Объясните содержание теорий исходящих из сущности государства кратко

Обновлено: 01.07.2024

Существующие теории сущности государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития.

Теория элит. Теория элит возникла в начале ХХ века (работы В. Парето, Г. Моски). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества – его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьбы за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х годах ХХ века и получила значительное распространение. Ее сторонниками были Т. Веблен, Г. Саймон, Д. Белл. по сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития. В результате управления становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Теория плюралистической демократии. Эта теория возникла в ХХ в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль. Теория отражает политические взгляды либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы перестали существовать, власть утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединенных групп (страт), образующихся по различным признакам – возраст, профессия, место жительства, круг интересов и пр. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.д. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через общественные организации, оказывает давление на органы государства и направляет государственную политику.

Теория государства всеобщего благоденствия. Она возникла после Второй мировой войны и явилась противопоставлением ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений. Ее основателями были А. Пигу, К. Боулдинг и др. Суть теории в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Положительная сторона теории в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека.

Теория конвергенции. Она появилась в 50-60-х гг. ХХ в (работы Д. Галбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.) Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит обмен между этими двумя государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, формам деятельности и т. д.

Теория правового государства. Вся деятельность государства должна основываться на праве и осуществляться правовыми средствами (см. с. 56).

Понятие и признаки государства.

Как видим в мировой теории нет общепринятого определения государства. Г. Еллинек определяет государство как обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; Л. Дюги полагает, что государство означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть; Н. М. Коркунов считает, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленными мирными порядками; по Л. А. Тихомирову, государство – это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью.

В марксистской литературе неизбежно подчеркивается, что государство есть орудие насильственного подавления одним классом, занимающим экономически и политически господствующее положение в обществе, других классов, что оно является орудием классового угнетения. Представляется, что такая характеристика не является ни главной, ни абсолютной.

Государство, будучи основным политическим институтом системы классового общество, призвано, главным образом, осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, поддержание установленного и охраняемого порядка общественных отношений, нормальной функционирование всех социальных институтов. Основным средством осуществлении публичной власти является государственное принуждение, которое и в самом деле может носить в ряде случаев классовый характер, но во многих других случаях оно такого характера не имеет и является внеклассовым, или надклассовым.

Государство – это суверенная организация политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций.

Как политический институт государство характеризуется рядом специфических признаков. Признаки государства делятся на основные и дополнительные.

Основные признаки государства:

публичная власть - наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функций управления и принуждения (аппарат чиновников, суды, армия, полиция и т.д.);

государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри и вне страны и возможность свободно и самостоятельно выполнять стоящие перед ним задачи;

территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды – 12 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте 100 км, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

национальная правовая система - наличие системы права как главного инструмента управления обществом, т.е. созданных или одобренных государством норм социального поведения, исполнение которых обеспечивается, в частности, государственным принуждением;

система налогов и сборов – регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства;

возможность легализованного принуждения; государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единые системы мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т. д.

Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ­ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо­вания государственности, субъективными идеологическими и по­литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде­ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

- государство создано Богом, как и весь мир;

- государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

- беспрекословное подчинение воле государя;

- церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь­ку построена на вере.

Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

- государство возникает в силу общественного договора, за­ключенного между людьми;

- согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при­обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

- каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

- государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще­стве, защиту личности, имущества каждого;

- государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства - это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со­циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

- государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя - союз племен - государство;

- власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

- государь - отец народа, который заботится о своих поддан­ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

- главными факторами, обусловившими процесс происхож­дения государства, выступают военно-политические (завое­вание, насилие, порабощение);

- государство является результатом завоевания слабого пле­мени другим, более сильным;

- для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

- порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве­дет к появлению частной собственности;

- экономическое господство властвующих приводит к появ­лению классов, сословий;

- государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи­тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха­рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

- причины происхождения государства связаны с особеннос­тями человеческой психики;

- личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

- одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

- из власти, основанной на авторитете, возникает государствен­ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз­действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы­ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде­ния государственности.

Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

- государство возникает вследствие проведения крупномас­штабных работ по строительству ирригационных сооруже­ний;

- организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

- для проведения строительства необходимо создание цент­рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об­разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир­ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про­ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак­торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери­алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

- государство возникло в силу социально-экономических фак­торов;

- общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част­ной собственности и, как следствие, к возникновению клас­сов — богатых и бедных;

- первобытная организация власти не способна управлять об­ществом, где существует противоборство классов;

- государство является результатом раскола общества на клас­сы;

- государственная власть принадлежит классу богатых;

- государство по своей сути является машиной, созданной гос­подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео­рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко­номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.

Понятие политической власти

Государство неразрывно связано с таким понятием как власть. Власть - это сложное явление, которое порождает множество подходов к его исследованию. Власть можно рассматривать как необходимую функцию любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности; власть характеризуется как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в обществе. Власть определяется как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью властных специальных методов. Существуют и иные подходы к определению власти, которые отражают те или иные стороны этого комплексного и многогранного явления.

“Власть - это способность подчинить поведение и деятельность людей воле всего общества, отдельного класса, группы лиц” [18] . Власть - это социальное явление. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества. В условиях первобытнообщинного строя власть была нужна для исполнения общих дел, которые были свойственны этому обществу. Ее появление было обусловлено необходимостью упорядочения отношений между людьми в племени, роде. По своей природе это была общественная власть, власть общественного самоуправления, опирающаяся главным образом на силу общественного мнения. Веления общественной власти соблюдались добровольно, и лишь в исключительных случаях власть использовала и меры общественного принуждения (например, изгнание из рода).

Насилие не просто сопровождало ход истории, а неизменно служило его пружиной и движущей силой . Власть в свою очередь, столь же постоянном однозначно, хотя и более скрыто, оказывалась источником и выразителем этой силы, охватывая все иерархические ступени социума от высшего руководства до превосходства одного человека над другим. Уже поэтому власть всегда считалась неизбежным злом и главной причиной социальной несправедливости. “Являя собой в первую очередь материальную силу, весомую грубую и зримую, власть тем не менее старалась опираться на закон, который регламентировал и официально закреплял право одних подчинять себе и эксплуатировать других членов социума” [19] . Именно таким способом, не прямо, а косвенно власть, т.е. насилие одних над другими, успешно реализовалась еще тысячелетие назад и осуществляется теперь.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства обусловило превращение общественной власти первобытнообщинного строя в государственную, т.е. политическую, власть. Государственная власть опирается, прежде всего, на силу государственного принуждения, хотя осуществляется она с помощью различных методов и средств.

В обществе, где вся полнота власти принадлежит народу, государственная власть призвана выражать волю и обеспечивать коренные интересы всех членов общества. При этом власть организуется таким образом, чтобы обеспечить участие народа (непосредственное и через представителей) в управлении делами общества и государства.

Принадлежность народу власти предопределяет ее осуществление демократическими методами, подконтрольность государственной власти обществу.

“Главной обязанностью государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность” 1 . Власть предполагает структуру, через которую она и реализуется. Свое регулирующее воздействие на общественную жизнь людей государственная власть оказывает через систему государственных органов, в деятельности которых она как бы находит свое материальное воплощение. Государственные органы демократического государства в своей деятельности должны исходить из приоритета прав и свобод человека.

Вместе со свободой воли, выраженной в сознании, людям досталось в придачу нечто довольно странное - желание поработить, подавить и уничтожить себе подобных, то есть наделенных такой же свободой воли. Странное потому, что такая внутривидовая агрессивность, как уже было сказано, совершенно не свойственна даже животному миру. Благодаря мышлению человек осознал себя существом смертным. Это, в свою очередь сделало жизнь его главной ценностью и предметом неусыпных забот, а страх потерять жизнь - важнейшим мотивом поступков и поведения.

Таким образом, изначальный первобытный страх за собственную жизнь постепенно опосредуется по мере развития социума, обретая все более тонкие и изощренные формы. Страх перед коммунистами привел к власти, причем вполне легально и демократично, немецкий фашизм. В России мягкий государственный переворот, совершенный большевиками имел характер исторической флуктуации в пере возбужденном социуме, не подкрепленной какими-либо серьезными экономическими и политическими предпосылками.

Носители власти, если они не экстремисты, вынуждены ориентироваться, прежде всего, на нормального, то есть среднестатистического гражданина, каких подавляющее большинство в любой социальной структуре, будь то отдельная партия или весь электорат. А такой человек, как учил еще Макиавелли 2 , ни хорош, ни плох, ни добр, ни зол - словом, нормален так же, например, как могут быть нормальны его рост, вес или физические способности. Только ориентируясь на такое заурядное большинство, президент или премьер могут рассчитывать на максимальную любовь народа в виде большинства голосов, учитывая, разумеется, особые интересы крупных социальных слоев, в том числе тех, кто беспомощен и нуждается в специальной защите.

Отсюда следует, что стоящие у кормила власти обязаны учитывать наряду с действительными интересами народного большинства также реальную психологию и мораль людей - то есть не только их хорошее, но и плохое, не только их дарования и активность, но и дурь, бездарность и лень, не только честность и трезвый образ жизни, но и склонность граждан при случае ловко обойти закон или приложиться к бутылке. Короче, исходя из реальности, правители обязаны принимать во внимание как сильные стороны своих сограждан, так и их слабости, не только достоинства, но и пороки . При этом они должны профессионально опираться на гигантский исторический опыт, накопленный власть имущими, равно как и на современную науку о двойственной природе людей, причудливо сочетающей сознательное с иррациональным и необъяснимым, что зорко подметил еще Ф. Бэкон 3 .

ГЛАВА 2 . ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий и какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

Форма государства - определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства.

История выступает как некая последовательность преобразования чего-либо, но прежде всего отношений, которые оказались зафиксированными и сегодня выступают как документальное или художественное их отражение. То, что мы знаем или можем узнать о былом, - тоже история. Она предстаёт тех измерениях, как и объекты материального мира, субъекты отношений. Все они имею свою истории, которая раскрывается во времени – соизмеримой последовательности преобразований, в пространстве: физическом, социальном, правовом, духовном, властном. Последнее прежде всего характеризует историю возникновения и развития государств.

Каждый исследователь и писатель имеет свою историю отражения отношений существующего мира, для писателя – это и воображаемая история, которая предстаёт сюжетом и сценарием. И они, иногда, живут дольше представления документальной истории, а соединение исследовательского и писательского формата работы дают и воображаемые представления о будущем мира, о желаемой перспективе.

Получается, что надо вдумываться в реальность, анализировать и воображать – этот продукт обязательно раскроет перспективу для жизни человека и народов. Без такой работы нам не построить новый мир. Если нам нужна новая жизнь, новая её организация, то и пришло время заняться вопросами её представления в нашем воображении. Если будем вместе работать в этом направлении, то обязательно достигнем исполнения мечты человека, своей мечты, как бы это не было сложно, как бы такую деятельность не запрещали, ей не мешали.

Существующий мир является и производной всего процесса образования, и трансформации государств, и заложником его функционирования. Отсюда, не только организация власти внутри страны в форме государства, но и распределение территории планеты не среди народов, людей, живущих на планете, а между государствами, большая часть из которых имеет короткую историю своего существования, тогда как в объяснение своих территориальных претензий каждое государство обращается к воображаемой связи своего происхождения с историей народа. Это воображение и искусственность наделения его историческими свойствами часто и выдается за право, за обоснование возможности властвования в среде народов. В этом процессе сформировался институт демократии современный способ организации органов власти в государстве. Не в обществе, а в государстве.

Здесь социальное управление изначально было подменено властным управлением, а это разные цели и направления деятельности. Народы в этом процессе потеряли свою самобытность и правовую определённость, при том как сами они, не смотря ни на что, как-то сохраняются. Определяющую роль в этом процессе представляет прежде всего язык, культура и закреплённость проживания на территориях планеты. Можно предположить, что мир ждут значительные изменения данного порядка, т.е. возвращения значения народов. Такое изменение предполагает формирование права как определяющего установления в жизни, в организации народов.

Что сказать, с семьёй – вымысел, но вымысел абсурда, о чём и говорят последние авторы определения.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические, и религиозные.

Государство- институт постоянного перерождения, на месте одного постоянно возникает другое, что сопровождается процессом деления населения, территорий, сменой самой власти, изменения её институтов: политических партий, самого устройства государства. Если посмотреть на перспективу, то можно предположить, что существующий приемник при столь удручающих параметрах жизни народа навряд ли просуществует больше половины срока жизни предыдущего государства. И гадать не приходится, у страны осталась одна перспектива существования – цивилизационная революция и переход в правовое уложение. Нет, можно по-прежнему фантазировать, но уже в рамках нового уложения.
Собственность в рамках правового уложения получает другой формат, содержание и значение, а классы, как порождение властного уложения, в правовом уложении потеряют природу своего возникновения и сохранения.

Теория Ф. Оппенгеймера
Государство представляет собой социальный институт, основанный на завоевании и подчинении, в результате использования насильственных и принудительных "политических методов" изъятия благ против миролюбивых и добровольных "экономических методов" обмена благ:

'"Государство, полностью по своему происхождению, значительно и почти полностью на начальных этапах своего существования, является социальным институтом, насильно навязанным победившей группой людей над побежденной группой с единственной целью — для утверждения Господства победившей группы над побежденными, и для защиты от восстаний изнутри и нападений извне. Телеологически — такое Господство не имеет никакой иной цели, кроме как экономической эксплуатации побежденных победителями."

Нет никакого смысла отрицать психологические факторы: есть социум, есть люди, есть и психологические факторы.

Теория Т. Д. Баштима

Теория Н. М. Коркунова

Теория Л. И. Петражицкого

Может, государство возникает как институт и политический режим регулирования социальных отношений в части природопользования, производства и реализации продукции, сохранения накоплений и регистрации собственности, использования власти в обеспечение общественного порядка посредством силовых органов, а также защиты от внешнего посягательства.

Похоже, что нет смысла рассматривать определения Энгельса, нет потребности, определение фрагментарное.
-

_
Иные концепции происхождения государства

Увы, всеобъемлющий институт права при превалировании государства над социумом, при современном государстве не возникает, право при нём подменяет система властных установлений. При этом можно говорить о взаимосвязи закона и государства, тогда как право как институт возникает только при инситиуционализации социума как общества и подчинения ему института государства, как совокупности силовых органов. Свобода человека выступает как условия и возможность для реализации активности человека в социальном взаимодействии, что возникает только при формировании структурированного самодеятельного общества в организации политики, экономики, социологии и права.

Дух – форма частного и ли социального сознания, моджно сказать соединение знания, веры, воли, мышления и активности. Можно сказать, что дух может быть движущей силой человека, но не является основой создания государства.
-
Ирригационная теория

Расовая теория может быть видом колониальной теорииЮ, если продолжать рассматривать по-существу

Для кучи все идёт, всё имеет место, сам запрет нельзя отрицать, но рассматривать его как основание для образования государства не приходится. К нормам социального общежития такие ограничения вплоне походят в институт морали и нравственности, семейных отношений.
-
Спортивная школа права

Вспомним, спорт – посол мира. Так было. Наступило новое время – пора отторжения спортсменов от национального государства.
- - - -
И что с этой работать делать, как использовать все эти определения – обозначения теорий происхождения государства. Надо подвести черту под этот экспресс анализ. Порядка пятнадцати лет тому назад проводил экспрес-анализ теории государства и прав – вот с того момента и сформировалось убеждение и уверенность создания новой теории общества и права, частью в нем должен быть раздел государство и закон, и к ним описание новой правовой системы и правосудия. А то, что существует и вышло из подобного исторического процесса формирования теорий создания государства, полагаю, никого уже удовлетворить не может.

А с такой практикой сноса домов людей и дикого правового беспредела данная территория получает качество антиправового анклава. И кому он в таком качестве нужен – антиправовой кланово-развратный анклав. С одной стороны, присутствует попытка развить анклав, но какой в том смысл, если одновременно идёт полное разложение в нем даже намека на какое-либо право.

При таких процессах, при таком лице Калининграда, можно получить лишь ускорение пересмотра права на обладание регионом. Не забываем, что Европа начала менять своё отношение ко Второй Мировой войне, что происходит в рамках международного права. Государство перестаёт существовать как субъект международного права – нет его представительства на международных соревнованиях, участники соревнований есть, а флага и гимна нет.

Тридцать лет для государства – очень маленький срок. Получается, что у многих конструкций нет надлежащей правовой основы, но здесь делаются такие политические заявления международного плана, которые могут вызвать ответную более серьёзную реакцию. Международное право - это реальность.

Областной центр и область носят имя одиозного человека, имевшего отношение к расправам над людьми в тридцатых годах прошлого века. И это утверждение самой российской власти. Мировой истории такая память не нужна, отсюда и вопрос по аналогии, а не окажется ли название областного центра вычеркнуто с мировых карт.

Государство отобрало дом у философа, несколько ранее – у седьмой части цыган области – это полное попрание даже существующей Конституции, не говоря уже правах человека, обеспечиваемых всеми институтами международного права. И все в угоду частно-властной клановой системе, которую осталось только узаконить формально. Дошли или довели область до такого состояния. И это не несчастного философа заслуга. У сформировавшегося клана есть своя логика, которая положение будет только усугублять.

У государства, похоже нет понимания Калининградской ситуации, при том что процесс уже пошёл в разнос. Отбираете дом у одного философа и ставите под угрозу жизни всё население региона. Политическая безалаберность, вот и вся политика.

Одна из первых теорий, объясняющая природу государства естественноисторическими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой. Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.

Одной из распространенных концепций, которая изучает те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, рассматривает государство как результат насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие превращалось в первооснову государства.

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий. Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает.

В противовес индивидуально-психологическим теориям сторонники социальнопсихологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. На этой основе они строят и свое учение о происхождении государства и права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах.

Вопросы для самопроверки

1. Общие закономерности возникновения и развития государства.

2. Основные признаки государства.

3. Сущность и социальное назначение государства.

4. Раскройте содержание основных функций государства.

5. Дайте общую характеристику основных теорий, раскрывающих природу и сущность государства.

Читайте также: