Обязанности депутата сельского поселения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Настоящий регламент является правовым актом, устанавливающим порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Думы Покровского сельского поселения.

Статья 1. Дума Покровского сельского поселения (далее Дума) является представительным органом местного самоуправления.

В состав Думы входит семь депутатов. Срок полномочий Думы – 5 лет.

Статья 2. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией и Законодательством РФ, Уставом и законодательством Тюменской области, Уставом муниципального образования Покровское сельское поселение и настоящим регламентом. Дума принимает правовые акты и нормативные правовые акты, отнесенные к ведению представительного органа местного самоуправления.

Дума осуществляет контрольные функции представительного органа, в том числе – контроль за исполнением на территории сельского поселения нормативных правовых актов Думы.

Дума имеет право законодательной инициативы в областную Думу и в Федеральное Собрание РФ.

ГЛАВА 2.

ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ

Статья 3. Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях Думы. Заседания Думы проводятся открыто.

Дума вправе принять процедурное постановление о проведении закрытого заседания.

На заседаниях Думы вправе участвовать с совещательным голосом приглашённые специалисты администрации Покровского сельского поселения, прокурор района.

Статья 4. Заседания Думы сельского поселения проводятся не реже одного раза в три месяца.

РЕШЕНИЯ ДУМЫ

Статья 5. 1. Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции принимает решения. Решения принимаются на заседании Думы открытым, в том числе поименным, голосованием, за исключением случаев, предусмотренных Уставом муниципального образования Покровского сельского поселения или решением Думы. Глава района, на территории которого находится сельское поселение, Глава сельского поселения вправе требовать созыва внеочередного заседания Думы.

2. Решения Думы нормативного характера (в том числе устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения) в течение 10 дней со дня их принятия Думой направляются Главе сельского поселения для подписания и обнародования.

Глава сельского поселения имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Думой сельского поселения. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава сельского поселения отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Думой. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов Думы, он подлежит подписанию Главой сельского поселения в течение 7 дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты Думы, обнародуются посредством их размещения на информационных стендах в местах, установленных администрацией сельского поселения, в течение 5 дней со дня его подписания Главой сельского поселения

3. Правовые акты Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности населения, вступают в силу после их обнародования путём размещения на информационных стендах в местах, установленных администрацией сельского поселения.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА НА ЗАСЕДАНИЯХ

Статья 6. Депутат Думы на заседании вправе:

1.Избирать и быть избранным в состав комиссий Думы, предлагать кандидатов (в т.ч. и свою кандидатуру) в эти комиссии;

2.Вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения Думы;

3.Вносить проекты решений и поправки к ним;

4.Участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);

5.Требовать постановки своих предложений на голосование;

6.Настаивать на повторном подсчете голосов;

7.Высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой комиссий;

8.Вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации любого органа, либо должностного лица, подконтрольного Думе;

9. Вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;

10.Ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить проекты новых решений и предложения по изменению действующих решений;

11.Оглашать обращения, имеющие общественное значение;

12.Пользоваться другими правами, предоставленными ему Законодательством, Уставом и настоящим Регламентом.

Статья 7. Депутат Думы обязан:

1.Участвовать в работе заседаний;

2.Соблюдать Регламент, повестку дня и требования председателя Думы;

3.Выступать только с разрешения председателя Думы;

4.Не допускать оскорбительных выражений;

5.Регистрироваться перед каждым заседанием.

Статья 8.

1.Уважительными причинами отсутствия депутата на заседании являются:

болезнь, командировка, отпуск, чрезвычайные причины (похороны, рождение ребенка и др.);

2.Список кандидатов, пропустивших без уважительной причины заседание, может быть передан постановлением Думы в средства массовой информации.

Статья 9. Избрание Председателя и заместителя Председателя Думы.

1.Председатель и заместитель Председателя Думы избирается Думой из числа депутатов открытым, поименным голосованием на срок его депутатских полномочий и осуществляет свои полномочия на не постоянной основе.

2.Каждый депутат имеет право выдвинуть свою кандидатуру на должность Председателя Думы, заместителя Председателя Думы, либо предложить другую кандидатуру из числа депутатов для обсуждения на заседании Думы.

4.После обсуждения кандидатур на должность Председателя Думы, заместителя Председателя Думы проводится открытое, поименное голосование по каждой выдвинутой кандидатуре. Каждый депутат имеет только один голос в поддержку кандидатуры либо против кандидатуры выдвинутой на должность Председателя Думы, заместителя Председателя Думы.

5.Председателем Думы, заместителем Председателя Думы считается избранным тот кандидат, который в результате открытого, поименного голосования получил более половины голосов от установленного Уставом района состава Думы.

6.Заместитель председателя Думы исполняет обязанности председателя Думы в полном объёме в случае его временного отсутствия, либо по его поручению.

Статья 10. Заседание ведет Председатель Думы. Председатель обязан:

1.Соблюдать Регламент и повестку дня;

2.Обеспечивать права депутатов;

3. Поддерживать порядок в зале заседаний;

4.Фиксировать все поступившие предложения и ставить их на голосование, сообщать принято или не принято решение.

Статья 11. Председатель Думы имеет право:

1.Лишить выступающего слова, если он нарушает регламент, выступает не по повестке дня;

2.Обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;

3.Приостанавливать не запланированные дебаты (более двух выступающих);

4.Запрашивать предложения к проекту решения в письменном виде.

Статья 12. Заседания Думы проводятся:

- плановые не реже одного раза в три месяца.

- внеочередные созываются по инициативе главы района, на территории которого находится сельское поселение, Главы сельского поселения.

Статья 13. Продолжительность выступлений:

-с докладами и содокладами 10 мин.

-в прениях 5 мин.

-со справками, вопросами, формулировками

предложений по порядку ведения, мотивам

голосования 3 мин.

По каждому вопросу повестки дня депутат не может выступать более трех раз.

По решению Думы, основанному на просьбе выступающего, продолжительность выступления может быть увеличена.

Статья 14. Администрация Покровского сельского поселения осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний Думы, обеспечивает депутатов проектами, решений по вопросам повестки дня и другой необходимой информацией;

оказывает помощь депутатам Думы в вопросах подготовки к заседаниям проектов повестки дня, проектов, решений Думы и поправок к ним;

повестка дня и все необходимые документы представляются депутатам не позднее чем за 5 дней до заседаний;

не позднее чем за 3 дня приглашают на заседание Думы лиц, чье присутствие необходимо при обсуждении вопроса;

материалы, необходимые депутату в его работе, размножаются по требованию депутата.

ПОВЕСТКА ДНЯ ДУМЫ

Статья 15. Перечень основных вопросов, вносимых в повестку дня, формируется на полугодие.

Статья 16. Правом внесения предложений по изменению повестки дня обладает Председатель Думы, депутат, глава сельского поселения.

Статья 17. По каждому вопросу повестки дня Дума принимает решение.

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ

Статья 18. Подготовка проектов решений осуществляется органами и должностными лицами, перечисленными в ст. 16 настоящего Регламента.

Статья 19. На проекте решения указывается:

1.Наименование решения (правового акта, постановления, заявления, обращения Думы и т.д.) – слева вверху первой страницы.

3.Визы Председателя Думы.

Статья 20. Преамбула проекта решения, как правило должна содержать краткое обоснование со ссылками на действующее законодательство.

Статья 21. Проект решения передается в Думу не позднее чем за 5 дней до планируемой даты рассмотрения. Дума приступает к рассмотрению повестки дня, если депутаты получили хотя бы один проект решения по данному вопросу.

Статья 22. При отклонении проекта решения Дума дает поручения, связанные с подготовкой нового проекта решения.

Статься 23. Проект решения Думы принимается в целом после принятия его за основу и внесения поправок.

ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 24. Голосование на заседании может быть тайное или открытое.

Открытое голосование решением Думы может быть поименное.

Статья 25. Тайное голосование проводится с использование бюллетеней для тайного голосования.

При равенстве голосов, голос председателя является решающим.

Статья 26. Тайное голосование проводится при голосовании вопроса о доверии (недоверии), а также по любому другому вопросу, принятому решением Думы.

Статья 27. Для проведения тайного голосования избирается счетная комиссия в составе трех человек.

Статья 28. После принятия правового (нормативного) акта за основу и перед проведением голосования в целом в него могут вноситься поправки. Каждая поправка включается в проект, если она будет принята большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

Статья 29. По вопросу повестки дня депутат имеет право, в случае отсутствия на сессии, высказать мнение письменно.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ ДУМЫ

Статья 30. В каждом решении Думы указывается лицо, контролирующее его исполнение.

Целью контроля является выявление степени выполнения решения, причин, затрудняющих его исполнение, определение лиц, препятствующих исполнению, привлечение их к ответственности, в соответствии с действующим законодательством, а также при необходимости защиты решения суда.

Статья 31. Лицо, на которое возложен контроль, обязано своевременно подготовить информацию о ходе выполнения решения.

После заслушивания информации Дума вправе:

-снять решение с контроля, как выполненное;

-продлить срок выполнения решения;

-возложить контрольные полномочия на иное лицо;

-изменить решение или дополнить его;

-принять дополнительное решение.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ

Статья 32. На каждом заседании ведется протокол. Протокол ведется специалистом администрации Покровского сельского поселения.

В протоколе заседания указывается:

а) наименование представительного органа и год его созыва;

б) порядковый номер заседания с начала созыва и года (1/1) и дата его проведения;

в) число депутатов, установленное для представительного органа, общее число депутатов представительного органа, число депутатов, присутствующих на заседании, число приглашенных лиц;

г) утвержденная повестка дня (наименование вопросов, фамилии, инициалы и должность докладчиков и содокладчиков);

д) краткое изложение обсуждаемых вопросов, включенных в повестку дня сессии представительного органа.

Решения по процедурным вопросам (утверждение повестки дня и регламента, прекращение прений, принятие к сведению заявлений, справок и т.п.) отражаются в протоколе заседания представительного органа.

К протоколу заседания представительного органа прилагаются:

Решения представительного органа, письменные информации, список депутатов, присутствующих на заседании, а также отсутствующих на нем с указанием причин, список приглашенных и иных присутствующих лиц с указанием их должностей.

Статья 33. Протокол заседания оформляется в 10-дневной срок. Протокол подписывается Председателем Думы и секретарем заседания.

Ответственность за своевременное оформление протокола и других материалов заседания несет специалист администрации Покровского сельского поселения, так как аппарат, работающий на постоянной основе в представительном органе, отсутствует.

Статья 34. Решения Думы, затрагивающие права, свободы граждан вступают в силу после их официального обнародования. Обнародование муниципальных правовых актов осуществляется посредством размещения текста муниципального правового акта на информационных стендах в местах, установленных администрацией сельского поселения в течение 5 дней со дня его принятия (издания).

ГЛАВА 3.

РАБОТА ДЕПУТАТОВ В ДУМЕ

Статья 35. Депутаты Думы обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с Федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования Покровское сельское поселение, настоящим регламентом.

Статья 36. Каждый депутат (кроме председателя) Думы имеет право входить в состав не более двух постоянных комиссий.

Статья 37. Депутат Думы в своей деятельности подотчетен избирателям. Взаимодействие депутатов строится на основе равноправия, недопустимости отношений подчиненности.

Статья 38. По требованию депутата Думы должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушений законодательства РФ, Тюменской области и решений Думы.

Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом, или, по его требованию, представителем соответствующего правоохранительного органа. Невыполнение законного требования депутата влечет за собой административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Запрос депутата Думы – специальный вид обращения депутата Думы к государственным органам или должностным лицам с требованием дать официальное разъяснение по вопросам, имеющим общественное значение, по фактам нарушения законодательства и правовых актов Думы, а также заявлениям граждан.

Должностное лицо обязано ответить на запрос депутата Думы в 10-дневной срок.

В представительном органе могут создаваться депутатские фракции (группы).

Депутатская фракция (группа) Думы является объединением депутатов Думы — членов и сторонников политических партии, независимых депутатов.

Депутатская фракция (группа) осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Регламента, а также решениями, принятыми Думой, по вопросам деятельности депутатской фракции (группы).

Статья 39. Назначение членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы сельского поселения.

1.Дума в соответствии со статьей 33 Устава муниципального образования Покровское сельское поселение из своего состава назначает двух членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы сельского поселения.

2.Каждый депутат имеет право выдвинуть свою кандидатуру в состав конкурсной комиссии либо предложить для назначения в комиссию другую кандидатуру из числа депутатов Думы.

3.Решение о назначении членов конкурсной комиссии может приниматься как по каждой кандидатуре отдельно, так и по всему списку внесенных кандидатур для назначения в состав конкурсной комиссии.

4.Решение о назначении членов конкурсной комиссии принимается открытым, поименным голосованием большинством голосов от установленного состава Думы.

5.В случае, если кандидат не получил необходимое для назначения число голосов депутатов, на этом же заседании Думы проводится повторное голосование по другой кандидатуре выдвинутой из числа депутатов для назначения в состав конкурсной комиссии.

Статья 40. Председатель Думы:

1.Ведет сессии и отвечает за их подготовку;

2.Подписывает заявления, обращения, протокольные поручения, запросы и иные документы Думы;

3.От имени Думы, на основании соответствующего решения Думы, подписывает исковые заявления, направленные в суды;

4.Осуществляет представительские функции по решению Думы;

5.Созывает внеочередные заседания;

6.Предлагает вопросы в повестку дня;

7.Вносит на рассмотрение Думы проекты правовых (нормативных) актов и проекты решений Думы;

8.Выступает с докладом или содокладом по вопросам повестки для сессий;

9.В случае отсутствия Председателя Думы, его функции исполняет заместитель председателя.

ГЛАВА 4.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУМЫ И АДМИНИСТРАЦИИ ПОКРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Статья 41. Органы представительной и исполнительной власти взаимодействуют исходя из интересов жителей поселения, единства целей и задач в решении поселенческих проблем на основании законодательства.

Решения Думы, распоряжения и постановления администрации Покровского сельского поселения, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории района органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Статья 42. На заседаниях Думы вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним специалисты администрации Покровского сельского поселения.

Депутаты Думы пользуются правами внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной и государственной власти района.

СОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Статья 43. Решения, принятые с нарушением Регламента, недействительны с момента их принятия.

Статья 44. Изменения регламента могут осуществляться числом голосов не менее половины от общего числа избранных депутатов Думы.

Статья 45. При нарушении депутатом Думы порядка на заседании к нему могут применяться следующие меры воздействия:

— призыв к порядку;

— призыв к порядку с занесением в протокол;

— порицание с временным лишением слова.

Статья 46. Призывать к порядку вправе только председатель Думы.

Депутат призывается к порядку если он:

— выступает без разрешения председателя Думы;

— допускает в своей речи оскорбительные выражения;

— перемещается по залу в момент подсчета голосов.

Статья 47. Порицание выражается Думой относительным большинством голосов по предложению председателя Думы и без дебатов.

Статья 48. Депутат может быть освобожден от меры воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.

Источник: Администрация Покровского сельского поселения Ярковского муниципального района Тюменской области
Дата создания: 08.12.2016
Дата обновления: 11.12.2016

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО). Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Муниципальный депутат

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Депутат совета депутатов муниципального округа

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Сельское поселение

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Депутат муниципального совета

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Полномочия муниципальных депутатов

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Статус муниципального депутата

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Права муниципального депутата

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой ;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

- выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

Вопрос: Какими правами обладает депутат представительного ор­гана муниципального образования?

Ответ: Права депутата представительного органа муниципального обра­зования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соот­ветствии с требованиями федерального законодательства. Такими му­ниципальными правовыми актами, согласно требованиям Федерального закона, должны быть устав муниципального образования и специальное решение представительного органа муниципального образования. В уставе муниципального образования должны содержаться следующие положения: срок полномочий депутата (должен составлять не менее 2 и не более 5 лет), ограничения, распространяемые на депутата, и основа­ния для досрочного прекращения его полномочий.

Муниципальный правовой акт, который определяет статус депу­тата, наделяет его следующими правами:

- права депутата при работе в представительном органе муници­пального образования (право на своевременное получение документов и материалов, рассматриваемых на заседаниях представительного органа, право занимать должности в представительном органе муниципального образования, право на образование депутатских объединений, право работы на постоянной основе, право на выступления на сессии, право входить в состав комитетов (комиссий), право обращаться с депутат­ским запросом, право вносить поправки в текст рассматриваемых реше­ний);

- право на представительство интересов населения (делать обра­щения в органы государственной власти и органы муниципального об­разования, иметь оборудованное помещение, необходимое для работы с избирателями, иметь помощников депутата, работающих на оплачивае­мой основе);

- право защищать свои права в судебных и административных инстанциях.

Для надлежащей реализации прав депутата законом субъекта Российской Федерации обычно предусматривается административная ответственность за нарушение зафиксированных в муниципальном пра­вовом акте прав депутата.

Кроме прав депутата в муниципальном правовом акте должны содержаться и обязанности депутата. К ним относятся следующие обя­занности:

- участвовать в работе сессии представительного органа муници­пального образования и комитетов (комиссий) этого органа;

- вести прием избирателей;

- выполнять решения представительного органа муниципального образования;

- исполнять наказы избирателей (исполнение наказов избирате­лей должно регулироваться специальным правовым актом. Наказы мо­гут выполняться либо за счет средств местного бюджета, либо посред­ством проведения общественных работ).

Помимо описанных выше прав и обязанностей депутатов. Феде­ральный закон устанавливает некоторые другие гарантии прав депута­тов. К ним относится, в частности, порядок привлечения к уголовной ответственности. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Феде­рации устанавливает, что в отношении депутата уголовное дело может быть возбуждено только прокурором субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации). Порядок привлечения депутатов к администра­тивной ответственности ничем не отличается от порядка привлечения к такому виду ответственности других лиц.

Однако, согласно Федеральному закону, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за вы­сказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Исключение из этого правила составляют клевета, оскорбления, другие нарушения, за которые Федеральным законом пре­дусмотрена ответственность.

Федеральный закон устанавливает основания, по которым пол­номочия депутата могут быть прекращены досрочно. К таким основани­ям относятся смерть депутата, его отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, при­знание судом безвестно отсутствующим или признание его умершим. Также досрочно прекращаются полномочия, когда в отношении депута­та вступает в законную силу обвинительный приговор суда, он выезжа­ет за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или выходит из гражданства Российской Федерации. Помимо вышеиз­ложенного, депутат может быть отозван избирателями, его могут при­звать на военную или альтернативную гражданскую службу.

Читайте также: