Соотношение юридической ответственности и иных мер государственного принуждения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В юридической науке государственное принуждение рассматрива­ется как применяемый в целях зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также для обеспечения правопорядка и безопасности метод правового воздействия на общественные отношения.

Это нормативно предусмотренное физическое или психическое воздей­ствие, связанное с ограничениями личного, имущественного и ор­ганизационного характера в отношении лица, совершившего пра­вонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспе­чить общественный порядок и безопасность.

Юридическая ответственность является одним из видов государ­ственного принуждения, но самым важным. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются: меры предупреждения, меры пресечения и меры защиты. Эти меры внешне достаточно похожи на юридическую ответственность, но отличаются направ­ленностью, средствами воздействия и упрошенным механизмом реализации.

Меры предупреждения применяются в целях предупреждения возможных правонарушений либо используются для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случа­ях (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности, запрет на выезд из карантинной зоны и т.д.). Меры предупрежде­ния носят профилактический и обеспечительный характер.

Меры пресечения применяются для прекращения (пресечения) в принудительном порядке противоправных действий и предотвра­щения их вредных последствий, то есть применяются только при наличии факта правонарушения (привод и официальное предосте­режение лица за его антиобщественное поведение, не влекущее юридической ответственности; изъятие имущества, если нет разре­шения на него (печатей, штампов, огнестрельного оружия, радио­передатчиков и т.д.); административное задержание (пресечение административно-правовых нарушений, составление протокола и т.д.); арест банковских счетов, багажа).

Меры защиты (правовосстановительные меры) — это государст­венно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление нарушенного права, на обеспечение исполнения проигнорированной юридической обязанности. В отличие от мер юридической ответственности меры защиты наступают не только в связи с фактом правонарушения, но и в силу объективно- противоправного действия (например ущерб, причиненный источ­ником повышенной опасности), а в ряде случаев и при отсутствии противоправности вообще — возмещение вреда, понесенного при спасании имущества (состав крайней необходимости); взыскание компенсационных сумм при командировках; удержание ошибочно выплаченных работнику сумм и т.д.

Меры защиты направлены на осуществление нарушенного пра­ва, на обеспечение исполнения юридической обязанности, поэтому дополнительных лишений (помимо исполнения обязанного) они не влекут. Например в гражданском праве мерами защиты выступают: признание сделки недействительной; перевод неисправного пла­тельщика на предварительную оплату счетов; допоставка, доуком­плектование продукции; опровержение недостоверных, порочащих честь и достоинство личности сведений и др.; в уголовном праве — это меры медицинского характера, применяемые судом к душевно­больным, совершившим противоправные деяния, или к лицам, со­вершившим такие деяния в состоянии вменяемости, но до вынесе­ния приговора заболевшим психической болезнью; в администра­тивном праве — принудительное лечение; взыскание налогов и др.; в трудовом праве — восстановление на работе незаконно уволен­ных; отмена приказов администрации, ущемляющих права работ­ников и т.д.; в уголовно-процессуальном праве — это отстранение лица, производящего дознание, следователя или прокурора от даль­нейшего ведения дознания или следствия и др.; в семейном праве — признание брака недействительным; отмена усыновления; взыска­ние алиментов вследствие нарушения конституционной обязанно­сти по содержанию и воспитанию детей. В последнем примере в случае злостного уклонения от уплаты алиментов лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Кроме исполнения неис­полненной обязанности виновному лицу вменяются дополнитель­ные обременительные лишения — лишение свободы или исправи­тельные работы (ст. 122 УК РФ).

Кроме перечисленных мер государственного принуждения в ка­честве самостоятельных мер следует назвать также и меры ограниче­ния права, главная цель которых заключается в обеспечении обще­ственной безопасности. Рассматриваемые меры ограничения права применяются к законопослушным субъектам в ситуации, когда в ограничении права одной стороны правоотношения выражается удовлетворение интересов другой заинтересованной стороны. В ча­стности, это — сервитута (ст. 216 ГК РФ); ограничение выезда из Российской Федерации в отношении определенной категории лиц, например имеющих доступ к государственной тайне; ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками (ст. 30 ГК РФ) и др.

Юридическая ответственность чаще всего определяется через различные формы государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая ответственность, как правило, рассматривается лишь в позитивном аспекте. Государством могут применяться меры принуждения, не связанные с совершением правонарушения.

В числе этих мер:

Меры предупреждения – для предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, досмотр багажа), обеспечение общественной безопасности при авариях, стихийных бедствиях (ограничение или запрет передвижения по улице, доступа к объектам, введение комендантского часа);

Меры пресечения, необходимые для прекращения противоправных деяний и недопущения новых (помещение в медвытрезвитель);

Правовосстановительные меры могут применяться за гражданские деликты или проступки малой степени тяжести (взыскание долга).

Ответственность есть форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. В следствие этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения.

Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, наличия в нем состава правонарушения. Иные меры государственного принуждения могут применяться до совершения правонарушения с целью его предотвращения.

Часть 2. Билет №1. Правообразование и правотворчество.

Правотворчество – это процесс создания правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами нормативно-правовых актах. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. С точки зрения естественного права, правотворческий орган, например парламент, не творит, а только открывает, обнаруживает право, облекая его в соответствующую форму (законы). Другая точка зрения представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства – единственный фактор, порождающий право.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

1. С точки зрения нормативизма:

Профессор М.Н. Марченко предлагает рассматривать правотворчество как важнейшую составную часть все­го процесса правообразования, который включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему под­готовительный процесс формирования права.

Т.Н. Радько разделяет мнение М.Н. Маченко о том, что правотворчество — это составная часть правообразования и также понимает правообразование как довольно сложный и длительный процесс, который возникает как ответ государства на потребность общественных про­цессов (во многом это объективная необходимость общественного развития, которое побуждает государство юридически реагировать на эти необходимости, вследствие чего и появляется соответствующий правовой акт).

2. С точки зрения социологического позитивизма:

3. С точки зрения естественного права.

Объединив все вышеизложенные позиции, можно сделать вывод, что в целом правотворчество представляет собой:

- монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения;

- созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

- процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке.

Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д.

Основными факторами, определяющими формирование права, являются:

- экономические, т.е. материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;

- политические, т.е. политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений;

- социальные, т.е. степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод;

- национальные, т.е. взаимоотношения, формы сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, забота об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовые формы оформления их юридического статуса;

- внешнеполитические, т.е. международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также;

- идеологические, т.е. идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства;

- организационно-волевые. Государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.

Принципы правотворчества – это основополагающие идеи (ценности), на которые должно ориентироваться правотворчество.

6. Принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов

7. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов

8. Принцип использования правового опыта

9. Оперативность (своевременность) правотворчества

10. Связь правотворчества с практикой

Виды (формы) правотворчества. В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

- принятие нормативных актов полномочными органами государства;

- принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

- принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

- заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т. д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера – принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар – ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения – реквизиция – изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

26. Юридическая ответственность осужденных

26. Юридическая ответственность осужденных В социальном статусе личности выполнение моральных обязанностей гарантируется уровнем сознания личности и общественным осуждением, а в правовом статусе осужденного его моральные обязанности подкрепляются мерами

Глава 16. Юридическая ответственность

Глава 16. Юридическая ответственность Юридическая ответственность - негативные последствия, которые должно претерпеть лицо, нарушившее предписание правовой нормы.Всем видам юридической ответственности присущ ряд общих атрибутивных признаков. Для реализации наказания

23. Юридическая ответственность. Виды

23. Юридическая ответственность. Виды Юридическая ответственность – это возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера (санкций), которые возлагаются уполномоченными государственными органами с соблюдением

1.13. Правонарушение и юридическая ответственность

1.13. Правонарушение и юридическая ответственность Понятие правомерного поведения и правонарушения Правомерное поведение – это возможное и должное поведение человека в соответствии с нормами права.Виды правомерного поведения:? социально-активное;? привычное;?

14. Юридическая ответственность

14. Юридическая ответственность Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.Юридическая ответственность обладает следующими

Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность

Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность 1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране

1.6 Правонарушение и юридическая ответственность

1.6 Правонарушение и юридическая ответственность Исходными и определяющими для понимания сущности в правонарушении являются представления о том, что оно характеризуется общественной вредностью и противоправностью.Общественная вредность, опасность – основной

Глава 27. Юридическая ответственность

§ 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий

§ 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий Важное научное и практическое значение имеют отграничение ответственности от сходных правовых феноменов, определение ее места в системе юридических категорий. Как правовое явление юридическая

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Какие меры конституционно-правовой ответственности применяются к политическим партиямКОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ответственность политической партии может рассматриваться в двух аспектах: как ответственность субъекта

Глава 26 ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

26.4 Юридическая ответственность: понятие и признаки

26.4 Юридическая ответственность: понятие и признаки Концепция юридической ответственности в отечественной общетеоретической литературе разработана проф. О. С. Иоффе, проф. М. Д. Шаргородским, проф. С. Н. Братусем, проф. О. Э. Лейстом, акад. В. Н. Кудрявцевым, проф.

14. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

14. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Юридическая ответственность – меры государственного принуждения, применяемые государством в лице его уполномоченных органов к лицу, совершившему правонарушение.Виды мер принуждения: 1) меры личного характера (лишение свободы); 2) меры

Глава 16. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРАВЕ

Глава 16. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРАВЕ 1. Государственное принуждение и право. Правовое принуждение.2. Виды мер правового принуждения.3. Юридические санкции.4. Юридическая ответственность.5. Защита права.6. Правовое принуждение — правоохранительное отношение —

Юридическая ответственность и государственное принуждение соотносятся как часть и целое. Государственное принуждение – это возможность государства в различных формах и силовыми средствами обязать субъекта совершать определенные действия помимо его воли и желания.

Принуждение может быть применено и к лицам, не совершившим никакого правонарушения. Подобные меры носят название меры предупредительного воздействия. Кроме того, государственное принуждение проявляется в виде мер обеспечения или пресечения.

Меры предупредительного воздействия – это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для предупреждения возможных правонарушений, также используемых с целью обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. п. Поэтому юридическую ответственность можно рассматривать как часть государственного принуждения.

В процессе осуществления юридической ответственности могут применяться предусмотренные законом принудительные меры, обеспечивающие производство по делу о правонарушении:

- меры обеспечения доказательства (обыски, выемки и т. п.);

- меры обеспечения исполнения решения (опись имущества, изъятие).

Меры пресечения представляют собой разновидность мер государственного принуждения, применяемых для прекращения противоправных действий или для предотвращения их вредных последствий (отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и т. д.).

Эти принудительные меры носят вспомогательный характер. Их применение не исчерпывает и не решает вопрос об ответственности за правонарушение. При применении санкции они поглощаются назначенным наказанием.

Ответственность и наказание взаимосвязанные, но не тождественные понятия. От наказания правонарушитель может быть освобожден, а ответственность как правовое состояние остается.

Отдельные авторы характеризуют юридическую ответственность в качестве особого охранительного правоотношения. Такая позиция сомнительна. Юридическая ответственность и охранительные правоотношения полностью не совпадают, это самостоятельные юридические понятия. Юридическая ответственность возникает и существует в рамках охранительных правоотношений. Охранительное правоотношение возникает с момента совершения правонарушения, а правовая ответственность как факт реальной действительности наступает только на определенной стадии, после вынесения правоприменительного акта.

Таким образом, привлечение к ответственности это одна из форм реализации права – правоприменение. Условием наступления юридической ответственности является совершение правонарушения.

Основания и виды юридической ответственности

Основаниями для фактического привлечения к юридической ответственности являются:

- наличие нормы права, предусматривающей возможность применения санкции за совершенное деяние;

Правонарушение является основным условием наступления юридической ответственности. Однако только совокупность всех элементов состава правонарушения порождает юридическую ответственность.

Если правонарушитель не обнаружен – ответственность появляется как состояние, существующее в рамках общерегулятивного правоотношения. Оно готово перейти в конкретное охранительное правоотношение в случае обнаружения субъекта правонарушения.

Ответственность и наказание взаимосвязанные, но не тождественные понятия. От наказания правонарушитель может быть освобожден, а ответственность как правовое состояние для него остается.

Читайте также: