Охарактеризуйте личность логопеда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Название работы: Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России

Предметная область: Медицина и ветеринария

Описание: Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения владеть приёмами и методами их устранения и коррекции специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном так и в школьном возрасте проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией использовать приемы и методы их воспитания корреляции и развития у них высших корковых функций. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению воспитанию.

Дата добавления: 2013-11-19

Размер файла: 36 KB

Работу скачали: 79 чел.

В 75. Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России.

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приёмами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).

Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже не резко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения
создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых.

Профессиональные знания, умения, привычки, навыки составляют профессиональный опыт, обеспечивают квалифицированную профессиональную деятельность в составе различных коллективов (коллеги, дети, родители, руководители и т.д.)

В сферу деловой компетентности включается:

- обобщение передового опыта, получение новых знаний

- педагогическое и логопедическое просвещение

- психологическая и терапевтическая помощь

- коррекционное воспитание и обучение

- поиск наилучших средств коррекции речи.

Основной задачей специалиста является развитие, обучение, коррекция. И воспитание детей с речевыми нарушениями.

Основные сферы деятельности логопеда:

1. Коррекционно – логопедическая работа (инд. и фронт. работа по исправлению недостатков речи).

2. Научно – методическая работа (изучение новых методик и т.п.)

3. Социально – педагогическая сфера.

4. Культурно – просветительская работа (выпуск газет, бюллетеней и т.п.)

Кроме основных в содержание профессиональной компетенции входят и др.:

- философская (это основы общей философии, человек, как объект воспитания, философской и пед. антропологии).

- нравственно – этическая сфера (нормы поведения в обществе, нравственные поступки и качества, соблюдение принципов).

- медико – биологическая сферу ( человек и его развитие, норма и патология развития, причины и последствия, профилактика и мед. помощь).

- экологическая сфера (природа и её охрана, экологич. преступления и их роль в возникновении аномалий у человека).

- социологическая сфера (отношение между группами людей, аномалии в общении людей)

- психологическая сфера (знание всех пед. дисциплин)

- пед. сфера (воспитание и обучение человека, какими методами, формами мы это будем делать).

- юридическая сфера (знания основ, права, законов и т.п.)

- экономическая (проблемы социального обеспечения и т. п.)

- лингвистическая сфера (общие закономерности строения и функционирования языка)

- техническая (технические средства обучения, коррекции)

- информационная (поиск, отбор, оценка, систематизация информации)

За счёт самообразования и самовоспитания накапливается профессиональный опыт.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Традиционно в дореволюционной России помощь детям, имеющим отклонения в развитии, оказывалась благотворительными организациями и частными лицами.

В круг научных интересов речевая патология попала в 20-е гг.нашего столетия. В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей. С 1922 г., после Всероссийского съезда заведующих губоно, начали создаваться
специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
1924 г. стал важной вехой развития дефектологии в России. По инициативе Л. С. Выготского была произведена реформа школ для аномальных детей, целью которой являлась коррекция личности ребенка в целом и его адаптация к социальным условиям. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л. С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа – клиника речи.

В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.

В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. С этой целью
созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.

По инициативе отделов образования на местах, администрации учреждений и инициативе родителей в настоящее время создаются дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах и специальные группы в детских садах общего типа. В этих группах оказывается логопедическая помощь детям с
нарушениями произношения в целях подготовки их к школе.

В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида) могут быть два отделения: а) для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение), б) для заикающихся (2-е отделение).Некоторые из этих школ - интернатного типа. В 1-е отделение зачисляются дети, страдающие общим недоразвитием речи. При
комплектовании классов учитывается уровень речевого развития детей и характер речевого дефекта (алалия, афазия, ринолалия, заикание с ОНР, дизартрия). Во 2-е отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение проводится по специально разработанным программам в соответствии с программами общеобразовательных школ.

В 1-м отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень – основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.

Во 2-м отделении - I ступень - начальное общее образование -4 года, II ступень - основное общее образование - 5 лет.

Предельная наполняемость классов - 12 человек.

Логопедические пункты при общеобразовательных школах предназначены для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. На логопедические пункты, по инициативе невропатологов, учителей, родителей, зачисляются учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, заикание,
нарушения чтения и письма.

В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-
санаториях. В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и т.п.). Логопедические кабинеты детских поликлиник обслуживают
детей по месту жительства. Основные направления работы логопеда поликлиники: диспансеризация детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях, первичный прием детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования, педагогическая работа по исправлению дефектов речи,
проведение логопедической санитарно-просветительной работы
среди населения.

В специализированные ясли для детей с нарушениями речи принимаются дети в возрасте до 3 лет с заиканием и задержкой речевого развития органического генеза, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, с сохранной двигательной сферой. Данный тип учреждений работает в режиме круглосуточного пребывания детей. Группы комплектуются по речевому дефекту – для заикающихся детей и для детей с задержкой речевого развития.

В специализированных домах ребенка находятся дети с органическим поражением центральной нервной системы с 3 месяцев до одного года. Коррекционно-воспитательная работа с данной категорией детей предусматривает обследование психомоторного развития и проведение коррекционных мероприятий по формированию речи и психики.

В детские психоневрологические больницы направляются дети с последствиями раннего органического поражения ЦНС (основной контингент - дети с детским церебральным параличом) для получения комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

В детских психоневрологических санаториях находятся дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет и школьного от 7 до 13 лет. Контингент детей, направляемых в санаторий, включает детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС, с ОНР, с ЗПР, с заиканием. Корреционно-воспитательная работа направлена
на исправление речевых нарушений и отклонений в психическом развитии.

В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и детские дома для слепоглухих. В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.

У логопеда должны быть глубокие профессиональные знания и навыки, широкая ориентация в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук. Профессиональная компетентность включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Профессиональное мировоззрение результат осмысления и личностной оценки процессов, проблем общественной и духовной жизни, которые влияют на социальное положение детей с нарушениями речи и другими отклонениями, на роль и место профессиональной деятельности учителя-логопеда в жизни общества. Профессиональное мировоззрение отличается оптимизмом и гуманностью взглядов на место и роль человека в современном мире, как с отклонениями, так и в норме. Профессиональные знания, умения, навыки, привычки составляют профессиональный опыт, обеспечивающий квалификацию профессиональной деятельности в составе различных коллективов.

В сферу деловой компетентности включается: профилактика, диагностика, консультирование, педагогическое и логопедическое просвещение; психологическая и психотерапевтическая помощь; коррекционное обучение и воспитание (поиск наилучших средств коррекции речи); обобщение передового опыта и получение новых теоретических знаний.

Основная задача специалиста развитие, обучение и коррекция. Основные сферы деятельности логопеда:

- коррекционно-педагогическая (работа с детьми),

- научно-методическая (изучение методических аспектов),

Личность логопеда характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией, любовь к детям, требовательность к себе и окружающим, справедливость, выдержка и самокритичность, педагогическое творческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность.

К речи логопеда предъявляются особые требования. Прежде всего, она должна быть неторопливой. Спокойный, несколько замедленный темп речи способствует лучшему ее пониманию. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательное и побудительное предложения. По содержанию речь должна быть простой и доступной для понимания детей. В то же время речь не должна быть упрощенной; в неё следует включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Перечисляя требования к речи логопеда, следует иметь ввиду, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и вне их.

• твердость и последовательность в словах и действиях и др.

• Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен,

• быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность,

• установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом

Умения, которыми он должен обладать,

• учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом;

• моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.);

• учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.);

• учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

. Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка. Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.

61. Документация логопеда ДОУ. Требования к оформлению. Требования к оформлению логопедического кабинета. Профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Документация логопеда ДОУ:

• Речевые карты детей

• Перспективный план работы

• Календарный план работы

• Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, задания по связной речи, задания по лексико-грамматике, индивидуальные задания)

• Тетрадь работы с родителями

• Тетрадь посещения занятий воспитателя

• Тетрадь заданий для родителей (индивидуальные тетради)

• Расписание занятий подгрупповых и индивидуальных (время работы)

Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.

Оформление логопедического кабинета

В специальных дошкольных учреждениях и школах применяются

• модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

• пособия для самостоятельной работы детей (раздаточный материал, различные конструкторы, разборные модели).

• дидактические пособия для детей, не имеющих отклонений в развитии.

оборудования для проведения логопедических занятии

• аппараты и приборы:

• магнитофон (с кассетами);

• ; экран для закрывания лица логопеда;

• Наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп;

• настольные игры (лото, домино и др.);

• альбомы для обследования и коррекции речи,

• предметные и сюжетные картинки;

• набор предметов разного цвета, величины, формы.

• Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен. Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи и фрукты.

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета

• Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

• Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделам народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.

• В логопедическом кабинете необходимо иметь:

-шкаф для пособий и литературы,

-столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большого стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10.




- навесная доска, половина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий.

- Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало со шторой размером 70x100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

- Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.




У логопеда должны быть глубокие профессиональные знания и навыки, широкая ориентация в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук. Профессиональная компетентность включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии. Профессиональное мировоззрение результат осмысления и личностной оценки процессов, проблем общественной и духовной жизни, которые влияют на социальное положение детей с нарушениями речи и другими отклонениями, на роль и место профессиональной деятельности учителя-логопеда в жизни общества. Профессиональное мировоззрение отличается оптимизмом и гуманностью взглядов на место и роль человека в современном мире, как с отклонениями, так и в норме. Профессиональные знания, умения, навыки, привычки составляют профессиональный опыт, обеспечивающий квалификацию профессиональной деятельности в составе различных коллективов.

В сферу деловой компетентности включается: профилактика, диагностика, консультирование, педагогическое и логопедическое просвещение; психологическая и психотерапевтическая помощь; коррекционное обучение и воспитание (поиск наилучших средств коррекции речи); обобщение передового опыта и получение новых теоретических знаний.

Основная задача специалиста развитие, обучение и коррекция. Основные сферы деятельности логопеда:

- коррекционно-педагогическая (работа с детьми),

- научно-методическая (изучение методических аспектов),

Личность логопеда характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией, любовь к детям, требовательность к себе и окружающим, справедливость, выдержка и самокритичность, педагогическое творческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность.

К речи логопеда предъявляются особые требования. Прежде всего, она должна быть неторопливой. Спокойный, несколько замедленный темп речи способствует лучшему ее пониманию. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательное и побудительное предложения. По содержанию речь должна быть простой и доступной для понимания детей. В то же время речь не должна быть упрощенной; в неё следует включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Перечисляя требования к речи логопеда, следует иметь ввиду, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и вне их.

Читайте также: