Пикассо розовый период кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мы знаем Пикассо по “Авиньонским девицам”, “Гернике” и позднему сюрреализму. Художник, кажется, испробовал все известные своему времени жанры прикладного искусства — от всем понятного неоклассицизма до кубистических скульптур и коллажей с мусором.

Но, говоря о наследии великого художника, мало кто вспоминает о его раннем творчестве.

В голубой и розовый периоды Пикассо рисовал только этими двумя цветами. Представьте: целых пять лет, с 1901 по 1906 год, художник ограничивался одним только монохромом. Приглушенный свет, холодные оттенки синего и сюжеты, наводящие тоску, характерны для голубого периода. Полотна прямо отражали состояние художника, а за сюжетами крылась настоящая драма, достойная голливудских триллеров.

Голубой период (1901 - 1904)

В 1900 году юный испанец Пабло Руиз Пикассо приезжает в Париж. Уже тогда он был довольно успешен: 19-летнему художнику предложили показать свои работы в испанском павильоне на международной выставке, которую посетили более 50 миллионов человек.

Вместе со своим другом, каталонским поэтом Карлосом Касагемасом, Пикассо прибыл в Париж, на вокзал Орсе (теперь музей д’Орсе, где хранятся его работы).


"Трагедия", 1903 г.

Пикассо отходил от реализма к модернизму, а его картины были яркими, как у фовистов во главе с Анри Матиссом, его вечным соперником. И, хотя художник жил в нищете, он все-таки жил в Париже — столице искусства, а его картины постепенно выставлялись в различных галереях.

Личная трагедия

17 февраля 1901 года Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. Он не смог вынести боль неразделенной любви и выстрелил себе в голову прямо в парижском кафе. “Я начал рисовать голубым, когда узнал о смерти своего друга”, — вспоминал Пикассо.

Историки искусства утверждают, что голубой период начался немногим позже (хотя бы потому, что картина под названием “Смерть Касагемаса” исполнена в ярких оттенках). На ней изображен портрет поэта, мирно лежащего в гробу. Огонь освещает его зелено-синее лицо, а о трагедии свидетельствует кровавая рана на виске.


“Смерть Касагемаса”, 1901 г.

Художник не впервые столкнулся со смертью: в 1895 году умерла его 7-летняя сестра, а двумя годами позже близкий друг из художественных кругов Барселоны бросился со скалы. Самоубийство Ван Гога в 1890 году стало отправной точкой для многих покончивших с собой художников.

Пикассо погрузился в депрессию. С 1901 по 1904 год он рисовал монохромные полотна всех оттенков синего — от насыщенного ультрамарина до пастельной мяты, изредка добавляя коричневые акценты.

Меланхоличные полотна отражали его жизнь: картины плохо продавались, а Париж встретил его бедностью и нищетой. На его полотнах часто появлялся погибший друг Карлос (в собственном гробу или с возлюбленной), женщины с детьми, старики, проститутки и бездомные.


"Автопортрет", 1901 г.

Символом голубого периода стала “Жизнь” 1903 года. Пикассо изобразил мать с ребенком в руках, напротив нее — обнаженную пару (Карлоса и бросившую его подругу). На заднем фоне художник изобразил свою студию: по центру видны две картины с обнаженными людьми.


"Жизнь", 1903 г.

Мать с ребенком, вероятно, изображает мать Пикассо, которая так любила своего сына. Студия на заднем плане говорит о страданиях молодого художника, не имеющего средств на жизнь и на творчество. Каждый элемент картины говорит об уязвимости и объединяет в себе главные темы голубого периода: нищета, меланхолия, скорбь, жизнь и смерть.


Некоторые работы голубого периода вдохновлены его поездкой в женскую тюрьму на Сен-Лазар

Розовый период (1904 - 1906)

После “Жизни” творчество Пикассо в буквальном смысле заиграло новыми красками. Точнее, одной. Постепенно на его полотнах появлялись нежно-розовые и теплые оттенки — от фуксии до персиковых тонов. “Цвета следуют за сменой эмоций”, — объяснял художник.


Если голубой период говорит об отчаянии и тоске, то розовый — это светлая грусть. Начало нового периода связывают с новым увлечением Пикассо — как раз тогда он встретил свою возлюбленную Фернанду Оливье.

Цирк

Значительную часть его работ этого периода составляют цирковые сцены и портреты артистов. В цирк его привел интерес к человеческим фигурам, а вовсе не жажда развлечений. Тогда его куда больше интересовали образы людей, чем их настоящая суть, — в цирке их найти было проще всего.


"Девочка на шаре", 1905 г.

Художник изображал арлекинов, акробатов и клоунов, объединял классицизм с экспрессионизмом и понемногу находил свой художественный стиль.

Аборт

В это время Пикассо думает о нежеланном ребенке. В 1903 году его подруга Мадлен, изображенная на голубом портрете “Девушка в рубашке”, делает аборт. На полотнах “Материнство” и “Семья арлекинов с обезьяной” 1905 года художник снова обращается к теме нежеланных детей. Начиная со смерти Карла, в творчестве Пикассо все чаще проглядываются темы рождения и смерти, нежелания жить или давать жизнь, как в случаях суицида и аборта.


Розовый период стал ключевым в формировании узнаваемого стиля Пикассо. Сразу за ним в 1907 году последовал примитивизм и увлечение африканским искусством, а после — кубизм, принесший художнику мировое признание. Тогда Пикассо снова ограничился приглушенной палитрой цветов: от глубокой охры до землистых оттенков, как у Поля Сезанна.

Компанию Пикассо составили белая мышь и две собаки — фокстерьер Гат и дворняга Фрика. Постоянный хаос, разруха и вечные гости-испанцы — так выглядела обитель Пикассо. В этот период Пабло много работал, искал себя и экспериментировал. Пробовал даже заняться боксом, но быстро к нему охладел. Голубой цвет все еще главенствовал в его картинах, но постепенно на холстах стали проступать новые оттенки: свежие и очаровательно розовые, словно отблески зарождающегося восхода — признаки зажегшихся на горизонте лучиков перемен.


Фернанда и Пикассо были ровесниками. Девушка родилась в Париже, в еврейской семье шляпочников. Хотя на момент знакомства Фернанда жила с другим испанским художником — Иоахимом Суньером, роман с Пикассо разгорелся в первый же день их знакомства. В путаных фактах биографии, рассказанных ей самой, были истории о двух неудачных замужествах и ребенке, пропавшем бесследно вместе с первым мужем.

Пабло впервые за долгое время почувствовал себя действительно счастливым: статная очаровательная девушка, на которую заглядывались мужчины, проводила с ним все дни и ночи. Это тешило его самолюбие и поднимало до небес самооценку. Рядом с ней он чувствовал себя желанным, нужным и мужественным.


Для Фернанды эти отношения были чем-то естественным и понятным: она и до этого встречалась с мужчинами и даже бывала замужем. Но для Пикассо, который впервые переживал серьезные чувства, все было в новинку. В том числе и ревность. Постепенно его сердце стал наполнять страх, что Фернанда может уйти от него к другому (хотя поводов для этого, судя по всему, не было).


Несмотря на кромешную нищету, молодые люди любили друг друга и находили счастье в самых простых вещах. В их тесном жилище художник соорудил алтарь имени Фернанды. Постамент состоял из деревянного ящика, обитого красной тканью, на нем стояли ее портрет, голубая ваза с искусственными цветами, и здесь же хранилась белая льняная блуза. Именно в ней Фернанда была в первый день их знакомства. Своим легким нравом и оптимизмом девушка прекрасно уравновешивала непростой характер Пикассо. Вместе с ее появлением в жизнь художника впервые пришли стабильность и гармония с самим собой.

Пикассо и Оливье прожили вместе почти десять лет: от этого периода осталось большое количество портретов Фернанды и разнообразных женских образов, написанных с нее.




Внезапная любовь и романтические настроения окрасили полотна Пикассо в новые цвета. Постепенно угрюмых нищих и стариков сменили жизнерадостные циркачи, арлекины и акробаты — персонажи, с которыми он знакомился в цирке Медрано около Монмартрского холма. Теперь главным цветом его картин стал выразительный жемчужно-розовый.








«В кабаре Лапин Агиль, 1905 год



Встреча с Гертрудой Стайн и ее братом предвосхитила другое важное событие: Апполинер Гийом привел в мастерскую Пикассо владельца картинной галереи Амбруаза Воллара. К неподдельному шоку всех присутствовавших он изъявил желание купить у Пикассо тридцать картин за две тысячи франков. В то время на такую сумму можно было безбедно прожить три года.


Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса

Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса

Пабло Пикассо. Похороны Касагемаса

Пабло Пикассо. Жизнь

Пабло Пикассо. Скудная трапеза

Пабло Пикассо. Завтрак слепого

Пабло Пикассо. Старый гитарист

Пабло Пикассо. Селестина

Пабло Пикассо. Две сестры

Пабло Пикассо. Суп

Пабло Пикассо. Мать и дитя

Пабло Пикассо. Мать и дитя

Пабло Пикассо. Женщина на корточках

Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком

Пабло Пикассо. Трагедия

Пабло Пикассо. Аскет

Пабло Пикассо. Голова умершей женщины

Пабло Пикассо. Женщина с чёлкой

Пабло Пикассо. Две подруги

Пабло Пикассо. Две женщины, сидящие в баре

Пабло Пикассо. Сидящая обнаженная

Пабло Пикассо. Сидящий арлекин

Пабло Пикассо. Два брата

Пабло Пикассо. Автопортрет с палитрой

Пабло Пикассо. Шут и юный акробат

Пабло Пикассо. Семья акробатов с обезьяной

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Картины Пабло Пикассо

Розовый период Пабло Пикассо

Пабло Пикассо (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.) - французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер. Совместно с Жоржем Браком является основоположником кубизма.

Читайте также: