Обучающиеся и их категории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Работаю с различными категориями обучающихся. Практически в каждом классе дети из социально неблагополучных семей, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья Для работы с различными категориями обучающихся, составлены планы, в которых спланированы занятия, уровень знаний, формы работы, разработаны критерии оценивания. . Для каждой категории детей продуманы формы и методы работы, составлена картотека для адресной работы с обучающимися. Каждый год обновляю картотеку по различным категориям обучающихся.

На уроках технологии я использую следующие виды деятельности:

- проблемно - развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- информационно - коммуникативные технологии

- задания творческого и нестандартного характера.

Использую современные образовательные технологии: личностно- ориентированное развивающее образование на основе системно - деятельностного подхода; уровневой дифференциации обучения; проблемного обучения, проектной и научно- исследовательской деятельности, провожу классные часы.

Дети из семей мигрантов.

В 2016- 2017 учебном году в 8 класс поступил учащийся из семей мигрантов Абдухоликов Саиджон Мирсидикович ( таджик).

Я, как учитель и класссный руководитель, предоставила мальчику условия для обучения с учётом особенностей его психофизического развития и состояния здоровья.

Мною была пересмотрена учебная и воспитательная работа в связи с создавшейся ситуацией.

Я использовала в своей работе разнообразные методы и приёмы психолого-педагогической помощи детям из семей мигрантов: тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации, групповую работу по преодолению страха; психологическое консультирование и психотерапию, что способствовало выявлению личностных особенностей учащихся.

На уроках применяю дифференцированный подход: карточки, ответ учителю после уроков, ответ на тетрадном листочке.

Папа этого ребенка частый гость в нашей школе. Он интересуется учёбой своего сына, помогая ему успешно усваивать учебный материал.
Использованные в работе приемы дают положительные по предмету.

Работа с одарёнными детьми.

Во внеурочной деятельности у обучающихся повышаю мотивацию, развиваю познавательную активность и индивидуальные способности. Использую активные методы и приёмы работы: фронтальную, работа в парах, группах, творческих мастерских, создаю ситуацию успеха.

Обучение и воспитание ведётся только в сотрудничестве: учитель- ученик- родитель.

Системная работа способствует интеллектуальному, спортивному, творческому участию учащихся в различных конкурсах разного уровня.

Поиски эффективных форм, методов, приёмов и технологий работы с талантливыми детьми продолжается.

Систематически ведётся работа по индивидуальному консультированию родителей по проблемам их детей, связанных с образовательной деятельностью

Дети из социально неблагополучных семей.

Методы, которые использую в своей работе с детьми из социально-неблагополучных семей.
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.

Основной целью моей деятельности в работе с социально-неблагополучными семьями является - создание благоприятных условий для развития личности обучающихся.
Задачи:

Выявление и поддержка обучающихся, оказание им своевременной помощи.

Формировать здоровый образ жизни. Проводить просветительскую работу с обучающимися и их родителями.

Развивать у обучающихся и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь между обучающимися и их семьей.

  • профилактическое направление;
  • защитно-охранное направление;
  • организационное направление.

Для работы с такой семьей разрабатываются конкретные меры, чтобы помочь родителям почувствовать необходимость заботы о своем ребенке их семьями.

С учащимися ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
-индивидуальные и групповые беседы с обучающимися;
- посещение и наблюдение на уроках с целью выявления уровня подготовки обучающихся к занятиям;
-вовлечение подростков в социально значимую деятельность через занятость их в творческой, спортивной деятельности( кружки, секции), участия в общешкольных мероприятиях.

Результатами моей работы с детьми из социально – неблагополучных семей является:

  • Отсутствие учащихся состоящих на всех видах профилактического учета в течение 5 лет.
  • Из анализа своей работы можно сделать следующий вывод – что моя система работает.

Результативность, эффективность деятельности учителя по созданию

условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

На уроках и во внеурочной деятельности повышаю своё педагогическое мастерство, самосовершенствуюсь, обобщаю свой опыт работы, участвую в различных районных и школьных мероприятиях: конкурсах, семинарах и др. Создаю условия для эффективной работы по оказанию адресной помощи с различными категориями обучающихся в классе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени.


Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей. Для достижения положит.

Организация работы с различными категориями обучающихся

Еприна Т.Л. организует воспитательную работу с различными категориями обучающихся, согласно муниципальной «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организа.


Описание опыта работы с различными категориями обучающихся.

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально - неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей м.


Школьный музей как ресурс дополнительной работы с различными категориями обучающихся среднего звена общеобразовательной школы

Работа в школьном музее как часть дополнительного образования.


5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра.


Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ, до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи.

Статья 33. Обучающиеся

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

2. Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами.

Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся– от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений, аспирантов и докторантов.

Так, в зависимости от соответствии оттипаивидаобразовательных учреждений, уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).

В соответствиис формами обученияможно выделить такие категории обучающихся как:

обучающиеся по очной форме обучения;

обучающиеся по заочной форме обучения;

обучающиеся по вечерней форме образования;

Есть еще одна категория обучающихся, которая не может быть отнесена к названным категориям - обучающиеся в семье, поскольку их обучение осуществляется вне стен образовательного учреждения, хотя остальные основные требования (соответствие содержания обучения образовательным программам и государственным образовательным стандартам) сохраняются.

В зависимостиот способа финансирования образовательных услугобучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях (предприятия, учреждения, различного рода общественные объединения и организации). Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Категории обучающихся, их права и меры социальной поддержки регламентируются:

Категории обучающихся

Обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации статья 33 Закона об образовании разделяет на следующие категории:

воспитанники:

  • лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования,
  • лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

учащиеся:

  • лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, ;

студенты (курсанты):

  • лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования,
  • программы бакалавриата,
  • программы специалитета или
  • программы магистратуры;

аспиранты:

лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

адъюнкты:

лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

ординаторы:

лица, обучающиеся по программам ординатуры;

ассистенты-стажеры:

лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

слушатели:

  • лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы,
  • лица, осваивающие программы профессионального обучения,
  • а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

экстерны:

лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Специальные названия обучающихся

Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе:

  • предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

Документы, подтверждающие обучение обучающихся:

студентам (курсантам) - бесплатно предоставляется зачетная книжка,

а студентам - также студенческий билет;

образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

иным категориям обучающихся документы, подтверждающие их обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдаются в случаях, предусмотренных законодательством РФ или локальными нормативными актами.

Основные права обучающихся

В соответствии со статьей 34 Закона об образовании обучающиеся имеют следующие права:

выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами;

выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством РФ порядке;

бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

участие в соответствии с законодательством РФ в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения РФ по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

Меры социальной поддержки обучающихся

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;

обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ;

получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Право обучающихся на дополнительные меры социальной поддержки:

обучающиеся, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе:

вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (ГИА) в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

указанные обучающиеся, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, БЕСПЛАТНО;

при прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе;

обучающиеся имеют право:

на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами;

привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, ЗАПРЕЩАЕТСЯ;

обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке;

принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях НЕ ДОПУСКАЕТСЯ;

обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право:

создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ:

обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах,

а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами РФ.

в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе:

учредитель или уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности;

в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки:

учредитель или уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности;

порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам изучавшимся в соответствии с учебным планом:

образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль "За особые успехи в учении", образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


Одним из важнейших условий в работе педагога является создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально — неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети — инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно — опасным) поведением.

Новизна моего инновационного педагогического опыта в работе с разными категориями учащихся заключается в способности научить их самостоятельному добыванию информации из любых источников и правильному использованию её в учебной, познавательной и социальной практике; методике учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; построению индивидуальной образовательной траектории, толерантного отношения друг к другу. Потенциальная полезность опыта выражается в передаче учащимся способов целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

Актуальность опыта заключается в возможности научить одарённых и находящихся в трудных жизненных ситуациях детей самостоятельно определять цели своего обучения, умению планировать пути их достижений, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Всё это создаёт комфортное настроение учащихся, удовлетворённость учебным процессом. Учащиеся находятся на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознают смысл и результат своих усилий, что позволяет им чувствовать себя значимыми и самодостаточными.

Эффективность опыта заключается в формировании активной гражданской позиции, патриотизма, духовности учащихся средствами образовательно-воспитательного процесса. Принципы, положенные в основу образовательно-воспитательной деятельности способствуют формированию базовых национальных ценностей — основных моральных установок, формированию доброго уважительного отношения всех участников учебного процесса друг к другу.

Перспективность представляемого опыта заключается в формирование модели выпускника, гражданина и патриота, конструктивного, мобильного, интеллектуального, независимо от того, к какой категории обучающихся он относится.

Содержание опыта профессиональной деятельности: важными принципами при организации любого вида внеурочной деятельности, на уроках истории и обществознания с учащимися разных категорий считаю добровольность, свободный выбор приложения своих сил, самостоятельность учащихся, дающие им возможность в будущем применить свои навыки и умения в реальных жизненных ситуациях. Для достижения цели представляемого инновационного педагогического опыта повышаю квалификацию в русле тенденции инновационных изменений в системе современного образования, владею технологиями целеполагания, проектирования, способностью анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль и педагогическую деятельность в целом.

Стараюсь рационально организовать учебно-воспитательный процесс, в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными способностями и гигиеническими требованиями. Слежу за соответствием учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащихся одарённых и девиантного поведения. Включаю в занятия оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательную гимнастику, минутки релаксации, слежу за правильными позами учащихся, стараюсь подбадривать их словом и взглядом, планирую смену деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Одним из важнейших средств формирования метапредметных результатов учащихся считаю использование ИКТ и ЭОР, что значительно повышает интерес к изучению истории и обществознания и внеурочной деятельности как у детей одарённых, так и трудных.

Первой причиной и главным фактором девиантного поведения у детей считаю семью . В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям ребёнок смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими, с одноклассниками. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т. п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.

Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.

Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления девиантного поведения можно выделить следующие:

– наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;

– одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка;

– отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.

Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в трудные жизненные ситуации. Как помочь им?

Очень действенный и диагностический вариант в обучении данной категории учащихся, но он возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т. д. данного учащегося провожу со всем классом, чтобы учащийся не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатываю и составляю программу индивидуальной помощи обучающимся, рекомендации педагогам, родителям.

Использование коррекционного метода обеспечивает мнесоздание ситуации успеха, условий для участия моих воспитанников в полезной общественно и личностно значимой деятельности. Применение метода самостоятельности позволяет формировать готовность учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т. д.

Главным условием успеха в работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, считаю высокую культуру общения и педагогический такт, долготерпение и веру в силы учащегося, постоянную поддержку, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяю различные формы работы:

– вовлечение во внеклассные мероприятия;

Взаимодействие с участниками образовательного процесса: в своей практике при организации работы с детьми разных категорий стараюсь взаимодействовать с коллегами, советуясь, как поступить в той или иной ситуации, найти правильное решение. Особое внимание совместно с коллегами по работе уделяется привлечению к формированию у учащихся правильной жизненной траектории представителей разных служб, систематически проводящих профилактические мероприятия с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних подростков.

Существенную помощь в воспитании подростков оказывают сотрудники ДДТ и Дома молодёжных организаций, с которыми организую совместные мероприятия для разных категорий учащихся.

– особо значимыми результатами в работе с детьми разных категорий считаю следующие моменты: на протяжении всей моей педагогической деятельности со стороны администрации школы мне предлагается руководство классными коллективами, в которых не менее 20 % учащихся девиантного поведения, как владеющей методикой работы с данной категорией учащихся;

– систематически наблюдается положительная динамика исправления учащихся девиантного поведения на основании проводимых мониторингов;

– одарённые дети показывают позитивные результаты в учебном труде и во внеурочной деятельности (высокие результаты ЕГЭ, победы в конкурсах разных уровней, олимпиадах).

Читайте также: