Исцеление дочери хананеянки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тогда вошел Иисус в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Сегодня Господь утешает нас материнской верой женщины, которая принадлежала к хананеям — нечестивому роду, изгнанному Богом из Обетованной земли, чтобы освободить место для иудеев — избранного народа.

Естественно для нормальных родителей переживать беды своих детей как собственные. О, если бы Господь помиловал всех беспутных детей России и всех охваченных из-за них горем родителей! В этой страшной беде какая милость Господня может утешить их сердца, если не будет она явлена по отношению к их детям? Такое творится порою с детьми, что несчастные матери, приходя в храм, не могут ни о чем ни говорить, ни молиться, кроме как о своих детях.

Пусть диаволу попущено извратить смысл всего, так что нас хотят превратить в хананеев и очистить пространство России для более достойных народов — с нами Бог, строгий и бесконечно милостивый. С нами — с каждым погибающим сыном и дочерью — молитва матери, которая со дна моря достанет.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить историческую религиозную обстановку того времени и контекст повествования.

Эта история приводится в 15 главе Евангелия от Матфея с 21 по 28 тексты и, в краткой форме, в 7 главе Евангелия от Марка с 24 по 30 тексты.

Приведем этот рассказ из Евангелия от Матфея:

Матф.15:21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Чтобы понять контекст, важно посмотреть, о чем выше рассказывается в Евангелии. Как в Евангелие от Матфея, так и в Евангелие от Марка, выше этих событий повествуется о диспуте Иисуса с фарисеями и книжниками на счет религиозного осквернения.

Теперь вспомним историю. Евреи после выхода из Египта, не полностью прогнали от себя языческие народы, и они стали для них религиозной сетью, как их и предостерегал Бог.

Исх.23:28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев… 32 не заключай союза ни с ними, ни с богами их; 33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

Израильтяне не послушали Бога и оставили часть этих народов среди себя, и те, постепенно, навязали им свою религию через дружбу, праздники, обряды… Так получилось, что евреи стали совмещать верование в Своего Бога и одновременно верили во множество богов окружающих их народов. Творец много раз предупреждал их через пророков о неминуемой беде. Но те не слушались.

В итоге, сначала, 10 колен из 12 были рассеяны в Ассирийском плену, а потом и оставшиеся 2 колена попали в Вавилонский плен. Выйдя из плена, евреи осознали, что источником их бед было тесное общение с язычниками, через которое в их народ попало много греха и разврата. И они решили себя изолировать от язычников. Со временем это стремление отгородится от “грязных” язычников выросло в религиозное отвращение и даже ненависть. В частности, поэтому, в народе сформировалась традиция религиозного омовения рук после посещения многолюдных мест, где могли присутствовать язычники. Иисус противостал этой традиции, пояснив, что оскверняет верующего человека не то, что входит внутрь от неомытых рук, а то, что исходит из сердца. То есть, прикосновение к язычниками и общение с ними не оскверняет еврея!

Запрет на общение с язычниками хорошо виден также в истории с Самарянкой у колодца, где она прямо говорит, что Иудеи не общаются с Самарянами. То есть, запрет касался даже Самарян, хотя они были не совсем язычники, так как по-своему верили в Бога Израильтян.

Неприязнь евреев к язычникам хорошо видна в книге Деяний апостолов. Первым христианам из иудеев было сложно начать проповедовать язычникам, ведь привитая им религиозная нетерпимость очень долго искоренялась из их голов. Красиво описан этот въевшийся стереотип, в истории с Петром из 2 главы послания к Галатам, когда он сторонился христиан из язычников.

Поругал или похвалил Иисус женщину Хананеянку?

Вернемся к женщине Хананеянке. В Евангелие от Марка она прямо названа язычницей (Марк.7:26). И конечно ученики Христа были недовольны, что она идет за ними. Они сами прогнать её не могли, так как она взывала напрямую к их учителю Иисусу. Поэтому они просили Иисуса отказать ей в просьбе, чтобы она прекратила их преследование.

И вот тут начинаются тексты, на которые с болью смотрят некоторые христиане. Неужели Иисус настолько груб? Неужели Христос равнодушен к человеческой боли? Конечно, нет! Наоборот! Иисус этой историей как раз показал, что для Господа дорог каждый человек, даже если этот человек из другого народа и имеет другую религию. Не случайно это повествование идет сразу за историей о нечистоте, связанной с общением с язычниками.

Иисус показал, что язычник также дорог Богу и может получить помощь от Него!

И главное, посмотрите на похвалу Христа:

Матф.15:28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя

Иисус похвалил её веру! Веру в кого? Неужели в языческое божество, раз она была язычницей? Нет! Речь идет о вере в Бога Израилева, посланника от которого она увидела в Иисусе!

Что касается грубых слов Иисуса. Конечно, Христос не хотел оскорбить женщину, он лишь желал продемонстрировать ученикам её твердую веру. Иисус сердцевидец и знал, что эта Хананеянка не развернется и не уйдет, а продолжит свои прошения, имея крепкую веру и желание спасти дочь. Вспомните историю из Ветхого завета о вдове из Сарепты Сидонской, к которой был послан Илия. Бог знал, что эта женщина из языческой страны Сидона не прогонит пророка Божьего (кстати, об этой же стране речь идет в исследуемом нами отрывке).

То есть, Иисус знал, что женщина Хананеянка не отстанет, и Он сможет продемонстрировать её веру ученикам, и затем показать любовь Божью по отношению к язычникам, исцелив беснующуюся девочку.

Исх.22:31 И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.

Подумайте! Что было бы, если бы Иисус прошёл мимо вопиющей к Нему женщины Хананеянки? Сложно себе представить, какой вывод бы сделали из этого последователи Христа.

Смог бы Иисус обратить внимание людей на ВЕЛИКУЮ веру Хананеянки, если бы исцелил её дочь после первой же просьбы? Нет!

Деян.10:35 во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

Эту иллюстрацию можно применить и к сегодняшним межрелигиозным взаимоотношениям. В ряде христианских конфессий духовные лидеры учат своих прихожан, что только их вера правильная и чистая, а верующие из других церквей не получат от Бога спасения. По их мнению, другие христиане не достойны похвалы от Бога, так как веруют не так как они. Духовные лидеры таких конфессий испытывают религиозную нетерпимость ко всем инако верующим, и закрывают глаза на явные дела веры в других церквях, на миссионерские подвиги чужих прихожан, на их жертву во имя Иисуса, включая и то, что люди из других конфессий отдают свою жизнь за Господа.

Ряд религиозных деятелей стараются не замечать проявления любви к Богу и людям со стороны христиан из других церквей. В их глазах, все верующие, которые не из их церкви, не угодны Господу. Также думали фарисеи и книжники, ненавидя Самарян, которые по иному верили в их Бога, и презирали Хананев за другую веру. Но Иисус показал, что и среди Самарян и среди Хананеев есть люди, имеющие веру в Бога, и они достойны похвалы, порой даже больше, чем те, кто себя считает ближе к Господу.

Не только по иудейской земле ходил и учил Господь наш Иисус Христос. Иногда Он бывал очень далеко: у Средиземного моря, где стоят города Тир и Сидон. Там жили язычники хананеи, с которыми (помните?) так часто воевали евреи.

Как вы думаете, дети, почему Иисуса Христа многие иудеи и хананеянка называют Сыном Давидовым? Пророками было предсказано, что Христос родится у потомков Давида, то есть царь Давид будет прадедом нашего Спасителя. Значит, и те израильтяне, которые называли Иисуса Христа Сыном Давида, и хананеянка верили, что именно Иисус – Спаситель мира, Христос, Сын Божий, родившийся от Девы Марии, Которая происходила от царя Давида, была Внучкой внуков этого царя.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15, 28), - сказал Господь жене-хананеянке в ныне слышанном Евангелии.

Но не подобает сему быть, дорогие братия и сестры! Как мы должны поступать, когда Бог не внемлет, по-видимому, нашим мольбам, - хороший урок преподает нам упоминаемая в нынешнем Евангелии язычница, жена хананейская. У нее была больная дочь, которую жестоко мучил вселившийся в нее бес. Глубоко скорбела, конечно, несчастная мать о страждущей своей дочери, но средств помочь горю в языческой вере своей не находила. И вот, зная о чудодейственной силе Спасителя, жена-хананеянка, когда Он на сей раз явился в их страну, обратилась к Нему как к необыкновенному Чудотворцу и стала просить Его об исцелении дочери своей: Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22).

Но Спаситель не обратил, казалось, внимания на эту мольбу ее и не отвечал ей ни слова. Женщина, однако, не отступила и взывала к Нему: Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Иисус Христос отказал ей в просьбе, сказав: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). Однако она не переставала просить, неотступно умоляла о помощи. Чем же это кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела.

Но не одна жена-хананеянка долго молилась - она, можно сказать, еще недолго молилась. Некоторые гораздо дольше молились: молились по десять лет и больше и наконец получали просимое. Долго молилась Сарра, чтобы Бог даровал ей сына, и сын дан был ей в старости. Долго молился Захария, и жена его Елисавета зачала уже в преклонных летах. Так медлит иногда Бог исполнить прошения молящихся.

В притче о неправедном судии Господь заповедует нам, чтобы мы не унывали и не переставали молиться, когда долго не получаем просимого. Господь желает, чтобы мы просили Его и любит сие. Чем дольше Его просят, тем щедрее Он бывает; чем дольше Он медлит, тем больше дает. В то время, когда Господь не посылает нам просимого, Он как бы готовит, как бы определяет, как лучше наградить нас. Наша неотступная просьба столько же приятна Богу, сколько людям она противна: из нее Бог видит, что мы усердно желаем просимого и что мы не хотим получить этих благ ни от кого другого, кроме Бога.

Смотрите, дорогие братия и сестры, на хананеянку, учитесь у нее, изберите ее себе как образец для подражания. Иисус Христос не сразу исполнил ее просьбу, а заставил долго просить не потому, что Он действительно считал ее недостойной, но для того, чтобы неотступность ее молитвы, дерзновение упования, твердость веры и глубину смирения поставить в пример и, пожалуй, в укор как евреям, так и нам, христианам. Если хананеянка - язычница, идолопоклонница - оказалась такой молитвенницей, смиренницей, терпеливицей, такой непоколебимо верующей и надеющейся, то нам, считающим себя истинно верующими и православными христианами, стыдно не быть такими и на самом деле, и в самой жизни. Нам тем более д!олжно быть неизменными в великодушном перенесении скорбей, обид, напастей, твердом уповании на милосердие Божие и в усердной, пламенной молитве.

Как бы долго и тяжко ты не бедствовал, ни под каким видом не теряй надежды на Бога и не только не переставай молиться, но молись еще больше и усерднее, воздыхай, плачь. Чем дольше Бог не дает, тем неотступнее проси. Если Он, вместо того чтобы дать просимое благо, попустит найти на тебя несчастьям, то и тогда не отступай от Него. И если увидишь Бога, посылающего тебе меч, если ощутишь этот меч в своем сердце, то и тогда не отступай от Него, и тогда ожидай просимой милости.

Когда гневается на нас человек, тогда всего безопаснее бежать от него, а когда гневается на нас Бог, тогда всего лучше и надежнее стоять пред Ним. Так уповай и не посрамишься. Это и любит Он, за это и изливает на нас Свои великие и богатые милости. В молитве мы должны быть постоянны, должны молиться с верою и усердием. Ибо сомневающийся человек не тверд во всех путях своих, и такой человек да не думает получить что-нибудь от Господа (ср.: Иак. 1, 6-8), - пишет святой апостол Иаков.

Так рассказывают о преподобном Ксое Фивейском: «Однажды ходил он на гору Синайскую. Когда возвращался оттуда, встретился с ним брат и сказал со вздохом:

- Авва, мы страдаем от бездождия.

Старец спросил его:

- Почему же вы не молитесь и не просите Бога?

- И молимся, и просим; а дождя все нет.

- Верно, неусердно молитесь. Хочешь ли знать, что это так?

Кроме того, и при горячем нашем усердии молиться, мы должны возносить к Богу свои прошения со смирением, с сердечным незлобием, с сознанием своего недостоинства и окаянства.

Мы часто называем себя грешниками на словах, но на деле оказывается, что истинного смирения и сознания своего недостоинства вовсе не имеем. И в этом случае прекрасный пример вновь подает жена-хананеянка. Господь сравнил ее с псом. Какое оскорбительное для всякого сравнение, тем более при людях! И как мы бываем невыносливы при оскорблениях и обидчивы! Нас неизбежно возмущает на гнев заочная брань, насмешка, укоризна, сплетня, часто невинная, но неосторожная шутка. А оскорби нас в глаза, публично - тогда мы готовы отомстить обидчику и вдвое.

Терпеливое перенесение оскорблений есть величайший подвиг самоотвержения и любви к ближнему. Об этом читаем и в Патерике: если кто услышит оскорбительную речь и, имея возможность сам ответить тем же, подвизается и несет труд, чтобы стерпеть и не сказать ничего, или кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит подобным же огорчившему, то поистине такой человек полагает душу свою за ближнего своего. А больше сей любви быть не может (см.: Ин. 15, 13).

Читайте также: