Оэср и россия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сотрудничество России и ОЭСР имеет более чем 10-летнюю историю. В советский период специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. В 1990 году в ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой, который в том числе стал координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией.

Нормативно-правовая и институциональная основа сотрудничества России и ОЭСР

Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества составляют подписанные в 1994 г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. В практическом плане в целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР (ныне Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции), что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. Сейчас эту Комиссию возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации - Антон Германович Силуанов.

В 1995 году была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:

  • оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;
  • участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР, количество которых постоянно расширялось;
  • участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;
  • участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;
  • доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения. Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

Очевидно, что будущее членство в ОЭСР существенно расширит нормативно-правовую базу сотрудничества. Россия должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны, и со своей стороны делегировать постоянного представителя в Совет ОЭСР. Кроме того, Россия должна будет присоединиться к Конвенции о создании ОЭСР, а также ряду других международных соглашений, участниками которых являются все страны-члены ОЭСР.

Опыт сотрудничества России и ОЭСР

За последнее десятилетие накоплен обширный и полезный опыт сотрудничества России и ОЭСР. России удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус страны-партнера.

Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации. На протяжении последних 10 лет круг комитетов и рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся. В 2007году Россия являлась наблюдателем в 20 комитетах и рабочих группах ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах ОЭСР и нескольких рабочих группах, что дает России право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Рассматривался вопрос о получении статуса наблюдателя еще в нескольких комитетах (по страхованию, торговле, финансовым рынкам, помощи развитию, госуправлению, в рабочей группе по борьбе с коррупцией), однако теперь, вероятно, этот вопрос будет решен вместе с ожидаемым вступлением России в ОЭСР.

Участие России в структурных подразделениях ОЭСР

Статус: Участник (23)

Комитет по занятости, труду и социальным вопросам

Статус: Ассоцированный член (4)

Россия также участвует во многих из Глобальных Форумов ОЭСР. На Россию приходится около 20% бюджетных средств ОЭСР, выделяемых на сотрудничество с 70 странами-не-членами Организации.

Основные направления сотрудничества

ОЭСР оказала и продолжает оказывать содействие в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях в создании институтов и инструментов рыночной экономки. Прежде всего очень важна поддержка ОЭСР в области разработки законодательства в различных секторах экономики.

Особое значение консультативное и техническое содействие ОЭСР имеет в разработке антимонопольного законодательства и законодательства в области налогообложения, в привлечении иностранных инвестиций, приватизации, реформе предприятий, банковской реформе, решении проблем государственного управления и регулирования, корпоративного управления, рыночных преобразований в сельском хозяйстве, в реформировании естественных монополий, в модернизации образовательной политики, научно-технической и инновационной политики.

Регулярно публикуются общеэкономические обзоры ОЭСР по России, а также специализированные исследования и обзоры положения в отдельных секторах экономики и социальных отношений. Для обсуждения подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР, представителей исполнительной и законодательной власти РФ, а также национальных и международных исследовательских центров. По их результатам готовятся материалы, содержащие рекомендации для соответствующих государственных ведомств РФ.

Кроме того, обзор экономической ситуации в России наряду с другими странами включается в ежегодно публикуемый Economic Outlook.

В процессе консультирования российских государственных и законодательных органов по подготовке проектов экономических законов, используется опыт стран ОЭСР, наиболее преуспевших в данной области. Кроме того, учитываются международные стандарты (например, нормы кодексов ОЭСР). Так, например, с участием привлеченных ОЭСР международных экспертов был разработан ряд актов российского антимонопольного законодательства, законодательства о банкротствах, сделано несколько предложений по совершенствованию проектов новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Результаты работы Круглого стола по вопросам корпоративного управления в России, регулярно (начиная с 1999 г.) объединяющего на своих заседаниях российских и зарубежных экспертов в области корпоративного управления, в частности легли в основу Белой книги по вопросам корпоративного управления в России, опубликованной в 2002 г., в которой были сформулированы ключевые политические цели и первоочередные задачи реформ, в частности, обеспечение равного отношения к акционерам, повышения уровня раскрытия информации и т.д.

Еще одним важным направлением сотрудничества России и ОЭСР является сфера образования в силу растущей значимости образования в формировании экономики, основанной на знаниях. Россия участвует в Программе ОЭСР по международной оценке образовательных достижений учащихся. Российские эксперты принимают активное участие в разработке статистических индикаторов образовательных систем (INES), обеспечивая прочную базу для количественных международных сравнений в области образования. Россия приняла участие в двух проектах Директората ОЭСР по образованию – Тематическом обзоре по равенству в образовании и Тематическом обзоре по высшему образованию.

Большое значение для России имеет определение ОЭСР кредитного рейтинга, влияющего на условия заимствования на мировых финансовых рынках. Так в январе 2007 года Совет ОЭСР принял решение о переводе России из четвертой в третью группу инвестиционных рисков, что должно привести не только к улучшению общего экономического имиджа нашей страны, но и к удешевлению западных связанных кредитов для российских компаний.

В рамках программ сотрудничества с Россией Центр ОЭСР по сотрудничеству со странами-не-членами организует программы обучения, в частности проводит семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства.

Став полноправным членом ОЭСР, Россия сможет продолжить сотрудничество с ОЭСР по этим приоритетным направлениям, но уже на более основательной партнерской основе, внося более значимый вклад в разработку международных механизмов реализации и оценки политики в различных сферах с учетом своих национальных интересов.

Перспективы вступления России в ОЭСР

16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на уровне министров принял решение о начале переговорного процесса о вступлении России в Организацию. Для России данное решение означает начало нового и важного этапа сотрудничества с ОЭСР, итогом которого должно стать вступление России в эту авторитетную экономическую организацию, что было и остается одним из российских приоритетов международного сотрудничества.

К настоящему моменту вопросы присоединения России обсуждены во всех ключевых комитетах ОЭСР.

Можно ожидать, что Россия в ближайшее время может стать членом Организации в связи с существенным прогрессом в переговорном процессе, в том числе по вопросам присоединения к ВТО.* Текущие переговоры по вступлению в ОЭСР и будущее членство в Организации открывает новое пространство для диалога между Россией и ОЭСР. Для нашей страны текущий переговорный процесс означает необходимость существенного наращивания аналитического потенциала с учетом международного опыта и необходимость более активного и полноправного участия в международном процессе выработки экономических и политических правил и норм, ведущемся на уровне ОЭСР.

Со стороны ОЭСР также наблюдается растущий интерес к опыту российских преобразований, потребность в получении более актуальной и полной информации о масштабе, динамике и перспективе российских реформ.

Для России сотрудничество с ОЭСР в текущем статусе страны-партнера и в дальнейшем в статусе страны-члена имеет первостепенное значение. Во всем мире обеспечение качественного аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР является одним и приоритетных направлений международного сотрудничества, поскольку открывает доступ к международной экспертизе высочайшего уровня, позволяет участвовать в выработке стратегических направлений развития современной экономики, представлять национальный опыт социально-экономических преобразований и представлять данные о развитии национальной экономики и отдельных ее секторов в международных сопоставительных исследованиях ОЭСР.

Несмотря на то, что к концу 2013 года большинство комитетов ОЭСР подтвердили готовность России к присоединению, 12 марта 2014 решением управляющего совета ОЭСР процесс присоединения России к ОЭСР был приостановлен. Тем не менее, эксперты выражают надежду на скорейшее возобновление переговоров о вступлении, с тем чтобы взаимоотношения России с ОЭСР и дальше носили прагматичный и взаимовыгодный характер.

Ознакомиться с нормативно-правовой базой ОЭСР на русском языке можно, перейдя по ссылке: Нормативно-правовая база ОЭСР

Согласно заявлению Алексея Оверчука, вице-премьера РФ, которое озвучено в Вашингтоне 15 октября 2021 г., Россия тесно взаимодействует с ОЭСР, но в данный момент не ведет переговоры о вступлении. Работы по всем направлениям в рамках взаимоотношений с ОЭСР находятся в активной фазе, в данный момент есть несколько финансируемых российским правительством проектов, поэтому власти РФ предполагают положительные сдвиги в ближайшем будущем. И только после этого, как считает А. Оверчук, можно будет говорить о вступлении.


В данный момент Россия остается в статусе наблюдателя ОЭСР и ассоциированным членом определенных комитетов и групп.


РФ ОЭСР

РФ-ОЭСР: история взаимоотношений

Согласно аналитическим докладам и обзорам Центра перспективных управленческих решений России (создан в 2018 г. для продвижения в РФ принципов доказательной политики), отношения РФ-ОЭСР начаты еще в 1990-х годах. По известным причинам в 2014 г. присоединение приостановлено самой Организацией экономического сотрудничества и развития, но власти России сразу же отметили высокую заинтересованность в дальнейшем сближении.

Такое взаимодействие важно рассматривать не только со стороны внешней политики, но и в качестве внутреннего инструмента для улучшения государственного управления. На встрече в Вашингтоне 15 октября 2021 г. вице-премьер РФ отметил, что отношения с ОЭСР внесли серьезные структурные изменения во многие системы государства, в частности – в деофшоризацию налоговых систем. Однако для интенсивного сближения РФ необходимо предпринять более масштабные шаги. Например:

  • снизить риски формального исполнения задач со стороны ведомств;
  • обратить пристальное внимание на задачи с высокой значимостью (Россия работает только с 9% из общего плана ОЭСР);
  • включить в работу дополнительные комитеты и органы для выполнения текущего плана (новый план содержит на 11% больше задач);
  • снизить значение ставки на преемственность для увеличения значимости интенсификации сотрудничества;
  • внедрить специальные правовые инструменты для сближения и успешного вступления в ОЭСР.

Как отмечают аналитики, Россия концентрируется на наиболее значимых задачах только на 9%, остальная работа в большей степени направлена исключительно на описание процессов без конкретных выводов и итогов. Все предпринятые и запланированные меры должны способствовать диффузии политик с объединением лучших практик ОЭСР в контексте применения на территории РФ.

А. Оверчук отмечает, что деофшоризация в России – первостепенная задача, взгляды на которую полностью совпадают с позицией США в этом же вопросе.


Рекомендуем заказать индивидуальную консультацию наших экспертов по корпоративному планированию уже сейчас, чтобы в дальнейшем ваш бизнес мог законно снижать налоговую нагрузку.

План работы с ОЭСР 2021-2022 гг.

В данный момент России необходимо приложить усилия по обозначению самых важных направлений:

  • государственное управление;
  • цифровая экономика;
  • статистика;
  • внешнеэкономическая политика.

Только внедрение правовых инструментов позволит использовать механизмы диффузии и сделать процесс взаимодействия ОЭСР и России более прозрачным. Власти РФ должны четко отображать этапы планирования и текущие приоритетные работы, конкретно формулировать задачи и освещать ожидаемые результаты с внедрением лучших практик ОЭСР.

Дополнительно России необходимо работать над увеличением эффективности государственного аппарата с повышением открытости взаимодействия. В частности, речь идет о размещении структурирующих отношения ОЭСР-РФ в открытом доступе.


В ноябре 2020 г. утвержден новый двухлетний План задач для активизации диалога с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Согласно ему, в России должны быть проведены следующие работы:

  • привести российскую нормативно-правовую базу в соответствии с нормами ОЭСР;
  • расширить участие федеральных органов в заседании комитетов и рабочих групп ОЭСР;
  • внедрить больше инициатив и ориентацию на достижение конкретных результатов;
  • нарастить сотрудничество и принять перспективные шаги в сфере эффективности государственного аппарата;
  • развить инструменты сбора и качества статистических данных, в том числе в рамках деофшоризации налоговой системы;
  • повысить эффективность регуляторной политики и уровень прозрачности статистики.

Мониторинг нового этапа взаимодействия России с ОЭСР возлагается на ЦПУР (Центр перспективных управленческих решений), который будет оценивать этапы процессов с фокусировкой на анализе нового двухлетнего плана.

Дополнительно властям РФ необходимо обратить внимание на участие страны в различных международных организациях, что позволит улучшить внешнюю политику и взаимодействие с другими государствами. Также важным остается вопрос работы самих международных организаций на территории России, что может стать дополнительным стимулом для активных и эффективных действий чиновников внутри РФ.

В реализации нового плана взаимодействия с ОЭСР Россия может использовать такие инструменты:

  • обучение для формирования собственных практик в пределах своей юрисдикции;
  • прямое копирование норм и законов других стран (эмуляция), основанных на одной идеологии, культуре и истории;
  • конкуренция – механизм, позволяющий конструктивно изменять внутреннюю политику с прекращением дискриминационных мер в торговле между равными странами-партнерами.

С этой точки зрения сближение ОЭСР и России основывается не на постоянных контактах, а в рамках диффузии политик с внедрением лучших примеров в собственную экономику, социальную сферу, конкурентность государственных институтов и государственного управления. То есть, власти РФ могут ориентироваться на лучшие практики стран-членов ОЭСР, которые можно интегрировать в российскую практику стратегическими документами.

РФ-ОЭСР: дальнейшее развитие событий


Уже сегодня следует задуматься над правильной структуризацией вашего бизнеса с корпоративным налоговым планированием, в чем всегда готовы помочь наши эксперты.

За весь период работы ОЭСР приняла более 450 стандартов, 246 из общего числа нормативных актов уже действует на территории России, в том числе в плане налогообложения. Организация не располагает конкретным списком индикаторов, определяющих приверженность государства принципам ОЭСР, но при оценке в любом случае взвешивается уровень исполнения:

  • рамочной концепции в области инвестиций и конвенции о борьбе с дачей взяток должностным лицам;
  • стандартов ответственного ведения бизнеса;
  • участия в Глобальном форуме по прозрачности и обмену информацией;
  • плана BEPS;
  • кодекса либерализации капиталов и текущих невидимых операций;
  • рекомендаций по лучшим практикам в области статистики и принципов внутригосударственной политики.

В обязательном порядке учитываются индексы барьеров, которые препятствуют привлечению иностранных инвестиций, правопорядка, человеческого развития, ратификации международных договоров в области прав человека. Дополнительно учитываются индексы восприятия коррупции и отдельные критерии, разработка которых напрямую связана с развитием конкретной страны.

На сегодняшний день взаимодействие ОЭСР-Россия выглядит следующим образом:

  1. В РФ продолжается внедрение стандартов ОЭСР (только в 2017 г. принято 5 федеральных законов).
  2. Ведомства государства продолжают работу в органах ОЭСР с передачей данных РФ для формирования индексов.
  3. Несмотря на отсутствие переговоров на данном этапе, российская сторона принимает участие в разработке проектов по борьбе с дачей взяток иностранным должностным лицам, а также в области цифровой экономической и регуляторной политике.
  4. Отдельные совместные мероприятия и проекты – регулярные взаимоотношения страны с ОЭСР.

В перечне первых задач в 2021-2022 гг. перед Россией стоит вопрос об участии российских экспертов в деятельности Комитета по государственному управлению ОЭСР, а также распространение российского опыта в области инноваций в государственном управлении. Параллельно будет взят курс на серьезную деофшоризацию экономики и, скорее всего, незамедлительные реформы в налоговой системе РФ.

Со стороны ОЭСР рекомендации включают концентрацию внимания на самых важных задачах, которые заключаются больше в реализации с итоговым положительным результатам, чем в предоставлении информации. Именно над этим должны задуматься власти России в процессе исполнения Плана взаимодействия с ОЭСР на будущие годы. Все процессы должны носить не общий характер, а направляться на конкретные действия с экспертно-аналитической поддержкой, что позволит грамотно координировать работу российских ведомств. В сравнении с более ранними периодами взаимоотношений Россия-ОЭСР, исполнение предыдущего плана отличилось снижением выполнения задач высокой значимости. К ним относятся внедрение лучших практик и стандартов (выполнено 7 при более ранних показателях 13), реализация проектов ОЭСР (выполнено 2 против показателя 5 в более ранние периоды). На фоне этого выполнение задач с низким уровнем значимости возросло. Это участие в мероприятиях и проектах, предоставление данных, учет интересов РФ и комментарии в ОЭСР.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в целом от России ожидают больше реализации, чем документальной работы. А учитывая стремление властей государства максимально содействовать правилам вступления в ОЭСР, глобальные изменения не за горами. Прежде всего вопрос касается регуляторных задач и процессов, например, в части обеспечения информационного обмена с ОЭСР актуальными и достоверными данными. Не менее важной процедурой станет деофшоризация с помощью действующих практик ОЭСР, в том числе с помощью плана BEPS, внедрение межгосударственных стандартов, в том числе в области налогообложения при трансфертном ценообразовании.

Россия должна обратить особое внимание на доходную часть государственного бюджета с целью увеличения его доходной части. И деофшоризация российской экономики обязательно примет вид новых многосторонних соглашений об обмене финансовой информацией.

В любом случае изменения в законах многих стран, включая Россию, где реформы однозначно будут проводиться с учетом плана взаимодействия с ОЭСР, провоцируют владельцев бизнеса и иностранных счетов выстраивать новые корпоративные структуры. Международное налоговое и корпоративное планирование с нашими экспертами позволит вам своевременно адаптировать бизнес к новшествам и эффективно развиваться с учетом внешних и внутренних изменений в политике разных стран. Вы можете заказать индивидуальную консультацию, услуги по регистрации компаний за границей, открытию иностранных банковских счетов и смене налогового резидентства прямой сейчас любым удобным способом.

Почему РФ не ведет переговоры с ОЭСР о вступлении?

На данном этапе Россия тесно взаимодействует с ОЭСР в вопросах реализации поставленных задач. Только после их выполнения можно говорить о начале переговоров, считает вице-премьер А. Оверчук. За предыдущие периоды Россия больше внимания уделяла именно документальным и информационным вопросам. Однако в последующие годы важно целенаправленно работать на результат по внедрению лучших практик ОЭСР в пределах государства и во внешней политике.

Какие задачи должна выполнить РФ согласно новому плану?

Представленный в 2020 г. новый двухлетний план предусматривает серьезные изменения в части налогового законодательства (деофшоризация экономики), разработку механизмов по снижению рисков дачи взяток должностным лицам (коррупции), совершенствования статистики и цифровизации. ОЭСР призывает сосредоточиться на значимых задачах в части реализации. На данном этапе ясно, что Россия больше концентрировалась на выполнении задач с низкой степенью значимости (участие в проектах, подготовка докладов и др.).

Почему бизнесменам и инвесторам России следует задуматься о корпоративном планировании?

Учитывая интерес властей РФ к вступлению в ОЭСР, необходимо правильно подготовиться к грядущим изменениям. Очевидно, что планируемые реформы будут нацелены на выполнение рекомендаций ОЭСР именно в части реализации, а не информационного фона. И в первую очередь речь идет о налоговых поступлений в государственный бюджет с помощью усиления мер по деофшоризации экономики. В этом смысле власти РФ полностью согласны со взглядами США – важно добиться хорошей наполняемости государственного бюджета налоговыми отчислениями.

Фото: Pierre Crom / Getty Images

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прекращает переговорный процесс о вступлении России. Об этом говорится в заявлении ОЭСР.

Брюно Ле Мэр

Также ОЭСР не будет принимать добровольные взносы от России и прекратит все существующие совместные проекты. Также будет пересмотрено участие России в комитетах организации.

Процесс присоединения России организация заморозила на неопределенный срок в 2014 году, поддержав просьбу Украины, переживавшей конфликт на востоке страны.

В 2019 году российское правительство выразило надежду на восстановление процесса присоединения, а Минэкономразвития тогда намеревалось усилить взаимодействие с организацией.

Впервые Россия подала заявку на прием в ОЭСР в 1996 году, но получила отказ. В мае 2007 года было принято решение о начале новых переговоров по членству России, власти России надеялись завершить процесс уже в 2013–2014 годах.

Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. В организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС.


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation — OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира в Париже (Château de la Muette).

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран — членов организации. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

Содержание

Члены ОЭСР

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 30 государств, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская Комиссия (орган Евросоюза).

На долю ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Планы расширения организации

В 1996 г. заявку на приём в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом

16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Россия, Эстония, Словения, Израиль и Чили. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Южно-Африканская Республика. [1]

Чёрные списки

Подобно ФАТФ, ОЭСР также ведёт свои списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию. В список несотрудничающих налоговых гаваней 2007 года входили Андорра, Лихтенштейн и Монако.

2 апреля 2009 года на встречу Большой двадцатки (G20) ОЭСР подготовило Текущий доклад (См. текст на русском в переводе А.С. Захарова) о юрисдикциях наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементированию налоговых стандартов, принятых на международном уровне.

В этом Докладе ОЭСР разделил все государства на три категории:

  • Юрисдикции, которые в достаточной степени имплементировали налоговые стандарты, принятые на международном уровне:
  • Юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне, но пока еще не в достаточной мере их имплементировавшие:

Налоговые гавани:

Ангилья (заморская территория Великобритании), Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба (территория в составе Нидерландов), Багамские Острова, Бахрейн, Белиз, Бермудские Острова (заморская территория Великобритании), Британские Виргинские Острова (заморская территория Великобритании), Вануату, Гибралтар (заморская территория Великобритании), Гренада, Доминика (Содружество Доминика), Каймановы Острова (заморская территория Великобритании), Острова Кука, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова (с 1986 года находятся в свободной ассоциации с США), Монако, Монтсеррат (заморская территория Великобритании), Науру, Нидерландские Антильские Острова (территория в составе Нидерландов), Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Туркс и Кайкос(заморская территория Великобритании).

Иные финансовые центры:

  • Юрисдикции, которые не приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, принятых на международном уровне:

Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Уругвай (ходит информация, что после определенных возражений 06.04.2009 ОЭСР исключил из списка), Филипины

Читайте также: