Борьба чешского народа с господством католической церкви 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Казнь Гуса вызвала общенародное возмущение в Чехии и не остановила распространение его учения.

В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание, направленное не только против церкви, но и против городских властей. Вооруженная толпа ворвалась в здание городского совета (ратушу) и выбросила из окон ненавистных правителей города.

По всей стране гуситы стали громить монастыри, убивать служителей церкви и богатых людей (многие из них были немцами). Гибли ценности культуры - книги, статуи. иконы; гибли ни в чем не повинные люди.

Гуситы не были едины, они делились на две группы :

чашники (к ним относились богатые горожане, большинство феодалов-чехов) - выступали за независимость Чехии от Священной Римской империи, требовали отобрать земли у церкви, вести богослужение не на латыни, а на чешском языке, причащать всех христиан не только хлебом, но и вином из чаши (поэтому они называли себя чашниками);

табориты (к ним относились городские бедняки, крестьяне, мелкие рыцари) - разделяли главные требования чашников; кроме того хотели отобрать земли у феодалов, отменить все повинности и налоги; табориты отказывались от личного имущества и передавали все свои средства в общую казну. Военным оплотом таборитов была крепость в Южной Чехии на горе Табор (отсюда и их название).

Папа и император Сигизмунд организовали пять походов против гуситов (1420-1431 гг.). Все они закончились неудачей: рыцарские войска терпели поражения от гуситской пехоты.

Причины побед гуситов:

высокий боевой дух, стойкость и дисциплина состоящего из крестьян и ремесленников войска;

военные новшества: передвижные крепости из поставленных в круг тяжелых боевых повозок, примененные впервые небольшие пушки, которые можно было перевозить на возах и т. п.;

блестящие полководцы (Ян Жижка, Прокоп Большой).

В ходе войн росли противоречия между чашниками и таборитами. Мечты таборитов о счастливой и справедливой жизни, основанной на всеобщем равенстве и отказе on частной собственности, были неосуществимы. Не только феодалы стремились сохранить свои земли, но и большинство состоятельных горожан и зажиточных крестьян хотели сами распоряжаться своим имуществом и результатами своего труда.

Готовые пойти на уступки папа и император вступили в переговоры с гуситами. Чашники были согласны на мир:

население Чехии устало от войн. Однако табориты стояли за продолжение боевых действий. Тогда чашники напали на таборитов у городка Липаны и разгромили их (1434 г.). На этом гуситские войны закончились.

Результаты борьбы гуситов : захваченные у церкви земли не были ей возвращены, церковная десятина более не взималась, чехи получили право причащаться и хлебом, и вином.

Это движение на протяжение многих лет вело борьбу против засилья католической церкви и немецких захватчиков. Гуситское движение в Чехии было частью процесса, который привёл к появлению лютеранства и кальвинизма.

Участники войн

Основными участниками гуситских войн были сторонники Яна Гуса и рыцари, призванные католической церковью для крестового похода против Моравии.

Предпосылки и причины гуситского движения

Это движение, кратко говоря, неразрывно связано с личностью Яна Гуса.

Ян Гус

Рассмотрим некоторые факты из его биографии. Ян Гус был известным чешским религиозным деятелем и просветителем. Год его рождения — 1369. Получил высшее образование и должность профессора в Пражском университете.

Ян Гус, став священником, получил работу настоятеля Вифлеемской часовни. Отлично проявил себя в своей профессиональной деятельности. Одной из причин его огромной популярности было то, что он общался с паствой на чешском языке. В то время католическая церковь пользовалась только латинским языком, который был непонятен простому народу.

Постепенно Ян Гус переосмыслил некоторые вещи в католическом учении и стал активно проповедовать свои тезисы. Количество его сторонников быстро увеличивалось.

Тезисы Яна Гуса

В частности, Ян Гус утверждал следующее:

Отрицал право церкви продавать должности или отпущение грехов за деньги.

Ян Гус не считал католическую церковь непогрешимой. Если обнаруживались нарушения или преступления, то он считал, что об этом должно быть известно.

В то время такие утверждения автоматически причисляли автора к еретикам. Поэтому Ян Гус находился в опасности. Однако его спасала популярность среди простого народа и успех среди знати.

Этот человек был не только религиозным лидером, но и вёл просветительскую деятельность. Ему принадлежат предложения об изменениях в чешском алфавите, которые дали больше возможностей простому народу для изучения грамоты.

В 1414 г. проходил Констанцский собор. Формально он занимался расколом, недавно произошедшим в католической церкви. На него был приглашён Ян Гус.

Он согласился приехать, но потребовал гарантий своей неприкосновенности. Они ему были даны, но, как только Ян Гус приехал, то был схвачен и в 1415 году сожжён как еретик.

Казнь Яна Гуса

Его смерть стала важным событием в истории, всколыхнула страну и стала непосредственной причиной возникновения и усиления гуситского движения.

На первых порах такие выступления были локальными. Гуситы требовали, чтобы немцы и католическая церковь ушли из Чехии. Также имелись требования по изменению некоторых христианских обрядов.

Церковь объявила крестовый поход против них, подобный тем, которые ранее были направлены в Святую землю. После этого масштабы ведения боевых действий существенно выросли. Теперь гуситское движение перешло в свою активную фазу. Датой начала движения является 1419 год.


Ход военных действий

На первом этапе войны, со сторонниками Яна Гуса воевали рыцари под руководством короля Священной Римской Империи Сигизмунда. Лидером гуситов стал Ян Жижка — представитель чешского дворянского класса.

Ян Жижка

В преклонном возрасте (ему было больше 60 лет), он обладал хорошим здоровьем. Он сделал блестящую карьеру в качестве придворного.

В 1410 г. он участвовал в Грюнвальдской битве, одном из величайших сражений позднего средневековья, на стороне польско-литовской армии, одержавшей победу. В сражении он потерял один глаз. Во время гуситских войн он ослеп на оба глаза, но продолжал оставаться лидером радикалов.

В 1420 г. Ян Жижка во главе восьмитысячной армии спас население Праги от осады крестоносцами. После этого среди последних возник раскол. На время боевые действия практически прекратились, и вся Чехия была объединена под властью гуситов.

Однако у движения возникла новая проблема — раскол. Произошло разделение на радикальное и умеренное крыло. Их взгляды состояли в следующем:

представители радикальных гуситов разоряли католические монастыри, убивали священников;

умеренные считали, что нужно договориться с католиками, сделав им уступки.

Лидером радикального крыла стал Ян Жижка. Был организован лагерь на горе Табор. От этого произошло их название — табориты.

Гуситское движение в Чехии

Несогласие между группировками быстро переросло в серьёзный конфликт. Это привело к тому, что единая власть гуситов в Чехии пошатнулась. Воспользовавшись благоприятной для него ситуацией, король Сигизмунд занялся организацией второго крестового похода.

Вторжение произошло в 1421 г. В войске крестоносцев также участвовали польские и венгерские рыцари. Целью похода, который предпринял Сигизмунд, был город Жатец. Он находился недалеко от Саксонии. Одновременно с войском крестоносцев к городу подошла армия таборитов под руководством Яна Жижки. Город удалось отстоять, однако после этого военные действия не затухали.

Вскоре на помощь таборитам пришло польско-литовское войско. В 1423 г. вся территория Чехии оказалось под властью таборитов, Жижка ощутил себя достаточно сильным, чтобы напасть на Венгрию.

Дойдя до берегов Дуная, гуситы увидели на другом берегу огромное войско, которое было готово к бою, и отступили. Затем они ушли с территории Венгрии и вернулись в свою страну. Это отступление способствовало усилению конфликта между таборитами и умеренными.

Между ними разгорелась война. Радикалы в 1424 г. одержали временную победу. В это время Ян Жижка умер от чумы.

После этого лидером таборитов стал священник Прокоп Голый. Он происходил из знатного рода. На первых порах он входил в лагерь умеренных, но постепенно стал убеждённым радикалом. Будущее показало, что он был талантливым полководцем.

Прокоп Великий (Прокоп Голый)

Его первое крупное сражение произошло в 1426 г. Крестоносцы захватили город Усти-над-Лабем. Прокоп Голый пришёл воевать с двадцатипятитысячным войском. В этом сражении была применена тактика вагенбурга.

Последний представлял собой прямоугольник, ограждённый со всех сторон повозками, иначе говоря, это была крепость из телег и пушек. В этой войне ключевой ударной силой была кавалерия, для которой вагенбург представлял собой серьёзное препятствие.

Внутри него были воины, которые стреляли из дальнобойного оружия, а на повозках стояли пушки, расстреливающие нападавших. Иногда вокруг повозок делали ров, который существенно увеличивал защищённость.

Гуситские войны

Используя такую тактику, войско гуситов разгромило саксонских захватчиков. В это время стала стремительно увеличиваться поддержка восстания со стороны польской аристократии и рыцарей. Основной причиной этого считается стремление вести борьбу с возможным усилением немецкого влияния.

В это время гуситское движение постепенно превращалось из чисто религиозного в национальное.

В 1431 г. был созван Базельский собор. Папа римский Мартин V планировал решить конфликт с гуситами при помощи дипломатических методов. Их представители были приглашены для переговоров. Делегацию возглавлял Прокоп Голый. Переговоры не привели к приемлемым результатам.

После возвращения делегации на родину, вновь произошёл раскол. Чешская знать ещё раз провела переговоры с католической церковью и пошла ей на уступки.

Когда табориты узнали о переговорах, они разгромили католический квартал в Пльзене. После этих событий умеренные договорились с католиками окончательно.

Битва у Липан

В 1434 г. произошла битва у Липан. В ней табориты сражались с умеренными и понесли сокрушительное поражение. После этого гуситское движение прекратило своё существование.


Урок формирует представление о развитии Чехии в XIV – XV веках. Характеризует причины, ход и итоги Гуситских войн, характер и значение этого явления. Описывает роль Яна Гуса в этой борьбе, программы гуситов. Объясняет причины успехов гуситов в их борьбе с католической церковью.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"

С 1346 по 1378 год Чехией правил король Ка̀рел I. В 1355 году он был избран императором Священной Римской империи и получил имя Карл IV.

При нём Чехия превратилась в одно из сильнейших государств Центральной Европы.

Король не участвовал в войнах, предпочитая покупать новые земли или получать их от выгодных династических браков.

Карл заботился о хозяйстве страны. Уделял много внимания сельскому хозяйству. Его стараниями в Чехии получили развитие виноделие и рыбное хозяйство.

При короле активно развивалось горное дело. Серебряные рудники Чехии были одними из самых доходных в Европе. Серебро стало основным богатством страны и источником её благосостояния.

В стране развивалась торговля. В Чехии пересекалось множество торговых путей. Пражские ярмарки привлекали купцов из соседних и дальних стран.

В городах Чехии получило развитие ремесло. Всего насчитывалось около 200 специальностей.

Карл IV покровительствовал науке и культуре.

В Праге, ставшей во время правления Карла столицей империи, были построены знаменитые Ка̀рлов мост, Новый пра̀жский город (Но̀ве Мѐсто), заложен собор Святого Вѝта. Был открыт первый в Центральной Европе Пражский университет.

В период правления сына Карла Ва̀цлава IV (1378–1419 годы) ситуация в Чехии обострилась. Развернулась борьба между знатью и простым населением.

В Чехии проживало много немецких переселенцев. Они сосредоточили у себя в руках городское самоуправление, добычу серебра, торговлю.

Королевская власть в этот период ослабла. Крупные феодалы Чехии значительно усилились. Знать враждовала между собой.

Огромное недовольство чехов вызывала Католическая церковь.

Она владела третью земель государства. Обладала огромными богатствами, но продолжала вводить новые сборы, разоряя горожан и крестьян. Люди были недовольны безнравственностью церкви.

Общее мнение выразил в своих проповедях магистр богословия Пражского университета Ян Гус (1371–1415 годы).

Гус критиковал духовенство за его нравы. Призывал лишить церковь её земель. Требовал отменить плату за церковные обряды, продажу индульгенций. Выступал за введение богослужения на чешском языке, за переход церкви под контроль короля Чехии.

Ян Гус призывал избавиться от немецкого засилья.

Проповеди Гуса стали очень популярными. На них сходилось множество людей.

Архиепископ Праги запретил Гусу проповедовать. Но результата это не дало. Тогда он отлучил его от церкви. Ян Гус был вызван на церковный собор в городе Конста̀нце. Там он был обвинён в ереси. В 1415 году Ян Гус был сожжён на костре.

Казнь Гуса вызвала возмущение среди его сторонников, которые называли себя гуситами.

В 1419 году в стране началось восстание, переросшее в череду Гусѝтских войн (1419–1434 годы).

Восставшие разделились на два лагеря – умѐренные или ча̀шники и таборѝты.

Они хотели переустройства всего общества. Отмены налогов и повинностей, ликвидации частной собственности.

Папа Римский призвал к Крестовому походу против гуситов.

Он начался в 1420 году, но успеха не принёс. В дальнейшем было организовано ещё четыре крестовых похода против гуситов. Они также окончились неудачей.

Гуситы сами совершали походы в земли своих врагов. В Австрию, Венгрию, германские земли.

Походы гуситов

Успехи гуситов объясняются их сплочённостью: в отличие от своих противников гуситы поддерживали в армии высокий боевой дух и дисциплину.

Военной тактикой – пехота гуситов умело противостояла рыцарям, стаскивая их с коней специальными крюками и лишая возможности сражаться дальше.

Также против конницы они выстраивали замкнутые укрепления из возов. Гуситы активно использовали огнестрельное оружие.

Выдающимися руководителями. Такими как Ян Жѝжка, Проко̀п Большой, Проко̀п Малый.

Убедившись, что Крестовые походы против гуситов безрезультатны, Папа Римский Ма̀ртин V и император Священной Римской империи Сигизму̀нд I решили пойти на уступки.

Они разрешали гуситам проповедовать своё учение, церковь лишалась права суда. Подтверждалось право церкви на владение землями. Захват церковных земель признавался страшным грехом.

Чашники приняли этот договор, табориты – отвергли. Движение гуситов раскололось. Чашники вступили в союз со своими бывшими противниками.

Они стали готовиться к решающему сражению.

В 1434 году у города Липа̀ны произошла битва между таборитами и чашниками. Табориты потерпели в ней поражение.

Поражение у Липа̀н поставило точку в гуситских войнах. Только разрозненные отряды таборитов ещё некоторое время продолжали сопротивление.

Подведём итоги.

В ходе длительных войн хозяйству Чехии был нанесён огромный урон.

Но, тем не менее, гуситы добились права исповедовать своё учение.

Католическая церковь потеряла былое влияние и значение в чешских землях.

Церковь Чехии перестала подчиняться Риму.

Управление в городах и торговля в стране перешла в руки самих чехов.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Ян Гус и его борьба с католической церковью

Ян Гус. Гравюра. XVIII в.

Ян Гус. Гравюра. XVIII в.

Ян Гус родился в 1371 г. в местечке Гусинце (Южная Чехия) в бедной семье. Первоначальное образование он получил в приходской школе.

С 1398 г. Гус стал преподавать в университете и в том же году выступил на публичном диспуте в защиту учения Виклефа. В 1403 г.

Ян Гус стал ректором Пражского университета. К этому времени он имел также сан свящемника и был проповедником Вифлеемской часовни.

Став ректором университета, Гус старался обеспечить в нём руководящую роль чешских учёных. В 1409 г. король Вацлав IV был вынужден предоставить чехам в управлении университетом 3 голоса, а немцам — только один.

Потеряв своё господствующее положение в университете, немцы ушли из него и создали свой собственный университет в Лейпциге.

Имя Гуса приобрело популярность в самых широких кругах чешского общества.

Католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, выступило против Гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, в распространении еретических учений. Гус и его сторонники были отлучены от церкви.

Но Гус продолжал выступать с проповедями в Вифлеемской часовне ряды его сторонников росли, всё более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами Чехии. Наконец, архиепископ наложил на Прагу интердикт Однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей Чехии и ещё больший подъём реформационного движения.

В 1412 г. Гус выступил против объявленной папой Иоанном XXIII публичной продажи индульгенций в Чешском государстве. Иероним Пражский, близкий друг Гуса, обратился к народу с призывом организовать манифестацию протеста. Состоялось шествие, участники которого предали папские буллы сожжению.

Это открытое выступление сторонников Гуса немедленно вызвало карательные меры со стороны властей: они приказали казнить трёх участников антипапского выступления. Сам Гус был вынужден по приказу короля оставить Прагу и поселиться вблизи Козьего Замка, неподалёку от того места, где возник впоследствии город Табор.

Сформулированное в ряде трактатов учение Гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников.

По характеру требований проповедь Гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране Гус критиковал католическую церковь всё более остро и непримиримо.

В самом общем виде его учение заключало в себе и требования плебеев, и требования крестьян. По мере же того как интересы эксплуатируемых всё дальше отходили от умеренных стремлений бюргерства, сам Гус все более приближался к массам.

Одновременно с Гусом в Праге имелись и проповедники, непосредственно выражавшие интересы плебса.

Так, Николай и Пётр из Дрездена требовали, чтобы церковные земли были немедленно конфискованы и розданы бедноте.

Революционную пропаганду вели также безвестные проповедники народно-еретических сект, деятельность которых никогда не прерывалась.

Читайте также: