Чарльз макинтош биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Архитектор Чарльз Ренни Макинтош - биография и творчество

Архитекторы и арх. бюро

Раннее творчество

В 1877–1884 годах Чарльз учился в художественном колледже Аллана Глена, а по его окончании начал посещать вечерние курсы Школы искусств Глазго. С 1885 по 1892 год его непосредственным наставником был ректор Школы Фрэнсис Ньюбери, а с 1887 года, когда открылось новое, архитектурное, отделение, он практиковался в мастерской архитектора Джона Хатчинсона. Школа оказала огромное влияние на творческое становление Макинтоша. Позже он отблагодарил ее, спроектировав новое здание своей alma mater, во многом способствовавшее ее мировой известности.

Особенностями этой шотландской версии общеевропейского модерна были благородная сдержанность и геометризм форм в сочетании с изысканностью и тончайшей проработкой деталей. В сущности, именно их вариант графичного, строгого, геометричного модерна проложил путь для последующего искусства ар-деко и эстетики минимализма. При этом шотландский дух проявлял себя в особой любви к кельтской символике, а также в выборе необычной цветовой гаммы, включавшей пурпурно-сиреневый, цвета вереска, мягкие зеленые и мглисто-серые тона.

В 1900 году Макинтош женился на Маргарет Макдональд (годом раньше поженились Фрэнсис Макдональд и Герберт Макнейр). Этот брак продлился до конца жизни мастера, оказавшись на редкость счастливым и творчески плодотворным. Ради любимой Макинтош разорвал помолвку с Джесси Кеппи, сестрой своего работодателя, рискуя потерять важные связи и навредить карьере. В Школе искусств Маргарет получила специальность живописца и витражиста, но круг ее интересов был много шире. Она была музой и соратницей Чарльза, вместе они создали многие интерьеры, которые украсились ее барельефами, витражами, росписями, панно и вышивками.

В 1896 году Макинтош победил в конкурсе на проект нового здания Школы искусств, и эта работа стала решающей в его творческой судьбе, принеся ему широкую известность. Параллельно с курированием строительства Школы Макинтош проектировал и другие общественные здания в Глазго: церковь Королевского Креста в Вудсайде (1898–1899) и школу на Скотланд-стрит (1903–1906).

Рационализм в творчестве архитектора

С самого начала обнаружилось удивительное умение мастера продумать наряду с архитектурным планом и дизайнерской концепцией все мельчайшие детали максимально рационального функционирования своего объекта. Так, например, при строительстве школы на Скотланд-стрит он предусмотрел трубы отопления в школьной раздевалке позади вешалок, в результате чего, несмотря на частые дожди в Глазго, дети всегда ходили в сухих пальто.

В своем архитектурном творчестве Макинтош опирался на традицию средневековых шотландских замков, так называемый баронский стиль, и еще более ранние кельтские истоки. Он не любил архитектуру Греции и Италии, которую считал непригодной для шотландского климата, и ратовал за возвращение баронского стиля, адаптированного к современности. Он черпал вдохновение в старинных традициях, легендах, мифах, при этом всегда соединяя романтизм своих образов с хорошо продуманным функционализмом.

Рационализм Макинтоша побуждал его интересоваться самыми современными строительными материалами и технологиями, в применении многих из них он был новатором. Он любил использовать бетон в сочетании с булыжником и тесаным камнем, зеркальное стекло и сталь, а также одним из первых начал работать с пластиком.

В 1897 году Макинтош получил первый заказ от мисисс Кэтрин Крэнстон — крупного экспортера чая и владелицы сети чайных заведений в Глазго. Это стало началом сотрудничества, продолжавшегося вплоть до 1917 года. Среди других заказчиков мастера были финансист и главный покровитель Венских мастерских Фриц Варндорфер, для которого вместе с женой Макинтош разработал проект музыкального салона в Вене.

Ч. Р. Макинтош. Эскиз музыкального зала Дома любителя искусств. Акварель. 1902

Ч. Р. Макинтош. Эскиз музыкального зала Дома любителя искусств. Акварель. 1902

Уникальным произведением, прекрасно передающим дух эпохи, стал конкурсный проект Макинтоша 1901 года Дом любителя искусств в Дармштадте. Само возникновение подобного жанра отразило мечту художников модерна об идеальном заказчике, знатоке и тонком ценителе прекрасного, стремящемся превратить окружающий мир в царство гармонии и красоты. Проект Дома любителя искусств был разработан Чарльзом вместе с Маргарет, необычайная изысканность его декора в сочетании со строгостью фасадов произвела большое впечатление на мастеров европейского арнуво. Однако, несмотря на победу проекта Макинтоша в конкурсе, Дом любителя искусств не был построен при жизни автора. Его возвели шотландские архитекторы по авторским чертежам лишь в 1989–1996 годах благодаря усилиям Грэхема Роксбурга, занимавшегося восстановлением работ архитектора.

В результате в 1914 году Чарльз и Маргарет поселились на побережье Саффолка в Англии. Там мастер вновь взялся за акварель и написал около 30 посвященных цветам работ для выставки в Германии, которая из-за войны так и не состоялась. В 1915 году супружеская чета переехала в Лондон, в район Челси. Англия всегда была чужда художнику, здесь его никогда не принимали, и как архитектор он был малоизвестен. Не имея архитектурных заказов, Макинтош сосредоточился на акварелях, эскизах для тканей и книжной графике, в том числе по заказу своего многолетнего покровителя, издателя Вальтера Блэки, для которого ранее он построил Хилл-хаус. Работы Макинтоша карандашом и акварелью удивительно графичны. Они сочетают почти ботаническую точность с изящной стилизацией и обнаруживают очевидное влияние японского искусства.

Дом любителя искусств

Дом любителя искусств

Несмотря на все усилия, денег постоянно не хватало, к концу войны Макинтош писал своим друзьям в Шотландию с просьбой купить его картины, чтобы он смог оплатить жилье. В 1916 году он получил свой последний архитектурный заказ — оформление дома № 78 на Дернгейт-стрит в Нортхемптоне для английского бизнесмена Венмана Бэссит-Лоука. Эта работа, по сути, стала завещанием великого архитектора.

В 1923 году Чарльз и Маргарет переехали на юг Франции в местечко Порт-Вендрес, где мастер провел последние пять лет жизни, занимаясь преимущественно пейзажной живописью. Здесь он создал прекрасную серию из 40 акварелей, которую планировал показать на Лондонской выставке. Увы, выставки при жизни он так и не дождался. В 1928 году Макинтошу поставили страшный диагноз — рак языка и горла. Он вернулся в Лондон для лечения, где и скончался 10 декабря 1928 года.

Дом любителя искусств. Музыкальный зал Дом любителя искусств. Столовая

Дом любителя искусств. Музыкальный зал Дом любителя искусств. Столовая

Стул с высокой спинкой для главной спальни особняка Хилл-хаус. Черненый дуб. 1904

Стул с высокой спинкой для главной спальни особняка Хилл-хаус. Черненый дуб. 1904

Мебель Макинтоша чрезвычайно проста, она основана на столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Ее изысканность является результатом утонченной стилизации прямоугольных форм, часто с применением немногочисленных ювелирно проработанных деталей. Нередко мастер украшал мебель серебряными и металлическими оправами, эмалями, инкрустациями цветным стеклом.

За свой век Макинтош создал серии мебельных гарнитуров, настольных часов, светильников, витражей и каминов. Отдельная тема — графика Макинтоша. Она включает огромное количество эскизов зданий, мебели, интерьеров, тканей, а также произведений рекламного дизайна: афиш, постеров, листовок. Удивительным явлением стал дизайн шрифта Макинтоша, ставшего яркой страницей его творчества.


По теме: Проект Nifty Art: квартира для трех поколений китайской семьи



Жизнь Чарльза Ренни Макинтоша неразрывно связана с Глазго. Здесь он родился и учился с 1877 по 1884 гг в высшей школе Allan Glen. Позже продолжил образование в престижной Школе Искусств, здесь познакомился со своей будущей женой Маргарет Макдональд (сначала они вместе работали, а в 1900 году поженились). Позже он создаст для этой школы новое здание, свой самый известный архитектурный проект, который построит вместе с Маргарет, ее сестрой Фрэнсис Макдональд и Гербертом Макнейром. Именно здесь Макинтош использует свет как скульптурный элемент и подчеркивает пространство с помощью материалов: камня, стали и витражей.


Практиковал Макинтош у архитектора Джона Хатчинсона, а с 1889 года работал художником-чертежником в фирме Honeyman and Keppie (позже, в 1904 году он становится совладельцем этой компании). Во время работы в фирме Макинтош разработал свой стиль, который позже будет связан с ранним модернизмом, ар-нуво и японизмом.

Макинтоша вдохновляли тонкость и минималистичность японского искусства, а также воспоминания сельского детства. На стыке родился элегантный дизайн, соединивший викторианскую и современную эпохи: этому способствовала и экономическая ситуация, сложившаяся в Шотландии в конце XIX века. Глазго был одним из главных центров промышленной революции. Примерно в то же время Япония смягчила режим изоляционизма, и в Глазго появились японские инженеры и моряки. Когда Чарльз Ренни Макинтош спроектировал Школу искусств в Глазго, он руководствовался модернизмом, целью которого были функциональность и практичность, и идеалами восточного мышления, от которого заимствовал мысль о спокойствии и органичности архитектуры.


Школа Искусство в Глазго (Glasgow School of Art), самый значительный архитектурный проект Макинтоша. Здание пережило пожар в 2014 году, однако сейчас после нескольких лет споров по восстановлению уникального сооружения, планируются реставрационные работы


House for an Art Lover (Дом для любителя искусства), проект 1901. Был построен по оригинальным чертежам в 1990-е годы


Чарльз Ренни Макинтош – человек, внесший огромный вклад в развитие дизайна, создатель неповторимого архитектурного стиля и наиболее яркая фигура в архитектуре 19 века.

Рождение легенды

Будущий родоначальник стиля модерн появился на свет в семье полицейского в городе Глазго 7 июня 1868 года. Примечателен тот факт, что будущий великий архитектор родился в городе, который является культурным наследием Шотландии и, не являясь столицей, имеет огромную финансовую, деловую и культурную роль. На момент рождения ребенка никто не мог представить, что через несколько десятков лет он станет еще одной известной личностью, которой будет гордиться город Глазго. Первые предпосылки к этому появляются в возрасте 5 лет, когда ребенок уделяет много времени живописи, и, в особенности, рисованию цветов. Родители всячески поддерживали интерес Чарльза, и благодаря им он поступает в художественную школу, которая специализируется на его увлечении.

макинтош чарльз

Стиль Глазго

С этого момента начинается разработка совместных работ, различной мебели, плакатов и других предметов интерьера. Чарльз Ренни Макинтош обогащает свой творческий мир, перенимает особенности стиля у других членов группы, а в 1895 году состоится его первое выступление на выставке искусства в качестве плакатиста. Однако он все также верен архитектурному творчеству, в отличие от других членов группы, которые не разделяют его взглядов.

Первые успехи

В 1900 году Макинтош Чарльз женится на Маргарет Макдональд. В этом браке он будет состоять до конца жизни, ради любимой он рискует работой и своими связями. Союз получился достаточно плодовитым, ведь его жена имеет специальность витражиста и живописца, а также обладает широким кругом интересов. Она становится музой Чарльза и вместе они создают сотни интерьеров.

чарльз ренни макинтош

Расцвет творчества

великие архитекторы

Школа искусства Глазго

Hill House

По задумке архитектора, первый этаж должен использоваться только дамами, мужские комнаты и другие помещения, предназначенные для гостей, находятся выше. Номера de Luxe выполнены в неповторимом стиле, органично вписывающемся в общую концепцию дизайна дома. Просторные окна, фриз, выполненный из цветного стекла и нанесенный на белые стены, свинцовое стекло, использованное для производства двойных дверей с серебряными украшениями, фиолетовые тона кресел и диванов с элегантными высокими спинками.

город глазго

Рационализм автора

Талант Чарльза заключался в умении продумывать архитектурный план и дизайнерскую концепцию вместе со всеми мелкими деталями функционирования объекта. Именно благодаря стремлению к максимальному рационализму в своих идеях Макинтош Чарльз интересовался современными технологии и материалами, которые активно использовал в своих работах. Благодаря этому он стал новатором, который не боялся сочетать бетон с булыжником, использовать зеркало и сталь, но наибольшее его достижение заключалось в применении пластика в своих работах.

Баронский стиль, присущий средневековым замкам Шотландии, накрепко засел в голове Макинтоша и именно на него он ориентировался при проектировании своих работ. Архитектура Италии и Греции, используемая в Шотландии в его время, не полюбилась автору, так как, по его мнению, была непригодной для местного климата. Функционализм успешно сочетался с романтическими образами зданий, благодаря которым, они стали столь любимы архитектору.

хилл хаус макинтош

Конец творчества великого мастера

1914 год становится годом депрессии в связи с разрывом партнерства с Honeyman. Начинается сложный период, рождающий много слухов об архитекторе. Кто-то говорит, что он пьет, кто-то - что не может найти новых клиентов из-за своего характера. Чарльз ни с кем не общался в этот период и подумывал перебраться в Вену, ведь возможности его родины были исчерпаны, да и его авторитет в Австрии был существенно больше, чем в Глазго. Планы рушатся вместе с началом Мировой войны. Макинтош перебирается в Саффолк, где создает серию акварельных произведений. Из-за своего творчества попадает под арест по подозрению в шпионаже. Через некоторое время ему удается отстоять свою невиновность, и он вынужден переехать в Лондон.

чарльз макинтош биография

Авторская мебель Чарльза Макинтоша

Модель стула, известная и по сей день, будоражит сознания многих людей, купивших стул Макинтоша. Очень высокая спинка, прямые ножки и сидения в виде трапеции создают впечатление чего-то старинного и чрезвычайно стильного. Несмотря на это, стул чрезвычайно прост: столярное изделие с прямолинейной конструкцией. Утонченность и проработка мельчайших деталей являются залогом изысканности конечного продукта. Игра с цветом, материалом и природными качествами древесины оставила неизгладимый след в истории. По сей день эти произведения мебели пользуются популярностью.

родоначальник стиля модерн

Последние годы жизни Чарльза Ренни Макинтоша

Разочарования архитектора становятся все больше, 20-й год дарит развитие архитектуре Германии, в то время как стиль Макинтоша изживает себя, важнейшие работы мастера больше не интересуют публику. Чарльз переезжает на юг Франции, именно там он проведет последние годы своей жизни перед тем, как скончается в Лондоне в 1928 году.

Разочарования архитектора Чарльза Макинтоша были велики, и при жизни он не получил такого большого отклика, коего заслуживал. Многие из его произведений актуальны и сегодня, некоторые используются, другие являются культурными достояниями страны. Мебель, сделанная по его проектам, имеет высокие темпы продаж, а его методы дизайна активно используются в современном мире. Как часто бывает, слава и признание нашли своего обладателя лишь после его смерти. На сегодняшний день - это одна из самых ярких личностей в истории архитектуры.

Чарльз Ренни Макинтош. Charles Rennie Mackintosh

Человек, объединивший в своём творчестве современность и дух романтики, шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) стал автором многих Работ, которые оказали большое влияние на развитие дизайна и остаются актуальными и любимыми до сих пор.

Немногие дизайнеры имеют право утверждать, что они создали уникальный индивидуальный стиль, который был бы мгновенно узнаваем. Известный сегодня в основном как дизайнер мебели, Чарльз Ренни Макинтош был архитектором в самом широком смысле понятия, он занимался проектированием школ, офисов, церквей, чайных комнат (tearoom – британский вариант кафе), частных домов. Чарльз Макинтош — архитектор, дизайнер и декоратор, в сферу деятельности которого входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами в последние годы показал себя как талантливый акварелист. Благодаря Чарльзу Макинтошу флористика в живописи и орнаментике поднялась на принципиально другой уровень.

Его особый стиль слил вместе элементы шотландских и английских народных искусств и ремесленной традиции с органическими формами L'Art Nouveau. Работы Чарльза Макинтоша совместили в себе смелые геометрические формы с органическим символическим орнаментом.

Работы Чарльза Макинтоша можно условно разделить на три основные области: общественные здания, частные дома и чайные комнаты. Первый проект чайной комнаты был реализован им в 1900 году, и вероятно является наиболее уникальным вкладом в развитие архитектуры и дизайна, в котором все элементы собрались в единой среде. Эти лёгкие, элегантные и современные интерьеры имели огромное отличие от задымленных улиц и песчаных ландшафтов Глазго — крупного промышленного города-порта, где Чарльз Макинтош родился, обучался и прожил большую часть жизни. Глазго, где он выполнил большинство своих работ. К концу 19 века Глазго был богатым, бурно развивающимся европейским городом с огромной сетью торговли и производства, что представляло хорошие возможности для молодого архитектора и дизайнера.

Один из одиннадцати детей, Макинтош родился 7 июня 1868 года в семье Маргарет и Уильяма Макинтоша, служившего клерком в полиции.

Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от рутинного академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаше всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий.

Макинтош был единственным из ее членов, кто кроме этого серьезно занимался архитектурой. При этом источники архитектурного творчества Макинтоша сильно отличались от источников его деятельности в других областях искусства.

В 1896 году Фрэнсис Ньюбери (Francis Newbery) объявил конкурс на проект нового здания Школы Искусств Глазго. Одной из 12 компаний, представивших проекты, была Honeyman & Keppie, в которой на тот момент работал Чарльз Макинтош. Компания получила заказ почти наверняка из-за дружбы Чарльза с Фрэнсисом Ньюбери. Этот заказ положил начало будущей репутации Чарльза Макинтоша.

Проект Школы Искусств на крутом склоне холма был очень прост, даже утилитарен с учётом очень жёстких бюджетных требований. Из-за финансовых ограничений проект был реализован в два этапа: северная часть была открыта в 1899 году, а строительство западной части было начато лишь в 1907 году и завершилось в 1909. Это время совпало с наиболее продуктивным периодом в жизни и карьере Чарльза Макинтоша и считается промежуточной фазой в творчестве архитектора и дизайнера. По окончании строительства это стало очевидно — Западная часть Школы Искусств была гораздо более радикальна и прогрессивна, нежели Северная, также был добавлен чердачный этаж-студия. Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанностью форм, — все эти качества создали Макинтошу репутацию выдающегося художника.

Здание имеет Е-образную форму. Рисовальные студии и архитектурные мастерские в основном расположены вдоль северного фасада школы. Другие учебные и служебные помещения - в восточном крыле. На запад выходят главный лекционный зал, библиотека и несколько студий.

Длина здания — семьдесят пять метров, ширина — двадцать восемь метров. Кроме пяти основных этажей в нем имеется чердачный этаж для мастерских, добавленный на втором этапе строительства. Перепад высот, составивший с севера на юг десять метров, помог создать эффектную вертикаль западного фасада. Лёгкая асимметрия во всех частях здания придает композиции живописность, свойственную народной архитектуре. Например, на северном фасаде два крайних окна на одну панель уже, чем остальные проемы.

Большие окна-витражи обеспечивают хорошее естественное освещение. Контрастируя с массивным каменным фасадом, они напоминают одновременно о стиле эпохи Елизаветы I и о крупных стеклянных элементах, характерных для современной архитектуры. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна нижних помещений.

В мощной композиции западного фасада жесткость сочетается с асимметрией, характерной для традиционной народной архитектуры. Особенности внутренней структуры здания снаружи выразились в контрастном противопоставлении крупных стеклянных витражей с массивом глухой стены.

Интерьер библиотеки не менее удивителен — свет, падающий через витражное освещение, контрастирует с тёмными пятнами деревянной галереи, и лучи как бы раздваиваются. По замыслу Макинтоша тёмные пятна мебели украшены вставками-вспышками красного, зелёного и белого — магическое сочетание академической трезвости и современной геометрической интенсивности.

На верхней лестничной площадке расположен выставочный павильон музея. Он освещён через остекление крыши, комбинированное с деревянными балками, напоминающими средневековый амбар.

За исключением каменной резьбы над центральным входом, любое декорирование, которое Макинтошу удалось включить, было функциональным и при этом изящным. Оживлённое украшение чугунных перил стилизовано в виде цветов, пчёл, птиц и жуков, и напоминают собой японский гребень.

Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) - это целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. Предполагалось системное проектирование всей жилой или общественной среды.

Одновременно с работой над проектом Школы Макинтош строит и оформляет крупные общественные здания в Глазго — церковь Куинс-Кросс (Queen’s Cross Church), школу на Скотланд-стрит (Scotland Street School).

Серию проектов частных одноквартирных домов Чарльз Макинтош начал в 1900 году с дома своего друга Уильяма Дэвидсона в Windyhill, Kilmalcolm. Следующим проектом стал дизайн музыкальной комнаты в Вене для Фрица Вандорфера, сторонника движения Secession Movement и после — Wiener Werkstätte. Но наиболее важным был проект Hill House.

Чарльзу Макинтошу очень повезло с клиентами, такими как Вальтер Блэки, которые позволяли ему иметь полный контроль над проектом. Самым щедрым клиентом и постоянным покровителем Макинтоша была миссис Кэтрин Крэнстон, которой принадлежала сеть чайных заведений (tea rooms) по всему Глазго. В то время чайные комнаты были уникальным явлением. В них могли собираться люди разных классов, встречаться с друзьями и наслаждаться безалкогольными напитками в разных залах одного комплекса. На момент, когда идеи воздержания становятся всё более популярными, чайные комнаты того типа, которыми владела миссис Кэтрин Крэнстон, играли важную роль в культурной и экономической жизни Глазго.

Макинтош был первым, кто использовал трафареты для декорирования интерьера (tea rooms, 91-93 Buchanan Street, 1896 год). Эти помещения реконструированы Брауном Эдинбургом, оформлением и меблировкой занимался Джордж Уолтон.

Первый этаж был исключительно дамским, мужские залы, бильярдные и комнаты для курения находились выше. Наиболее экстравагантными были номера de Luxe на первом этаже. Вид на улицу, белые стены с фризом из цветного стекла, зеркала, великолепные двойные двери из свинцового стекла и серебряными украшениями, кресла и диваны с высокими спинками в фиолетовых тонах.

Лишённый возможности, а возможно и желания строить, Макинтош в течение 20-х годов создал замечательную серию акварельной живописи.

В 20-х годах всё большее влияние на развитие архитектуры оказывает прогрессивное функционалистическое движение Германии и Австрии. Стиль Макинтоша и Школы Глазго, возникший из традиционной шотландской сельской эстетики и ремесла становятся неинтересны публике. В 1923 г. он переехал на юг Франции, где он провел последние пять лет его жизни перед смертью в Лондоне. Несмотря на все разочарования архитектора, его работы в Глазго, многие из которых используются и сегодня, вошли в историю мировой архитектуры и дизайна как одни из самых важных произведений, они актуальны — мебель по его проектам до сих пор производится и успешно продается, а его дизайнерский метод стал основой мастерства для последующих поколений.

Читайте также: