Пикассо розовый период кратко
Обновлено: 07.07.2024
Мы знаем Пикассо по “Авиньонским девицам”, “Гернике” и позднему сюрреализму. Художник, кажется, испробовал все известные своему времени жанры прикладного искусства — от всем понятного неоклассицизма до кубистических скульптур и коллажей с мусором.
Но, говоря о наследии великого художника, мало кто вспоминает о его раннем творчестве.
В голубой и розовый периоды Пикассо рисовал только этими двумя цветами. Представьте: целых пять лет, с 1901 по 1906 год, художник ограничивался одним только монохромом. Приглушенный свет, холодные оттенки синего и сюжеты, наводящие тоску, характерны для голубого периода. Полотна прямо отражали состояние художника, а за сюжетами крылась настоящая драма, достойная голливудских триллеров.
Голубой период (1901 - 1904)
В 1900 году юный испанец Пабло Руиз Пикассо приезжает в Париж. Уже тогда он был довольно успешен: 19-летнему художнику предложили показать свои работы в испанском павильоне на международной выставке, которую посетили более 50 миллионов человек.
Вместе со своим другом, каталонским поэтом Карлосом Касагемасом, Пикассо прибыл в Париж, на вокзал Орсе (теперь музей д’Орсе, где хранятся его работы).
"Трагедия", 1903 г.
Пикассо отходил от реализма к модернизму, а его картины были яркими, как у фовистов во главе с Анри Матиссом, его вечным соперником. И, хотя художник жил в нищете, он все-таки жил в Париже — столице искусства, а его картины постепенно выставлялись в различных галереях.
Личная трагедия
17 февраля 1901 года Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. Он не смог вынести боль неразделенной любви и выстрелил себе в голову прямо в парижском кафе. “Я начал рисовать голубым, когда узнал о смерти своего друга”, — вспоминал Пикассо.
Историки искусства утверждают, что голубой период начался немногим позже (хотя бы потому, что картина под названием “Смерть Касагемаса” исполнена в ярких оттенках). На ней изображен портрет поэта, мирно лежащего в гробу. Огонь освещает его зелено-синее лицо, а о трагедии свидетельствует кровавая рана на виске.
“Смерть Касагемаса”, 1901 г.
Художник не впервые столкнулся со смертью: в 1895 году умерла его 7-летняя сестра, а двумя годами позже близкий друг из художественных кругов Барселоны бросился со скалы. Самоубийство Ван Гога в 1890 году стало отправной точкой для многих покончивших с собой художников.
Пикассо погрузился в депрессию. С 1901 по 1904 год он рисовал монохромные полотна всех оттенков синего — от насыщенного ультрамарина до пастельной мяты, изредка добавляя коричневые акценты.
Меланхоличные полотна отражали его жизнь: картины плохо продавались, а Париж встретил его бедностью и нищетой. На его полотнах часто появлялся погибший друг Карлос (в собственном гробу или с возлюбленной), женщины с детьми, старики, проститутки и бездомные.
"Автопортрет", 1901 г.
Символом голубого периода стала “Жизнь” 1903 года. Пикассо изобразил мать с ребенком в руках, напротив нее — обнаженную пару (Карлоса и бросившую его подругу). На заднем фоне художник изобразил свою студию: по центру видны две картины с обнаженными людьми.
"Жизнь", 1903 г.
Мать с ребенком, вероятно, изображает мать Пикассо, которая так любила своего сына. Студия на заднем плане говорит о страданиях молодого художника, не имеющего средств на жизнь и на творчество. Каждый элемент картины говорит об уязвимости и объединяет в себе главные темы голубого периода: нищета, меланхолия, скорбь, жизнь и смерть.
Некоторые работы голубого периода вдохновлены его поездкой в женскую тюрьму на Сен-Лазар
Розовый период (1904 - 1906)
После “Жизни” творчество Пикассо в буквальном смысле заиграло новыми красками. Точнее, одной. Постепенно на его полотнах появлялись нежно-розовые и теплые оттенки — от фуксии до персиковых тонов. “Цвета следуют за сменой эмоций”, — объяснял художник.
Если голубой период говорит об отчаянии и тоске, то розовый — это светлая грусть. Начало нового периода связывают с новым увлечением Пикассо — как раз тогда он встретил свою возлюбленную Фернанду Оливье.
Цирк
Значительную часть его работ этого периода составляют цирковые сцены и портреты артистов. В цирк его привел интерес к человеческим фигурам, а вовсе не жажда развлечений. Тогда его куда больше интересовали образы людей, чем их настоящая суть, — в цирке их найти было проще всего.
"Девочка на шаре", 1905 г.
Художник изображал арлекинов, акробатов и клоунов, объединял классицизм с экспрессионизмом и понемногу находил свой художественный стиль.
Аборт
В это время Пикассо думает о нежеланном ребенке. В 1903 году его подруга Мадлен, изображенная на голубом портрете “Девушка в рубашке”, делает аборт. На полотнах “Материнство” и “Семья арлекинов с обезьяной” 1905 года художник снова обращается к теме нежеланных детей. Начиная со смерти Карла, в творчестве Пикассо все чаще проглядываются темы рождения и смерти, нежелания жить или давать жизнь, как в случаях суицида и аборта.
Розовый период стал ключевым в формировании узнаваемого стиля Пикассо. Сразу за ним в 1907 году последовал примитивизм и увлечение африканским искусством, а после — кубизм, принесший художнику мировое признание. Тогда Пикассо снова ограничился приглушенной палитрой цветов: от глубокой охры до землистых оттенков, как у Поля Сезанна.
Компанию Пикассо составили белая мышь и две собаки — фокстерьер Гат и дворняга Фрика. Постоянный хаос, разруха и вечные гости-испанцы — так выглядела обитель Пикассо. В этот период Пабло много работал, искал себя и экспериментировал. Пробовал даже заняться боксом, но быстро к нему охладел. Голубой цвет все еще главенствовал в его картинах, но постепенно на холстах стали проступать новые оттенки: свежие и очаровательно розовые, словно отблески зарождающегося восхода — признаки зажегшихся на горизонте лучиков перемен.
Фернанда и Пикассо были ровесниками. Девушка родилась в Париже, в еврейской семье шляпочников. Хотя на момент знакомства Фернанда жила с другим испанским художником — Иоахимом Суньером, роман с Пикассо разгорелся в первый же день их знакомства. В путаных фактах биографии, рассказанных ей самой, были истории о двух неудачных замужествах и ребенке, пропавшем бесследно вместе с первым мужем.
Пабло впервые за долгое время почувствовал себя действительно счастливым: статная очаровательная девушка, на которую заглядывались мужчины, проводила с ним все дни и ночи. Это тешило его самолюбие и поднимало до небес самооценку. Рядом с ней он чувствовал себя желанным, нужным и мужественным.
Для Фернанды эти отношения были чем-то естественным и понятным: она и до этого встречалась с мужчинами и даже бывала замужем. Но для Пикассо, который впервые переживал серьезные чувства, все было в новинку. В том числе и ревность. Постепенно его сердце стал наполнять страх, что Фернанда может уйти от него к другому (хотя поводов для этого, судя по всему, не было).
Несмотря на кромешную нищету, молодые люди любили друг друга и находили счастье в самых простых вещах. В их тесном жилище художник соорудил алтарь имени Фернанды. Постамент состоял из деревянного ящика, обитого красной тканью, на нем стояли ее портрет, голубая ваза с искусственными цветами, и здесь же хранилась белая льняная блуза. Именно в ней Фернанда была в первый день их знакомства. Своим легким нравом и оптимизмом девушка прекрасно уравновешивала непростой характер Пикассо. Вместе с ее появлением в жизнь художника впервые пришли стабильность и гармония с самим собой.
Пикассо и Оливье прожили вместе почти десять лет: от этого периода осталось большое количество портретов Фернанды и разнообразных женских образов, написанных с нее.
Внезапная любовь и романтические настроения окрасили полотна Пикассо в новые цвета. Постепенно угрюмых нищих и стариков сменили жизнерадостные циркачи, арлекины и акробаты — персонажи, с которыми он знакомился в цирке Медрано около Монмартрского холма. Теперь главным цветом его картин стал выразительный жемчужно-розовый.
«В кабаре Лапин Агиль, 1905 год
Встреча с Гертрудой Стайн и ее братом предвосхитила другое важное событие: Апполинер Гийом привел в мастерскую Пикассо владельца картинной галереи Амбруаза Воллара. К неподдельному шоку всех присутствовавших он изъявил желание купить у Пикассо тридцать картин за две тысячи франков. В то время на такую сумму можно было безбедно прожить три года.
Автор:
Павел Ин
Розовый период Пабло Пикассо
Пабло Пикассо (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.) - французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер. Совместно с Жоржем Браком является основоположником кубизма.
Читайте также: