Очерки истории средневекового новгорода кратко

Обновлено: 08.07.2024

Предки ильменских словен в результате Великого переселения народов были вытеснены из Центральной Европы на север, в края Приильменьской низменности. И это стало благом для них. Хорошо защищенные пространством и лесами от злобных полчищ, рыскающих по Европе племён, в неустанном труде, они сумели создать средневековую республику, по времени просуществовавшую дольше других государств на территории России, со всеми её монархическими династиями. Новгородская земля тех времён — это довольно развитая цивилизация, с почти поголовной грамотностью населения , что не характерно было для средневековых феодальных государств.

Для процветания любого общества, кроме мирного труда, не меньшую роль играет коммуникация — способность налаживания связей с внешним миром, и чем они прочней будут и дальше простираться, тем благотворней для этого общества.

Местоположение Приильменья в этом плане просто идеально: как сухопутным путём, так и через систему рек, его жители могли выходить во все моря, прилегающие к Восточно-Европейской равнине, таким образом вести торговлю с самыми отдалёнными странами и народами. Это даже отмечено в одной из старинных народных былин:

Через Приильменье проходили сразу два торговых пути: "Из варяг в арабы" — из Балтики по Волге в Каспий, и далее в страны Востока; "Из варяг в греки" — по Днепру в Чёрное море, в Византию, и даже вокруг Европы, что способствовало быстрому росту экономики этого региона. Как отмечено в летописи: иногда корабли "гостей" из разных земель и стран стояли на Волхове так плотно, что когда случался пожар на одной стороне, то по этим кораблям перебрасывался на другую.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (1136 - 1478, 342 года) — именно так новгородцы официально именовали, и юридически фиксировали, своё государство в пику княжествам, где правили князья с титулом — "Господин Великий Князь", тем самым фиксируя, что у них не единоличное, а коллективное государственное правление, которое мы именуем республикой. Сразу же хочу отметить 3 момента, которые могут разочаровать романтиков от истории, и в первую очередь либералов, продвигающих идею Новгородской республики, как альтернативу Москве:

1 . Новгородская земля, ни при каких обстоятельствах не могла стать центром собирания русских земель, тем более на основе средневековой республиканской формы правления . Новгород, со всеми своими ресурсами, был объектом, а не субъектом европейской политики того времени (для него стать частью чьего то государства было просто делом времени). Новгородская средневековая республика подобна европейским , которые сложились также в эпоху феодализма, и развивались по одинаковым принципам, это — Венецианская, Генуэзская, Любекская, Пизанская, Республика Лукка, Сиенская, Флорентийская, Швейцарский союз, Цюрих. Все они со временем были завоёваны монархиями или уже Наполеоном, не устояла ни одна, хотя некоторые в своё время заправляли на международной политической арене ("suis quaeque temporibus" - "всему своё время" ). То есть, ни одна из подобных республик в Европе не стала центром создания современных национальных государств республиканского типа, тут даже не было исключения из правила. Ещё раз повторюсь — не мог ею стать и Новгород.

2. Новгород времён феодальной раздробленности почти ничего не связывает с современным республиканским строем, с его разделением властей, Конституцией и демократией, возникшей в Новое время периода становления капитализма . Новгородская республика была средневековой, она эмпирически вырастала ещё из родового строя. Её институты нацелены были, в первую очередь, на регулирование общественных отношений таким образом, чтобы несколько сотен самых богатых семей могли обогащаться, без особого на то риска — это было доминирующим, как во внутренней, так и внешней политике. Ведь вся новгородская земля, в первую очередь, на которой стоял сам Новгород, принадлежала коренным боярским родам, которые сдавали в аренду эти земли, как горожанам, так и жителям округов. То есть, все горожане, от самого нищего смерда и выше, платили этим боярам за проживание в Новгороде, так как их дома стояли на землях принадлежащих этим барыгам (что-то подобное собираются сделать и в наше время).

Война дело рискованное, в результате неё можно всё потерять, поэтому лидеры боярских группировок-кланов стремились договориться. Как раз для этого и была разработана очень тщательно, как нигде на Руси, вечевая и судебные системы, а также органы управления, иначе бы Новгородская земля не выжила от постоянных конфликтов, вызванных несовпадением интересов выше упомянутых группировок . Эта система постоянно "дорабатывалась" соответственно велению времени и назревающим объективным потребностям.

3. Об особенностях новгородской демократии. Да, было там такое, что на вече за кого громче кричали, тот и побеждал (от голоса и пошло "голосование"). Мало того, в более поздних слоях археологи находят ровно обрезанные кусочки бересты с каким-либо именем, вполне возможно, что это были первые бюллетени. Либералы всё ищут демократию в прошлом нашей страны и ностальгируют о том, что она у нас не прижилась. Но через свои "розовые очки" они не хотят видеть реальную историю. В результате длительной борьбы ещё с периода распада родового строя, в Новгородской земле утвердились уже упоминаемые выше боярские роды-кланы (в разное время их было 30 - 40 "фамилий", на подобии Древнего Рима), которые объединяли в разное время в среднем 300 влиятельных фигур, так называемых "300 золотых поясов"(или ”вячшие” — мудрейшие, старшие). В своих взаимоотношениях они старались держать баланс, по принципу "Лучше плохой мир, чем хорошая война", не раз убедившись, что любая, даже маленькая война, нанесёт вред всем, и в том числе более сильному. Но бывали моменты, когда жажда наживы затмевала здравый смысл, этот устоявшийся баланс нарушался, и дело доходило до столкновений. Вот если бы на картине ниже, иллюстрирующую новгородскую демократию эпохи Руси, дать её персонажам в руки биты со "стволами", она бы напоминала нам реалии демократии Российской Федерации 90-х годов 20 века. Напомнить, какая тогда была демократия, с чубайсовскими кейсами и позорным договорняком между "царём Борисом" и недокоммунистом Зю? Если это демократия, то тогда автор этих строк ветеран звёздных войн. Это твориться сейчас, а что творилось тогда?

Вече Софийской и Торговой сторон Новгорода демократически решают спорные вопросы на мосту через Волхов.

Вече Софийской и Торговой сторон Новгорода демократически решают спорные вопросы на мосту через Волхов.

Любой конфликт, переросший в "горячий" это всегда непредсказуемость, особенно если слабого зажимают в угол, и ему нечего терять. Тогда он способен на самые дерзкие поступки, типа "Пропади всё пропадом!". В очередной раз более сильный убеждался, что не надо "ворошить муравейник", и садился за стол переговоров. Отсюда, например, эволюция должности посадника Великого Новгорода , который мог выражать интересы какой-либо одной группировки. Сначала он избирался пожизненно; потом срок его полномочий сократился до 1 года; позже возникло коллективное посадничество, представлявшее разные концы города; затем создавалась коллегия посадников, среди которых поочерёдно выбирался "степенной" (председатель). Под конец Новгородской республики посадников одновременно было уже 36 (скорее всего столько и было самых знатных влиятельных родов-кланов). Увы, в Новгородской республике не было настоящего народного правления — власти большинства, как при демократии. Вся власть принадлежала нескольким десяткам самых богатых боярских родов. То есть, по сути — Господин Великий Новгород был аристократической средневековой республикой, постоянно скатывавшейся к олигархической форме правления, когда верхушка "рулила" в своих интересах, особенно под конец, что и приведёт к потере независимости Новгорода (низы не стали на его защиту, когда пришло войско Ивана III в 1478 году). Олигархия являлась основной причиной постоянных социальных конфликтов трудового люда Новгородской земли с его знатью. Если и были какие то проблески демократии, то они завоёвывались в борьбе СМЕРДОВ и ЧЁРНЫХ ЛЮДЕЙ с богатеями. О том, что "смерды" и "чёрные люди" — эксплуатируемое население Новгорода, тоже добились своего веса в городе, указывает тот факт, что когда Всеволода Мстиславича выгоняли из Новгорода, то 1-м пунктом обвинения было "Не блюдот смерд" — не защищает низы от произвола богачей, что накаляло обстановку в городе.

Одна из гипотез происхождения понятия "чёрные люди". Среднее и правое фото — последний день эксперимента (уже можно было полакомиться апельсином).

Одна из гипотез происхождения понятия "чёрные люди". Среднее и правое фото — последний день эксперимента (уже можно было полакомиться апельсином).

СТРЕМЛЕНИЕ НОВГОРОДЦЕВ К НЕЗАВИСИМОСТИ во времена Киевской Руси практически не покидало никогда. Как пример, можно взять случай, когда в княжение Владимира I они не побоялись отказаться, поддержав Ярослава, платить дань. Или взять хотя бы те же новгородские летописи, все они выделяют самость Новгорода, противопоставляя себя Киеву, и даже иногда изображают столицу в уничижительном виде. Заложенные в родовом строе традиции самоуправления были столь велики, что они продолжали жить даже при сильной княжеской власти. По всему видно, что они тяготились этой единоначальной властью, которая только что и могла, как "трясти" с новгородцев дань. Потому, как только выпал удобный момент, они тут же князя "посадили на цепь" — ограничили его власть на выгодных для себя условиях, создав республиканскую форму правления. Всё настолько созрело, что буквально произошло в промежутке 4-х лет. Хронология событий такова:

1132 год — сын Мстислава I Владимировича — Всеволод Мстиславич, княживший в Новгороде с 1117 года, после смерти отца ввязывается в междоусобную войну со своим дядей Юрием Долгоруким за Переяславское княжество.

1135 год — 26 января, между войсками Всеволода Мстиславича, куда кроме новгородцев входили даже отряды немецких рыцарей, и ростово-суздальцами у Жданой горы произошло сражение . Новгородцы потерпели сокрушительное поражение. В этой битве погибли представители высшей аристократии Новгорода — посадник Иванко и тысяцкий Петрило Микулич. Всеволод Мстиславич, со своей конной дружиной кинулся наутёк, бросив на произвол судьбы новгородское пешее ополчение, которое почти что всё было перебито. Летопись об этом событии рассказывает следующее:

Неприглядное поведение Всеволода Мстиславича, как военного предводителя, нанесло сильный удар по престижу княжеской власти в Новгороде. Очевидно, чтобы загладить своё позорное поражение в битве при Жданой горе, и упрочить своё пошатнувшееся положение в Новгороде, уже при новом посаднике Мирославе Гюритиниче, Всеволод Мстиславич составляет в 1135 году, так называемое "Рукописание". Это юридический документ, даровавший льготы второй по влиятельности группировке боярства в Новгороде — купеческому братству "Ивановское сто" при церкви на Опоках . "Рукописание" чётко защищает права и интересы крупного торгового сословия: они выводились из-под юрисдикции посадника, наделялись правом самостоятельного суда по торговым делам; в пользу этого братства должны были собираться таможенные пошлины с воска, которые поступали в Новгород со всей Руси. Это вызвало недовольство бояр-вотчинников Новгорода. Их раздражение по отношению к Всеволоду Мстиславовичу ещё больше усилилось, когда посадник Мирослав Гюритинич ездил в южные княжества решать ситуацию, связанную с междоусобицей (мирить киевлян с черниговцами), и по рекомендации князя, как эксперта, совершал действия не в пользу новгородцев.

Чашу терпения влиятельных кругов Новгорода, по отношению к князю Всеволоду, переполнило следующее. Кроме купечества в Новгороде влиятельными силами, на которые можно было ещё опереться, являлись "чёрные люди" со "смердами" и церковные верхи. Но низы к князю испытывали лютую ненависть, особенно после того, как он их бросил на убиение при Жданой горе, на них опираться он даже и не помышлял. Другое дело ЦЕРКОВЬ , имевшая значительный экономический и политический вес в городе. Всеволод Мстиславович в угоду ей, в начале 1136 года, издаёт второй документ, который частично перечёркивает привилегии данные купеческому братству — "Устав князя Всеволода о церковных судех. и о мирилах торговых" . В нём речь идёт о праве церкви судить по целому ряду статей. Но самое главное! Он вверяет "мерила торговые" : в первую очередь — церкви Святой Борогодицы на Торгу, которая была им построена и находилась под его контролем; затем Софийскому собору с епископом; и лишь на третьем месте их получает "староста Иваньский" из церкви на Опоках (то самое купеческое братство). Это был серьёзный удар по доходах купечества Новгорода. Кроме церкви и небольшой части "прикормленных" боярских родов против Всеволода Мстиславича выступили жители всех сословий города.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Владимир Янин Очерки истории средневекового Новгорода

Очерки истории средневекового Новгорода: краткое содержание, описание и аннотация

Владимир Янин: другие книги автора

Кто написал Очерки истории средневекового Новгорода? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Владимир Янин: Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода

Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода

Владимир Янин: Очерки истории средневекового Новгорода

Очерки истории средневекового Новгорода

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Янин: Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода

Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода

Валентин Янин: Новгород – раскрытая книга русского средневековья

Новгород – раскрытая книга русского средневековья

Валентин Янин: Берестяная почта столетий

Берестяная почта столетий

Елена Рыбина: Новгород и Ганза

Новгород и Ганза

Николай Храмцовский: Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Очерки истории средневекового Новгорода — читать онлайн ознакомительный отрывок

В начале 1133 г. Всеволод ходил походом на чудь и взял город Юрьев. В следующем году им был предпринят безуспешный поход на Суздаль, вызванный желанием Всеволода посадить на суздальский стол своего брата Изяслава. После обильной людскими потерями с обеих сторон битвы при Ждане горе был заключен мир. Через год, когда возникла распря между киевлянами и черниговцами, мирить их был послан на юг посадник Мирослав, снабженный, по-видимому, противоречивыми инструкциями Всеволода. Мира между Черниговом и Киевом добился в конце года, уже после смерти Мирослава, новгородский епископ Нифонт.

Сумма всех этих событий привела в 1136 г. к свержению Всеволода Мстиславича. Снова призвав псковичей и ладожан, новгородцы заточили князя с семьей в епископском дворе, где круглосуточно дежурили тридцать вооруженных новгородцев.

Свергнутому князю были предъявлены следующие обвинения: 1. Не блюдет смердов; 2. Почему хотел уйти княжить в Переяслав?; 3. Почему с битвы (при Ждане горе) бежал первым?; 4. Зачем, пытаясь примирить киевлян с черниговцами, то приказывал помогать черниговскому князю Всеволоду Ольговичу, а то отступал от первоначальных приказаний?

Под стражей Всеволод Мстиславич просидел с 28 мая до 15 июля, когда он был изгнан из города. Поначалу новгородцы приняли на стол еще одного младенца – сына Всеволода Владимира, но уже 19 июля в Новгород пришел приглашенный князь Святослав Ольгович, брат черниговского Всеволода[67].

В действительности, как об этом рассказано выше, основа республиканского строя были заложены изначально ограничением княжеской власти в деле сбора податей с населения, а затем – запрещением князю владеть новгородскими землями на основе вотчинного права и введением должности посадника в конце XII в.

Борьба бояр за власть на фоне княжеских усобиц середины XII века


Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Новгородская земля до возникновения Новгорода
  • Становление Новгорода
  • Новгород во времена Ярослава Мудрого и его ближайших преемников
  • Успехи боярства в борьбе за власть в конце XI – начале XII вв.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Очерки истории средневекового Новгорода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Новгородская земля до возникновения Новгорода

Обширные пространства российского Северо-Запада, изобилующие лесами, озерами, болотами, на протяжении длительного периода (со времен неолита и бронзового века) были заселены племенами угро-финской языковой группы. Начиная с VI–VII вв. сюда началось проникновение славянских племен, которое не привело к столкновению с аборигенным населением. По наблюдениям языковедов, древнейшие восточнославянские заимствования в прибалтийско-финские языки восходят к VII в.

Славянское расселение на Северо-Западе привело к созданию двух обширных регионов — культуры длинных курганов (рис. 1) и культуры сопок (рис. 2). Территория распространения длинных курганов включает в себя бассейн реки Великой и Псковского озера, верховья рек Плюссы и Западной Двины, а также верховья реки Луги, среднее течение Мсты и левые притоки Мологи. Что касается сопок, то они известны главным образом в бассейне озера Ильмень с впадающими в него реками Шелонь, Ловать, Пола и Мста.

Исследователи обратили внимание на существенную разницу в ландшафтных характеристиках этих двух регионов. Область длинных курганов ныне изобилует сосновыми лесами, возникшими на месте смешанных сосново-дубовых лесов. Такое изменение растительного покрова явилось результатом хозяйственной деятельности населения, базирующейся на подсечном земледелии. Что касается поселений и погребений культуры сопок, то они тяготеют к районам распространения еловых и широколиственных лесов, произрастающих на наиболее удобных для пашенного парового земледелия почвах.

Этим характеристикам отвечает и разная система поселений на территориях обеих культур. В зоне длинных курганов поселения не остаются подолгу на одном месте, перемещаясь к вновь подготовленному подсекой хозяйственному участку, тогда как в зоне сопок они отличаются заметной стабильностью.


Рис. 1. Карта: Длинные курганы (по В. В. Седову)



Рис. 2. Карта: сопки (по В. В. Седову)


Разница в хозяйственных характеристиках обеих славянских культур отражает хронологию их проникновения на территорию российского Северо-Запада. Культура псковско-новгородских длинных курганов прослеживается археологами с VI–VII вв. Согласно исследованиям В. В. Седова, славяне, оставившие эту культуру, продвинулись сюда из областей, входивших в бассейны рек Вислы и Одера. В процессе своего движения через земли балтов они заимствовали от них некоторые элементы культуры. Осев сначала в регионе Псковского озера и реки Великой, славяне затем начали распространение на восток, в обход Ильменя и волховского бассейна, низменное положение которого в VI–VII вв. не соответствовало условиям нормального хозяйствования [6] .

Наличие двух славянских культур и их территориальная привязка позволяют утверждать, что носители культуры длинных курганов называли себя кривичами, а носители культуры сопок — словенами. Бесконфликтность их внедрения в земли аборигенов — финно-угров — объясняется разными господствующими системами хозяйствования — земледелия и скотоводства у славян и охоты и рыбной ловли у аборигенов, — которые стали основой взаимной заинтересованности этнических групп, занимавших несовпадающие экологические ниши.

Ключевое значение скрещения важнейших торговых путей у истока Волхова наглядно демонстрируется высокой концентрацией населенных пунктов конца I тысячелетия на этой территории [10] (рис. 3 — по Носову).

Это обстоятельство демонстрирует важное направление хозяйственной деятельности местного населения, которое, таким образом, занималось не только земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, но и было активно вовлечено в международный торговый обмен.


Рис. 3. Карта поселений в Поозерье (по Е. Н. Носову) а — городища; б — селища; в — сопки; г — предполагаемые места расположения сопок; д — языческое святилище; е — культовый камень. 1 — Рюриково городище; 2 — Нередица; 3, 4 — Ситка; 5 — Слутка I; 6, 7—Волотово; 8 — Ушерска; 9, 10 — Родионово; 11 — Мыза Сперанского; 12, 13 — Деревяницы; 14–16 — Хутынь; 17—Холопий городок; 18 — Слутка II; 19 — Водское; 20 — Перынь; Прость; 22 — Ракомо; 23, 24 — Береговые Морины; 25–27—Георгий; 28, 29 — Васильевское; 30, 31 — Любоежа; 32, 33 — Гоюшково; 34 — Заболотье; 35, 36—Еруново; 37, 38 — Сергово; 39–41 — Завал; 42 — Окатово; 43 — Базловка; 44 — Моисеевичи; 45 — Гвоздец; 46, 47 — Шиловка; 48–50—Мшашка

На протяжении длительного времени рассказ о призвании варяжского князя признавался в российской историографии антипатриотическим мифом. Между тем истинность самого факта вокняжения на Северо-Западе варяжского князя подтвердилась раскопками Е. Н. Носова на Городище (в 3 км к югу от Новгорода), где вплоть до конца XV в. находилась резиденция новгородских князей. Ее формирование началось именно в середине IX в., и сумма находок, относящихся к этому времени, наглядно демонстрирует как элитарность комплекса, так и наличие в нем преобладающего норманнского элемента. Присутствие здесь воинов-варягов демонстрируют находки боевого оружия и культовых скандинавских предметов [13] .

Наиболее существенно то, что ни в Изборске, ни в Белоозере археологические раскопки каких-либо следов пребывания скандинавов в IX в. не обнаружили.

Здесь снова сочетаются реальность и миф. Вполне вероятна продолжительная остановка Рюрика в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю как узлу торговых путей препятствовали волховские пороги, к преодолению которых следовало обстоятельно подготовиться, в частности, решить вопрос о замене морских кораблей на плоскодонные, оценить уровень весеннего подъема воды над порогами, или предпочесть сухопутную дорогу в обход порогов. Такая вынужденная остановка отнюдь не превращает ее место в столицу.

Через три года Олег с малолетним Игорем покинул Новгород и отправился на завоевание Смоленска и Киева. Следует еще раз напомнить, что к этому моменту на территории собственно будущего Новгорода какой-либо застройки еще не существовало. В процессе исследования культурного слоя на этой территории были выявлены участки наибольшей древности, но ни на одном из них напластований ранее X в. нет.

Великий Новгород в древности

Великий Новгород в древности. Принятое в исторической науке название периода истории Великого Новгорода от основания города в IX в. до присоединения к Московскому государству в 1478 г.

Древний Новгород был важнейшим центром образования древнерусской государственности, одним из самых известных городов Восточной Европы, крупнейшим центром международной торговли, столицей одной из крупнейших земель Древней Руси, местом расцвета древнерусской культуры, письменности и архитектуры. Древнерусский период истории города в историографии обычно подразделяют на два этапа – начальный (IX – начало XII вв.) и республиканский (2-я четверть XII в. – 1478).

Культурная специфика Новгорода определялась своеобразием политического устройства, а также тесными контактами с европейскими странами. Широкое распространение берестяной письменности свидетельствует о массовой грамотности новгородцев. Со второй половины XI века в республике сформировалась традиция летописания, а также монастырская книжная традиция. На новгородской земле сложилась развитая и самобытная архитектурная школа; изобразительное искусство развивалось в основном в рамках церковной живописи.

Закат Новгородской республики пришелся на вторую половину XV в. Зажатый между Великим княжеством Литовским и Московской Русью, Новгород не смог противостоять экспансионистской политике Ивана III. В результате двух его успешных походов 1471 и 1478 гг. новгородские земли были инкорпорированы в состав Великого княжества Московского, вечевой колокол был увезен в Москву, а само вече – уничтожено как политический институт.

Литература

Пор­фи­ри­дов Н.Г. Древ­ний Нов­го­род: очер­ки из ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры 11–15 вв. М.; Л., 1947.

Да­ни­ло­ва Л.В. Очер­ки по ис­то­рии зем­ле­вла­де­ния и хо­зяй­ст­ва в Нов­го­род­ской зем­ле в XIV–XV вв. М., 1955.

Бер­над­ский В. Н. Нов­го­род и Нов­го­род­ская зем­ля в XV в. М.; Л., 1961.

Хо­рош­ке­вич А.Л. Тор­гов­ля Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да с При­бал­ти­кой и За­пад­ной Ев­ро­пой в XIV–XV вв. М., 1963.

Нов­го­род: к 1100-ле­тию го­ро­да. Сб. ст. М., 1964;

Ка­за­ко­ва Н.А. Рус­ско-ли­вон­ские и рус­ско-ган­зей­ские от­но­ше­ния: ко­нец XIV – на­ча­ло XVI вв. Л., 1975.

Ку­за А.В. Нов­го­род­ская зем­ля // Древ­не­рус­ские кня­же­ст­ва X–XIII вв. М., 1975.

Смир­но­ва Э.С. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Се­ре­ди­на XIII – на­ча­ло XV в. М., 1976.

Кар­гер М.К. Нов­го­род. 4-е изд. Л., 1980;

Янин В.Л. Нов­го­род­ская фео­даль­ная вот­чи­на. М., 1981;

Янин В.Л. Древ­нее сла­вян­ст­во и ар­хео­ло­гия Нов­го­ро­да // Во­про­сы ис­то­рии. 1992. № 10.

Янин В.Л. Нов­го­род и Лит­ва: По­гра­нич­ные си­туа­ции XIII–XV вв. М., 1998.

Янин В.Л. У ис­то­ков Нов­го­род­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Ве­ли­кий Нов­го­род, 2001.

Читайте также: