Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в средние века эпоху возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Считается, что средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Знание рассматривалось как продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых встречается мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. А если так, то наука теряла смысл своего существования, все стала определять вера. Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и т.д. Отношение к Богу считалось превыше всего, а отношением к природе – второстепенно. Ориентация на выявление объективных закономерностей природы отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться. И именно в этот период человечества, как это ни странно, стали образовываться университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство и инженерное дело. В каждом университете было четыре факультета:

1. подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматики, риторики, диалектики, математики, астрономии и музыке);

Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII век), Париже (1200), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385).

В средневековой науке можно выделить три традиции познания:

1) схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;

3) опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля.

Роль эпохи средневековья в истории естествознания состоит в умножении связей чувственных образов. Чтобы перейти от них к научному знанию, необходимо было научиться отбирать из этого множества связей те, которые носят существенный, рациональный характер. Такой качественный переход в сознательной деятельности несла эпоха Возрождения.

Считается, что средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Знание рассматривалось как продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых встречается мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. А если так, то наука теряла смысл своего существования, все стала определять вера. Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и т.д. Отношение к Богу считалось превыше всего, а отношением к природе – второстепенно. Ориентация на выявление объективных закономерностей природы отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться. И именно в этот период человечества, как это ни странно, стали образовываться университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство и инженерное дело. В каждом университете было четыре факультета:




1. подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматики, риторики, диалектики, математики, астрономии и музыке);

Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII век), Париже (1200), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385).

В средневековой науке можно выделить три традиции познания:

1) схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;

3) опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля.

Роль эпохи средневековья в истории естествознания состоит в умножении связей чувственных образов. Чтобы перейти от них к научному знанию, необходимо было научиться отбирать из этого множества связей те, которые носят существенный, рациональный характер. Такой качественный переход в сознательной деятельности несла эпоха Возрождения.

В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.

Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на Священном Писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.

ДРЕВНИЙ РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УПАДОК РОМАНСКОГО МИРА

ДРЕВНИЙ РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УПАДОК РОМАНСКОГО МИРА Чтобы объяснить упадок романского мира и описать его связи с происхождением христианства, историки древнего мира разделились на два лагеря. Одни верили в естественную смерть римской цивилизации, другие придерживались

II СРЕДНИЕ ВЕКА

II СРЕДНИЕ ВЕКА Такова та позиция, которую по отношению к религии заняла греческая философия. Преемница последней, христианская мысль разбила те рамки естественного познание и действия, в которых расположилась эта философия. Страстная жажда бесконечной любви и мощи,

III «Церковь и Средние века

III «Церковь и Средние века На этом судьба несчастного сознания не завершается; существует противоречие, которое создает из чувственного, из этого, например, из хлеба и вина, символ нематериального, счастливое противоречие, которое, однако, должно породить в душах учеников

Древность и средние века

Древность и средние века Философская и научная мысль древности, средних веков и Возрождения обычно оценивалась с позиций уже достигнутого уровня представлений о мире. Воззрения прошлого привлекались к суду не исторически трансформирующихся воззрений, а совпадавшей с

Древность и средние века

Древность и средние века Философская и научная мысль древности, средних веков и Возрождения обычно оценивалась с позиций уже достигнутого уровня представлений о мире. Воззрения прошлого привлекались к суду не исторически трансформирующихся воззрений, а совпадавшей с

Отдел второй. СРЕДНИЕ ВЕКА

Отдел второй. СРЕДНИЕ ВЕКА Если первый период германского мира с блеском кончается образованием могущественного государства, то во втором периоде начинается реакция, вытекающая из противоречия, заключающегося в бесконечной лжи, противоречия, которое господствует в

§3. Город в период господства родовой знати в средние века и в древности

§3. Город в период господства родовой знати в средние века и в древности Поскольку в conjuratio входили не только ведущие аристократические роды, а вообще все землевладельцы города, то официально собрание горожан, называемое в Италии parlamentum, считалось высшим суверенным

III. ПЕХОТА В СРЕДНИЕ ВЕКА

III. ПЕХОТА В СРЕДНИЕ ВЕКА Упадок, который пережила римская пехота, продолжался и в византийской пехоте. Своего рода принудительный набор в армию еще сохранялся, но ничего кроме самых негодных формирований в армии он не давал. Лучшие части армии составляли вспомогательные

Глава 6. Средние века

Глава 6. Средние века Христианство и философия В конце четвертого века после Р.Х. Римская империя разделилась на две части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей государственной религией. В это же время (375–568) происходило переселение германских племен,

Жизнь в средние века*

Жизнь в средние века* Наше представление о средних веках — пожалуй, больше, чем о других периодах истории, — искажено предрассудками. Иногда оно чересчур мрачное, иногда слишком возвышенное. Не сомневавшийся в себе XVIII век считал средневековье просто варварством — для

Глава 14 Европа и византия: Средние века

Глава 14 Европа и византия: Средние века Император Валентин: Разве ты не боишься властей. Василий Великий: Смерть для меня благодетельна, она скорее пошлет меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер и к Которому давно

Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) создал первую научную меди­цинскую школу. Он считал, что у каждой бо­лезни есть естественные причины, и о них можно узнать, изучая строение и жизнеде­ятельность человеческого организма.

Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) стал одним из основателей биологии как науки. Он первым обобщил биоло­гические знания, накопленные человечеством, разработал систематику животных, определив в ней место человека. Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.

Древнеримский ученый и врач Клавдий Га­лен (ок. 130 — ок. 200) заложил основы анато­мии человека. Его труды были основным ис­точником знаний о человеческом теле на про­тяжении почти пятнадцати веков.

Вопрос 2. Охарактеризуйте особенности воз­зрений на живую природу в Средние века, в эпоху Возрождения.

Вопрос 3. Какое изобретение XVII в. дало воз­можность открыть и описать клетку?

Открытие клеточного строения живых ор­ганизмов стало возможно благодаря появле­нию микроскопа. Его прототип в 1590 г. изо­брел голландский шлифовальщик стекол За­харий Янсен. О первом микроскопе известно, что он состоял из трубы, прикрепленной к под­ставке, и имел два увеличительных стекла. В середине XVII в. Роберт Гук, изучая срез пробки, обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их клетками. Не­сколько позже голландец Антони ван Левен­гук первым увидел живые клетки в усовер­шенствованный микроскоп с увеличением в 150-300 раз.

Вопрос 4. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?

Луи Пастер (1822-1895) — выдающийся французский ученый, основоположник совре­менной микробиологии и иммунологии. Он от­крыл природу брожения и опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Пастер изучал природу многих инфекционных забо­леваний, разработал метод профилактической вакцинации против куриной холеры, сибир­ской язвы и бешенства, а также ввел методы антисептики.

Илья Ильич Мечников (1845-1916) — ав­тор выдающихся трудов по сравнительной па­тологии, эволюционной эмбриологии и имму­нологии. Он открыл явление фагоцитоза и на основе этого открытия предложил фагоцитар­ную теорию иммунитета. Кроме того, Мечни­ков создал теорию происхождения многокле­точных организмов. В 1908 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Вопрос 5. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии ыXX в.

Основными биологическими открытиями XX в. являются:

мутационная теория Гуго де Фриза;
учение о факторах эволюции Ивана Ива­новича Шмальгаузена;
хромосомная теория наследственности Томаса Ханта Моргана;
учение о биосфере Владимира Ивановича Вернадского;
открытие антибиотиков Александром Флемингом;
установление структуры ДНК Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком.Вопрос 6. Назовите известные вам естествен­ные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?

Современная биология — это совокупность естественных наук, изучающих жизнь как особую форму существования материи. Одни­ми из первых в биологии сложились такие науки, как зоология, ботаника и анатомия. Позднее внутри них сформировались более уз­кие дисциплины. Например, внутри зоологии появились орнитология (наука о птицах), герпетология (о земноводных и пресмыкающих­ся), энтомология (о насекомых); внутри бота­ники — бриология (наука о мхах), альгология (о водорослях), микология (о грибах). Много­образие живого мира изучает систематика, ис­торию живого мира — палеонтология. Различ­ные свойства живого являются предметом исследования таких наук, как физиология (наука о жизнедеятельности организма), ге­нетика (о закономерностях изменчивости и наследственности), этология (о поведении), эмбриология (об индивидуальном развитии ор­ганизма), эволюционное учение (об истори­ческом развитии живых существ). Клетки изучает цитология, микроорганизмы — мик­робиология; взаимодействие организма с воз­будителями заболеваний — иммунология. В середине XX в. в биологии начали эффектив­но использовать методы и идеи других естест­венных наук. На границах смежных дисцип­лин возникли биохимия, биофизика, биогео­графия, молекулярная биология, космическая биология и многие другие науки. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Развитие компьютер­ных технологий позволяет моделировать био­логические процессы (биоинформатика). Зна­чительные успехи генетики и молекулярной биологии привели к появлению очень перспек­тивного, ориентированного на практику на­правления — биотехнологии. Рост актуаль­ности проблемы охраны природы способствует развитию экологического подхода в большин­стве отраслей биологии.

. Представление о природе в этот период опиралось прежде всего на ветхозаветное сказание о сотворении мира: мир создан богом, он — реальное ' воплощение его идей; во всех явлениях природы видели проявление божественного промысла.

Признание реальности мира во времени и пространстве сочеталось с уверенностью, что за этим несовершенным миром вещей существует

Символическое вйдение мира — одна из характерных черт средневекового мышления, для которого природа есть не что иное, как аллегория религиозной идеи, отражающей и защищающей авторитарно-иерар- хическую систему общественного устройства того времени.

В эпоху, когда в Западной Европе распространились учения Аристотеля и Платона (XII—XIV вв.), в значительной степени искаженные в интересах богословия, центральным в средневековой схоластике стал спор между номиналистами и реалистами. Реализм зрелого средневековья признавал подлинное существование универсалий; номиналисты считали, что сущность вещей выражают только индивиды, универсалии же являются лишь словесным обозначением этой сущности. Номиналисты нередко вступали в противоречие с догматами церковного вероучения. В номинализме — начало рационального взгляда на природу. Спор между реалистами и номиналистами нашел отражение и в естественнонаучных сочинениях средневековых авторов.

Средневековая мысль еще скована страхом перед церковной ортодоксией, мистической верой, но в то же время вера иногда отступает перед мощью реального опыта, имеющего дело с фактами, составляющими содержание повседневного бытия. Это противоречие средневекового сознания порой выступало в остродраматической форме, как, например, в сочинениях и самой личной судьбе выдающегося мыслителя XIII в. Роджера Бэкона.

Th. Aquinat. Summa theologiae, II, I, quaest., 103, art. 2.

мов и машин, приомои и способен строительства, возделывания растений, разведения животных, сохринония идоровья. Он мечтал о летательных машинах, повозках, дннжущихся без помощи животных, кораблях, плывущих без парусов и т. л. Надежда на всесилие магии, утверждал он, нелепа и бесплодна.

Критикуя схоластику, отвлеченные рассуждения, он настаивал на том, что описания явлений природы должны быть не только математически точными, но приближаться к математическому выражению. Стремление к точному мышлению, к математической обработке результатов наблюдения и опыта выразилось и в выборе тех биологических яівлений, которыми интересовался Бэкон. Считая оптику важнейшей из физических наук, он занимался изучением строения и функционирования глаза.

Несмотря на различие между живыми и неживыми телами, и те,' и другие, по Бэкону, построены из одних и тех же материальных частиц. Живые существа, по мысли Бэкона, находятся в тесной зависимости от окружающей среды, солнечного света, тепла и т. д.

Взгляды, которые развивал Роджер Бэкон, и .сама его жизнь были героическим подвигом. Роджер Бэкон безусловно намного опередил свое время, но даже гениям не дано целиком вырваться из своей эпохи.

В историко-философской литературе стало почти традицией непомерно сближать и даже отождествлять взгляды Роджера Бэкона со взглядами его великого однофамильца — Фрэнсиса Бэкона, творившего в XVI—XVII вв., т..

Церковь позаботилась о том, чтобы труды Бэкона не увидели света, и его главное сочинение впервые было опубликовано только в 1733 г. Поэтому его идеи, естественно, не могли оказать влияния на современников. Но они свидетельствуют о том, что уже в XIII в. зарождались принципы эмпирической науки. Бэкон намного оиередил свое время, однако время опытного естествознания еще не пришло.

Читайте также: