Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в средние века эпоху возрождения кратко
Обновлено: 05.07.2024
Считается, что средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Знание рассматривалось как продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых встречается мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. А если так, то наука теряла смысл своего существования, все стала определять вера. Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и т.д. Отношение к Богу считалось превыше всего, а отношением к природе – второстепенно. Ориентация на выявление объективных закономерностей природы отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться. И именно в этот период человечества, как это ни странно, стали образовываться университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство и инженерное дело. В каждом университете было четыре факультета:
1. подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматики, риторики, диалектики, математики, астрономии и музыке);
Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII век), Париже (1200), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385).
В средневековой науке можно выделить три традиции познания:
1) схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;
3) опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля.
Роль эпохи средневековья в истории естествознания состоит в умножении связей чувственных образов. Чтобы перейти от них к научному знанию, необходимо было научиться отбирать из этого множества связей те, которые носят существенный, рациональный характер. Такой качественный переход в сознательной деятельности несла эпоха Возрождения.
Считается, что средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Знание рассматривалось как продукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых встречается мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. А если так, то наука теряла смысл своего существования, все стала определять вера. Ценностно-эмоциональное восприятие доминировало над познавательно-рациональным, а точкой отсчета в ценностной системе духовного мира религиозный дуализм поставил антагонистические понятия: добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и т.д. Отношение к Богу считалось превыше всего, а отношением к природе – второстепенно. Ориентация на выявление объективных закономерностей природы отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться. И именно в этот период человечества, как это ни странно, стали образовываться университеты. Возникновение таких светских учебных заведений стало возможным только в эпоху развитого средневековья, когда благодаря успехам агрономии и ряду изобретений возросло сельскохозяйственное производство (трехпольная система, колесный плуг), расширились ремесло и торговля, начали поощряться облегчающее физический труд изобретательство и инженерное дело. В каждом университете было четыре факультета:
1. подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматики, риторики, диалектики, математики, астрономии и музыке);
Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII век), Париже (1200), Кембридже (1209), Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385).
В средневековой науке можно выделить три традиции познания:
1) схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;
3) опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля.
Роль эпохи средневековья в истории естествознания состоит в умножении связей чувственных образов. Чтобы перейти от них к научному знанию, необходимо было научиться отбирать из этого множества связей те, которые носят существенный, рациональный характер. Такой качественный переход в сознательной деятельности несла эпоха Возрождения.
В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.
Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на Священном Писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.
ДРЕВНИЙ РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УПАДОК РОМАНСКОГО МИРА
ДРЕВНИЙ РИМ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УПАДОК РОМАНСКОГО МИРА Чтобы объяснить упадок романского мира и описать его связи с происхождением христианства, историки древнего мира разделились на два лагеря. Одни верили в естественную смерть римской цивилизации, другие придерживались
II СРЕДНИЕ ВЕКА
II СРЕДНИЕ ВЕКА Такова та позиция, которую по отношению к религии заняла греческая философия. Преемница последней, христианская мысль разбила те рамки естественного познание и действия, в которых расположилась эта философия. Страстная жажда бесконечной любви и мощи,
III «Церковь и Средние века
III «Церковь и Средние века На этом судьба несчастного сознания не завершается; существует противоречие, которое создает из чувственного, из этого, например, из хлеба и вина, символ нематериального, счастливое противоречие, которое, однако, должно породить в душах учеников
Древность и средние века
Древность и средние века Философская и научная мысль древности, средних веков и Возрождения обычно оценивалась с позиций уже достигнутого уровня представлений о мире. Воззрения прошлого привлекались к суду не исторически трансформирующихся воззрений, а совпадавшей с
Древность и средние века
Древность и средние века Философская и научная мысль древности, средних веков и Возрождения обычно оценивалась с позиций уже достигнутого уровня представлений о мире. Воззрения прошлого привлекались к суду не исторически трансформирующихся воззрений, а совпадавшей с
Отдел второй. СРЕДНИЕ ВЕКА
Отдел второй. СРЕДНИЕ ВЕКА Если первый период германского мира с блеском кончается образованием могущественного государства, то во втором периоде начинается реакция, вытекающая из противоречия, заключающегося в бесконечной лжи, противоречия, которое господствует в
§3. Город в период господства родовой знати в средние века и в древности
§3. Город в период господства родовой знати в средние века и в древности Поскольку в conjuratio входили не только ведущие аристократические роды, а вообще все землевладельцы города, то официально собрание горожан, называемое в Италии parlamentum, считалось высшим суверенным
III. ПЕХОТА В СРЕДНИЕ ВЕКА
III. ПЕХОТА В СРЕДНИЕ ВЕКА Упадок, который пережила римская пехота, продолжался и в византийской пехоте. Своего рода принудительный набор в армию еще сохранялся, но ничего кроме самых негодных формирований в армии он не давал. Лучшие части армии составляли вспомогательные
Глава 6. Средние века
Глава 6. Средние века Христианство и философия В конце четвертого века после Р.Х. Римская империя разделилась на две части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей государственной религией. В это же время (375–568) происходило переселение германских племен,
Жизнь в средние века*
Жизнь в средние века* Наше представление о средних веках — пожалуй, больше, чем о других периодах истории, — искажено предрассудками. Иногда оно чересчур мрачное, иногда слишком возвышенное. Не сомневавшийся в себе XVIII век считал средневековье просто варварством — для
Глава 14 Европа и византия: Средние века
Глава 14 Европа и византия: Средние века Император Валентин: Разве ты не боишься властей. Василий Великий: Смерть для меня благодетельна, она скорее пошлет меня к Богу, для Которого я живу и тружусь, для Которого большею частью себя самого я уже умер и к Которому давно
Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) создал первую научную медицинскую школу. Он считал, что у каждой болезни есть естественные причины, и о них можно узнать, изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма.
Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) стал одним из основателей биологии как науки. Он первым обобщил биологические знания, накопленные человечеством, разработал систематику животных, определив в ней место человека. Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
Древнеримский ученый и врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200) заложил основы анатомии человека. Его труды были основным источником знаний о человеческом теле на протяжении почти пятнадцати веков.
Вопрос 2. Охарактеризуйте особенности воззрений на живую природу в Средние века, в эпоху Возрождения.
Вопрос 3. Какое изобретение XVII в. дало возможность открыть и описать клетку?
Открытие клеточного строения живых организмов стало возможно благодаря появлению микроскопа. Его прототип в 1590 г. изобрел голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен. О первом микроскопе известно, что он состоял из трубы, прикрепленной к подставке, и имел два увеличительных стекла. В середине XVII в. Роберт Гук, изучая срез пробки, обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их клетками. Несколько позже голландец Антони ван Левенгук первым увидел живые клетки в усовершенствованный микроскоп с увеличением в 150-300 раз.
Вопрос 4. Каково значение для биологической науки работ Л. Пастера и И. И. Мечникова?
Луи Пастер (1822-1895) — выдающийся французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии. Он открыл природу брожения и опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Пастер изучал природу многих инфекционных заболеваний, разработал метод профилактической вакцинации против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства, а также ввел методы антисептики.
Илья Ильич Мечников (1845-1916) — автор выдающихся трудов по сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии. Он открыл явление фагоцитоза и на основе этого открытия предложил фагоцитарную теорию иммунитета. Кроме того, Мечников создал теорию происхождения многоклеточных организмов. В 1908 г. он был удостоен Нобелевской премии.
Вопрос 5. Перечислите основные открытия, сделанные в биологии ыXX в.
Основными биологическими открытиями XX в. являются:
мутационная теория Гуго де Фриза;
учение о факторах эволюции Ивана Ивановича Шмальгаузена;
хромосомная теория наследственности Томаса Ханта Моргана;
учение о биосфере Владимира Ивановича Вернадского;
открытие антибиотиков Александром Флемингом;
установление структуры ДНК Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком.Вопрос 6. Назовите известные вам естественные науки, составляющие биологию. Какие из них возникли в конце XX в.?
Современная биология — это совокупность естественных наук, изучающих жизнь как особую форму существования материи. Одними из первых в биологии сложились такие науки, как зоология, ботаника и анатомия. Позднее внутри них сформировались более узкие дисциплины. Например, внутри зоологии появились орнитология (наука о птицах), герпетология (о земноводных и пресмыкающихся), энтомология (о насекомых); внутри ботаники — бриология (наука о мхах), альгология (о водорослях), микология (о грибах). Многообразие живого мира изучает систематика, историю живого мира — палеонтология. Различные свойства живого являются предметом исследования таких наук, как физиология (наука о жизнедеятельности организма), генетика (о закономерностях изменчивости и наследственности), этология (о поведении), эмбриология (об индивидуальном развитии организма), эволюционное учение (об историческом развитии живых существ). Клетки изучает цитология, микроорганизмы — микробиология; взаимодействие организма с возбудителями заболеваний — иммунология. В середине XX в. в биологии начали эффективно использовать методы и идеи других естественных наук. На границах смежных дисциплин возникли биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология и многие другие науки. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Развитие компьютерных технологий позволяет моделировать биологические процессы (биоинформатика). Значительные успехи генетики и молекулярной биологии привели к появлению очень перспективного, ориентированного на практику направления — биотехнологии. Рост актуальности проблемы охраны природы способствует развитию экологического подхода в большинстве отраслей биологии.
. Представление о природе в этот период опиралось прежде всего на ветхозаветное сказание о сотворении мира: мир создан богом, он — реальное ' воплощение его идей; во всех явлениях природы видели проявление божественного промысла.
Признание реальности мира во времени и пространстве сочеталось с уверенностью, что за этим несовершенным миром вещей существует
Символическое вйдение мира — одна из характерных черт средневекового мышления, для которого природа есть не что иное, как аллегория религиозной идеи, отражающей и защищающей авторитарно-иерар- хическую систему общественного устройства того времени.
В эпоху, когда в Западной Европе распространились учения Аристотеля и Платона (XII—XIV вв.), в значительной степени искаженные в интересах богословия, центральным в средневековой схоластике стал спор между номиналистами и реалистами. Реализм зрелого средневековья признавал подлинное существование универсалий; номиналисты считали, что сущность вещей выражают только индивиды, универсалии же являются лишь словесным обозначением этой сущности. Номиналисты нередко вступали в противоречие с догматами церковного вероучения. В номинализме — начало рационального взгляда на природу. Спор между реалистами и номиналистами нашел отражение и в естественнонаучных сочинениях средневековых авторов.
Средневековая мысль еще скована страхом перед церковной ортодоксией, мистической верой, но в то же время вера иногда отступает перед мощью реального опыта, имеющего дело с фактами, составляющими содержание повседневного бытия. Это противоречие средневекового сознания порой выступало в остродраматической форме, как, например, в сочинениях и самой личной судьбе выдающегося мыслителя XIII в. Роджера Бэкона.
Th. Aquinat. Summa theologiae, II, I, quaest., 103, art. 2.
мов и машин, приомои и способен строительства, возделывания растений, разведения животных, сохринония идоровья. Он мечтал о летательных машинах, повозках, дннжущихся без помощи животных, кораблях, плывущих без парусов и т. л. Надежда на всесилие магии, утверждал он, нелепа и бесплодна.
Критикуя схоластику, отвлеченные рассуждения, он настаивал на том, что описания явлений природы должны быть не только математически точными, но приближаться к математическому выражению. Стремление к точному мышлению, к математической обработке результатов наблюдения и опыта выразилось и в выборе тех биологических яівлений, которыми интересовался Бэкон. Считая оптику важнейшей из физических наук, он занимался изучением строения и функционирования глаза.
Несмотря на различие между живыми и неживыми телами, и те,' и другие, по Бэкону, построены из одних и тех же материальных частиц. Живые существа, по мысли Бэкона, находятся в тесной зависимости от окружающей среды, солнечного света, тепла и т. д.
Взгляды, которые развивал Роджер Бэкон, и .сама его жизнь были героическим подвигом. Роджер Бэкон безусловно намного опередил свое время, но даже гениям не дано целиком вырваться из своей эпохи.
В историко-философской литературе стало почти традицией непомерно сближать и даже отождествлять взгляды Роджера Бэкона со взглядами его великого однофамильца — Фрэнсиса Бэкона, творившего в XVI—XVII вв., т..
Церковь позаботилась о том, чтобы труды Бэкона не увидели света, и его главное сочинение впервые было опубликовано только в 1733 г. Поэтому его идеи, естественно, не могли оказать влияния на современников. Но они свидетельствуют о том, что уже в XIII в. зарождались принципы эмпирической науки. Бэкон намного оиередил свое время, однако время опытного естествознания еще не пришло.
Читайте также: