Охарактеризуйте кратко идеи м вебера об обществе

Обновлено: 05.07.2024

Предметом социологии Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. ʼʼСоциальным, — писал Вебер, — мы называем такое действие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на негоʼʼ. Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий: 1) целœерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели), 2) ценностнорациональное (побуждается ка- кой-либо ценностью), 3) традиционное (ориентировано на обычай), 4) аффективное (под влиянием чувств). В отличие от марксизма, который ориентируется на объективный результат деятельности людей, Вебер акцентирует внимание на смысле — мотиве деятельности людей, причем деятельности типичной.

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всœей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всœех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий (общественного бытия) на базе бюрократически-целœерациональных методов управления:

§ в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);

§ в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);

§ в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на базе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства (политической власти, т. е. власти государственной). В случае есливласть — это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта͵ тогосподство —это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на базе властных полномочий (законов), делœегированных ему государством. Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчинœенным является легитимность распоряжения, т. е. его (1) соответствие законности и (2) вере подчинœенного, что это распоряжение действительно соответствует законности. Вебер выделяет три типа легитимности:

§ легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);

§ харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (к примеру — в СССР — распоряжения Сталина);

§ традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (к примеру, смена монархов).

Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. В случае если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология не может открывать объективные законы социальной жизни (что считается главной задачей в марксизме). Социология не может давать научных прогнозов по типу тех, которые дает естествознание (затмение Солнца и т. п.), но она может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.

Важнейшей процедурой социолога является интерпретация социальной деятельности, результатов конкретно-социологических наблюдений. Она предполагает наличие в сознании социолога каких-то критериев (ценностей) и установок для отбора и оценки эмпирического материала. Участвуя в отборе и оценке эмпирического материала, социолог, по сути, конструирует свои оценки, в которые входят его установки. Оценка становится субъективной, в связи с этим встает вопрос о ее объективности, непредвзятости, истинности. Вебер считает, что такие ценности (и установки) социолога должны выражать интересы эпохи, т. е. ведущие цели, к которым стремятся элиты и народы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Вебер отказывается от позитивистского и марксистского подхода к анализу социальной действительности.

Аффективное действие

действие, определяющей характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги.

действие, основной характеристикой к-рого является определяющее эмоциональное состояние действующего субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги.

Понятие, введенное М. Вебером для характеристики выделенного им типа действия, к-рый наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и традиционным типами входит в веберовскую типологию деятельности, положенную в основание веберовской социологии понимающей (см.).

Понимающая социология Макса Вебера

В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме.

Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.

При перечислении возможных видов социального действия Вебер выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.

Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Социологические взгляды М. Вебера

Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.

В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме.

Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов

Предметом социологии должно, по мнению Вебера, стать не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат.

Ибо характер массового движения в значительной мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие массу индивиды.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цеди и т.д.

2.Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую, безусловно, собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями.

Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

М. Вебер об обществе и власти

В своих исследованиях М.Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др,

М.Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором.

При этом Вебер исключал возможность определяющего влияния одного фактора на другие без ответного влияния па него с их стороны. Среди множества причин, обусловливающих конкретные явления, полагал он, могут быть главные. Так главным фактором, который привел к утверждению капитализма в странах Западной Европы, по Веберу, явился религиозно-этический комплекс. Этот комплекс, включавший в себя протестантизм и соответствующую ему этику, привел к формированию специфических черт личности, а том самым утвердил уникальное явление — западноевропейский капитализм, который не может повториться в других странах.

Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т.д.

Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. Повиновение приказу, по его мнению, осуществляется по трем причинам: в силу традиции и привычки, в силу необходимости выполнять определенные положения законов и в силу личной симпатии. В соответствии с этими основными мотивами повиновения, приказу М. Вебер охарактеризовал три типа легитимного политического господства: традиционное, легальное, харизматическое.

Традиционное господство основывается на силе традиций, привычек повиноваться управляющим.

Легальное правление имеет место тогда, когда при выполнении приказов люди подчиняются не отдающим их лицам, а установленным законам. Харизматическое господство базируется на обожествлении личности управляющего, на вере в его исключительные способности и т.д.

М. Вебер большое внимание уделил проблемам взаимоотношения политических лидеров, бюрократии, народных масс. Он высказал предположение, что будущее общество будет диктатурой бюрократии, а не рабочего класса. Подробно Вебер исследовал и проблемы конфликтов в обществе. Он пришел к выводу, что в современном ему обществе главный конфликт вызывается борьбой государственного бюрократического аппарата и политических партий.

Описание картинки

Гулия Конкина Учебный центр TeachLine

Немецкий социолог, философ Макс Вебер считается одним из основоположников понимающей социологии. В чем же ее суть? Поговорим об этой теме подробнее.

Концепция понимающей социологии кратко

В основе понимающей социологии Макса Вебера находится поведение человека. Он предполагал, что индивид поступает так или иначе, исходя из собственного анализа ситуации и своих мировоззрений. То есть, основывается не на внешние факторы, а на свои внутренние.

Вебер был уверен, что социология должна быть именно понимающей (понимать поведение каждого индивида) т.к. любое поведение человека осмысленно.

По его мнению, главная суть понимающей социологии должна была сводиться к вопросам:

  • Через какие осмысленные действия люди достигают своей цели?
  • И как это сказывается на поведении других?
  1. Целерациональное — человек четко видит перед собой цель и пытается ее достигнуть. Например, такое часто встречается в сфере торговли и бизнеса.
  2. Ценностно-рациональное — человек основывается на свои духовные или нравственные ценности. В этом случае личная цель уходит на второй план.
  3. Традиционное — человек что-то делает, исходя из привычки. Например, такой шаблон поведения он видел в семье. Сейчас он поступает так же.
  4. Аффективное — человек выполняет какие-то действия под влиянием эмоций.

Вебер считал, что из социального действия можно сделать выводы обо всем обществе. Например, он заметил, что в обществах, живущих по старым порядкам, используется аффективное и традиционное поведение. В современных — целерациональное.

Идеальный тип по Веберу

Выводы

Несмотря на то, что тема понимающей социологии достаточно запутанная, выводы мы все же сделать можем.

М. Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально-философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. По Веберу, социальная философия призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности – экономической, правовой, нравственной, религиозной и др. Общество предстает как взаимодействие личностей и социальных групп на основе согласования их интересов, языка, религии, морали.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

С одной стороны, исследуя духовный мир субъектов социального действия, Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных (речь идет прежде всего о понимании сознательных установок людей на эти ценности, которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности). С другой стороны, социолог или социальный философ сам исходит из определенной системы ценностей. Это он должен учитывать в ходе своих исследований.

Важнейшее место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом им подразумевалась некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в данный момент и вообще в современную эпоху. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности, а также вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силу этого они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. Учение Вебера об идеальных типах служит для его последователей в качестве своеобразной методологической установки познания социальной жизни и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядочением и организацией элементов духовной, материальной и политической жизни.

Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям.

Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнее возрождение интереса к его учению происходит потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных социальных проблем, которые волнуют нас сегодня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Социальная философия и социология

Социальная философия и история

Социальная философия и история Соотношение между социальной философией и социологией представляет собой тот предельный случай, когда социальная философия занимает весь верхний этаж здания данной науки. Соотношение же между социальной философией и другими

Социальная философия и негуманитарное знание

Социальная философия и негуманитарное знание Методологическую функцию социальной философии было бы неверно ограничивать только сферой гуманитарных наук. Как наука философская социальная философия выполняет эту функцию по отношению ко всем наукам, в том числе и к

Социальная философия

Социальная философия Шопенгауэр не создал специальных работ по социальной философии, но из его разрозненных высказываний можно составить достаточно цельную картину его воззрений на данный предмет. Элементы гоббсовской договорной теории причудливо переплетаются в ней

Раздел четвертый Социальная философия

Раздел четвертый Социальная философия Изложенные в предыдущих разделах теоретические и методологические положения имеют немаловажное значение для понимания проблем общественного развития. Вместе с тем изучение непосредственно общества как целостной социальной

3. Социальная философия как методология общественных наук

§ 1. Социальная философия и философия истории

§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. как

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных

75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.Предмет социальной философии — общество в

VIII Социальная и политическая философия

VIII Социальная и политическая философия Социальная и политическая философия занимаются вопросами социальной справедливости: зачем нам нужно правительство? Как должны распределяться материальные блага? Как можно обеспечить справедливое общественное устройство?

Марксизм Блоха и его социальная философия

Марксизм Блоха и его социальная философия Блох не только сам отдавал предпочтение марксизму, но и воспринимался как марксист[71]. О том, насколько его тексты соответствуют классическому марксизму, речь здесь не пойдет – это тема особого разговора. Очевидно одно: Блох, явно

Социальная философия: история и персоналии

Социальная философия: история и персоналии 1. Арон Р. Двусмысленный и неисчерпаемый // Вестник Моск. ун-та. Серия философия. 1992. № 2.2. Володин А. Ленин и философия: не поставить ли эту проблему заново? // Коммунист. 1990. № 5.3. Бердяев Н. Философия свободного духа. М., 1994.4. Блинников


Оглавление

  • 1. Объект и предмет социологии
  • 2. Функции, категории и законы социологии
  • 3. Социология в системе гуманитарных наук
  • 4. О. Конт – Основоположник социологической науки
  • 5. Органическая теория общества Г. Спенсера
  • 6. Социология М. Вебера
  • 7. Социология и метод Э. Дюркгейма

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Социология М. Вебера

Другое название — рациональность, т. е. соответствие социального действия некоторому образцу, который выражает суть общественного интереса эпохи.

При этом социология становится наукой об этических идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей.

Рассматривая мотивы социальных действий, Вебер конструирует его идеальные типы. Он выделяет следующие типы социальных действий:

В основе целерационального социального действия лежит личная выгода, при этом индивид просчитывает свои действия и учитывает реакцию других людей (бизнес-сделка).

Ценностно-рациональное действие основано на вере в нравственные, религиозные ценности. Аффектное социальное действие обусловлено эмоциональными состояниями индивида. Традиционное социальное действие основано на длительной привычке.

Согласно Веберу, высший тип социального действия — целерациональное, критерий — личный успех. Это действие лежит в основе капиталистической системы хозяйства. Вебер рассматривал капитализм как наиболее рациональный тип хозяйства.

В целом рационализация социального действия служит основной тенденцией исторического процесса.

Большое внимание Вебер уделял религиозным истокам хозяйственной деятельности и, в частности, капитализма. Он пришел к выводу, что в основе зарождения современного капитализма лежал протестантизм и его этика аскетизма, самоограничения.

Большое внимание Вебер уделял методологии научного исследования. Он пришел к выводу, что в социологии, как и в других общественных науках, основной метод — понимание, т. е. ученый должен интуитивно почувствовать, что лежит в основе явления. По мнению ученого, социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, т. е. личных пристрастий. Это делает научное исследование истинно объективным. Но в то же время Вебер признавал, что полностью отбросить этот субъективный момент никогда не удается.

Читайте также: