • Основные концепции правопонимания
  • Философские концепции развития
  • Юридический позитивизм: история развития, сущность и значение

Субъектом правопонимания всегда будет выступать конкретное лицо, в силу этого правопонимание всегда будет субъективным. Объектом правопонимания выступает право, а содержанием выступает знание лица о его правах и обязанностях.

Все учения, которые существуют о праве, в той или иной степени формируют правопонимание.


Существуют следующие концепции правопонимания:

1) Естественная концепция говорит о том, что наряду с право, установленным государством, есть и те права, которые предоставлены человеку независимо от его государственной принадлежности. Поэтому, если законы государства противоречат естественному праву, то они должны быть изменены подобающим образом.

2) Историческая школа говорила, что право – это процесс длительного и естественного развития государства и общества.

3) Нормативистская теория говорит о том, что право и государство - понятия практически тождественные, поскольку обязательность исполнения правовых норм выводилась из авторитета правовой нормы, который исходил от государства.

4) Марксистская теория сводилось к тому, что право – это воля класса, находящегося при власти в данный момент.

5) Психологическая школа указывала, что право – это элементы субъективной человеческой психики, то есть психологические закономерности.

6) Социологическая концепция указывала, что право – это устоявшийся порядок общественных отношений.

Читайте также: