Официальная идеология и общественная мысль россии в первой половине xix в кратко

Обновлено: 08.07.2024

Идеал для западников – Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть её вековое отставание. Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Петр I, насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в деспотизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил общество всесильной и алчной бюрократии. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить её от опеки помещиков и чиновников. Революционное направление общественной мысли в 20–30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сунгурова и др.). В 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения.

Культура России в первой половине XIX в.: национальная основа, европейские влияния

Первая половина XIX в. – одна из наиболее значительных эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр – все они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия. Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались четыре типа учебных заведений: приходские школы для детей крестьян; уездные училища для горожан; губернские гимназии для дворянских детей; университеты.

Промышленный переворот в России в XIX в.: этапы, особенности.

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30–40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830–1850-е гг.) и пореформенный (1860–1880-е гг.). Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург – Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности: – начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во„ Франции – в начале XIX в.); – начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны); – сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам); – не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов – промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства.

Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а её политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80– 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта; – чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В I половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны. Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны.

Представители радикального направления оказались более активными. С 1811 г. по 1825 г. в России существовало более 30 тайных революционных организаций дворян. В 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения", а в 1818 г. - "Союз благоденствия". В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество, создателем и руководителем которого стал П. И. Пестель. В 1822 г. в Петербурге было создано Северное общество, лидерами его стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин.

Основными конституционными проектами стали "Конституция" Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля.

Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию, в которой законодательная власть принадлежала парламенту - "Народному вече". Избирательное право граждан ограничивалось высоким имущественным цензом.

П. И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего избирательного права.

В решении аграрного вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России. Дворянские революционеры не только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание. 14 декабря 1825 г. Члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат и матросов. Они хотели принудить Сенат принять их программный документ - "Манифест к русскому народу" и вместо присяги императору Николаю провозгласить переход к конституционному правлению. Восстание в Петербурге было разгромлено. Закончилось поражением и восстание черниговского полка (29 декабря 1825 г.), которое подняли руководители Южного общества.

Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов - П. И. Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский - были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу в Сибирь.

Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания.

Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, так как усугубляет отставание России от развитых стран Европы. Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Они впервые попытались практически изменить судьбу России.

Поражение декабристов активизировало деятельность консерваторов, пропагандирующих теорию официальной народности. Создателем этой теории был министр просвещения граф С. С. Уваров. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие признавалось единственно возможной формой правления в России, а крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либералы критиковали теорию официальной народности. Среди либералов сложилось два идейных течения - славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин и др.). Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России, считая капиталистический строй порочным, они призывали к возвращению в допетровскую Русь. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они критиковали крепостное право и выступали за просвещение народа, видя в этом единственно верный путь к успеху модернизации строя России.

В 40-е г. наметился новый подъем в радикальном направлении. Он был связан с деятельностью В. Т. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Создаются новые кружки. По имени руководителя они были названы петрашевцы. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право, призывали к уничтожению существующих порядков революционным путем.

В первой половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны.

Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что это они заботятся о благе и процветании страны. Представители радикального направления оказались более активными.

Во-первых, это связано, прежде всего, с деятельностью масонских союзов и лож (1775–1822 гг.). Первые упоминания о них в России относятся к 1717 году, а к моменту их закрытия по указу Александра I в 1822 году их насчитывалось 32. Основные идеи масонства того времени сводились к следующим положениям: формально соблюдая евангельские заветы, провозглашались человеческое достоинство и благородство; была попытка усовершенствовать человека и человечество с помощью самопознания и познания окружающей природы; выдвигались требования свободы мысли и общественного развития. Таким образом, масонство дало почву для развития конституционных и даже республиканских идей, и в этом отношении явилось предтечей декабризма.

к введению военных поселений, которые улучшили состояние армии перед наполеоновским вторжением;

к созданию военных поселений. Которые улучшили состояние армии;

к усилению роли полиции в общественной жизни (Полицейский Устав);

к преследованию передовой радикальной мысли и преподавателей университетов;

Все это было связано с именем графа Алексея Андреевича Аракчеева (1768–1834). Все мы помним слова А. С. Пушкина:

«Всей России притеснитель, губернаторов мучитель.

Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России. Дворянские революционеры не только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание.

Поражение декабристов активизировало деятельность консерваторов, пропагандирующих теорию официальной народности. Создателем этой теории был министр просвещения граф С. С. Уваров. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие признавалось единственно возможной формой правления в России, а крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либералы критиковали теорию официальной народности. Среди либералов сложилось два идейных течения – славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.) и западники

(В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, и др.). Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России, считая капиталистический строй порочным, хотя и были противниками крепостного права. Они призывали к возвращению на путь допетровской Руси. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они критиковали крепостное право и выступали за просвещение народа, видя в этом единственно верный путь к успеху модернизации строя России.

В 40-е г. наметился новый подъем в радикальном направлении. Он был связан с деятельностью В. Т. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева,

М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Создаются оппозиционные, а иногда и революционные кружки. Самым крупным и известным был кружок

М.В. Петрашевского. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право, призывали к уничтожению существующих порядков революционным путем. Правительство беспощадно преследовало любые оппозиционные организации (был разгромлен и кружок петрашевцев, а его участники сурово наказаны) и даже настроения. Значительно активизировалась деятельность радикальных элементов уже в годы правления Александра II.

Внутренняя политика правительства была направлена, несмотря на некоторые либеральные послабления в начальный период царствования Александра I, на дальнейшее укрепление самодержавного строя. На международной арене после разгрома Наполеона Россия занимает ведущие позиции, а центр европейской политики переместился из Парижа в Петербург.

1. Анисимов, Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. – М., 1998.

2. Дружинин, Н. М. Революционное движение в России в XIX в. – М., 1985.

3. Зырянов, П. Н. История России XIX в. – М., 1994.

3 . Ковальченко И. Д., Милов Л. В. Всероссийский аграрный рынок XVIII -н. ХХ в. – М., 1974.

4. Медушевский А. И. Россия в XIX в. – М., 2002.

5. Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи. XVIII - нач. ХIХ в. – СПб., 2003.

6. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в н. XIX в. – М., 1989.

7. Федоров, В. В. Декабристы и их время. – М., 1992.

8. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. – М., 1989.

Вопросы для повторения:

Основные реформаторские шаги Александра I.

Причины Отечественной войны 1812 года и роль России в освобождении Европы.

Реформаторская деятельность Николая Павловича (1725-1856 гг.).

Вопрос для размышления:

ТЕМА № 9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Предпосылками отмены крепостного права и буржуазных реформ в России являлись: 1) Развитие капиталистических отношений в стране и обострение на этой основе социально-экономического кризиса. 2) Возникновение революционной ситуации в 1850–1861 годах. 3) Массовое антикрепостническое движение.

В чем проявилось обострение социально-экономического кризиса?

Во-первых, в несоответствии нового развивающегося способа производства и устаревшей надстройки (крепостной системы отношений).

Факты: а) к 1860 году из 859 тысяч всех рабочих в России, 61,4 % – вольнонаемные. С 1826 по 1860-й год использование иностранных машин и технических установок увеличилось в 86 раз. Рост промышленности обгонял рост внутреннего рынка. То есть, крепостное право прикрепляло крестьян к земле, а рост капиталистической промышленности требовал притока вольнонаемных рабочих.

в) на Украине барщина составляла 6 дней в неделю, в Белоруссии 96 %, а в Литве 99 % крестьян находились на барщине;

г) сокращались крестьянские наделы, происходил перевод крестьян на менее удобные земли;

д) с 1885 года стали чаще разоряться помещичьи хозяйства и 65 % крестьян были заложены государству за долги.

Во-вторых, возникновение революционной ситуации в начале 60-х годов проявилось: а) в росте пассивной формы борьбы: ломке орудий труда, не выход крестьян на барщину, потрава полей скотом и др.;

б) усиливается активная форма движения крестьян: с 1854–1855 годы происходят поджоги помещичьих усадеб и массовые побеги; происходит рост крестьянских выступлений и бунтов (1858 г. – 86, 1859 – 90, 1860 – 108). Впервые в России в деревне Бездна Воронежской губернии в 1860 году поднимается красное знамя.

В-третьих, в стране развернулось антикрепостническое движение, которое состояло из трех лагерей:

Первый – помещики левобережной Украины, Белоруссии, России, где были сильны общины. Их аргументы: община дает хлеб насущный миллионам крестьянам. В будущем она отомрет, но не надо самим стремиться к классовой дифференциации.

Второй – либеральный: часть интеллигенции, "западники", часть помещиков западных губерний. Их позиции: свобода слова, печати, ограничение самоуправления; ввести мелкую частную собственность на землю или разрешить свободный выход крестьян из общины с землей.

В начале XIX века в Российской империи обострилась общественно-политическая и идейная борьба. Одной из причин роста общественного движения стало понимание, что Россия отстает от передовых стран Западной Европы. Необходимость изменений видели прогрессивно мыслящие представители царской администрации. Еще одной причиной роста общественного движения были народные волнения.

Движение декабристов

Декабристы — это участники антиправительственного движения в России, члены тайных обществ 1810-х — начала 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади восстание 14 декабря 1825 года.

Готовые работы на аналогичную тему

Консервативно-монархическое направление общественной мысли

Во время правления Николая I оформляются три направления общественной мысли:

  • официальное (консервативно-монархическое);
  • либеральное (взгляды славянофилов и западников);
  • революционно-демократическое.

Либеральное направление общественной мысли

Главной формой распространения либеральных идей стали кружки, из которых сформировались основные течения — славянофильство и западничество.

Представители течений не признавали революционных методов переустройства страны. Упор они делали на общественное мнение и готовность государственной власти к проведению преобразований. Спорным вопросом являлся исторический путь России.

Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление философской и общественной мысли.

Западники полагали, что Россия и страны Европы развиваются по одним законам в одном направлении, но Россия отстает. Поэтому главной задачей государства является сокращение этого отставания до минимума. Для решения проблемы необходимо отменить крепостное право, ввести конституционную форму правления, провести военную и судебную реформы. Идеалом течения служил Петр I.

Славянофильство — это религиозно-философское и литературное течение общественной мысли России, оформившееся в 1830 — 1840-х годах и ориентированное на раскрытие самобытного пути России, её важнейших типовых отличий от Европы.

Славянофилы к личности Петра I относились негативно. Они полагали, что он переломил самобытность России. С их точки зрения, до Петра I в России не было классовой борьбы и социальных конфликтов. В программу славянофильства входило решение таких вопросов, как отмена крепостничества, восстановление связи самодержавной властью и народа.

Революционное направление общественной мысли

Читайте также: