Обычное право народов колониальных стран кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские, стремились внедрить свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязывала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, – в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

С внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая, не противоречила их интересам. В результате возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право

Изменения, произошедшие в обычном праве в колониальный период:

1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;

2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;

3. введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;

4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими (рабство и нанесения увечья).

Этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран

Право современных африканских государств.

Становление и историческое развитие правовой системы России.

Особенности русской правовой культуры. Особенности русского

Правосознания.

Правовая культура воплощает качественную сторону правосознания и институтов правовой системы, характеризующихся ценностными показателями всех ее компонентов, восприимчивостью к общечеловеческим достояниям свободы, равенства, справедливости.

1. Если правосознание персонифицировано в освоении и осознании права, правовых явлений индивидами, социальными общностями, обществом в целом, то правовая культура являет качественную сторону, но не только правового мышления людей, но и состояния институтов, нормативного компонента, правопорядка.

3. Если для правосознания доминирует оценочно-опережающее назначение, то правовая культура демонстрирует достояние, способность к восприятию общецивилизационных ценностей всех правовых явлений.

4. Правосознание, наконец, динамично, а правовая культура консервативна.

Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния, несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.

Правовой нигилизм – это в целом скептически-отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений, а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости (правовой негативизм).

Правовой фетишизм- это другая крайность в реальном состоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением – достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.

В основе и первого, и второго лежат причины и исторически сложившиеся условия:

– слабость российских юридических традиций;

– нестабильность общества и переходная государственность;

– непрофессионализм и неквалифицированная работа в структурах власти и правоохранительных органах;

– произвол чиновников и всплеск преступности.

Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и других издержек состояния правосознания связано с длительной и кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.

В государственно-правовой практике всегда преобладала идея верховенства государства над правом и государственной власти как решающей силы в правотворческой деятельности. Для русского человека важнее мораль, религиозные начала, чем идея прав личности, идеи субъективных начал. Это - основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры.

Важная черта российского правосознания и правовой культуры – несовместимость права с моралью, совестью. В России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу. В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности.

Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер.

Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Рассмотрение любой проблемы с необходимостью предполагает знакомство с основополагающими понятиями, используемыми в исследовании. Как следует уже из формулировки темы настоящей диссертационной работы, наше исследование имеет дело с двумя явлениями - правовой идеологией европейского либерализма и британским колониальным правопорядком.

Во всех таких определениях правопорядок предстает не иначе как результат нормотворческой, санкционирующей деятельности государства, при этом без внимания остается вопрос о том, является ли само государство частью соответствующего правопорядка и как соотносится его нормотворческая деятельность с наличным уровнем общественно-экономических отношений, состоянием производительных сил в обществе. Вопрос, в конце концов, упирается в дискуссию о том, способно ли позитивное право регулировать общественные отношения, на чем основывается воля самого регулятора (законодателя) в ту или иную историческую эпоху.

Любопытно, что в рамках советской юридической науки, с 30-х годов прошлого века стоявшей преимущественно на позициях правового позитивизма, предпринимались попытки обойти озвученную нами проблему соотношения нормотворческой деятельности государства и действительного состояния общественных отношений при формулировке определения правопорядка.

Например, Г.С. Котляревским выражен следующий подход к разработке искомого понятия: «Правопорядок представляет собой

сочетающейся с экономическим базисом общества.

Задачам и приемам историко-правового исследования, скорее,

соответствует понимание правового порядка в дескриптивном (описывающем) аспекте, где данная категория предстает уже в качестве категории социологического плана.

Правовой порядок, таким образом, является юридической призмой общественной жизни, объединяющей в системную (упорядоченную)

В контексте данного исследования, в русле дескриптивного и социологического подходов к определению понятия правопорядка,

Уже в античной истории, как можно судить, проявляются отдельные черты как минимум первых двух из трех признаков колониализма, выделенных немецким историком Ю. Остерхаммелем. Во-первых, ученый определяет колониализм как отношение между двумя народами, при котором один из них, целое общество, лишается собственной линии исторического развития, управляется извне и преобразуется в соответствии с нуждами и интересами колониальных правителей. Во-вторых, колониализм, согласно его выводам, характеризуется фундаментальной культурной несхожестью народа- колонизатора и покоренного народа. Наконец, в-третьих, для Ю. Остерхаммеля колониализм не исчерпывается тем, что является только отношением доминирования, которое может быть описано в структурных терминах, но может быть понят и как интерпретация такого отношения - иными словами, выделяется характеристика колониализма как идеологического образования [45] .

Не будучи идеальной, такая чрезмерно краткая характеристика колониализма в общих чертах способна дать нам первое представление о сути явления, однако ее совершенно недостаточно для того, чтобы приступать к научному исследованию.

скоро всеобщей истории Нового и Новейшего времени известно иное, более узкое, применение рассматриваемого понятия. Возникновение феномена, им описываемого, относится к концу XV века и связано с началом эпохи Великих географических открытий.

Немецкий правовед прошлого века К. Шмитт писал: «Хотя в продолжение тысячелетий у людей имелся некий мифический образ, у них не было научного опыта Земли как целого. Точно так же не могло существовать и охватывающего всю землю и все человечество jus gentium. Различные властные комплексы - египетские, азиатские и эллинистические царства, царства Африки и империя инков в Америке - отнюдь не были полностью оторваны и изолированы друг от друга; но их взаимоотношения не носили глобального характера. Каждое из этих царств рассматривало само себя как мир, по крайней мере как землю, населенную людьми, или как средину мира, как космос, дом Едва Земля по-настоящему, не только в мифологических прозрениях, но в качестве научного факта и практически измеренного пространства, обрела форму глобуса, тотчас возникла совершенно новая, до сих пор неведомая проблема: проблема международно-правового

Вслед за открытием Нового света последовала борьба за раздел европейскими державами сухопутного и морского пространств мира, наконец приобретшего глобальные очертания. В ходе основания колоний во вновь открытых частях планеты европейские поселенцы столкнулись с коренным населением таких территорий, общественный быт и практики которых коренным образом отличались от принятых в то время в Европе. Система взаимоотношений европейских колониальных государств с заморскими колониями и народами, населявшими их, и была впоследствии прозвана колониализмом. Собственно, для того чтобы такая упрощенная схема приобрела полноту, необходимо сказать, что и начало эпохи Великих географических открытий, и возникновение особой формы колониализма, отныне не сводимого лишь к основанию новых поселений, обращению покоренных народов в рабов и обогащению за счет прямого грабежа, были обязаны тем социально-экономическим процессам, которые происходили в соответствующий период в Европе.

Достаточно подробное раскрытие проблемы колониализма как целостной политико-экономической системы, его причин, исторических проявлений и сущности получили в творчестве политиков, экономистов, иных

исследователей XIX-XX веков. Наиболее подробно эти вопросы раскрыты в

работах критиков данной системы. По-видимому, для того, чтобы быть научным образом осмысленным, колониализму потребовалось дождаться тех мыслителей, которые бы увидели в нем проявление и результат развития буржуазных общественных отношений в Европе. Такими исследователями, сыгравшими наиболее важную роль в изучении европейского колониализма как определенной системы экономических, политических и культурных отношений, явились К. Маркс, Дж. А. Гобсон, Р. Гильфердинг, К. Каутский, В.И. Ленин, Р. Люксембург, Ф. Фанон, Э. Саид и другие.

Развитие представлений о колониализме осуществлялось отнюдь не только в рамках политэкономической мысли. Значимый вклад в изучение колониализма и его последствий внесли работы теоретика национальноосвободительной борьбы Ф. Фанона [57] , а также участников уже упоминавшейся во Введении группы “Subaltern Studies”. Несмотря на то, что данные исследования выполнены преимущественно с точки зрения анализа колониальной культуры, сделанные в них выводы в конечном счете затрагивают социально-экономические и политические вопросы. Так, например, по мнению членов группы “Subaltern Studies”, колониализм, ушедший в прошлое с распадом колониальной системы, из области практик прямого физического насилия трансформировался в современное культурное, идеологическое и политическое доминирование бывших колониальных держав над приобретшими формальную независимость колониями [58] .

Впрочем, необходимо сказать, что рассмотрение колониализма как проблемы не лежит целиком в русле лишь истории, политологии или политэкономии, имеет также и правовое измерение. Во-первых, как уже было отмечено, колонизационная активность государств античности и Средних веков зачастую несла за собой покорение народов, проживавших на завоевываемых территориях, что приводило к необходимости определенным образом выстраивать отношения колоний и центра, коренных этнических групп колоний и народов-колонистов. Закрепление таких отношений, придание им стабильности неизбежно осуществлялось через правовую форму. Кроме того, одним из серьезных вопросов, возникавших при колонизации населенных определенными этническими группами территорий, являлся вопрос о применимых на этих территориях источниках права и вообще о применимом праве. Если Римская империя в основном следовала практике прямого утверждения в осваиваемых областях своих законов, римского права, то уже, например, при колонизации Уэльса в XIII веке английским королем Эдуардом I были приняты во внимание правовые обычаи покоряемого валлийского населения [59] . Нет ничего удивительного в том, что связанные с развитием буржуазных общественных отношений в Европе колонизационные процессы Нового времени должны были вызвать еще более сложное соотношение центрального и местного, колониального и традиционного в праве колоний, привести к формированию более сложного правового порядка. Сами колонии в

этот период начинают представлять собой непростые, с точки зрения правоведческого описания, и несимметричные пространства.

С позиций юридической характеристики полезным для настоящего исследования представляется обобщение, сделанное современным

Внешняя колонизация, как отмечает С.Н. Бабурин, приводит к появлению у регионов ее распространения особого правового режима, а государства- метрополии стремятся установить на таких территориях свою юрисдикцию, вне зависимости от того, имела ли соответствующая территория ранее иную государственность. В качестве принципиально важной черты колониального режима территории С.Н. Бабурин называет то, что колонии находились с метрополией не в международно-правовых, а в государственно-правовых

Выше мы пришли к выводу об определении правового порядка в качестве основанного на материальных условиях жизни общества и выраженного в источниках права порядка (системы) общественных отношений, охраняемых государством. Правовой порядок того или иного общества в соотношении с тем или иным правовым режимом является, таким образом, понятием более широким и общим. Правовой режим определенной территории или социальной группы - элемент в механизме правового регулирования общественных отношений или его особая разновидность, как утверждают Н.И. Матузов и А.В. Малько. Он по определению зависит от той системы общественных отношений, которая сложилась в государстве либо конкретной его части и признана этим государством в качестве легитимной и охраняемой сферы, зависит от наличного национального и (или) международного правового порядка.

Если речь идет об особом правовом режиме колоний того или иного государства как его обособленных территориальных частях, научное исследование неизбежно должно быть сфокусировано на таких вопросах, как характер правовых взаимоотношений этих частей с метрополией, степень политической и правовой автономии колоний и полномочия действующих в них органов государственной власти. Относится к ряду этих вопросов также вопрос о правовом статусе, объеме субъективных прав и юридических обязанностей населения колоний (впрочем, в случае, если предметом рассмотрения выступает правовой режим территории, а не субъектной группы, представляется логичным рассматривать это население как единое целое, без подразделения его на группы колонизаторов и коренных жителей,). В то же время исследование правовых режимов колоний в их множественности, связанной с многочисленностью особенностей самих колоний как в межгосударственном разрезе, так и в плане различий, существовавших между колониями одной и той же державы, вряд ли позволило бы сделать сколь либо значимые выводы относительно колониализма как системы экономических, политических и правовых отношений, а также относительно существовавшего в колониальную эпоху правового порядка в их целостности.

эпохи Великих географических открытий и существовавшая в глобальном масштабе вплоть до формального краха колониальной системы в середине XX века, нашедшая свое выражение и легитимацию в различных источниках права и поддерживавшаяся принудительной силой колониальных государств, а в определенной мере (в период позднего колониализма) также

межгосударственной системой, упорядоченная система общественных

отношений, основанных на экономическом положении колониальных государств и характеризовавшихся неравенством правового и фактического статуса метрополий и их колоний, европейских колонизаторов и коренного населения покоряемых ими территорий.

Правопорядок, сконструированный Иберийскими империями в конце XV - XVI веках, еще являлся средневековым по своей сути, опираясь на высокую роль христианской церкви и представления о Respublica Christiana - христианском правовом пространстве, обладавшем четкой локализацией и своими правилами. В рамках данного пространства войны, которые вели между собой христианские государи, носили ограниченный, упорядоченный характер, отличаясь от войн с нехристианами. Вне этого пространства в отсутствие каких-либо юридических или моральных ограничений господствовало лишь право сильного [68] [69] . Характерным для этого периода и правопорядка является возникновение правовых отношений по преимуществу между европейскими государствами и их подданными, но не между европейцами и колонизованными народами, находившимися за пределами христианского мира. В отношениях с коренным населением покоряемых территорий в рамках этого правопорядка господствовало прямое физическое насилие.

отношений, а именно - торговли, вывело на мировую арену другие державы, прежде всего, Голландию и Британию, пользовавшиеся своим

территориальным расположением и быстрее других государств перестроившиеся на новый социально-экономический порядок.

Британский колониальный правопорядок явился наиболее совершенной и в то же время наиболее сложной моделью для всего глобального колониального порядка. В нем нашло свое предельное выражение развитие буржуазных общественных отношений, развитие самого буржуазного общества,

буржуазных права и государственности. Он стал результатом противоречивого сочетания европейского и туземного в колониальном праве, а сформировавшиеся в его рамках специфические по своей природе правоотношения колонизаторов и коренных жителей колоний, возможно, позволили британской колониальной системе просуществовать дольше других аналогичных конструкций.

Будучи наиболее показательным для изучения колониального правопорядка, британский колониальный правопорядок как его разновидность, а равно правопорядки иберийский, голландский, французский и т.д., может быть рассмотрен как системное сочетание формирующих его элементов. В соответствии с приведенным выше определением колониального правопорядка и исходя из феноменологического аспекта, в качестве элементов такого правопорядка должны быть названы: а) право в единстве его источников, процедур и составляющих его норм; б) государство как организация, выступающая гарантом стабильности правопорядка; в) сама практика общественных отношений, на которых соответствующие правовые нормы и процедуры основаны.

С точки зрения правовых отношений, составлявших колониальный правопорядок, в качестве необходимых элементов последнего целесообразно выделять:

1) правовые отношения, возникавшие в ходе осуществления

управления колониями, в том числе правоотношения между метрополией и колониями (государственно-правовые

2) правовые отношения между европейскими колонизаторами и коренными жителями колоний (в том числе частноправовые, административно- и уголовно-правовые, процессуальные);

3) отношения, возникавшие между коренными жителями колоний

(хозяйственные, семейные, связанные с отправлением

религиозных культов и т.д.);

4) правоотношения между находившимися на территории колоний европейскими подданными.

Как представляется с учетом вышеизложенного, при исследовании колониального правопорядка, в целях определения его природы и сущности, приоритет должен быть отдан рассмотрению характерных особенностей колониального права (его системы, принципов, самого характера правовой регламентации общественных отношений), специфических черт механизма колониального государства и, разумеется, сути охраняемых правовыми средствами общественных отношений. Особую роль в таком исследования должен сыграть анализ содержания и сущности правовых отношений колонизаторов и представителей коренного населения колоний.

Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента[415].

Термин "обычное право" чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю, по обычаю, был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак - это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в ХІХ в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское - в Конго, португальское - в Анголе и Мозамбике, английское - в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений - землевладение, семейное и наследственное право - остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой - ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.

В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер[416].

Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика романо-германской (континентальной) правовой системы.

2. Особенности правовой системы Франции.

3. Особенности правовой системы ФРГ.

4. Особенности скандинавского права.

5. Особенности латиноамериканского права.

6. Основные черты правовой системы Японии

7. Основные черты социалистической правовой системы

8. Основные черты правовой системы Китая.

9. Общие черты англосаксонской правовой семьи.

10. Правовая система Англии.

11. Правовая система США.

12.Общие черты мусульманской правовой семьи.

13. Каковы особенности и черты индусского права?

14. Общая характеристика правовых систем современной Африки.

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

§ 3. Обычное право

§ 3. Обычное право Обычное право есть фактически и однообразно соблюдаемое, хотя государством и не предписанное, правило массового поведения; частота повторения и убеждение в правомерности поведения – основные элементы обычного права.Сила обычного права весьма

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

1. Обычное право

К. Обычное право

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе


Традицио́нная правова́я семья́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.

Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившемся в течение длительного времени обычае, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).

Впервые о существовании самостоятельной семьи традиционного права стал говорить основатель науки юридическая география мира Джон Вигмор [1] , несколькими десятилетиями позднее Рене Давид более детально рассмотрел и охарактеризовал данную правовую систему [2] .

Содержание

Распространение

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права смешанного с иными правовыми системами существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.

В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:

  • Континетальная (Африка, Азия);
  • Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).

Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).

Особенности

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.



Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда [3] .

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

  • Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
  • Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Читайте также: