Пбу 27 2021 кратко тезисы

Обновлено: 02.07.2024

ФСБУ 27/2021 введен на основании Приказа Минфина от 16.04.2021 г. № 62н. Он не внес серьезных изменений в работу с бухгалтерскими документами, хотя ранее не было аналогичного нормативно-правового акта.

Ввод терминов

Согласно ФСБУ 27/2021 введены определения некоторых терминов:

  • документы бухучета — это первичная учетная документация и регистры бухучета;
  • документооборот — оборот документов бухгалтерского учета в компании с момента их создания до завершения работы с ними (применения при заполнении отчетных форм или отправки в архив). Документооборот организуется для того, чтобы факты хозяйственной жизни своевременно фиксировались в бухучете, а также не было несанкционированного доступа к документации.

Реквизиты документации

На основании стандарта впервые установлено, что подразумевает дата составления первичной документации — это дата подписания документа лицом, которое провело сделку или операцию и несет ответственность за их оформление, или же лицом, которое просто несет ответственность за оформление свершившейся операции.

Важно! Первичный учетный документ заполняется в момент совершения факта хозяйственной жизни. Если этого нельзя сделать, то он формируется непосредственно после завершения операции. В таком случае ФСБУ 27/2021 определяет новый момент — если дата формирования первичного учетного документа не совпадает с датой совершения события, оформляемого этим документом, то вместе с первой датой проставляется и вторая.

Кроме того, стандартом закреплено такое понятие как оправдательный документ — это документ, в который включены сведения о проводимой операции. На его основании в первичном учетном документе отражаются обязательные реквизиты. Пример оправдательного документа — договор, кассовый чек, авансовый отчет и т.д.

Кроме того, согласно стандарту, в первичной документации можно указывать дополнительные реквизиты, не являющиеся обязательными.

Оформление документации

На основании ФСБУ 27/2021 определены требования, которые должны выполняться при оформлении документации:

  • бухгалтерская документация должна заполняться на русском языке или иметь построчный перевод. Исключение — если документация на иностранном языке по законодательству или правилам государства (в котором ведется деятельность), то построчный перевод не требуется. Переводить нужно только регистр, если он сформирован на иностранном языке;
  • регистры бухгалтерского учета должны заполняться в рублях. Если стоимость объекта учета в валюте, то в регистре указывается и валютная сумма;
  • один первичный учетный документ можно заполнять на несколько связанных фактов хозяйственной жизни. К примеру, если сотрудник направлен в командировку с оплатой проживания, проезда, суточных и иных командировочных расходов, оформляется один авансовый отчет;
  • длительные однотипные и повторяющиеся операции, например, начисление процентов или периодические отгрузки продукции можно оформлять первичной документацией, составляемой с определенной периодичностью — она определяется компанией самостоятельно на основании особенностей проводимых операций и принципа рациональности. При этом важно — составление должно быть на отчетную дату, т.е. по состоянию на отчетную дату не должно быть не закрытых документами каких-то операций и/или периодов.

Внесение исправлений в документацию

Компания самостоятельно устанавливает порядок внесения исправлений в бухгалтерские документы, однако при этом должна учитывать требования ФСБУ 27/2021.

Правила исправления бумажной документации заключаются в таких моментах:

Исправление электронной документации может быть таким же, как для бумажной документации. Но, кроме того, можно создать новый документ, в котором:

  • указывается, что он создан взамен неправильного первоначального;
  • ставится дата исправления, указываются ЭЦП, должности и ФИО ответственных лиц.

Важно! Новый документ нельзя использовать отдельно от первоначального, а потому пользователь обязан обеспечить такую невозможность.

Что касается регистров бухучета, то по ним имеется дополнительный вариант внесения корректировок — оформление исправительной записи, которая бывает:

  • сторнировочная — проставляется та же сумма или ее часть, но она имеет отрицательное значение;
  • дополнительная — проставляется сумма, дополняющая ошибочную до правильной величины.

Хранение документации и доступ к ней

На основании ФСБУ 27/2021 определены некоторые правила хранения бухгалтерских документов:

  • хранение документации в том виде, в котором она была сформирована — бумажная на бумаге, а электронная в электронном формате. Нельзя перевести бумажные документы в электронный формат, чтобы хранить в дальнейшем;
  • хранение бухгалтерской документации и включенной в нее информации, а также размещение базы этих данных необходимо осуществлять только в РФ. Однако если по законодательству или правилам иностранного государства (где ведется деятельность) установлено хранение на его территории, данное требование требуется соблюдать;
  • компания самостоятельно разрабатывает и утверждает правила доступа к бухгалтерским документам. О предоставлении доступа нужно уведомить главного бухгалтера или лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета;
  • при порче или утрате документов требуется применить все доступные и возможные меры по их восстановлению.

Нюансы применения ФСБУ 27/2021

Применять ФСБУ 27/2021 обязательно надо с 2022 года, однако субъекты могут начать делать это досрочно. Для этого нужно сделать соответствующие корректировки в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

С 2022 года перестанет действовать Положение о бухгалтерских документах и документообороте, регламентированное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 г. № 105. Соответственно, если компания досрочно стала применять ФСБУ 27/2021, то она уже не может ориентироваться на данное положение.

Кроме того, при применении указанного стандарта компания не применяет нормы, регламентированные Приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н, касающиеся документации и документооборота.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку


Нормативная основа для применения нового стандарта


В тексте стандарта ФСБУ 27/2021 указана дата, когда его применение становится обязательным. Это 1 января 2022 года. До этой даты применять стандарт можно, но тогда это следует отразить в учетной политике организации.

Далее расскажем, что нового в ФСБУ 27/2021 и все ли обязаны его применять.

Наши статьи о других новых стандартах:

Область применения ФСБУ о документах

ФСБУ 27-21 применяют почти все экономические субъекты за небольшим исключением.

ВАЖНО! ФСБУ 27/2021 не применяют организации бюджетной сферы.

Некоторые пункты стандарта ФСБУ 27/2021 также не применяются финансовыми кредитными и некредитными организациями. К таковым относятся пункты 5, 6, 7, 22. Ниже по мере описания правил, установленных новым стандартом, отдельно будет указано, что именно это за пункты, то есть будет дано пояснение, что к финансовым организациям правило не относится.


Далее стандарт описывает требования к бухгалтерским документам, бухгалтерским регистрам, порядку их коррекции и созданию архива.

Каким должен быть бухгалтерский документ


Эти требования не применяют финансовые организации.

Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты (ст. 9 закона № 402-ФЗ):


Новый стандарт уточняет некоторые реквизиты:


Помимо обязательных реквизитов первичный документ может содержать и дополнительные. Учетный документ может быть как бумажным, так и электронным. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью. Если федеральное законодательство не устанавливает определенного вида ЭЦП для подписания документа, то это может быть любой вид ЭЦП, согласованный экономическими субъектами, подписывающими документ. Электронный документ должен предусматривать возможность изготовления его бумажной копии.

Об организации электронного документооборота мы писали в статьях:

Какие допущения можно себе позволить при составлении первичных учетных документов, покажем на схеме:


Стандарт предъявляет следующие требования к регистрам бухгалтерского учета:


Можно ли исправлять документ и если да, то как?

ВАЖНО! Не каждый документ можно исправлять! Не допускается вносить корректировки в кассовые и банковские документы.

В прочие документы бухучета могут быть внесены правки.

Ниже представлен порядок внесения исправлений в бумажный документ бухучета, в электронный документ и в бухгалтерский регистр:


Все этапы документооборота: от составления до хранения

Порядок документооборота в организации утверждается руководителем.

Основные требования к документообороту на предприятии выглядят так:


Согласно ФСБУ 27/2021 бухгалтерский архив ведется организацией в том виде, в котором бухгалтерские документы были составлены изначально. Электронные документы хранят в электронном виде, бумажные документы — в бумажном. Перевод бумажных документов в электронный вид с целью хранения не допускается.

Храниться документы должны на территории РФ. Если деятельность ведется на других территориях и законодательство тех стран требует хранить документы там, то такое хранение следует обеспечить.

Утрата (порча, гибель) документа бухучета обязывает организацию приложить все усилия для его восстановления.

Все изменения, привнесенные новым стандартом, представлены на итоговой схеме:


Итоги

Новый стандарт о документах и документообороте придется применять с 2022 года в обязательном порядке. По сравнению с предыдущими правилами внесено не слишком много изменений. Многие их них касаются отмены устаревших правил, другие уточняют существующие.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Терминология

ФСБУ 27/2021 ввел нормативные определения базовых терминов в рассматриваемой сфере:

  • документы бухгалтерского учета — к ним относятся первичные учетные документы (ПУД) и регистры бухучета;
  • документооборот — движение документов бухучета в организации с момента их составления до завершения исполнения (например, использования при составлении отчетности или помещения в архив). Документооборот организует руководитель, с тем чтобы объекты своевременно отражались в бухучете и был невозможен несанкционированный доступ к документам.

Требования к реквизитам документов

Стандарт впервые определил, что такое дата составления ПУД. Она определена как дата подписания документа лицом, совершившим сделку, операцию и ответственным за ее оформление, либо лицом, ответственным за оформление совершившегося события.

Оправдательный документ может не содержать всех реквизитов первичного (и в этом случае не является таковым), однако его реквизиты должны быть включены в ПУД. Однако если в оправдательном документе содержатся все реквизиты первичного учетного документа, он может использоваться в этом качестве, и тогда оформлять отдельный ПУД не нужно.

Отдельно в Стандарте отмечено, что в ПУД можно включать дополнительные (по отношению к обязательным) реквизиты.

Требования к оформлению документов

Стандартом установлены требования к оформлению документов:

Как вносить исправления

Порядок исправления документов бухучета (для случаев, когда вообще можно их исправлять) организация должна определить самостоятельно, но с учетом требований стандарта.

Правила для исправления бумажного документа:

Если документ электронный, можно либо использовать такой же порядок, как и для бумажных документов, либо составить новый документ. Однако в новом документе:

  • должно быть указание на то, что он составлен взамен первоначального;
  • должны быть дата исправления, электронные подписи ответственных лиц и их расшифровки (как правило, должности и фамилии с инициалами).

При этом новый документ должно быть невозможно использовать отдельно от первоначального.

Для регистров бухучета предусмотрен дополнительный способ исправления: внесение исправительной записи. Она бывает:

  • сторнировочная — на ту же сумму, что и исходная, или на часть этой суммы, но со знаком минус;
  • дополнительная — на сумму, дополняющую ошибочную до правильной величины.

Хранение документов и доступ к ним

Стандартом установлены отдельные правила хранения документов бухучета:

  1. Хранить их нужно в том виде, в котором они составлены: бумажные — на бумаге, электронные — в электронном виде. Переводить бумажные документы в электронный вид для хранения нельзя.
  2. Хранить документы бухучета и содержащиеся в них данные и размещать базы этих данных нужно в России. Но если законы или правила страны ведения деятельности требуют хранить документы на ее территории, это требование нужно соблюдать.
  3. Порядок доступа к документам бухучета организация должна разработать самостоятельно, причем о предоставлении доступа к ним нужно информировать главбуха или иное лицо, на которое возложено ведение бухучета (либо лицо, которому ведение бухучета передано по договору).
  4. Если документы утрачены или испорчены, следует принять все возможные меры для их восстановления.

О формальностях

В завершение рассмотрим формальные моменты, связанные со вступлением ФСБУ 27/2021 в силу.
Применять новый Стандарт обязательно с 2022 года, но можно принять решение о досрочном применении — для этого потребуется внести соответствующее положение в учетную политику (п. 7 ПБУ 1/2008).

С 2022 года официально утрачивает силу Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (Приказ Минфина России от 30.04.2020 N 184). Но очевидно, что при досрочном применении ФСБУ 27/2021 руководствоваться Положением о документах и документообороте уже нельзя.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.







Mozilla/5.0 (Windows NT 10.0) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/40.0.2214.93 Safari/537.36

ФСБУ 27/2021 по документообороту

На днях принят новый стандарт для бухучета, касающийся документов и документооборота. Расскажем о нем подробнее и поделимся мнением, зачем он понадобился и как отразится на работе бухгалтера.

Новый бухгалтерский стандарт

Регламент для первички и ее оборота в организации утвержден приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н. Официальная публикация на портале государственных НПА состоялась 08.06.2021.

Это значит, что новый стандарт вступает в силу с 19.06.2021. В самом ФСБУ сделана оговорка о его обязательном применении с 01.01.2022. Однако после вступления в силу компании вправе начать применять его досрочно, внеся соответствующие изменения в учетную политику.

Содержание стандарта

ФСБУ 27/2021 не очень велик. В нем собраны некоторые положения, которые и так давно уже действуют на практике и известны любому бухгалтеру.

Например, в разделе III нового ФСБУ закреплены такие правила внесения исправлений в бумажные документы:

Похожие правила действовали и ранее, еще по нормам регламента Минфина СССР № 105, утвержденного в далеком 1983 году. Напомним, что он до сих пор актуален в части, не противоречащей действующим законам РФ, и утратит силу только с 01.01.2021, когда станет обязательным ФСБУ 27.

Не коснулись особые изменения и определений. Так, под документами бухучета (на которые распространяется ФСБУ) следует понимать:

  • первичные документы;
  • регистры бухгалтерского учета (напомним, старый регламент Минфина рассматривает то же самое).

Новациями можно считать положения, касающиеся электронной документации. Выделим основные:

Цели нового ФСБУ 27/2021

По мнению экспертов Нетипичного бухгалтера, таких целей две:

Переход на новые ФСБУ в 1С

Влияние ФСБУ по документообороту на работу бухгалтера

Исходя из того, что требования ФСБУ 27/2021 к бумажной первичке в основном дублируют уже существовавшие, сильно менять по смыслу уже существующие внутренние регламенты по документообороту на бумаге не понадобится. Только указать ФСБУ как новый норматив в учетной политике, положении о документообороте и подобных документах.

Для тех же, кто ценит преимущества электронного обмена документами, новый ФСБУ может стать подспорьем.

Например, позволит согласовать с контрагентами более простой и удобный вариант ЭЦП. Оформить его будет можно путем внесения изменений в договор с контрагентом.

Теперь вернемся к вопросу санкционирования доступа. На самом деле, в большинстве компаний он, скорее всего, и так контролируется. Как минимум, некто с улицы не может зайти в бухгалтерию в любое время и порыться в папках в шкафу или на бухгалтерском столе. Аналогично, при применении ПО существуют разные уровни доступа в программе, корпоративные пароли, аккаунты и тому подобное.

Поэтому, готовясь соответствовать новому стандарту, потребуется выявить механизмы, не позволяющие всем подряд просматривать первичку и регистры бухучета и прописать их во внутренних актах.

Читайте также: