Охарактеризуйте непроизвольное и произвольное поведение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос по обществознанию:

Охарактеризуйте непроизвольное и произвольное поведение.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 26.07.2015 01:49
  • Обществознание
  • remove_red_eye 6866
  • thumb_up 33
Ответы и объяснения 1

Ну непроизвольно себя ведет человек,с психическими отклонениями,который не намерено например дергается во время разговора
А произвольное поведение это когда человек сам решает что ему делать и осознает сое поведение

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Обществознание.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние . трудности и препятствия.

Непроизвольное поведение – это неосознанное импульсивное поведение под влиянием сильных сиюминутных побуждений.

Схема произвольного поведения: потребность --- мотив (сильный) хочу --- цель --- план --- реализация цели, результат.

Схема волевого поведения --- мотив (слабый) или борьба мотивов + личностный смысл смысл --- цель --- план --- реализация цели, результат.

Волевое действие – это сознательное целенаправленное действие по преодолению препятствий с помощью волевого усилия.

Волевое усилие – это форма сознательного напряжения, мобилизации внутренних. ресурсов человека и создание доп. мотивов (смыслов) к действию по достижению цели; харизуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленных действий или удержание от нежелательных поступков.

Волевое поведение возникает тогда, когда на пути мотивированного действия возникает препятствие. В. поведение связано с преодолением препятствий, осознанием цели, борьбой мотивов, сознательным отказом от одних мотивов и целей ради реализации других. Стр-ра В. пов-ия:

Основным механизмом В. поведения (по В.И. Иванникову) является создание дополнительного смысла действия, когда оно выполняется ради личных ценностей человека.

Волевая регуляция – это подключение необязательного для выполнения действия к смысловой сфере Личности., соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями.

Волевой ч-к – это ч-к, способный создавать доп. побуждение к действию путем изменения смысла этого действия.

Ψ-ий мех-зм воли – это намеренное изменение смысла как мех-зма пов-ия (Иванников).

Стр-ра и компоненты волевого пов-ия.

1. Наличие препятствий.

2. Борьба мотивов (мотив – побуждение к д-ию).

3. Осознание цели, отыскание смысла, принятие решения.

4. Приложение волевого усилия;

3. Ф.М. воли:

1. Суммарная работа коры больших п/ш (в основе произв. поведения – дея-ть пирамидных клеток, лобных отделов коры – III блок мозга).

2. Вторая сигнальная с/ма – свойственная ч-ку с/ма условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздр-ля, а его словесного обозначения. 2-ая сигнальная на базе 1-ой сигн. с/мы в процессе общения.

3. Ретикулярная формация –1 блок г.м.

При нарушении лобных отделов – апраксия – нарушение произв. поведения, связанное с отсутствием целенаправленных д-ий.

Абулия – болезненное безволие на фоне торможения коры.

Функции воли.

Главная функция сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедея-тельности.

Роль воли: волю называют становым хребтом характера. Воля необходима для È всех ВПФ. Это форма сознательной регуляции активности. Воля превращает индивида в Л., владеющую собств. поведением и психическим .процессами .

Волевые качества личности:

1. Сила воли – обобщенное понятие спос-ти ч-ка преодолевать внешние и внутр. трудности.

2. Выдержка – спос-ть ч-ка сдерживать свои эмоц-ые проявления, подавлять импульсивные малообдуманные д-ия.

3. Инициативность – св-во Л., проявляющееся в предприимчмвости.

4. Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели.

5. Решительность – спос-ть быстро принимать решение в значимой ситуации.

6. Самообладание – спос-ть не теряться в экстремальн. ситуациях, не поддаваться эмоциям.

7. Смелость – спос-ть ч-ка качественно выполнять д-ия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха.

8. Уверенность в себе – переживание ч-ком своих возможностей, как адекватных тем задачам, к-рые перед ним стоят и к-рые он ставит сам.

9. Целеустремленность – стремление Л. к достижению поставленной перед собой цели.

Теории воли

мотивационный подход кволе

понят В ввел Аристотель как объяснительное для действий основанных не на непосредственном желании а на разум решении, действовать не потому что хочется а надо От А идет мотивационный подход кв. В рассматривается как побуждающая сила

Р. Декатр - воля борьба со страстями. К. Левин отождествляет В и мотивацию видел в ней способность встать над силами поля преодолеть ситуативные побужд

Узнадзе воля акт выбора мотива смена установки.

Рубинштейн подчеркивал связь воли и мотивации. Л.И. Божович видела сущность В в способности подчинять поведение сознательно поставленным целям вопреки побуждениям извне. Развитие воли связано с построением иерархии мотивов.

Павлов рассматривал В как рефлекс свободы проявление жизненной активности при встрече с препятствиями

Фрейд связывал с инстинктами .Юнг Фромм Хорни Адлер воля реализация стремления к власти

Регуляционный подход –воля как управление собой

Против в как самостоятельной силы выступали Сеченов, Басов они писали воля не порождает действий. В рассматривается как сознательно регулируемое поведение (концепция П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна)

Л. С. Выготский: Воля= ВПФ ( выполняя приказ другого, ребенок учится управлять собой) Л.С. Выготский видит сущность В в овладении собой

В. И . Селиванов В- самостоятельная сфера психики . Воля особ форма отражения регулирующая действия Ч к воле у Селиванова подход с 2 сторон саморегуляции и самодетерминации

Как управление собой в рассматривали Селиванов, Пуни, Смирнов ,Франкл, В А Ассаджиоли Р

В современной психологии 3 основных подхода к исследованию В

Узнадзе,Рубинштейн, Божович + мотив подход

В К Калин регуляц подход

В как способн преод преп спорт псих Рудик Пуни Селиванов В И

Вывод Изложенные подходы отражают различные функции воли и не противоречат др. др.

Понимание воли возможно на основе синтеза различных теорий. Мотивационныйподход к В акцентируют ее мотивационную составляющую, т е побудительную функцию воли, но факты намеренного выбора целей, мотивов, возможность регулировать псих процессы говорят о регулирующей функции В.

Охарактеризуйте непроизвольное и произвольное поведение.


Непроизвольное поведение - это действие, которое вы не можете контролировать, а совершаете, не осознавая, что делаете это.

Это поведение, которое нельзя контролировать.

Примером этого является то, что когда мы появляемся на ярком солнечном свете из темного места, мы обычно моргаем несколько раз, даже не подозревая об этом.

Непроизвольные действия возникают не сами собой, а только после того, как определенный сигнал будет воздействовать на нервую систему.

Такое поведение может хранить в себе врожденные и приобретенные действие, такие как защитные действия, хватательные действия – то есть в основе этого поведения лежит рефлекс.

Это поведение, которое человек естественно реализует в действии.

Это также означает, что у вас есть свобода воли и вы можете принять решение предпринять конкретное действие.

Прогулка по улице - пример добровольного поведения.

К произвольным действиям относится : смотреть, слушать, запоминать и вспоминать, думать, воображать, ускорять движение, расслаблять мышцы, анализировать движение и так далее.


Произвольное и непроизвольное поведение

В психологии разделяют два типа поведения: произвольное и непроизвольное. Первым обладают организованные дети, проявляющие выдержку и ответственность в делах. Они готовы подчиняться собственным целям и установленным в обществе нормам, законам, правилам поведения, а также обладают высокой дисциплинированностью. Обычно детей с произвольным типом поведения относят к числу чересчур послушных и примерных. Но согласитесь, что такой способ самоподачи тоже не является идеальным.

Именно поэтому психологи выделяют еще один тип: непроизвольное (слепое) поведение. Такие дети ведут себя неосмысленно и нередко лишены инициативности, они предпочитают игнорировать правила и законы – их просто не существует для таких детей. Нарушения постепенно становятся систематическими, ребенок перестает реагировать на замечания и упреки в свою сторону, считая, что он может поступать так, как ему хочется. И такое поведение тоже считается отклонением от нормы. Вы спросите: какой же тип наиболее приемлем для ребенка? Обе модели поведения требуют коррекционной помощи, которая будет направлена на преодоление негативных личностных черт.

нарушения поведения

В чем заключается причина отклонений?

Как известно, каждый человек индивидуален, и полагать, что возникновение отклонений в поведении двух детей имеет одинаковые причины, в большинстве случаев ошибочно. Иногда нарушения могут иметь первичную обусловленность и являются особенностью человека. Например, это может быть постоянное изменение психических процессов, моторная заторможенность или же расторможенность, нарушения интеллекта и т. д. Такие отклонения носят название "нейродинамические расстройства". Ребенок может страдать от нервной возбудимости, постоянной эмоциональной неустойчивости и даже от резких смен поведения.

Отклонения от нормы у здоровых детей

нарушения интеллекта

Гиперактивное поведение

Гиперактивность является, пожалуй, самым популярным видом расстройства поведения. Таким детям просто необходима повышенная двигательная активность. Но это часть проблемы. Когда ребенок с гиперактивным поведением попадает в социум с прописанными в нем определенными нормами и распорядком, у него нарастает нервное и мышечное напряжение. Ребенок не может терпеть таких запретов, результатом чего становится ухудшение внимания, снижение работоспособности, быстрая утомляемость и эмоциональная разрядка, выражающаяся двигательным беспокойством и неусидчивостью. А такое поведение как раз относится к числу дисциплинарных проступков.

Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.

психология человека по поведению

Демонстративное поведение

Нехватка внимания – главная причина

расстройства поведения

Протестное поведение

Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка – все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.

Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.

Агрессивное поведение

Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация – вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики – все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.

поведение и психика

Зачем и почему ребенок себя так ведет?

Проявляя агрессию, ребенок чувствует свое сомнительное превосходство над другими, силу и непокорность. Основными причинами нарушения поведения являются проблемы и трудности, возникающие у детей из-за учебы. Профессионалы называют такое невротическое расстройство дидактогенией. Именно оно выступает одной из главных причин, приводящих к суициду. Но в чрезмерной агрессивности ребенка нельзя винить только обучение. Негативное воздействие компьютерных игр, влияние СМИ и изменения системы ценностей в отношениях, дисгармония в семье, а именно постоянные ссоры родителей и драки – все эти факторы также могут оказывать негативное влияние на детскую психику. Если ваш ребенок стал слишком импульсивным, вспыльчивым, тревожным или эмоционально неустойчивым, то самое время обратиться к психологу либо попробовать самостоятельно провести беседу и выяснить, в чем кроется причина проявления агрессии.

Инфантильность в поведении

Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны.

Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.

общепринятые нормы поведения

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.

Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.

особенности поведения: коррекция

Способы коррекции детского поведения

Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается в активизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.

Читайте также: