Охарактеризуйте особенности формационного подхода к типологии обществ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

В марксизме выделялось пять общественно-экономических формаций:

1. Первобытную (доклассовую). Наиболее характерным является присваивающий способ производства (собирательство, охота, рыбалка), т. е. люди еще не могли сами производить необходимые для потребления продукты, поэтому они потребляли только то, что находили (добывали) в окружающей природной среде.

2. Рабовладельческу. Основывается на подневольном труде рабов

3. Феодальную. Основывается на труде прикрепленных к земле крестьян

4. Капиталистическую. Основывается на труде наемных рабочих.

Коммунистическую (бесклассовую).

Культура и цивилизация. Назовите их отличительные черты.

Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Цивилизация — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры.

Тем не менее, между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.

Цивилизация по своему содержанию противостоит культуре. Если в основе культуры лежит гуманистическое начало, то сущностью цивилизации является практицизм и прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманитарные знания, то в цивилизации доминирующую роль начинают играть естественные науки и техника. В отличие от культуры цивилизация лишена творчества.

Культура - явление индивидуальное и неповторимое, цивилизация же - явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов и признаки по преимуществу материальные. Культура в своей основе духовна.

Культура - это культ предков, почитание могил и памятников. Культура гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с прошлым, преемственностью. Цивилизация, напротив, дорожит своим недавним происхождением. Она не ищет древних и глубоких истоков, а гордится своими сегодняшними изобретениями. Цивилизация всегда имеет такой вид, словно она возникла сегодня или вчера.

Политический режим государства. Охарактеризуйте его виды.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Основные виды политических режимов:

Демократический режим

В демократическом государстве народ является источником власти.

Это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.

Либеральный режим

Это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности.

Авторитарный режим

Политический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Тоталитарный режим

Политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.


Общество как совокупность социальных групп не стоит на месте. Процессы, которые в нём происходят, ведут к процветанию или регрессу. На протяжении истории человечества многие мыслители пытались выявить законы его развития, создавали различные классификации. Наибольшее распространение получили формационный и цивилизационный подходы к типологии общества. Рассмотрим их основные положения.

Формационный подход

Основоположником данной классификации является немецкий философ Карл Маркс. В соответствии с типами экономического развития он выделял следующие формации:

Теория Маркса имеет свои достоинства: она позволяет выявить общие черты в развитии разных народов, представляет их историю как единый процесс. К недостаткам классификации можно отнести то, что некоторые народы не проходили перечисленные учёным стадии. Объяснение истории с точки зрения экономического развития исключает влияние духовных, социальных, политических факторов.

Карл Маркс

Рис. 2. Карл Маркс.

Цивилизационный подход

В основе данного подхода лежит понимание истории каждого народа как уникального пути. При этом основным понятием становится цивилизация — общество, обладающее специфическими чертами. Человек является двигателем прогресса. Он способен влиять на развитие государства.

Отличие цивилизаций, приходящих на смену друг другу, состоит в особенностях политического устройства, уровне экономического развития, социальной структуре, духовно-нравственных ценностях.

Сравнение подходов

Формационный подход и цивилизационный подход к типологии государств и обществ имеют схожие черты и различия. Кратко познакомимся с ними.

Сходство подходов

Особенностью формационного подхода и цивилизационного подхода является выделение значительных этапов, через которые проходят разные страны и народы в своём развитии. Исследователи считают, что переход от одного этапа к другому чаще всего происходит посредством революционных изменений, то есть преобразований, затрагивающих основы общества и влияющих на все его сферы.

Революция

Рис. 3. Революция.

В основе обоих подходов лежит признание в качестве источника преобразований тех процессов, которые ведут к изменениям в области материального производства. Вслед за ними меняется и социальная структура, и политический курс.

Различие подходов

Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет выявить существенные различия, лежащие в основе обеих классификаций.

  • В учении Маркса выявляются типичные для всех обществ законы развития, в то время как цивилизационный подход рассматривает путь каждого отдельного государства как уникальный процесс.
  • В формационном подходе решающим является экономический фактор, в цивилизационном главная роль отводится духовным ценностям.
  • Сравнительная характеристика двух классификаций позволяет выявить разные критерии прогресса: в учении Маркса это уровень развития производительных сил, а в цивилизационном подходе — степень свободы отдельной личности.
  • Цивилизационный подход провозглашает деятельность человека как движущую силу эволюции.

Главным недостатком цивилизационного подхода является невозможность представить историю государств мира как единый процесс. Они существуют изолированно друг от друга.

Что мы узнали?

Существует два подхода к типологии обществ. Формационный подход предполагает историю государств как смену формаций. В основе классификации лежит уровень развития производительных сил. Цивилизационный подход рассматривает прогресс как цепочку цивилизаций, замещающих друг друга. Обе позиции имеют достоинства и недостатки.

Формационный подход был широко освещен в трудах Ленина, Энгельса и Маркса. Согласно теории, социум проходит в своем развитии определенные этапы, которые сменяют друг друга. Эти стадии называются общественно-экономическими формациями. Так, социум прошел через первобытнообщинный, рабовладельческий этап, перешел на феодальный, капиталистический, коммунистический уровень.

формационный подход к изучению общества

Формационный подход. Особенности

Формационный подход к изучению общества предусматривает определенные закономерности. Так, производительные силы проходят более быстрое развитие, нежели отношения. Навыки, знания и средства труда совершенствуются. При этом с течением времени начинают возникать противоречия. Выражаются они в том, что прежние отношения на производстве начинают сдерживать развитие новых. Для того чтобы продолжалось совершенствование, требуется замена одних взаимодействий другими. Таким образом, проявляется формационный подход.

формационный подход к типологии государства

Для лучшего понимания следует рассмотреть примеры, применяя формационный подход к типологии государства. В условиях первобытнообщинного строя производственные средства представляли собой общую собственность. В связи с этим трудились люди вместе, сообща. Результаты же деятельности распределялись между всеми членами социума поровну. В капиталистическом же обществе, наоборот, частные лица являлись владельцами средств производства. В связи с этим отношения становятся несколько иными. При феодальном строе основным средством производства являлась земля. Она принадлежала одному хозяину. За использование земли крестьяне платили феодалу повинности. Однако, несмотря на то, что в ряде стран работники были прикреплены к господину, социум развивался. Совершенствовалась техника, начинала зарождаться промышленность. В итоге социум становился на новый этап развития.

формационный подход

Формационный подход. Плюсы и минусы

Читайте также: