Оценка аудитором рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Анализируются основные положения Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8. Приведены виды рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности и методы их оценки.

Изменения в стандартах аудиторской деятельности происходят постоянно, особенно в последние годы. Не все аудиторские компании успевают отлаживать свои методики под изменяющуюся нормативную базу. Одним из сложных для многих вопросов стала оценка аудиторских рисков. Действующая редакция Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (далее - ФПСАД N 8), введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 863. Однако далеко не каждый аудитор сможет четко сформулировать, какие риски, как и зачем нужно сейчас оценивать в ходе проведения аудита.

Действительно, в этом Стандарте не так легко разобраться, выделить главное зерно в сложных конструкциях, представляющих перевод международных стандартов аудита. А ведь еще нужно применить эти нормы на практике. Стоит задача не только соблюсти требования стандартов, но и реально помочь аудиторам оперативно выявлять существенные рисковые области в ходе проверки, чтобы в дальнейшем сосредоточить свое внимание на них. Кроме того, грамотно составленные рабочие документы позволят не только пройти внешний контроль качества, но и собрать ценную информацию с тем, чтобы эффективно провести аудит, снизить трудозатраты и сформулировать обоснованные выводы о достоверности отчетности.

Как в международной, так и в российской практике аудита сейчас существует единый стандарт, объединяющий понимание деятельности аудируемого лица и оценку рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности. Это логично, поскольку данные процессы тесно связаны между собой, поэтому и рассматривать их целесообразно вместе.

В ФПСАД N 8 говорится, что понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита (п. 3). Следовательно, полученная информация важна как при планировании, так и при проведении аудита. Планирование согласно ФПСАД N 3 "Планирование аудита" предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур (п. 3). Эти процедуры и есть ответные действия, выполняемые в ответ на оцененные риски.

В международной аудиторской практике процедурам, выполняемым в ответ на оцененные аудитором риски, посвящен отдельный стандарт, аналог которого, возможно, также будет введен в России, а пока в ФПСАД N 8 приведены такие примеры ответных действий, как:

  • установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;
  • рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности;
  • выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;
  • определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица для использования их при выполнении аналитических процедур;
  • планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;
  • оценка достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, таких как уместность допущений, а также устных и письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица.

В зарубежной практике широко применяется риск-ориентированный подход к проведению аудита, предполагающий получение аудитором уверенности в том, что в бухгалтерской отчетности нет существенных искажений, путем:

  • тестирования и оценки рисков существенных искажений бухгалтерской отчетности;
  • разработки и выполнения аудиторских процедур в ответ на оцененные риски, которые сокращают риски существенных искажений бухгалтерской отчетности до приемлемо низкого уровня;
  • выпуска аудиторского заключения, содержащего мнение, основанное на результатах аудита.

В отличие от риск-ориентированного сложившийся традиционно российский подход к аудиту предполагал получение базовой информации об организации и получение достаточных аудиторских доказательств в подтверждение данных бухгалтерской отчетности. Действия аудитора были в основном направлены на содержание бухгалтерской отчетности и связаны с проверкой соответствующих бухгалтерских записей.

Основной минус такого подхода заключается в том, что аудитор мог не узнать важной информации о принятых руководством решениях, которая по той или иной причине на нашла своего отражения в бухгалтерской отчетности. Только потратив время на понимание характера и особенностей деятельности организации, ее стратегии развития, средств внутреннего контроля, организационной структуры и бизнес-процессов, аудитор может получить представление о том, какая информация должна быть зафиксирована в учете и отчетности.

Именно такое понимание деятельности аудируемого лица позволяет аудитору:

  • выявить особенности хозяйственных операций, факторы риска и основную информацию, которая должна быть отражена в отчетности организации;
  • разработать более целенаправленные аудиторские процедуры в отношении конкретных выявленных рисков и таким образом сократить время, затрачиваемое на аудит.

Также преимуществом риск-ориентированного аудита является свобода выбора времени для выполнения процедур оценки риска. Получать информацию о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, можно начать уже в ходе принятия задания или на более раннем этапе отчетного периода. Такие действия дают клиенту время на то, чтобы среагировать на обнаруженные и сообщенные недостатки в системе внутреннего контроля, а также ответить на другие запросы до начала выполнения практической аудиторской работы.

Согласно ФПСАД N 8 понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, заключается в понимании следующих групп проблем (п. 19):

  • отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;
  • цели и стратегические планы аудируемого лица;
  • основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения;
  • система внутреннего контроля.

В Приложении к Стандарту приведен подробный перечень проблем, которые может рассматривать аудитор. В какой форме их анализировать, оставлено на усмотрение аудитора. При этом в Стандарте отмечено, что аудитор должен документально оформить наиболее важную информацию относительно каждого из указанных аспектов.

Вопросам, связанным с системой внутреннего контроля аудируемого лица, уделено особое внимание. Определены ее основные элементы (п. 42):

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков аудируемым лицом;
  • информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля.

Понимание системы внутреннего контроля аудируемого лица подразумевает осуществляемую аудитором оценку адекватности организации средств контроля и установление факта их применения. Аудитор должен документально оформить информацию о каждом из элементов системы внутреннего контроля. При этом можно использовать иные терминологию и подходы при рассмотрении системы внутреннего контроля и для описания разных ее элементов при условии, что в ходе аудита будут рассмотрены все эти элементы.

Отметим, что в отношении аудируемых лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, рассматриваемые проблемы могут отличаться от аналогичных в отношении аудируемых лиц более крупного масштаба. Так, субъекты малого предпринимательства могут использовать в меньшей степени формализованные средства контроля, заменяя их более простыми процессами и процедурами для достижения своих целей.

Для оценки рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности аудитор должен выполнить следующие действия (п. 98 ФПСАД N 8):

  • выявить риски в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого лица и его средой, включая средства контроля, относящиеся к этим рискам, а также с группами однотипных операций, остатками по счетам бухгалтерского учета и случаями раскрытия информации в бухгалтерской отчетности;
  • определить соответствие между выявленными рисками и тем, какая информация может быть искажена на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности;
  • рассмотреть, не являются ли риски столь большими, чтобы привести к существенному искажению бухгалтерской отчетности.

Напомним, что предыдущий стандарт по оценке рисков содержал иной подход к оценке аудиторских рисков. Из него у аудиторов четко отложилась структура аудиторского риска, состоящего из трех частей: неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения. В новой редакции уже нет этих определений, а вместо них дано новое - риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Означало ли это, что нужно полностью пересматривать подход к оценке рисков?

Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 405).

Вообще нормы прежнего Стандарта N 8 вполне можно соотнести с действующей редакцией. Сегодня аудиторские стандарты предлагают рассмотрение неотъемлемого риска и риска средств контроля не по отдельности, а в комплексе - в качестве риска существенного искажения аудируемой отчетности. Однако, несмотря на это, рассматривать оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля можно как в совокупности, так и по отдельности, в зависимости от применяемой методологии аудита и техники его проведения, а также руководствуясь чисто практическими соображениями.

Неотъемлемый риск оценивается на основе 1 - 4 групп проблем, рассматриваемых в ходе понимания деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется. Он включает как риски в результате ошибок, так и риски в результате недобросовестных действий. Таким образом, причиной возникновения рисков могут быть как непреднамеренные ошибки, так и сознательные недобросовестные действия.

Риск средств контроля рассматривается на основе пятой группы проблем, касающихся системы внутреннего контроля. Оценку можно производить в разрезе ее элементов либо в комплексе.

Процедуры оценки рисков заключаются в приобретении знаний о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, с целью выявления и оценки рисков существенного искажения как на уровне бухгалтерской отчетности в целом, так и на уровне предпосылок составления бухгалтерской отчетности. Такие процедуры включают запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица, аналитические процедуры, наблюдение и инспектирование. Также аудитор может выполнять и другие процедуры, в ходе которых может быть получена информация, полезная для оценки рисков существенного искажения, например просмотр информации, полученной из внешних источников (экономических газет и журналов, официальных правовых и финансовых изданий и др.), направление запросов внешним консультантам и оценщикам, услугами которых пользовалась организация.

Процедуры оценки риска с целью получения аудиторских доказательств относительно организации и применения средств контроля могут включать получение информации от сотрудников аудируемого лица, наблюдение за функционированием конкретных средств контроля, проверку документов и отчетов, а также анализ отражения хозяйственных операций в информационных системах, имеющих отношение к подготовке бухгалтерской отчетности.

Характер, сроки и объем выполняемых процедур оценки риска зависят от масштаба и сложности деятельности аудируемого лица, а также опыта работы аудитора с аудируемым лицом.

Затем нужно определить, какая информация может быть искажена на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской отчетности в результате выявленных рисков.

Важно, что риски существенного искажения могут существовать на двух уровнях:

  • на уровне бухгалтерской отчетности в целом;
  • на уровне предпосылок подготовки отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации в отчетности.

Международная ассоциация бухгалтеров и аудиторов также рекомендует оценивать риски существенного искажения на двух уровнях. К рискам существенного искажения на первом уровне относятся риски, которые имеют прямое отношение ко всей отчетности в целом и потенциально влияют на многие предпосылки. К рискам существенного искажения на втором уровне относятся риски, связанные с конкретными предпосылками составления бухгалтерской отчетности в отношении видов хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета или на уровне раскрытия данных. Это означает, что каждому остатку по счету, виду хозяйственных операций и факту раскрытия данных следует проводить оценку риска в разрезе каждой отдельно рассматриваемой предпосылки составления отчетности.

Напомним, что предпосылки подготовки отчетности согласно п. 13 ФПСАД N 5 "Аудиторские доказательства" - это сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в бухгалтерской отчетности. Данные предпосылки включают такие элементы, как существование, права и обязанности, возникновение, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие.

Определение рисков в отношении предпосылок подготовки отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам и раскрытий очень важно, поскольку дает возможность выявить специфические риски отдельных статей отчетности, счетов бухгалтерского учета или их групп, а также раскрытия в отчетности важной информации, например о связанных сторонах или событиях после отчетной даты.

Порядок оценки рисков может быть разнообразным. Аудиторские компании должны сами разработать приемлемую для себя методику. При этом в первую очередь определяются вероятность возникновения риска и существенность влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Оценка может быть как количественной, так и качественной. Для аудитора важнее сам факт проведения оценки, чем выбор подхода к ее проведению. Количественная оценка может выражаться в процентах или в баллах (например, от 1 до 5). Качественная оценка может характеризоваться критериями "высокий", "средний" и "низкий".

Форма, содержание и объем рабочих документов также являются предметом профессионального суждения аудитора. Жестких требований к форме и объему рабочих документов не установлено, главное, чтобы все важные моменты, которые должны быть задокументированы в ходе аудита, были отражены в рабочих документах. Результаты оценки рисков могут быть зафиксированы в отдельных рабочих документах или отражены в документах, касающихся выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Документация может быть простой по форме и относительно краткой для аудируемых лиц, осуществляющих несложную по характеру хозяйственную деятельность. Аудитору нет необходимости детально документировать свое понимание деятельности аудируемого лица. Основные аспекты, подлежащие документированию, включают только ту информацию, на которой основывается аудиторская оценка рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности.

В п. 120 ФПСАД N 8 указана информация, которую должен документировать аудитор:

  • наиболее важные для оценки рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности данные относительно каждого из аспектов деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая информацию о каждом из элементов системы внутреннего контроля;
  • источники сведений, с помощью которых было достигнуто понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется;
  • процедуры оценки рисков;
  • обсуждение участниками аудиторской группы подверженности отчетности аудируемого лица существенным искажениям вследствие ошибок или недобросовестных действий (на то, что оно должно проводиться, указано в п. 13 ФПСАД N 8), а также принятых существенных решений;
  • выявленные и оцененные риски существенного искажения на уровне бухгалтерской отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки отчетности;
  • выявленные значимые риски, а также риски, для которых невозможно или бесполезно сокращать риски до приемлемо низкого уровня при помощи сбора аудиторских доказательств, и связанные с ними средства контроля.

Значимыми являются риски, которые по профессиональному суждению аудитора требуют специального аудиторского рассмотрения (п. 106 ФПСАД N 8). Эти риски, как правило, имеют отношение к нетипичным хозяйственным операциям, а также к числовым показателям, требующим от учетного персонала применения профессионального суждения.

В п. 107 ФПСАД N 8 указаны вопросы, которые рассматривает аудитор для определения того, какие риски являются значимыми. Эти риски являются неотъемлемыми рисками. При этом отмечено, что аудитору необходимо также ознакомиться с рисками средств контроля, связанными с выявленными значимыми рисками.

Аудитор, ведущий методолог

по вопросам обязательного аудита

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

МСА требуют от аудитора выявлять и оценивать риски существенного искажения отчетности:

  • на уровне отчетности и на уровне предпосылок (п. 5 МСА 315)
  • по видам операций (п. 25, п. 26, А122 МСА 315)
  • по бизнес-процессам (бизнес-риски) (п. 11, п. А21, п. А37, А40 МСА 315)

Выявление и оценка рисков на уровне отчетности

Требование п. 32 МСА 315 Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения

Аудитор должен включить в аудиторскую документацию выявленные и оцененные риски существенного искажения на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок в соответствии с требованиями пункта 25 МСА 315

Оценка риска существенного искажения на уровне отчетности в программе IT Audit производится при выполнении следующих аудиторских процедур.

Выявленные риски существенного искажения на уровне отчетности вносятся в единый реестр рисков по группе рисков Аудит бухгалтерской отчетности.

Оценка рисков по строке отчетности

В программе IT Audit риски по отчетности могут быть оценены вплоть до уровня строк отчетности. В методике программы по рискам предусмотрены соответствующие процедуры (процедуры в ответ на оцененные риски). Это позволяет сформировать план аудита по проверке разделов аудита (строк отчетности) с учетом оцененных рисков.

Выявленные риски по строке отчетности

На уровне методики выявленные риски связаны с аудиторскими процедурами. Это позволяет задокументировать аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски и выполнить требования МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски". Выбранные процедуры автоматически попадают в План аудита

Оценка рисков по предпосылкам отчетности

По каждому выявленному риску производится оценка риска существенного искажения (РСИ) по предпосылкам отчетности.

В программе предусмотрена настройка, позволяющая оценивать риск по компонентам: неотъемлемый риск, риск средств контроля или только на уровне риска существенного искажения (РСИ) (п. A40 МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита").

Оценка рисков по предпосылкам отчетности

В методике аудита для документирования РСИ предусмотрен рабочий документ "Оценка рисков существенного искажения отчетности по предпосылкам". Данные по строкам отчетности автоматически подтягиваются из загруженной из файла xml отчетности.

Оценка РСИ по отчетности

Выявление и оценка рисков по видам операций

Требование п. 25 МСА 315 Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения

Аудитор должен выявить и оценить риски существенного искажения на уровне предпосылок в отношении видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации, чтобы сформировать основу для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур

В программе IT Audit предусмотрена выявление и оценка рисков по видам операций, остатков по счетам. По одному классу операций (вид операции) может быть внесено несколько рисков.

Оценка рисков по операции

Выявление и оценка бизнес-рисков

Требование п. 11 МСА 315 Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения

Аудитор должен получить понимание цели и стратегии организации, а также связанные с ними бизнес-риски, которые могут привести к рискам существенного искажения

В программе предусмотрено при выполнении задания на аудит документировать любые бизнес-процессы и вносить по ним значимые бизнес-риски, которые могут привести к рискам существенного искажения. При внесении бизнес-риска вместо раздела аудита выбирается необходимый бизнес-процесс. В программу могут быть внесены бизнес-процессы аудируемого лица.

Использование модуля Риски для разработки системы внутреннего контроля аудируемых лиц

Модуль Риски может быть использован при разработке системы внутреннего контроля (п. 19 Закона "О бухучете") для аудируемых лиц. Составляйте карту рисков , оценивайте риски и средства контроля. Программа позволяет описать бизнес-процессы, составлять карту рисков, документировать риски и средства контроля

Документирование и оценка рисков

Документирование оценки выявленного риска производится в форме Карточка риска. Риски по отчетности могут быть выбраны из справочника типовых рисков или внесены аудитором самостоятельно.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Любая аудиторская проверка содержит риск ошибочного либо недостаточно точного аудиторского заключения. На него влияет в том числе и уровень существенности, величина допустимой ошибки.

Существенность и аудиторский риск

Аудиторское заключение во многом зависит от личной уверенности аудитора в том, содержатся ли в финансовой отчетности организации существенные искажения. Для качественной работы аудитору важно понимать, какие искажения, неточности и ошибки имеют характер существенных, а какие не имеют.Значительную роль играет субъективное восприятие аудитора, его уровень профессионализма: понимание специфических моментов работы фирмы; учет уровня ответственности пользователей отчетности при принятии решений и последствий этих решений.

Несмотря на некоторую размытость понятия, существенность в аудите имеет определенные характеристики. Существенность экономической информации – ее качество, которое позволяет влиять на управленческие, экономические и иные решения компетентного пользователя этой информации. Существенным является искажение информации, превышающее заданный уровень существенности.

Уровень существенности – количественный показатель. Это искажение бухгалтерской отчетности, рубежное значение. Начиная с него компетентный пользователь на основе приведенных показателей будет делать ошибочные выводы, лишен возможности принимать обоснованные управленческие, экономические решения.

Выражая суждение о достоверности бухгалтерских данных, специалист учитывает причины, ограничивающие полную и абсолютную правоту такой оценки:

  1. Объем и сроки аудиторской проверки, массив информации, который подлежит проверке, ограничен.
  2. Неоднозначная трактовка части законодательных норм; такая возможность нередко заложена в самом законодательстве, в нормативных документах.
  3. Субъективные нюансы оценки фактов хозяйственной жизни, иных хозяйственных операций, в том числе и в момент подготовки бухгалтерской отчетности, определения степени достоверности данных.

Иными словами, аудитор высказывается, опуская стопроцентную уверенность, но имея в виду определенный уровень приемлемого риска.

Между существенностью и аудиторским риском образуется обратная зависимость. Очевидно, если используются менее строгие значения существенности, аудитор вынужден принимать дополнительные меры с целью снизить аудиторский риск: провести дополнительное тестирование данных, увеличить число аудиторских действий и процедур, затрачивать больше времени на проверку, расширить объем аудиторской выборки. Он работает с более широким объемом отклонений в отчетности фирмы, и в этих условиях возрастает вероятность не заметить одно из нарушений.

Кто определяет существенность данных

Мы выяснили, что уровень существенности – один из наиболее значимых показателей качества бухгалтерской отчетности. Отклонение в пределах установленного уровня не считается ошибкой и дает возможность аудиторам считать отчетность достоверной.

Как определяется этот показатель? Применяемые стандарты аудита регламентируют общие правила проверок. Аудиторы выбирают методику расчета самостоятельно. Практикой аудиторской деятельности определено, что менее 5% — отклонение незначительное, а свыше 10% — существенное. Пятипроцентное значение показателя упоминается в ПБУ 9/99 (п. 18.1), ПБУ 10/99 (п. 21.1). В этих документах говорится, соответственно, о доходах и расходах организации. Указывается на необходимость обособленно отражать доходы (расходы) фирмы, превышающие 5%.

Значение 10% установлено ст. 15.11 КоАП. В этой статье говорится, что искажение любого показателя финансовой отчетности в денежном измерении не менее чем на 10% является грубым нарушением, за которое полагается штраф. Следовательно, если отклонение данных равно или превышает 10%, отчетность можно признать недостоверной.

Аудиторы в ходе проверки могут использовать единое предельное значение уровня существенности, вероятной ошибки, для всех балансовых статей либо варьировать показатель в зависимости от удельного веса балансовой статьи.

Могут играть роль:

  • редкие, мало употребляемые в учете корреспонденции счетов;
  • значительное сальдо по счету, сопоставимое с уровнем допустимой ошибки;
  • значительный оборот по счету за отчетный период.

На этапе планирования провизорно ошибки могут оцениваться только в процентах. В ходе проверки могут применяться абсолютные величины. Уровень существенности, как правило, корректируется на месте по сравнению с планом.

Существенность по отношению к отдельным счетам связана с понятием предельно допустимой ошибки. Данный показатель всегда ниже планируемой существенности на 50-70%. Показатель служит для того, чтобы уровень существенности не был превышен суммой расхождений по отдельным счетам. Величина допустимой ошибки используется в планах проверки по конкретным счетам, в частности, размере выборки. Слишком низкий показатель ведет к увеличению объема аудиторской работы.

Кстати говоря! Организация определяет уровень существенности, отражая его в своей учетной политике (ПБУ 1/2008 п. 4).

Пример (условный)

Пересчетом установлено, что в себестоимости продукции 5050 тыс. руб. ошибочно отражена дважды сумма 50 тыс. руб. Выручка — 7000 тыс. руб. Применяемый уровень существенности — 5%.

Отклонения по себестоимости: 5050 — 50 = 5000 тыс. руб. – истинная себестоимость.
(5050 / 5000) * 100 = 101%. 101 — 100 = 1%.

Отклонения по прибыли: 7000 — 5000 = 2000 тыс. руб. 7000 — 5050 = 1950 тыс. руб.
(1950 / 2000) * 100 = 97,5%. 97,5 — 100 = -2,5%.

Расчеты показывают, что себестоимость завышена в отчетности на 1%, а прибыль занижена на 2,5%. Отклонения не превышают уровень существенности 5%. Ошибки несущественны, отчетность признается достоверной.

Читайте также: