Стопа в литературе это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.

Терминология

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)

Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.

Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит

Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Стопа - группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом).
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.

Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.

  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб . );
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль . ).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).

Акцентные системы стихосложения

  1. Силлабическое ,
  2. Тоническое ,
  3. Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.

Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождая декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.

МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.

НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)

ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)

Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:

В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)

Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…

Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.

Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…

Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.

Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.

Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.

На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.

Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.

Слог, собственно, единая часть слова, состоящая из звуков. Например, слово "полотенце". Разберём по слогам: по-ло-тен-це. Слог "тен" - ударный. В поэзии значение имеют именно ударения в слогах, а также их количество в каждой отдельной строчке. Об этом дальше.

Стопа - это последовательность ударных и безударных слогов, которые чередуются в определённом порядке. Существуют разные виды стоп: например, ямб. Для ябма характерно то, что ударение падает на каждый второй слог: "Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…". Схема ямба выглядит так: U—́ (U - безударный слог, —́ - ударный).

Другими классическими стопами являются хорей (так же, как и ямб, состоит из двух слогов, ударение на первый: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет), дактиль (состоит уже из трёх слогов, ударение на первый: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники), амфибрахий (три слога, ударение на второй: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный) анапест (три слога, ударение на третий: О, весна́ без конца́ и без кра́ю).

Кстати, когда про поэта говорят "красивый слог", чаще всего имеют в виду именно стопу, соответствие всего стихотворения одному из классических видов, что обеспечивает гладкость чтения и благозвучность.

Когда мы читаем стихотворение, мы невольно обращаем внимание на его ритмичность и мелодичность. За эти качества поэтического текста отвечает его размер и метр – характеристики, отражающие количество ударений и их место в строке. В основе метра лежит деление строки или стиха на структурные единицы, называемые стопами.

В античной метрике (системе стихосложения) под стопой понималась часть стиха, содержащая слабую и сильную доли. Сильная доля называлась арсис, а слабая – тесис. Отличие этих долей заключалось в икте (ритмическом ударении) и долготе звука; в сильной доле, определяющейся иктом, слог звучал долго, в слабой, соответственно, коротко.

  • Ямб: _ !
  • Хорей: ! _
  • Дактиль: ! _ _
  • Амфибрахий: _ ! _
  • Анапест: _ _ !

Приведём примеры для каждого вида стоп.

Ямбическая стопа

В такой стопе ударным является второй слог. Соответственно, если, например, строка состоит из пяти стоп, то ударными будут второй, четвёртый, шестой, восьмой и десятый слоги. Использование этой стопы характерно для творчества поэтов Золотого века русской поэзии. Вот яркий пример пятистопного ямба:

Важно заметить, что ударение может находиться не в каждой стопе. Вот пример стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом, в котором не каждый второй слог является ударным:

Здесь видим, что, например, во второй и последующих строках некоторые стопы вообще не имеют ударения. Такое явление называется пиррихием. В античной метрике так назывался отдельный метр, но в русском силлабо-тоническом стихосложении этим термином обозначают пропуск ударения в стопе.

Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад| со всех| сторон.

Следует отметить, что исследователи склонны считать спондей самостоятельным размером.

Хореическая стопа

Спи, ди|тя мо|ё, у|сни!
Сладкий| сон к се|бе ма|ни:
В няньки| я те|бе взя|ла
Ветер|, солнце| и ор|ла.

Следующий фрагмент написан четырёхстопным хореем, поэтому ударения в строках падают на первый, третий, пятый и седьмой слоги.

Амфибрахическая стопа

Амфибрахическая стопа состоит из трёх слогов. Ударным из них является второй. Таким образом, если в строке содержится три стопы, то ударными будут второй, пятый и восьмой слоги. Приведём пример такой структуры стихотворения:

Анапестическая стопа

В этой стопе, также состоящей из трёх слогов, ударение падает на последний, третий слог. Так, если размер стихотворения, трёхстопный анапест, как в примере ниже, то ударными будут третий, шестой и девятый слоги.

В следующем отрывке ударения падают на третий, шестой, девятый и двенадцатый слоги:

Дактилическая стопа

В эту стопу также входят три слога, ударный – первый из них. Если строка выглядит так, как в следующих отрывках, то ударения будут падать на первый, четвёртый и седьмой слоги.

В силлабо-тонической метрике принято, чтобы в рамках одного стихотворения соблюдался один и тот же размер. Однако это правило регулярно нарушается, но нельзя сказать, что стихи, содержащие различные стопы в рамках одной стопы, являются неблагозвучными. Скорее наоборот, литература знает примеры подобных произведений, которые очень мелодичны и выразительны. Вот несколько таких отрывков:

Здесь видим симметричное сочетание хореических, амфибрахических и ямбических стоп.

В этом отрывке аналогичная структура, только вместо хореических и ямбических стоп использованы стопы дактиля и анапеста.

Таким образом, даже кажущаяся строгой система силлабо-тонического стихосложения допускает отступления от правил. В результате могут получаться не менее элегантные и ритмичные стихотворения, нежели при неукоснительном следовании метру. Этим пользуются современные авторы, которые не стесняются экспериментировать и создавать оригинальные поэтические произведения.

Читайте также: