Общественные движения 1860 1870 х гг кратко

Обновлено: 03.07.2024

Общественное движение в России в период правления Александра II

Реформы, которые проводились в России в 1860-70-х годах были достаточно ограниченными и противоречивыми, несмотря на всю их значимость для истории. Это оказало влияние на усиление идейно-политической борьбы и, как результат, привело к тому, что в общественном движении были сформированы три окончательных направления: революционное, либеральное и консервативное, которые представлены на рисунке 1.

Консерватизмом (франц. и лат. – сохранять) называли такое общественно идейно-политическое течение, которое отстаивало незыблемость и сохранность традиционных основ и устоев общества. Его приверженцы поддерживали самодержавие, которое, как они полагали, лежало в основе государства, а также говорили о необходимости свертывания реформ и проведения контрреформ, включая оставление права землевладения за помещиками. Среди консерваторов-идеологов были Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др.

Общественное движение в России в период правления Александра II


Рисунок 1 – Схема общественного движения в период правления Александра II

В основе консерватизма лежали чиновно-бюрократический государственный аппарат, периодическая печать и церковь. Они же были и основной его сферой распространения. Консервативный традиционализм вплоть до 1917 года признавали в качестве официальной идеологии России.

Либерализм (лат. – свободный) – это общественно-политическое течение, которое возникло среди интеллигенции, выступавшей за то, чтобы ввести конституционные начала в политико-правовую систему, а также продолжить реформы и ввести демократические свободы. Либералы были против революции и говорили об эволюционном пути развития страны. Именно поэтому они были вполне готовы сотрудничать и идти на компромисс с самодержавием.

Либеральное общественное движение было очень аморфным и у него отсутствовала какая-либо устойчивая организационная структура. Существовало множество серьезных разногласий между различными группами данного движения.

Император одобрил проект в основном, однако, в результате террористического акта, произошедшего 1 марта 1881 года, его убили народовольцы. Вслед за ним на престол вступил Александр III, который совместно с реакционным окружением, отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре отправился в отставку.

Наиболее активную позицию в общественном движении занимали представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, в основном силовым путем. Идеологией данного движения была теория особого развития России, некапиталистического, путем общинного социализма. Основными идеологами были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они подвергали критике капитализм и считали, что основной ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Из этих теоретических воззрений выросло новое радикальное течение – народничество.

Народничество

Пути достижения нового справедливого общества сформулировали другие идеологи революционного народничества, которые заложили основы трех идейных течений (рисунок 2):

Народничество


Рисунок 2 – Идейные течения народничества

На протяжении долгих лет, начиная со второй половины XIX и до начала XX века, эта теория утопического народнического социализма была основой большинства радикально-революционных течений и политических партий.

Также немаловажно и то, что в основе революционного радикализма лежали особенности социально-экономического и политического развития страны (самодержавная власть, ограниченность реформ, произвол полиции, отсутствие политических свобод, а также общинно-коллективистский уклад жизни большей части населения). Ввиду того, что в России не было гражданского общества, возникать там могли лишь только тайные организации.

Народническая идеология формировалась, начиная с 1861 года и вплоть до середины 1870-х годов. В это же время также создавались тайные революционные кружки.

Все это возникало в качестве результата неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 года. Основные организации изображены на рисунке 3.

Народничество


Рисунок 3 – Основные народнические организации

2. Освободительное (революционное) движение в 1861?1864 гг.

3. Революционные организации и кружки 1860-х ? начала 1870-х гг.

4. Революционное народничество 1870-х ? начала 1880-х гг.

а) Основные течения русского народничества в 1870-х гг.

5. Историография народничества.

1. Основные направления общественной мысли

В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман, Л. Ляшенко) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий) при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального, или революционно-демократического движения. Между тем, в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.

2) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. В настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергает сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как Владимир Александрович Черкасский, Александр Иванович Кошелев, Иван Сергеевич Аксаков и Юрий Федорович Самарин, которые принимали самое активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа — Земского собора, как истинного выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов, именно Земский собор, не ограничивая самой самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. Славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.

И западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства, категорически отвергали любые насильственные методы борьбы с царским режимом и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

3) Революционно-демократическое направление. 1860—1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического, или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников. В свое время вождь большевиков В.И. Ульянов (Ленин), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было:

а) признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества;

б) убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма;

в) признание самобытности русского экономического строя вообще, и крестьянской поземельной общины в частности;

г) убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка — крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.:

1) 1860-е гг. — создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов;

2) 1870 — начало 1880-х гг. — окончательное оформление народнической идеологии и деятельность самых радикальных организаций революционных народников;

3) 1880?1890-е гг. — разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества, а также начало распространения идей марксизма и создание первых социал-демократических организаций.

2. Освободительное (революционное) движение в 1861?1864 гг.

3. Революционные организации и кружки 1860-х ? начала 1870-х гг.

Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860-х — начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие структуры:

4. Революционное народничество 1870-х ? начала 1880-х гг.

а) Основные течения русского народничества 1870-х гг.

В начале 1870-х гг. народническая доктрина А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского была дополнена, прежде всего, по вопросам тактики рядом идей лидеров российской политической эмиграции — М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева.

Из бакунинского анархизма вытекал и его специфический аполитизм, т. е. отказ от политической борьбы в пользу более радикальной социальной борьбы. Иначе говоря, М.А. Бакунин не отрицал саму политическую революцию, но растворял ее в более глобальной, социальной революции.

1) передача всей земли в руки крестьянских общин;

2) полное общинное самоуправление;

3) право наций на самоопределение;

4) провозглашение гражданских и политических прав и свобод;

5) создание производственных землевладельческих и промышленных ассоциаций.

Чисто политические цели пока в программе не значились, а средства достижения своих программных установок землевольцы разделили на две части: организаторскую, т. е. пропаганду и агитацию своих идей, и дезорганизаторскую, т. е. индивидуальный террор в отношении видных представителей государственной власти.

1 марта 1881 г. около трех часов дня группа террористов подстерегла карету Александра II на берегу Екатерининского канала в Петербурге, и Николай Рысаков бросил первую бомбу в карету царя. Она не достигла цели, ранив только несколько казаков из его сопровождения. Но затем, когда оглушенный Александр II вышел из полностью разбитой кареты и направился к раненым казакам, второй террорист Игнатий Гриневецкий бросил новую бомбу, которая смертельно ранила императора и убила самого террориста.

17 марта 1881 г. все участники цареубийства были арестованы полицией, а уже 3 апреля шесть наиболее видных террористов — Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Григорий Гельфман, Тимофей Михайлов и Николай Рысаков, выдавший своих подельников полиции, были повешены на Семеновском плацу в Петербурге.

5. Историография народничества

Первоначально в дореволюционной исторической науке сложилась охранительная, или государственническая концепция народничества (С. Татищев), которая совершенно справедливо расценивала террористическую деятельность революционных народников как вереницу бессмысленных злодеяний.

Затем, в пику охранительной концепции, сложилась либеральная концепция народничества, представители которой (А. Корнилов) всячески приукрашивали деятельность народников как мирных деятелей либерального толка, терроризм которых они считали вынужденной мерой, и возлагали ответственность за конфронтацию и политический террор на царское правительство.

В настоящее время в историографии народничества существует два основных подхода.

А их оппоненты (Г. Кан) вернулись на позиции охранительной концепции и крайне негативно оценивают революционную деятельность народников.


  • сохранение старой социально-политической системы;
  • нерешённость крестьянского вопроса;
  • противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;
  • половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.

ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ

В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Крупнейшие представители консерватизма — государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

В основе идеологии консерваторов лежала теория официальной народности. Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НАРОДНИЧЕСТВО

Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

Сторонники либерального направления народничества (Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

Теории революционного народничества:

  • анархистское (М.А. Бакунин): Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.
  • пропагандистское (П.Л. Лавров — хождение в народ): Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию.
  • заговорщицкое (П.Н. Ткачев — террор): Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

Деятельность народников.

1860—1880-е гг. Возникновение революционных народнических кружков, члены которых выступали против капитализма, видели будущее России за социализмом, планировали построение нового общества в результате революции.

1874-1875 гг. Хождение в народ окончилось провалом.

2 апреля 1879 г. Совершено покушение на Александра II.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Начало массового рабочего движения. В разные годы существовали:

С конца 1880-х гг. в России появляются марксистские кружки:

Задачи кружков: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России.

Социал-демократы.

1898 г. I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) в Минске.
1903 г. II съезд РСДРП в Лондоне, приняты устав и программа. Выступали за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Раскол на большевиков (В. И. Ульянов) и меньшевиков (Л. Мартов).

Эсеры.

1902 г. Создание партии социалистов-революционеров (эсеров).
Опирались на крестьян. Лидер — В. М. Чернов. Выступали за уничтожение частной собственности на землю, раздачу её крестьянам. Тактика борьбы — террор.

Либералы.

Исторические деятели: А. М. Унковский; М. Н. Катков; Н. Г. Чер­нышевский; М. А. Бакунин; П. Л. Лавров; П. Н. Ткачев; М. А. Натансон; А. Д. Михайлов; Г. В. Плеханов; А. И. Желябов; С. Л. Перовская; В. Н. Фигнер.

Основные термины и понятия: либерализация; консерватизм; на­родничество; террор.




Исторические деятели: А. М. Унковский; М. Н. Катков; Н. Г. Чер­нышевский; М. А. Бакунин; П. Л. Лавров; П. Н. Ткачев; М. А. Натансон; А. Д. Михайлов; Г. В. Плеханов; А. И. Желябов; С. Л. Перовская; В. Н. Фигнер.

Основные термины и понятия: либерализация; консерватизм; на­родничество; террор.


В последней трети XIX века в российской идеологии можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное.

Консерватизм в Российской империи поддерживали представители всех сословий от дворянства до крестьянства. Среди лидеров консервативного течения можно выделить влиятельного публициста Михаила Никифоровича Каткова, а также обер-прокурора Синода и министра народного просвещения Дмитрия Андреевича Толстого.


Либеральная мысль в Российской империи, как и ранее, была представлена западниками и славянофилами. С середины XIX века их ряды пополнились разночинной интеллигенцией.

Разночинная интеллигенция — это особая категория в российском пореформенном обществе, выходцы из различных сословий, которые получили образование.

Разночинцы были оппозиционно настроены к российской власти, однако активно поддерживали Земскую и Крестьянскую реформы 1860-х годов. Так, пытаясь улучшить быт крестьян, они работали в земствах учителями, врачами, журналистами; становились мировыми посредниками при проведении Крестьянской реформы.


Однако после начала проведения реформ 1860−1870 годов многие либерально настроенные общественные деятели разочаровались в них. Поэтому от полемики о судьбе России они стали переходить к идее более решительных методов преобразований в государстве.

Среди земских либералов также были сторонники активной борьбы, которые собирались в кружки. Они распространяли среди крестьян листовки с призывом подняться на всеобщий бунт для получения настоящей свободы.

Во второй половине XIX века в России популярными стали идеи нигилизма. Особое распространение он получил среди разночинной интеллигенции.

Нигилизм — это философия, отрицающая общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.


Под влиянием идеи отрицания всего ради достижения своих целей в российской общественной мысли оформилось радикальное направление. Целью его сторонников была смена власти, которая могла бы быть достигнута активной борьбой. Например, путём революции, восстания либо заговора.

Так, с 50-х годов XIX века Герцен начал выдвигать теорию русского (или общинного) социализма. Он считал, что только в России сохранилась настоящая крестьянская община. И именно она является той основой, на которой можно будет построить социализм.

В 1870-е годы в радикальном направлении общественной мысли появилась теория русского народничества. Сторонники народничества отрицали идею о прогрессивности капиталистического развития и провозглашали самобытный путь развития российской экономики, который заключался в народном производстве. Посредством этого человечество неизбежно должно прийти к социализму.

Однако насчёт методов достижения своих целей у народников не было единого мнения. Поэтому в итоге движение разделилось на три направления — бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое.

Идеологом бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин. Он считал, что государство мешает развитию личности, поэтому отрицал любую власть. По мнению Бакунина, к революции необходимо было призвать народ, который уже абсолютно готов к активным действиям.

Идейным вдохновителем пропагандистского направления выступил Пётр Лаврович Лавров. Он считал, что крестьянство ещё не до конца готово к революции, а двигателем исторического развития является интеллигенция. Именно интеллигенция должна была проводить пропаганду в массах, чтобы подготовить всеобщий бунт.

Теоретиком заговорщицкого направления стал Пётр Никитич Ткачёв. Он не верил, что революция возможна силами народа. Ткачёв делал ставку на заговор, вооружённый переворот, захват власти. А уже революционное правительство должно было провести необходимые для победы социализма преобразования.


Позже в неё вступили Андрей Желябов, Сергей Кравчинский, Вера Фигнер, Софья Перовская. Всего организация насчитывала около 200 членов. Она состояла из основного кружка и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи, а также имела свой печатный орган, программу и устав.

Деятельность организации делилась на две группы: организаторская и дезорганизаторская.

Организаторская деятельность подразумевала сотрудничество с враждебными правительству организациями; революционную пропаганду среди всех сословий; агитацию через периодическую печать.

Дезорганизаторская деятельность включала в себя индивидуальный террор против неугодных чиновников; привлечение на свою сторону служащих различных правительственных организаций; поиск сторонников в российской армии.

В народе революционеры воспринимались как борцы против правительственного произвола. Их деятельность имела широкую поддержку в обществе. Например, в 1878 году Вера Засулич, которая совершила покушение на петербургского градоначальника Фёдора Трепова, во время суда была оправдана присяжными заседателями.


Безрезультатная борьба власти с террористами привела к оживлению либерального движения в конце 1870-х годов. Со страниц журналов и в письмах императору либералы призывали к совершенствованию государственного строя и продолжению преобразований.

Кроме этого, в 1880 году состоялось очередное неудачное покушение на Александра II, совершённое Степаном Халтуриным в Зимнем дворце. После этого императором был создан чрезвычайный государственный орган -Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия.

Комиссию возглавил талантливый военачальник Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Чтобы упорядочить борьбу с террором, он предпринял ряд мер: провёл реформу органов безопасности и ограничил цензурный надзор.


Принятие проекта Лорис-Меликова не превратило бы Россию в полноценную конституционную монархию, однако самодержавие было бы немного ограничено.

Подведём итоги. В пореформенный период существовало три направления общественной мысли: консервативное, либеральное и радикальное. Народники пытались переустроить российское общество на основе общинного социализма, но успеха не имели. Деятельность террористов-народовольцев в конечном итоге привела к сворачиванию реформ.

Читайте также: