Церковь и общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Соответственно, чтобы церковь выполняла свои функции у нее есть устав, служители (среди которых существует иерархия), идеология (определяемая библией).

Я нашел такие цифры - по состоянию на начало 2019 года в Русской православной церкви насчитывалось 309 епархий с 382 архиереями, 35 677 священников и 4837 диаконов, 38 649 приходов, 474 мужских и 498 женских монастыря с 5883 насельниками и 9687 насельницами соответственно (включая рясофорных). Также по статистике каждые сутки в России возводится три новых храма.

Теперь о функциях: церковь берет верующего человека под свою "опеку" с рождения - обряд крещения, сопровождает всю его жизнь - религиозные праздники, свадьба, покупка автомобиля (его нужно осветить), болезни (чтобы выздороветь нужно поставить свечу и помолиться), и когда мы умрем церковь не останется в стороне. И в каждом из перечисленных примеров мы обращаемся к церкви и оплачиваем (не важно в какой форме - пожертвование, взнос, покупка) ее услуги. Взамен церковь дает нам духовную пищу и уверенность в том, что Бог с нами.

И если отложить тот "факт", что служители церкви святые люди и даже мысль о том, что они преследуют какие-либо корыстные цели служа Богу - это грех, то получается, что служитель церкви обычный работник, оказывающий услуги обществу, и, если даже за посещение церкви в какой-либо праздник нет фиксированной цены, зато есть обычаи и традиции, в соответствии с которыми Вы должны дать пожертвование, и чем больше Вы дадите, тем больше Вам зачтется в загробной жизни. И есть еще один момент, церковь не платит часть налогов и сборов , которые платит коммерческое предприятие.

Чем же заслужила церковь эти привилегии? А тем, что число верующих в России по разным оценкам от 70% до 80% от населения страны, конечно граждан регулярно посещающих церковь и соблюдающих все религиозные каноны гораздо меньше - около 1%, но это ни как не мешает церкви оказывать идеологическое влияние на большую часть населения страны. И представьте в каком виде предстанет перед 80% населения страны действующая власть, если между ней церковью возникнет конфликт , на фоне например обложения церкви дополнительными налогами, поэтому власти приходится искать компромисс и идти на уступки церкви. Но это взаимовыгодные отношения. Взамен церковь сглаживает углы при "непопулярных" действиях власти. И все бы хорошо, но если перевести сказанное в денежный эквивалент и посчитать сколько мы платим за возможность "общаться" с Богом через церковь, я думаю сумма будет внушительная и затмит любое повышение зарплаты чиновникам (я не одобряю конечно этого, но почему на повышение зарплаты чиновнику мы реагируем, ходим с плакатами, а на то, что средства в разы больше тратятся на благополучную жизнь церковных служителей никого, не волнует).

Мне кажется если человек хочет обратиться к Богу, он может это сделать и без помощи церкви (конечно в этом случае он не услышит от другого человека (наделенного даром общения с богом), что Бог его простил, или благословил, и негде нам будет взять святую воду. Тут конечно дело в самовнушении , многим людям нужно, чтобы их кто-то убедил в том, что он благословлен и допустим излечится от недуга, тем более если этим кем-то будет "Божий" человек.

В заключении скажу, что верить или нет, и в кого верить дело и решение каждого. Но на мой взгляд вера верой, а когда какая-либо структура, или даже один человек выступает проводником между Вами и Богом и получает за это какое-либо благо (плату, пожертвования, назовите как угодно), нужно задуматься.

Церковь является очень важной организацией и социальным институтом, который выступает в качестве основного элемента социологии религии, а также религии как социального института в современном обществе. Ценность религии, значимость и роль церкви, ее функциональные особенности рассматривали такие исследователи, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, которые являются не только основоположниками социологической науки, но и исследователями, которые внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем социологии религии.

Таким образом, религиозный фактор оказывает влияние на экономическую, политическую и социальную жизнь человека, его индивидуальное сознание и межличностные отношения, накладывает религиозные отношения на другие формы общественных отношений.

Функции церкви

Функции церкви напрямую регламентируются функциями религии как социального института. Важное значение в функциональном аспекте имеют религиозное сознание населения, а также наличие моральных и этических правил, которые оказывают влияние на мировоззрение человека.

  • Первая функция церкви как социального института – регулятивная. Она заключается в разработке и закреплении основного свода моральных и этических правил. Эти правила выражены в представлениях населения о праведном образе жизни, и именно они составляют основу религиозной деятельности и отношений.
  • Вторая функция – мировоззренческая. Она заключается в том, что церковная и религиозная деятельность нацелена на организацию специальной и уникальной системы мировоззрения человека, а также определяет его миропонимание и мироощущение.
  • Третья функция церкви как социального института – компенсаторная. Ее смысл в том, что именно религия и конкретно церковь способны компенсировать человеку чувства безопасности, защищенности, которые были утрачены под воздействием различных внешних факторов и жизненных обстоятельств. Тем не менее, находя эти ощущения в вере, индивид начинает контролировать свою жизнь и выстраивает ее в соответствии с религиоными предписаниями.
  • Четвертая функция – интегрирующая, где выражена способность религии и церкви как социального института объединить в своих рамках всех приспешников и приверженцев на основе общего мировоззрения, вероисповедания. Помимо этого, общность заключается в объектах поклонения, ритуалах, культах, нормах поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Лишь реализуя все это функции, причем не только на индивидуальном (личностном) уровне, но еще и на уровне коллективного сознания, церковь как социальный институт выступает в качестве устойчивой формы самоорганизации социума.

Человек прибегает к вере и религии, когда оказывается в безвыходной ситуации. Именно в церковной или иной религиозной организации, обретая единомышленников, он перестает ощущать себя обессиленным и одиноким. В этом выражается еще одна немаловажная функция – компенсаторская. Благодаря ее реализации происходит изменение сознания человека, а вместе с этим меняется и вся его жизнь.

Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество осуществляется через ее основные институты. К ним относятся религиозные организации, религиозные объединения и, безусловно, один из важных социальных институтов – церковь.

Во-вторых, церковь сегодня выступает как юридическое лицо, которое владеет собственностью (некоторые архитектурные памятники, храмы, церкви и религиозные центры). Преимущественно именно эта собственность составляет экономическую основу существования церкви как социального института. Помимо этого, церковь отличается конкретной догматикой, а также системой детализированного культа, который предписан в специальных документах (в качестве основного выступает Библия, Ветхий и Новый Заветы и другие).

Структура социального института церкви отличается сложностью, а также организованным и оформленным взаимодействием различных систем. Все они функционируют в разных областях, но основная цель – это формирование социальных организаций и учреждений, которые будут формирование и регулировать мировоззрение крупных слоев населения.

В церкви есть два типа систем: управляющая и управляемая системы. Управляющая система включает в себя группу организаций и сообществ, которые занимаются поисков, разработкой и сохранением важной религиозной информации. К тому же, именно управляющая система координирует религиозную деятельность и религиозные отношения, организуют контроль за поведением верующих и применяют санкции в случае несоблюдения основных правил и предписаний.

Управляемая система включает в себя всю основную массу верующих, которая является многочисленной и обширной. Между обеими системами существует система отношений, которые отличаются нормативной оформленностью и иерархией. Отношения регулируются при помощи специально разработанных норм, которые содержатся в разного рода уставах и положениях о конфессиональных и религиозных организациях.

2.jpg

Римская империя, а вслед за ней и вся европейская цивилизация, включая Русь, стали христианскими благодаря тому, что члены Церкви, в том числе облеченные властью, с самого начала понимали каков характер порученной им миссии: ревностно проповедовать благую весть о Христе Распятом и Воскресшем.

В этом отношении активность православных клириков и мирян в общественной сфере является органичным проявлением нашей веры. Из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом.

Нередко люди выражают глубокое огорчение теми или иными сторонами общественной жизни. Тем не менее, условия, в которые мы поставлены, одновременно ставят перед нами задачи, которые мы должны исполнить. В качестве примера я хотел бы напомнить всем присутствующим, что, несмотря на очевидность нехватки православных храмов в столице, программа строительства 200 новых церквей встречает не только содействие и поддержку, но и противодействие отдельных лиц. Духовенство вместе с мирянами стремится преодолевать возникающие препятствия. Например, община возрождающегося храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, сталкиваясь с разного рода осложнениями, не приходит в уныние, не опускает руки, но умножает свои усилия на этом поприще при содействии православной общественности. И результат уже есть. Конечно, эта община не единственная, и усердие православных людей по поддержке строительства храмов достойно похвалы.

4.jpg

Для того чтобы наши законные требования были услышаны, их надо ясно выражать. Не следует ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Чтобы было видно, что граждан, заинтересованных в строительстве храмов, много, они должны объединяться в христианском действии. Чтобы власти прислушивались к голосу православных, надо к ним обращаться.

Нашему обществу в целом не хватает культуры гражданской активности, способности добиваться благих целей в ходе мирного и законного взаимодействия с государством. И на этом поле православные люди призваны послужить примером спокойного и уважительного отстаивания своих интересов.

Православное мироощущение должно отражаться в частности в том, как наша паства реагирует на проблемы, с которыми сталкивается общество. Не секрет, что москвичи испытывают усталость от застаревших проблем. Люди озабочены высокой тарификацией коммунальных услуг, трудностями передвижения по городу, проблемой комфортности городской инфраструктуры. Общество ждет победы над коррупцией и преступностью, ясного ответа на попытки некоторых приезжих навязать москвичам несвойственные нашему городу стереотипы поведения, откровенно нарушить сложившиеся в городе правила и устои. Эти проблемы должны разрешаться в конструктивном диалоге между обществом и властью, и православным надлежит показать пример такого диалога, при сохранении верности идеалам мира и справедливости.

Перед москвичами стоит также ряд нравственных проблем. Одной из важнейших задач становится сохранение чистоты детства и юношества, оздоровление нравственного климата столицы, победа над индустрией порока.

Во всех упомянутых сферах городской жизни, а особенно в деле восстановления и строительства храмов, в трудах по сохранению исторического облика столицы, по развитию духовного и культурного просвещения горожан - нам надлежит потрудиться вместе со всеми нашими благонамеренными согражданами.

Церковь и общественная нравственность

1.jpg

Надо сказать, что в нашем обществе, в том числе в его социально активной части, растет понимание важности восстановления нравственных основ нашей цивилизации. Сегодня мы сталкиваемся с тяжкими общественными язвами - алкоголизмом, наркоманией, абортами, и как результат всего этого - с убылью коренного населения и сокращением числа работоспособных людей. Ситуация выглядит более, чем неблагополучно, скорее — угрожающе. Мы должны - непременно должны - постараться сделать все, чтобы переломить эту тенденцию.

От того, какой взгляд на мир победит в народе, зависит, есть ли у него будущее. Любое здоровое человеческое общество опирается на осознание вечного нравственного закона, который люди не устанавливали, но который они обязаны соблюдать; на том, что у человека есть обязательства — по отношению к семье, ближним, стране; на том, что в обществе есть, безусловно, почитаемые ценности, глумиться над которыми не позволено никому.

Идеология, которая отрицает объективные границы добра и зла, ставит права над обязанностями, а личные хотения над общественным долгом, которая уравнивает детей и аборты, бесплодные извращения и честной брак - это яд для человеческого социума, и яд смертельный. Общество существует благодаря нравственным обязательствам его членов по отношению друг ко другу, а эти обязательства провозглашаются и признаются исходя из сложившейся картины человеческого социума, общепринятых и общеобязательных представлений о хорошем и плохом, о похвальном и постыдном. У Церкви есть ясное видение картины миробытия, которая открыта людям самим Богом, и наша миссия - донести это видение до современников с полным убеждением в его уникальном соответствии истине.

Миссия Церкви в обществе

Миссия Церкви в современном обществе осуществляется на двух уровнях. Церковь свидетельствует о неизменности основанного на Божией правде нравственного чувства, об установленном Творцом миропорядке, восставать против которого - значит восставать против самой человеческой природы, навлекая на себя неизбежные беды. В этом отношении Церковь согласна с иными традиционными религиями России, со всеми нравственно здоровыми людьми.

Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь, как отдельных людей, так и целых народов, как это уже не раз происходило в истории. И долг православного человека - свидетельствовать об этой истине. Не только словами - хотя слова очень важны - но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием. Жизнь христиан должна отличаться от жизни мира сего. Мы должны показать, что путь самоудовлетворения, эгоизма и борьбы за выживание не ведет человека к счастью. Каждый, кто носит на себе крест Христов, призван быть свидетелем иного пути, утверждать возможность по-другому мыслить, по-другому поступать, по-другому разрешать конфликты, по-другому относиться к людям.

Межнациональные отношения. Мигранты

В связи с увеличением в Москве числа мигрантов и внутренних переселенцев — преимущественно уроженцев Средней Азии и Кавказа — возросла опасность возникновения конфликтов на межнациональной почве.

Среди мигрантов — немало носителей радикальных взглядов, причем вербовка их в экстремистские и террористические организации подчас происходит непосредственно в столице. Прошу обратить особое внимание на усилившуюся прозелитическую деятельность этих групп в среде славянской молодежи, которую активно вовлекают в радикальные движения. Особенно активно вербовка идет в средних и высших образовательных учреждениях, местах заключения, спортивных кружках, социальных сетях.

Общая численность околоисламских радикалов в столице составляет десятки тысяч человек. Нередко именно они провоцируют конфликты на национальной и религиозной почве с целью повышения градуса исламофобии, следствием чего является приток новых членов в их организации. К православным эти радикалы настроены крайне агрессивно – за последние 15 лет они убили шесть православных пастырей, включая клирика города Москвы священника Даниила Сысоева.

К сожалению, нередки случаи, когда девушки православной культуры, выходя замуж за мусульман, вопреки собственной воле оказываются членами полигамной семьи. В случае развода у них подчас отбирают детей либо принуждают воспитывать их в вере отца. На эти ситуации стоит обратить особое внимание и, при необходимости, оказывать таким женщинам помощь.

Необходимо взвешенно подходить к проблеме крещения детей втайне от главы семьи — мусульманина, так как в этом случае высока вероятность того, что ребенок не будет воспитан в православной вере. Весьма желательно, чтобы согласие на крещение давали все родители.

Межнациональные конфликты часто возникают в увеселительных заведениях, на спортивных объектах или просто на улице. Недавно мы были свидетелями целого ряда таких конфликтов, в том числе закончившихся трагически. Очевидно, что внутри этих конфликтов бушуют страсти, контролировать которые непросто. Поэтому так важно православным людям, имеющим духовный опыт борьбы со страстями, не поддаваться негативным эмоциям, особенно когда конфликты искусственно спровоцированы, а по возможности хранить мирный дух. Надеюсь, что город избавится от анклавов беспорядка и беззакония, что разрешатся проблемы нелегальной миграции и вызывающего поведения некоторых приезжих, что удастся обуздать деятельность провокаторов и экстремистов.

Хотел бы напомнить, что в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России действует Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, которую возглавляет председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Эта комиссия специально занимается профилактикой и разрешением конфликтов на религиозной и национальной почве с участием духовных лидеров традиционных религий. Вопросы по оптимизации межнациональных и межрелигиозных отношений вы можете адресовать ему, а также директору Центра географии религий при ОВЦО Роману Анатольевичу Силантьеву.

3.jpg

Информационное поле

Мне уже неоднократно доводилось говорить о том, что, с одной стороны современное информационное общество предоставляет человеку много таких возможностей, которые еще вчера считались фантастическими, и эти возможности могут и должны быть использованы в деле проповеди Слова Христова, в церковной миссии. А с другой стороны информационное общество таит в себе и много опасностей. Я внимательно, насколько мне позволяет довольно напряженный патриарший график, слежу за обменом мнениями в прессе, за дискуссиями в блогах и социальных сетях. Да, есть множество примеров глубоких и полезных для всей Церкви дискуссий, но иной раз приходится с огорчением отмечать примеры принятия чужеродных для верующего стереотипов поведения. Бывают случаи, когда православные СМИ соревнуются друг с другом и светскими коллегами в провокационности, а священники и миряне иногда буквально упражняются в злословии. Это, конечно, недопустимо. Дискуссия между клириками по церковной и общественно-политической тематике, в том числе в публичном поле, должна носить христианский характер, проходить в подчеркнуто уважительном к собеседнику ключе.

При этом многие православные СМИ и отдельные священники, активно присутствующие в медиапространстве, прилагают усилия, чтобы предложить аудитории христоцентричную, а не сиюминутную повестку дня. Эти труды заслуживают одобрения и похвалы.

Нам нужны новые делатели в медиапространстве из числа клириков и прихожан, обладающие соответствующими талантами. Чтобы изменить вектор развития общества, наших усилий пока недостаточно. Мы должны стремиться к тому, чтобы самим задавать правила церковного присутствия в информационной среде, а не жить по тем, которые нам предлагает секулярное окружение. Тогда мы будем способны изменить окружающий нас информационный мир.

В связи с этим нельзя в полной мере поддержать практику, согласно которой священнослужители, ссылаясь на отсутствие благословения, вообще не взаимодействуют со СМИ. Это может привести к ограничению присутствия духовенства даже в районных или окружных изданиях, где, к сожалению, мы и так все еще недостаточно активны и заметны. Ведь не всегда у священника будет стремление по каждому обращению из районной газеты, например, с просьбой поздравить с праздником, испрашивать благословение викария — для некоторых проще будет отказаться, чем обратиться к начальству. Полагаю, что возможность взаимодействия со СМИ в бесспорных вопросах — вопросах просветительского, катехизаторского характера — должна быть предоставлена каждому настоятелю. Что касается других священников, то им, в случае обращений к ним представителей СМИ, желательно согласовывать вопрос со своими настоятелями. Впрочем, принимая во внимание имеющийся опыт, не исключено, что викариям придется, накладывать запрет на общение отдельных клириков со СМИ. Ведь есть, к сожалению, и такие священники, которые высказывают свои искаженные представления о благочестии перед камерой, размещают видеозаписи в сети интернет, а потом из-за одного неразумного батюшки подвергается порицанию и осуждению все духовенство. И, конечно же, следует быть особенно осторожными, когда речь идет о спорных темах, о возникающих порой скандальных ситуациях — здесь лучше проконсультироваться с благочинным или викарием, а возможно — и с Синодальным информационным отделом. То же касается, к примеру, и приглашений, поступающих от федеральных каналов, с предложением принять участие в передачах.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизован­ную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институ­тов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с пози­ций социологии. Социология религии — это одно из направлений со­циологии, объектом исследования которого являются различные рели­гиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками счи­таются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функцио­нального изучения религии как “коллективного представления”, во­площающего систему верований и действий, санкционированных общест­вом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социаль­ного действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинно­сти или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм, о степени адекватности отражения религиозным сознанием дей­ствительности. Религиозное сознание изучается социологией как со­циальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззре­ния, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно высту­пает регулятором социального поведения личности, группы, общества. Социология религии исследует не только распространенность религи­озного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния ре­лигии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержа­ние в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изме­нений, происходящих в обществе.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь рассматривается как общественная под­система и изучается ее взаимодействие с другими социальными струк­турами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и цен­ности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизнен­ные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием высту­пает изучение церкви в качестве специфического социального инсти­тута. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс фор­мальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отно­шений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

История России и СССР, где общественно-политической и духов­ной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продол­жает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.

Функции церкви в обществе

Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.

Важным элементом религиозного комплекса яв­ляется церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных при­знаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Напри­мер, христиан­ская церковь с первых веков своего существования по­строила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь вы­ступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственно­стью, которая составляет экономическую основу ее сущест­вования. Для церкви типично также наличие четко разработанной дог­матики и детализированного культа.

Внутренняя структура такого института представляет собой ор­ганизационно оформленное взаимодействие различных систем, функцио­нирование каждой из которых связано с формированием социальных ор­ганизаций и учреждений, также имеющих статус социальных институ­тов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляю­щая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и от­ношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и при­менение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система норма­тивно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организа­ционно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они оп­ределяют структуру этих организаций, характер отношения между ве­рующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламен­тируют их деятельность, права и обязанности.

Раннехристианские общины не представляют собой церковной ор­ганизации. На первых этапах становления христианства их можно оха­рактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового со­общества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закреп­ленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, но­сящее нормативный характер, происходит выполнение определенных со­циальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к госу­дарству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объ­единения превращались из культовых сообществ в религиозные органи­зации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества. [4, с.119]

Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации куль­товых систем. Христианская церковь как социальный институт оформ­ляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление хри­стианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной ие­рархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

Функции церкви как социального института

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли соци­ального института, важное значение имеют духовно-нравственные фе­номены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Свод морально-этических правил — это представление о правед­ном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим сис­тему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению соци­альных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Мали­новский связывал существование религиозной веры с потребностью лю­дей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и забо­титься о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, со­циальное неравенство. [6, с.471]

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, с.377]

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру об­щества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция ре­лигии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, хри­стианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приоб­щаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценно­сти общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. [6, с.473]

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих при­верженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запре­тов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с.377]

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще не­сколько социальных функций. Наиболее важные из них:

· мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения че­ловека, определяет его понимание мира;

· компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть ут­рачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся кон­тролю со стороны индивида;

· интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценно­стей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают од­ной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благо­даря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочув­ствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. [2, с.67]

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, воспол­няет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как пе­рестройки сознания, так и изменения объективных условий существо­вания. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, соци­альное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разоб­щенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещ­ные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично­стным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуни­кативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана об­щения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выпол­няют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию оп­ределенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколе­нию.

Роль церкви в обществе

Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тожде­ственны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определен­ные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Рели­гиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межна­циональные отношения, семью, на область культуры через деятель­ность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Про­исходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с.69]

Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контек­сте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляриза­ции (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация оз­начает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм обще­ственного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, по­ведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общест­венной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослабле­нию влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их разви­тия, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. [2, с.69]

Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влия­тельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагаю­щих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвле­кает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность.

Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллю­зией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не все­ляет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тре­воги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. [6, с.474] Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, ка­ким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.

В религиях представлены и самые различные культуры. Перепле­таются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формацион­ные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на пе­редний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. При­чем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко “закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, перехо­дить от одной к другой. [2, с.71]

С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося со­циального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизи­рующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нрав­ственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным автори­тетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы. Социальные функции церкви, степень влияния на мировоззрение людей, общие ценности, нормы, обряды и ритуалы. Религиозный фактор действия на экономику, политику, государство, семью и культуру.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.12.2013
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Церковь как социальный институт

2. Функции церкви как социального института

3. Роль церкви в обществе

1. Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты -- церковь, религиозные организации, объединения верующих. Важным элементом религиозного комплекса является церковь - один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по "феодальному образцу". Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в, различного рода, уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности. Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа, с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.), христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества. [4, с. 119] Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

2. Функции церкви как социального института

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила. Свод морально-этических правил - это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство. [6, с. 471] Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, с. 377]

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т. е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. [6, с. 473] Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с. 377]

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира; компенсаторная -- религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида; интегрирующая -- заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума. Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. [2, с. 67]

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе. Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом. Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев -- письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

3. Роль церкви в обществе

Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия "функции" и "роль" связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол святости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с. 69]

Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секуляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. [2, с. 69] Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвлекает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность. религия церковь мировоззрение ритуал

Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. [6, с. 474] Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.

В религиях представлены и самые различные культуры. Переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях--история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "закреплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. [2, с. 71] С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика - наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система - закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора - в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Читайте также: