Этикетные модели взаимодействия с деловыми партнерами кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этикет – это принятые в человеческом сообществе правила поведения и взаимодействия, которые основываются на национальном менталитете.

Общие сведения о деловом этикете

Люди общаются между собой на деловом и официальном уровне, а также в быту.

Деловой этикет — это установленные и регламентированные нормы поведения и общения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Деловой этикет входит в азы предпринимательства, поэтому человек, который не освоил их будет применять в своей работе не правильные принципы взаимодействия с деловыми партнерами различного ранга.

Деловой этикет обуславливает оригинальность культуры деловых отношений. Он включает в себя правила, обычаи поведения в заранее определенных ситуациях, в которых господствует здравый смысл, рациональность и полезность. Деловой этикет необходим для деятельности любой современной организации, поскольку она подчиняется закономерностям функционирования социального пространства.

Правила делового этикета, которые установлены в той или иной компании, основываются на современных международных нормах делового общения. Они включают в себя целый комплекс регламентов, которые упрощают систему делового взаимодействия и становятся своего рода гарантией его успешности.

В рамках делового этикета от сотрудников требуются:

  • знание правил делового общения и особенностей взаимодействия с зарубежными партнерами, а также партнерами внутри региона;
  • умение ориентироваться в застольном этикете;
  • соблюдение правил общения и переписки в интернете;
  • умение вести себя вежливо и сдержанно независимо от позиции собеседника (подчиненный, руководитель, деловой партнер).

Готовые работы на аналогичную тему

Также сотрудникам необходимо уметь организовать прием, телефонные переговоры, логично излагать собственные мысли в письменном и устном виде, а также соблюдать дресс-код в соответствии с ситуацией и обстановкой.

Деловой протокол

Деловой протокол – это строгий и обязательный к исполнению свод правил, регламентирующих все нюансы делового взаимодействия участников бизнес-контакта с учетом их статуса и места в иерархии организации.

Деловой протокол обязательно исполняется сотрудниками организации, поскольку они имеют прямую заинтересованность в успешности ее деятельности.

На сегодняшний день соблюдение делового протокола является не просто гарантией личного успеха и эффективности, а также деловой репутации компании. Деловой протокол и этикет становятся своего рода ментальным языком общения. Безусловно, оба концепта зависят от степени восприятия важности того или иного события человеком, который имеет отношение к той или иной организации.

Деловой протокол также регламентирует деловые переговоры по телефону, а также вопросы соблюдения внутри них базовых этических норм. При соблюдении норм этики телефонных переговоров очень важно корректировать общение по телефону, причем делать это необходимо своевременно.

На законодательном уровне этикет и протокол общения ничем не регулируются. Часто в организациях, где необходимо тесно и постоянно взаимодействовать с заказчиками требования к контактам утверждаются локальными актами.

Локальный акт – это внутренний документ, принимаемый работодателем в рамках своей компетенции и содержащий нормы трудового права, в том числе улучшающие положение работников данного работодателя (ст. 8 ТК РФ).

Разработка и утверждение делового протокола позволит устанавливать четкие и понятные для всех требования к ведению переговоров, стилю одежды и общению с коллегами, партнерами по бизнесу и всеми заказчиками.

Все виды контактов нужно регламентировать, поскольку такой подход позволит в любой ситуации выбрать правильную стратегию поведения. При этом характерной особенностью делового этикета и протокола можно назвать международный принцип предпочтения рангов.

Другими словами, отношение к участнику любой бизнес – процедуры определяется в соответствии с должностью, которую он занимает в компании. При этом возраст и пол не имеют значения, поэтому деловой протокол не предусматривает особенного отношения к женщинам и пожилым сотрудникам.

Деловой протокол базируется на здравом смысле, поэтому его требования считаются оптимальными для того, чтобы сотрудники смогли эффективно выполнить собственные служебные обязанности, установленные договором.

Чаще всего деловой протокол регулирует следующие процессы в компании:

  • внутренние процессы делового общения и взаимодействия в компании;
  • правила взаимодействия и общения с сотрудниками компании;
  • дресс – код, который обязателен для официальных и неофициальных ситуаций взаимодействия;
  • публичные выступления, презентации, телефонные беседы, приемы и пр.

Все виды деловых протоколов компании независимо от типа ее деятельности будут подчиняться отдельным требованиям, предъявляемым к деловому общению.

Одним из наиболее важных типов делового протокола можно назвать деловой протокол приемов.

В нем должны быть подробно освещены следующие типы вопросов:

  • какие бывают виды приемов, чем они отличаются между собой;
  • основные характеристики деловых приемов;
  • порядок появления рядовых сотрудников на деловом приеме;
  • виды сервировки и обслуживания для каждого из видов приемов;
  • дресс-код для устроителей приемов и приглашенных гостей.

Дресс- код – это форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

В организациях особенное внимание уделяют форме одежды во время событий, связанных с принятием важных решений (например, деловые переговоры), и на успех которых в том числе может повлиять внешний вид сотрудников.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25.11.2021

Анжелика Ивановна Иванова

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Во всех сферах жизнедеятельности действуют законы этикета. Например, область делового общения определяется знанием, выполнением основных норм этики и этикета.

Единение этического и эстетического формировалось на протяжении многих веков. Внешние виды поведения демонстрируют:

  • вежливость;
  • учтивость;
  • предусмотрительность;
  • умение вести себя в разных ситуациях;
  • благородство;
  • и т.д.

Нормы этикета общения удовлетворяют социальную потребность у людей в:

  • поддержке;
  • взаимодействии;
  • привязанности;
  • уважении;
  • признании;
  • и т.д.

Сумма норм этикета и правил, которые регулируют формы поведения, носят исторический и культурный характеры. В каждом обществе сложились определенные нормы поведения, которые питаются порядком во взаимодействии людей. Рассмотрим этикет в деловом общении.

Краткая характеристика этикета делового общения

Согласно литературе в данной области:

Этикет – это социальная игра по правилам.

Классификация видов и форм этикета

Традиционные виды этикета:

  • придворный (строго регулируемый порядок обхождения, создан при дворах монархов);
  • дипломатический (нормы поведения дипломатов, других официальных лиц, используемые при взаимодействии друг с другом на переговорах, приемах и т.д.);
  • воинский (перечень правил поведения в армии);
  • общегражданский или светский (сумма норм и традиций, которые должны соблюдать граждане при разговоре).

Помимо традиционных норм существует еще и деловой этикет, который отличается спецификой в различных сферах профессиональной деятельности. Рассмотрим данный вид.

Деловой этикет – 1) это сумма правил, которые регулируют взаимоотношения между людьми в процессе делового общения; 2) это выражение внешней и внутренней культуры и морали.

Этикет делового общения включает в себя нормы и правила поведения, опирающиеся на принципы современного этикета, которые ориентированы на честь, достоинство человека как высшую ценность для цивилизации.

Современный этикет содержит следующие общие принципы:

  • гуманизм;
  • разумность совершаемых действий;
  • эстетика поведения;
  • уважение к традициям стран.
  • гуманизм;
  • целесообразность;
  • эстетическая привлекательность;
  • уважение и соблюдение традиций.

Первый вид принципа направлен на установление добрых и плодотворных отношений, а также закрепляет нравственную базу современного делового этикета. Он проявляется в вежливости и в требованиях, которые обращены к культуре взаимодействия людей.

Вежливость – 1) качество морали, которое определяет повседневное поведение человека; 2) проявление уважения, в котором признается достоинство личности.

Главной частью вежливости является речевой этикет:

Невежливое поведение характеризуется:

  • громким разговором по мобильному телефону в общественных местах;
  • разговором о присутствующем в третьем лице;
  • разговором, сидя со стоящим рядом субъектом;
  • шепотом при наличии других людей;
  • не желанием здороваться с охраной, техничками;
  • и т.д.

Отсутствие вежливости = отсутствие уважения, чуткости, внимательности к другим.

Формы вежливости зависят от разговора. Они бывают:

  • корректностью (официальная, сухая вежливость. Применяется в конфликтных ситуациях для того, чтобы человек смог держать себя в рамках приличия);
  • учтивостью (почтительная вежливость. Применяется в иерархических служебных отношениях);
  • любезностью (неформально-внимательное отношение к партнерам в разговоре. Чаще всего применяется для указания услуги);
  • деликатностью (проявление в разговоре мягкости, тонкости, чуткости);
  • тактичностью (четкое понимание границ в разговоре, чуткое переживание, учет возраста, пола и т.д. Нельзя задавать вопросы об интимной жизни, делать замечания в присутствии третьих лиц, давать непрошенные советы);
  • скромностью (адекватная самооценка субъекта);
  • точностью, пунктуальностью, обязательностью (наполнены глубоким нравственным смыслом. Джен Ягер в своей классификации принципов ставит на первое место пунктуальность, что подразумевает не только своевременный приход на место встречи, но и соблюдение дедлайнов, договоренностей и т.д.)

Второй принцип направлен на определение поведения человека в нестандартных ситуациях как деловых, так и жизненных, при которых субъект опирается на здравый смысл. Применяется тогда, когда лицо не знает, какие правила поведения приняты в определенной ситуации.

Третий принцип поведения и внешнего вида подразумевает ориентирование на красоту и уважение эстетических чувств партнеров. Некрасивое поведение, неряшливая одежда оскорбляют эстетику чувств, и вызывает отвращение.

Здесь важно учитывать психологическую совместимость, которая бывает двух уровней:

  • психофизиологическим (отталкивают: запах пота, грязная одежда, громкое сморкание и т.д.);
  • социально-психологическим.

Людям необходимо контролировать:

  • мимику;
  • поведение;
  • жесты;
  • манеры;
  • внешний вид.

Четвертый принцип указывает на то, что люди, находясь в многонациональном обществе должны учитывать традиции не только своей страны, но и каждого народа.

Также существует еще одна классификация, состоящая из 10 форм этикета, и выделенная в учебном пособии Ботавиной Р.М. Рассмотрим самые значимые из них:

  • этичность (ориентация делового этикета на добро);
  • удобство (нормы не должны сковывать деловых людей. К удобству можно отнести: одежду, правила совещаний, переговоры и т.д.);
  • консерватизм (определяет надежность, стабильность в деловых отношениях, во внешнем виде, в манерах и т.д.).

author__photo

Этикет — слово французского происхождения, появившееся в XVII-XVIII веках. Минуло три столетия, но необходимость правил поведения в обществе и их соблюдения осталась актуальной.

Естественно, правила этикета не оставались неизменными и постоянно трансформировались параллельно с развитием общества, обрастая территориальными и профессиональными особенностями.

Деловой этикет — это не правила поведения на балах и светских раутах. В настоящее время это внешний вид и правила коммуникации с партнёрами, инвесторами, сотрудниками, контрагентами и клиентами. Причём коммуникации не только при личной встрече или в коллективе, но и в виде телефонных разговоров.

Благодаря интернету сформировалось ещё и такое понятие, как сетевой этикет — общение в мессенджерах, соцсетях и по электронной почте.

Деловой этикет

Зачем нужен деловой этикет

Знание и соблюдение правил делового этикета выгодно выделяет человека из общей массы благодаря тому, что он:

  • Выглядит более воспитанным и образованным;
  • Демонстрирует свой профессионализм в деловой среде;
  • Экономит себе и другим людям ценное время;
  • Упрощает взаимодействие с другими людьми.

Деловой этикет: основные правила — дресс-код

Часто явиться на серьёзную встречу без делового костюма равносильно признанию в отсутствии профессионализма и договороспособности. Это может вызвать сомнения и подозрения. Во избежание неприятных ситуаций используйте следующие правила:

  • Одежда для мужчин — деловой костюм черного, тёмного-синего и угольно-серого цвета.
  • В редких случаях это может быть стиль Casual (джинсы, пиджак, плюс рубашка или поло.
  • Идеально, когда одежда сшита на заказ по индивидуальным меркам
  • Одежда для женщин — деловой костюм чёрного, серого, коричневого цвета.
  • В редких случаях вместо брюк может быть юбка-карандаш.
  • Из украшений для мужчин используются часы и запонки;
  • Для женщин из украшений приемлемы цепочки, серьги и кольца, но не более двух предметов одновременно.
  • Лицо мужчины должно быть либо гладко выбрито, либо допустимы аккуратные стильные борода и усы.
  • Для женщин важен аккуратный однотонный маникюр строгих цветов или натуральные ногти.
  • Макияж из палитры спокойных, нейтральных цветов.
  • Обувь обязательно должна быть чистой, даже если до офиса или деловой встречи пришлось добираться пешком по грязным улицам. В этом помогает миниатюрная губка или автоматы для чистки обуви, расположенные в фойе.
  • Пирсинг и татуировки не должны быть видны.
  • Женщинам — надевать мини-юбки, платья и блузки с глубоким декольте.
  • Мужчинам — надевать костюм или сорочку ярких, броских цветов — красный, жёлтый, оранжевый, салатовый.

Дресс-код необходимо соблюдать настолько строго, насколько серьёзен уровень деловой встречи и ответственность за её результаты.

Дресс-код


Бизнес

Как чат-боты можно использовать для бизнеса

Как чат-боты можно использовать для бизнеса

Позы, жесты и мимика — этикет делового общения

Немаловажным фактором делового внешнего вида являются позы, мимика и жесты. Ещё в прошлом веке ученые установили, что около 20% информации при личном общении люди воспринимают из слов, а около 80% — невербально.

Именно поэтому важно наблюдать себя со стороны. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Первое время можно тренироваться перед зеркалом. Для этого необходимо одеться в деловой костюм и посмотреть на себя со стороны. Особое внимание стоит обратить на следующие аспекты:

  • Положение головы;
  • Осанка;
  • Где находятся руки, когда вы стоите, и как выглядят жесты при разговоре или публичном выступлении;
  • Положение ног и стоп;
  • Насколько плавны и уверенны движения.

Ещё лучше записать себя на видеокамеру. Видео даст даже более точное представление, чем зеркало. Если самостоятельно не получается скорректировать то, что не нравится, можно записаться на специальные курсы или посмотреть обучающее видео. Также полезную практическую информацию можно найти в книгах Аллана Пиза.

Рекомендации по жестам и мимике:

  • Голову держите ровно;
  • Наклоняйте её слегка вперёд во время рукопожатия;
  • Используйте активное слушание — слегка кивайте, когда собеседники говорит;
  • Спину держите ровно, лопатки сведите назад и опустите плечи;
  • Руки держите перед собой и слегка дополняйте жестами слова;
  • Ноги желательно ставить на ширине плеч для устойчивой опоры, стопы поворачивать в сторону собеседника;
  • Все движения совершайте плавно и уверенно, не суетитесь;
  • Сохраняйте спокойное выражение лица, в меру улыбаясь своему собеседнику;
  • Смотрите в глаза, но не пристально, потому что пристальный взгляд выражает либо флирт между мужчиной и женщиной, либо агрессию между однополыми собеседниками.

Отдельно стоит остановиться на рукопожатии. В деловом мире это единственное допустимое прикосновение к другому человеку. Никакие объятия, похлопывания по плечу и поглаживания за локоть неприемлемы. Рукопожатие должно быть таким, чтобы не сдавливать чрезмерно руку другого человека, но и чтобы ваша рука не была совершенно расслабленной.

Допустимы одно или два покачивающих движения по вертикали. Недопустимо трясти руку человека. Нежелательно использовать рукопожатие одновременно двумя руками, это перебор. Если ладони вспотели или вы только что зашли в помещение с улицы, где руки замёрзли, то лучше постараться сделать их сухими и тёплыми.

Жесты, которых следует избегать:

  • Пожимание плечами создаёт впечатление неуверенности в своих словах;
  • Потирание шеи, носа, щёк, подбородка выдаёт волнение и может свидетельствовать о лжи;
  • Скрещенные руки на груди — закрытая поза, нежелание слушать собеседника;
  • Рука на локте часто соответствует состояниям страха и дискомфорта;
  • Подпирание головы рукой выдает скуку.

Рукопожатие

Рабочее место

Порядок на рабочем месте помогает концентрироваться, экономит массу времени, существенно повышает эффективность и может многое сказать окружающим о личности его владельца.

  • Уберите со стола всё, что не относится к работе — кружки, салфетки, ключи, журналы, сувениры.
  • Все бумаги распределите по стопкам или в специальную этажерку с секциями.
  • Старайтесь каждый ящик в столе использовать для одного типа вещей.
  • Не загромождайте рабочее место кучей семейных фотографий и статуэток. Достаточно оставить что-то одно.

Звонки

Достаточно большая часть коммуникаций между людьми происходит посредством звонков по телефону или в мессенджерах. Как уже было сказано выше, люди около 20% информации получают из сказанных слов. При разговоре по телефону собеседники не видят друг друга и поэтому при данном формате диалога особенно важно, что именно говорится.

Телефонный разговор с клиентом — один из этапов воронки продаж. Речевая аналитика Calltouch Predict анализирует разговор без участия человека и предоставляет все данные для выявления неэффективных звонков. Контролируйте работу сотрудников отдела продаж и поддержки и следите, следуют ли они скрипту продаж — технология предоставляет расшифровку записей разговора.

этикет делового общения фото

Этикет делового общения - это совокупность нравственных правил, норм, представлений, регулирующих отношения, а также поведение индивидов в совместной производственной деятельности. Этикет делового общения является необходимой частью жизни человека, а также важнейшим видом отношений с другими индивидами.

Главными регуляторами отношений являются этические нормы, в которых выражаются представления о зле и добре, несправедливости и справедливости в поступках людей. Общаясь со своим начальником, подчиненными, коллегами, человек стихийно или сознательно опирается на этикет делового общения. В зависимости от понимания моральных норм, содержания и степени этикета, индивид может сделать деловое общение эффективным, решить поставленные задачи, достигнуть цели или наоборот, сделать его невозможным.

Этикет в переводе с французского языка означает совокупность правил поведения, которые касаются людей (форм обращения, поведения в общественных местах, обхождения с окружающими, приветствия, одежда, манера).

Этикет делового общения проявляется на различных уровнях социальной системы, а также в разных формах. Участники делового общения находятся в официальных статусах и нацелены на достижение конкретных задач. Его отличительной чертой является отсутствие самодовлеющего значения, поскольку этикет делового общения не выступает самоцелью, а непосредственно служит средством в достижении других целей. В рыночных отношениях - это получение максимальной прибыли.

Речевой этикет в деловом общении

Особенность делового общения обусловливается тем, что она возникает по поводу или на основе определенного вида деятельности, которая связана с производством, например, делового эффекта или продукта. Стороны делового общения при этом выступают в официальных (формальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Спецификой делового общения выступает регламент, выражающийся в подчинении установленным ограничениям, культурным и национальным традициям, этическим профессиональным принципам.

Деловой этикет состоит из правил: нормы (горизонтальные), действующие между членами коллектива, а также наставления (вертикальные), характерные для руководителя и подчиненного.

Общим требованием речевого этикета в деловом общении считается приветливое, а также предупредительное отношение ко всем сотрудникам, партнерам, независимо от антипатий и симпатий. Регламентированность делового взаимодействия отмечается во внимании к речи.

Речевой этикет в деловом общении предполагает установление контакта между людьми, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, сотрудничество.

Выделяют следующие этапы в деловом общении:

  • установление контакта, включающее знакомство, а также понимание другого человека;
  • ориентировка в происходящей ситуации общения, а также ее осмысление с паузами;
  • обсуждение проблемы;
  • решение проблемы;
  • выход из контакта (завершение).

В деловом общении речевой этикет представляет собой совокупность речевых этикетных средств, а также определенные правила их использования в различных ситуациях.

Этикет делового общения включает следующие важные моменты:

  • на деловые встречи нельзя опаздывать;
  • прием гостей предусматривает тщательную подготовку (разработка плана переговоров, обсуждение с коллегами);
  • соответствующий строгий внешний вид;
  • важно перед встречей собрать информацию о тех, с кем встречаетесь, продумать все интересующие вопросы.

Этикет и протокол делового общения

Протокол включает в себя приветствие, представление, обращение, а также рукопожатие. Если участники еще не знакомы, то следует представиться. Первым по протоколу делового общения представляется руководитель принимающей стороны, далее глава среди гостей. Затем они представляют остальных сотрудников. Если прибыла многочисленная делегация, то избегают поименного представления, представив списки участников, где указаны участники по имени и должности.

На деловой встрече младшего по должности всегда представляют старшему, пол роли не играет; если ранее приходилось встречаться с партнером, то еще раз необходимо представиться. Если кто-то не представился, можно смело его об этом спросить, однако повторно не спрашивайте. Необходимо запоминать сразу имена, чтобы не было неловких ситуаций. Рукопожатие на деловой встрече используют в знак заключения соглашения, а также его используют сразу после слов приветствия. При представлении вас другому человеку, он первым протягивает вам руку. Рукопожатие делают правой рукой, если она занята, подают левую, но предварительно извинившись.

Инициатива рукопожатия исходит от старшего по возрасту и от того, у кого выше занимаемое положение. За женщиной отдается право решать: подавать ей руку или нет. По этикету она первая подает руку для приветствия. Подойдя к группе и обменявшись рукопожатием с одним из членов, необходимо это же сделать со всеми. Устным приветствием ограничиваются, если группа многочисленная. Если на протянутую для рукопожатия руку не ответить рукопожатием, то это расценивается, как оскорбление.

Этика и этикет делового общения

Этика - философская наука, предметом изучения которой является мораль. Практическое значение этики отмечается в сфере человеческого общения, а общение людей является важной составляющей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей по отношению к нравственности не может быть нейтральной. Соблюдение этикета делового общения является важнейшей составляющей, которая определит успех в бизнесе и в предпринимательской деятельности, продвижение по службе. Психологи отмечают, что успехи в финансовых делах или в технической сфере на пятнадцать процентов зависят от профессионализма и на восемьдесят пять процентов от умения вести деловое общение.

Джен Ягер доктор социологических наук отмечает шесть принципов делового этикета:

  1. Пунктуальность, выполнение своевременно работы;
  2. Конфиденциальность (хранение секретов корпорации или личной жизни сослуживцев, результатов сделки);
  3. Приветливость, любезность, доброжелательность в любой ситуации; проявление внимания к окружающим (к сослуживцам, начальнику, подчиненным);
  4. Уважение мнения, критики, а также советов коллег, подчиненных и начальства (когда выражают сомнение к качеству вашей работы, покажите, что вы цените опыт и соображения других людей);
  5. Соответствие дресс-коду - кодексу одежды;
  6. Контроль своей речи, отсутствие бранных слов в речи.

Этика и этикет делового общения должны строиться на моральных качествах личности, а также категориях этики: правдивость, честность, великодушие, скромность, достоинство, долг, совесть, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

Этикет бизнес - встречи во время обеда включает следующие моменты:

  • назначение встречи в офисе или ресторане недалеко от офиса приглашенного;
  • инициатор встречи заказывает столик;
  • важно заранее осведомиться о вкусах, а также предпочтениях участников обеда;
  • если гастрономических предпочтений вы не знаете, то узнайте меню ресторана: насколько богат выбор мясных и овощных блюд;
  • столик заказывается в некурящем зале;
  • инициатор встречи приходит в ресторан на 15 минут раньше;
  • выбор блюд ограничивается знакомыми яствами;
  • если встреча назначена в офисе, то ее проводят в конференц-зале или переговорной комнате;
  • такой обед обслуживает заказанный персонал;
  • главной целью обеда является деловой разговор, который начинают с общих фраз, постепенно переходя к теме;
  • на этой неформальной встрече уместны будут шутки, затрагивание отвлеченных тем, но обязательна корректность и тактичность во всем.

Телефонный этикет в деловом общении

Во время телефонных переговоров этикет в речи играет существенное значение, поскольку собеседник не видит, а только слышит вас. Важно следить за громкостью речи, за отчетливостью, за скоростью, а также соблюдать следующие правила: на звонок следует отвечать не позднее 3 гудка. В том случае, если звоните сами, то кладите трубку не ранее 5 гудка.

В начале разговора должно прозвучать приветствие. Перед началом разговора, осведомитесь, удобно ли сейчас общаться собеседнику. В случае отказа уточните, когда можно перезвонить. Заканчивает разговор, а также перезванивает после прерывания телефонного звонка инициатор. Если ваш звонок от имени третьего лица, например, вы - секретарь, то назовите от имени какой компании вы звоните и сжато изложите тему предстоящего разговора. Если вы сами третье лицо и вас просят соединить, уточните цель разговора.

Все личные звонки осуществляйте в нерабочее время. Обещали перезвонить - обязательно перезвоните. Следите за своим тоном в голосе, не жуйте во время разговора. Давайте возможность собеседнику самому завершить свою речь. Перекрестно с другими людьми не разговаривайте во время телефонных переговоров. Если плохого качества связь, то правильно будет продолжить разговор через некоторое время. В этом случае любая из сторон может выступить инициатором завершения звонка.

Читайте также: